Не пропусти
Главная » Что? Где? Когда? » Как помочь первокласснику адаптироваться к школе? В первый класс — Школа родителей — Каталог статей — Верные друзья

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе? В первый класс — Школа родителей — Каталог статей — Верные друзья

Сайт учителя начальной школы Кулаковой Натальи Ивановны

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе? В первый класс - Школа родителей - Каталог статей - Верные друзья

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе? В первый класс - Школа родителей - Каталог статей - Верные друзья

Физиологическая адаптация Этапы приспособления

Адаптация — это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме -это и есть физиологическая адаптация. В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.

— Первые 2-3 недели называют » физиологической бурей » или » острой адаптацией «. Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

— Следующий этап адаптации — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

— После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых — значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.

Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

Продленка для первоклассников — мера настолько вынужденная, что даже говорить о ней тяжело. Если есть хоть малейшая возможность, постарайтесь избежать ее. Понятно, что большинство родителей работает, и далеко не у всех деток есть бабушки и дедушки, готовые подставить плечо в этот труднейший момент. Однако из любого положения есть выход. И не всегда этот выход — продленный день. Многих деток сейчас забирают из школы няни. Найти пенсионерку, которая за 50-70 рублей в час согласится обихаживать наше чадо, достаточно несложно. Бывают и вовсе интересные варианты. На одном родительском форуме мама с восторгом рассказывает, как их семью выручает четырнадцатилетний подросток, сын их друзей. Он забирает девочку-первоклассницу из школы после шестого урока (до трех часов, пока мальчик учится, она обедает и гуляет с группой продленного дня), водит в кружок, кормит, помогает делать уроки и с рук на руки сдает родителям, вернувшимся с работы. И платят они ему по 150 рублей в день, и все довольны!

После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Домашние задания — те самые, которых по закону в первом классе не должны задавать! — вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока в школе. По данным исследований, первоклассник недосыпает полтора-два часа. Говорить о хорошем физическом состоянии ребенка, который не бывает на воздухе, не двигается, ест когда попало и что попало, и сидит за письменным столом или за компьютером в течение нескольких часов, а потом два-три часа у телевизора, не приходится.

Говорят, что мышцы человека за последние сто лет стали получать нагрузку в сто восемьдесят раз меньшую, чем прежде. А от их деятельности напрямую зависит работа отдела мозга, который заведует работой желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. Между тем достаточно два раза в неделю хотя бы по тридцать минут поиграть, например, в футбол — и в мозгу человека возникнет новый очаг радостного возбуждения, который со временем, если занятия физкультурой станут систематическими, подавит очаг застойного отрицательного возбуждения, откроет путь к выздоровлению. С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым. Но если родители не хотят быть готовыми к тому, что любимое чадо станет хворым и болезненным, что тогда? Тогда все просто, настолько просто и давно всем известно, что даже и напоминать-то неловко. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (перед выполнением домашнего задания и перед сном общей продолжительностью 3-4 часа). Да, обеспечить такие долгие прогулки, причем это должны быть именно подвижные игры на как можно более чистом воздухе — крайне сложно. Но именно на такой продолжительности настаивают педиатры и невропатологи. Между тем подсчитано, что обычно первоклассник гуляет в среднем 29 минут в день! А как же уроки физкультуры, разве их мало? Да, физкультура — дело неплохое. Но двух уроков в неделю мало, катастрофически мало, и проблемы они не решают. Даже три урока физкультуры, как считают специалисты, компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности детей. Ребячьему организму, который растет активно только в движении, необходимо не менее восьми часов занятий физкультурой в неделю — по полтора — два часа в день! Иначе дети не смогут восстановить свои силы. Вот и начинают болеть первоклашки — потому что такую интенсивную физическую нагрузку имеют лишь единицы из них. Что же делать? Прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным утренним пробежкам, к прогулкам перед сном — все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.

Перед поступлением в первый класс все дети посещают окулиста. Но следует помнить, что при неблагоприятных условиях резко возрастающая нагрузка на зрение приводит к тому, что близорукость появляется и начинает прогрессировать буквально молниеносно. Поэтому родители должны держать руку на пульсе и постоянно следить за зрением своего первоклашки. Нужно обязательно следовать советам врачей и минимизировать пребывание новоиспеченного школьника перед телевизором и монитором компьютера, если уж нет возможности вообще свести их на нет. Письменный стол ребенка должен, как известно, стоять возле окна так, чтобы дневной свет падал слева для правшей и справа для левшей. Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка за столом — расстояние от книги или тетради до глаз должно соблюдаться неуклонно, иначе страдает не только осанка, но и зрение. Школа, к сожалению, тоже нередко вносит вклад в ухудшение детского зрения. Сплошь и рядом освещение в школах недостаточное. Так что не сочтите за труд, обязательно наведайтесь в класс и посмотрите, все ли лампы горят, не мигают ли они. И если увидите, что что-то не в порядке, вместе с другими родителями примите меры — купите лампы, замените неисправные, отремонтируйте. Это же ваш ребенок сидит при плохом освещении по четыре часа в день! По правилам, учитель обязан периодически менять местами деток из крайних колонок. Почему? Средняя колонка смотрит на доску прямо, а боковые — под углом. Чтобы время от времени менять угол зрения на доску, учитель и должен пересаживать младшеклассников. Почаще спрашивайте чадо, удобно ли ему сидеть за партой, все ли видно на доске. Очень и очень часто маленькие школьники, не видя написанного на доске, молчат, стесняясь признаться в этом учительнице. Так что это наше дело, дорогие родители — следить за здоровьем ребенка, за комфортностью пребывания его в школе — даже в мелочах! Вернее сказать, мелочей в первом классе нет. Все работает либо на здоровье, либо на болезнь.

Психологическая адаптация Ребенок волнуется

Поговорим немного о настроении ребенка перед 1 сентября и в первые школьные дни. Чаще всего он волнуется. Волнение бывает двоякое. Одно помогает, снимает все негативные эмоции, дает лишние силы и приподнятое настроение. Так ребенок может всю ночь не спать, «помогать вам» подшивать его брюки к первому сентября, а утром встать довольным, бодрым и веселым. Ну а другое, наоборот, совершенно обессиливает, и человек встает разбитый и усталый. Особенности детской психики таковы, что измученный волнением, переутомленный ребенок может казаться бодрым и свежим целый день, а вечером, откуда ни возьмись — слезы, крик, отчаянье. Что случилось? Вечером — ничего. Это он переволновался прошлой ночью и утром. Последние дни перед 1 сентября и начало учебы — трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но вдруг ни с того ни с сего начинаются капризы, даже истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника тем не менее откуда-то возникают резкие перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Хочу-не хочу, буду-не буду, пойду-не пойду. Чистоплотная девочка запросто может перестать умываться на ночь, а вот грязнуля, наоборот, вдруг начинает мыться «по утрам и вечерам», а то и в середине дня. С полутора лет дитя пользуется горшком, сбоев никогда не было, а тут еженощно мокрая постель. Как вариант — не заснуть вечером, ни с колыбельной, ни под любимую тихую музыку, ни на ручках у папы. Лежит до двенадцати, до часа, сам измучился и всех измучил, но не спит. Или так: любимых котлет не хочу, мороженое уберите, от него меня тошнит — подайте рыбы, которую раньше терпеть не мог. И еще рыбы. И наутро не забудьте рыбу поджарить. Что такое? Заболел? Да, заболел. Волнением. А бывает и иначе. — Наш-то какой ответственный! Утром вскочит, постель заправит, умоется и в школу за полчаса до уроков бежит. Вот уж не знали, не гадали, что такой серьезный у нас вырос.

— А наша доченька! Ранец сложит, форму на плечики повесит, ровно в девять засыпает. А и неряшка была, и в кровать вечером не загнать. Что школа-то с девчушкой сделала! Хорошо ли это? Удобно — да. Конечно, со стороны кажется, что ребенок все обдумал и решил вставать рано, чтобы его не будили родители, но детям семи-восьми лет такое поведение несвойственно. Просто у вашего ребенка сильный стресс. Такое случается сплошь и рядом. Кто-то из родителей заметит, взволнуется, а кто-то не обратит внимания. Задача родителей — не дать стрессу стать дистрессом. Теория стресса и дистресса, разработанная Гансом Селье, четко разделяет стресс положительный и стресс отрицательный, или дистресс. Стресс — любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы. Стресс может быть и физиологическим — например, холодное обливание, оно стимулирует организм. Голод в течение определенного периода — стресс, при котором тело избавляется от шлаков и мощно оздоравливается. Но за границами адаптивных возможностей организма стресс начинает разрушать его, делается дистрессом. Длительный голод приводит к истощению и смерти, длительный холод к болезни вплоть до той же смерти. Длительное нервное напряжение — к нервным болезням, срывам, оно калечит психику, ранит душу. Понятно, что серьезные жизненные перемены — стресс для всякого человека: и взрослого, и ребенка. Ребеночек еще маленький, ему они даются тяжелее. Мы с вами уже пережили столько потерь, столько неприятностей и перемен в жизни, что новые воспринимаем притупленно. Ремонт? Да, ужас, но практика показывает, что он скоро закончится, вещи встанут по местам и жизнь войдет в свое русло. Выгнали с работы? Противно, горько, но я же знаю, что найду другую, без работы не останусь. Бросил муж? В первый раз кажется, что жизнь кончилась, второй — гораздо легче, в третий раз мы уже в самые тяжелые минуты разрыва твердо знаем, что даже с уходом любимого человека жизнь продолжается. А ребенок не имеет опыта проживания перемен и потерь. Душа у него нежнее. Смерть хомяка может стать трагедией на месяц. Переезд на новую квартиру с большой красивой детской — вызвать любые непредвиденные ощущения от болей в животе непонятной врачам этиологии до бессонницы. А поступление в школу? Это тоже стресс, да еще какой! На стресс ребенок выдает некую реакцию. И от того, что скажем и что сделаем в ответ мы, родители, зависит, будет ли успокаиваться душа маленького человека, возвращаться потихоньку на круги своя — или этот стресс забьется в угол, как зверек, останется в душе на всю оставшуюся жизнь болью. Причина боли давно забудется, и проявляться она станет в самых неожиданных, самых непредсказуемых ситуациях. Вот дитя начинает грубить, хамить, проявлять агрессивность, чего за ним раньше никогда не замечалось. Мать растеряна и обижена: — Гордый стал, не подступись! Я, говорит, теперь школьник, ты мне, говорит, не указ. Я, говорит, теперь учительницу только слушаю. Скажет она мыть посуду — буду мыть, а ты мной не командуй! Если мама даст себе волю обидеться, начнет ставить на своем и решать вопрос: «кто кого?», ничего доброго в ответ ребенок от мамы не услышит: — Ты как с матерью разговариваешь? Ишь, разошелся! Да нет, не разошелся. Наоборот, вполне возможно, что бессознательно бьется как рыба, выброшенная на берег, пытаясь вновь оказаться в спасительной воде. Вернуться туда, где он был маленьким, где папа-мама заключали в себе весь мир, где любили и наказывали за простые, понятные вещи и был понятен и определен статус каждого в семье. Назад, в детство! Но не тут-то было! Вместо понимания родители поймают эту бедную, выброшенную на берег рыбку, посыплют солью, обваляют в муке и зажарят. Проще всего начать эскалацию наказаний. Ты так? А я тебя вот эдак. Ты в ответ еще и вот что удумал? Так я тебе. Конца такой борьбе не бывает. Как не бывает в ней и победителей. Проигрывают все.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Как научить ребёнка считать легко и без ошибок в уме до 20, 30 или 100 — Hoppediz

Как научить ребёнка считать легко и без ошибок в уме до 20, 30 или 100 Первые математические знания ребёнок получает в семье. Очень важно правильно организовать этот процесс, чтобы дошкольнику было легче учиться в школе.

Как помочь сыну адаптироваться к школе — Новый герой

Поход в первый класс всегда сопровождается стрессом. Как для ребёнка, так и для родителей. Но, мы можем приложить усилия, чтобы сделать процесс адаптации легче и безболезненнее.

Как помочь ребёнку хорошо учиться? — Украинская соцсеть для мам

Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в школе один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и в физиологическом плане.

Как научить ребёнка считать до 10

Даже несмотря на то, что ваш наследник всё больше похож на взрослого, его речь активно развивается, появляются ролевые игры и восхитительная тяга к самостоятельности, непосредственно в счёте успехи ребёнка к этому возрасту могут быть в два раза скромнее.

Как научить ребёнка справляться с неудачами

Вопрос, как научить ребёнка справляться с неудачами, вовсе не праздный. Многие взрослые отмечают, что их чада не «держат удар», истерят, отпускают руки при столкновении с неуспехом.

Как помочь ребёнку хорошо учиться в школе — Родителям — Полезные статьи — 4 Б класс

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе? Успеваемость ребенка в школе во многом зависит от родителей. Хотя ребенок проводит большую часть времени за обучением именно в школе, тем не менее, родители в состоянии существенно помочь своим детям преуспеть в учебе.

Как помочь ребёнку хорошо учиться в школе — 18 Июня 2013 — Персональный сайт

Успеваемость ребенка в школе во многом зависит от родителей. Хотя ребенок проводит большую часть времени за обучением именно в школе, тем не менее, родители в состоянии существенно помочь своим детям преуспеть в учебе.

Как научить ребёнка плавать

Сегодня у родителей есть возможность выбора: доверить обучение малыша плаванию инструктору-специалисту либо делать это самостоятельно. Если ребенок маленький, то, конечно же, он больше доверяет папе с мамой, и рядом с ними будет чувствовать себя более защищенным, нежели с чужим дядей.

Как помочь ребёнку хорошо учиться в школе

Что делать, если ребенок не хочет учиться. Советы измученным родителям и самому ребёнку Здравствуйте) Быстро и незаметно уже практически закончилась первая половина учебного года, не для всех детей походы в школу являются радостным событием и их можно понять – немалые нагрузки, постоянная ответственность, иногда не слишком хорошие оценки, недовольство учителей и родителей.

Как научить ребёнка одеваться самостоятельно

Не секрет, что многие родители с нетерпением ждут момента, когда подрастающие дети станут немного самостоятельнее, научатся есть и ходить в туалет без помощи взрослых, одеваться, обуваться и и завязывать шнурки самостоятельно.

Как помочь ребёнку сохранить увлечённость к школе

Как и со многими остальными моментами, любовь к обучению это то, что наши дети вдыхают с воздухом, которым они дышат. Если вы любите учиться новым вещам, если вы любите решать проблемы, если вы любите практиковать новые навыки, пока вы не освоите их, так будут поступать и ваши дети.

Как научить ребёнка не бояться воды — Медицинский консультант

Надо действовать постепенно, с терпением и фантазией, помня, что лучший способ заставить ребенка что-то сделать – заинтересовать его в этом. Если малыш упорно отказывается заходить в воду – не настаивайте.

Как помочь ребёнку разрешать детские конфликты?

Дети всегда будут оставаться детьми и споры, которые возникают между ними на детских площадках, всегда будут бурными и полными эмоций. Как вы думаете, когда родителям стоит вмешиваться в детские конфликты, а когда предоставлять возможность малышам разбираться самим? Классический сценарий: двое детей счастливо возятся в песочнице, но вдруг один забрал игрушку другого и, следующий эпизод который вы видите – детские слёзы.

Как помочь ребёнку развиваться

Как помочь ребёнку развиваться. Развивающие игры для детей до года Почти все родители задаются вопросом, как помочь ребёнку развиваться: что нужно делать и в какие игры играть с малышом, например, в 3 месяца, что изменить в 5 и так далее.

Как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно Комаровский: советы главного педиатра по обучению карапуза

Малыш растет, и родители с гордостью наблюдают, как изо дня в день он становится все активнее и самостоятельнее. Ребенок все хочет попробовать сделать без помощи взрослых — хватает бутылочку и пьет из нее, достает свои любимые игрушки из корзинки и затем кидает их обратно.

Как помочь ребёнку преодолеть школьные проблемы?

В школе у детей возникают проблемы. Как помочь ребёнку справиться со школьными задирами? Очень часто дети, которые до школы находятся дома с няней, а не в детском саду, не имеют опыта общения со своими ровесниками, и у них возникает множество проблем, когда они идут в школу, в классе они не могут постоять за себя или решить свою детскую проблему.

Как научить ребёнка есть ложкой

Если ребенок проявляет интерес ко взрослой пище или пытается сам взять ложечку, которой он кушает, это означает, что он уже готов начать учиться есть ложкой самостоятельно.

Как помочь ребёнку преодолеть страх

Страх, являясь такой же эмоцией, как радость, гнев и печаль, играет немаловажную роль в жизни ребёнка. С одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков.

Как помочь ребёнку преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?

Как помочь ребёнку преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой? Владение собой - это настоящее искусство, которое постигается всю жизнь. Не каждый взрослый в состоянии полностью контролировать свои эмоции и поведение.

Как научить ребёнка делиться? Детский сад — Мамин Клуб

Моё! кричит двухлетка и вырывает куклу или машинку их рук своего друга. Нет! кричит Твой ребёнок, когда кто-то пытается взять любимый мяч Твоего малыша. Как научить двухлетку делиться? Консультирует эксперт Маминого Клуба Диана Занде.

Как научить ребёнка делиться?

В дом приходят гости, и ребёнок без лишних слов хватает ваш мобильный, ключи, собственную куклу, всё, что в состоянии унести, и мчится прочь. Знакомая история? Концепцию личной собственности дети осваивают одной из первых, так что неудивительно, что эгоизму они учатся раньше, чем умению делиться.

Как научить ребёнка быть аккуратным — Детские стихи

Аккуратный ребенок – мечта каждого родителя. Аккуратность отличительная черта личности и не просто отличительная, а характеризующая человека исключительно с положительной стороны.

Как научить подростка общаться со сверстниками?

Вопросом необщительности подростка обычно озабочены жутко активные и общительные родители, которые не могут поверить в то, что у них появился малообщительный или вообще необщительный ребенок.

Как помочь ребёнку полюбить школу, Образование, Общество, Аргументы и Факты

Эксперты отвечают на вопросы читателей «АиФ» о школе и Учитель снизила отметку дочери за то, что она между цифрами пропустила не две, а три клеточки. Почему? Ведь она всё решила без ошибок! Отвечает Ефим Рачевский, член комиссии Общественной палаты по развитию образования: - В данном случае учитель снизил отметку законно, поскольку пропуск лишней клеточки - нарушение орфографического режима.

Рейтинг@Mail.ru