Истина гласит, что любимый предмет в школе для детей – это звонок, и большинство дошколят ждут момента, когда он впервые прозвенит именно для них. Родители же в это время задумываются о том, насколько и когда необходимо начинать подготовку к школе? С этими вопросами мы и обратились к директору семейного оздоровительного центра Мумидом Наталье Павлычевой-Пугач.
Когда начать подготовку к школе? мы обсудим этот вопрос вместе с директором семейного оздоровительного центра Мумидом Натальей Павлычевой-Пугач.
Наталья, когда и с чего бы вы рекомендовали начинать готовить детей?
Я убеждена, что готовиться к школе нужно, как можно раньше, хотя бы с трёх лет, а то и с года. Первое и самое очевидное, на что могут обратить внимание родители речь ребёнка.
На сегодняшний день, проблема развития речи встречается чаще других. Более ста лет существуют нормы, по которым ребёнок должен произносить первые слова уже в год и полтора. Конечно, если речи нет, то вас могут начать убеждать, что, мол, заговорит ещё. Заговорит, но для становления речи нужно время, и в редких случаях бывает так, что малыш молчит, молчит, а потом раз, и догоняет уровень своих сверстников.
Опять же, мы рассматриваем речь не как произношение звуков, а как средство коммуникации: обращение, просьба, требование, согласие или несогласие. И по её развитию можно судить, насколько гармонично развиваются психика и мышление. Если к полутора годам осознанной речи нет имеет смысл показать ребёнка специалистам: психологу раннего развития, неврологу и логопеду.
Но ведь логопеды, как правило, не работают с детьми в таком возрасте?
Да, действительно логопед с классическим образованием обычно начинает работу с детьми 3-4х летнего возраста, и эта работа идёт над развитием речи, её произношением. То есть, предполагается, что речь уже есть. Наши врачи смотрят детей и в год, и в полтора.
Благодаря тому, что специалисты центра работают с нарушениями и патологиями, они намного глубже знают о том, с чего должна начинаться речь и как развиваться. И иногда для её успешного развития нужно сделать маленький шажок, подтолкнуть ребёнка. Мы так много уделяем внимание речи, так как это самое главное, она тянет за собой многие процессы.
Оздоровительный центр Мумидом
Если речь задерживается, задерживаются и психические процессы, память, внимание, мышление, эмоциональная составляющая. Чтобы одна проблема не тянула за собой другие, нужно задуматься о её решении как можно раньше.
Подготовка детей к школе включает в себя не только интеллектуальную, но и эмоциональную часть, как быть с ней?
Верно, ребёнок не только должен уметь говорить, считать, знать буквы, цвета и так далее, хотя это, безусловно, основная составляющая. Ко всему прочему, у него должно быть сформировано учебное поведение. Он должен быть готов к тому, что он придет в школу, у него будет урок, и всё это время ему нужно сидеть, слушать, слышать педагога, и при этом что-то еще делать. Нельзя встать посреди урока, сказать, что я устал, как это свойственно дошкольникам.
Школа это совершенно другая среда, где включается очень много самостоятельных моментов, ты сам должен носить рюкзак, доставать тетради из портфеля, убирать их обратно, переодеваться после физкультуры.
Но как привить эту самостоятельность?
Её нужно взращивать постепенно, по мере взросления ребёнка. Ставьте перед ним определенные задачи, дела, за которые будет нести обязанность только он и больше никто. Когда ребёнок проходит такую подготовку, то трудностей потом не возникает.
Но не забывайте, что для того, чтобы ребенок был самостоятельным, надо чтобы и родители были самостоятельными. Других вариантов нет. Невозможно научиться тому, чего ты не умеешь. Я всегда привожу пример, что в самолете в случае разгерметизации, кислородную маску сначала надевают на себя, а потом уже на ребенка. Здесь точно так же, чтобы помочь ребенку, нужно, прежде всего, помочь себе.
А насколько полезными являются разного рода курсы по подготовке к школе?
Конечно, ребёнку, посещающему дошкольные учреждения, обычно проще адаптироваться к новым условиям, режиму дня, людям и нагрузке. Во всех школах существует Дошколёнок занятия для шестилеток с уроками и переменками. Ребёнок уже попадает в эту среду, и прийти в школу ему, безусловно, будет гораздо проще.
А говоря о том, достаточно года на подготовку или нет, нужно, прежде всего, понимать, что было до 6 лет. Если всё было в норме, то да, года бывает вполне достаточно. В то же время, говоря об интеллектуальной составляющей, считаю, что качественно она может производиться только индивидуально. В группе можно улучшить коммуникативные навыки, подтянуть знания, но если необходимо конкретное обучение чему-то, то сделать это эффективно можно только один на один.
Какие занятия по подготовке к школе существуют в вашем центре?
Для детей шести лет, у которых остался год, у нас проходит индивидуальная серьезная работа дважды в неделю два урока с переменкой. Если говорить о более ранней программе, то она зависит от уровня малыша и включает в себя много составляющих. В любом случае, работа с каждым ребёнком начинается с диагностики, позволяющей определить его уровень развития.
Родители не могут быть объективными и верно диагностировать готовность ребенка к школе. И это не должно быть так, они мама и папа, а не психологи, педагоги и логопеды. Если есть хоть какое-то сомнение, лучше сходить на консультацию и поставить на этом крестик, либо начать предпринимать какие-то действия. Главное сделать этот первый шаг.
Чтобы школа стала для вашего ребёнка бесценным временем радостных открытий, начинайте интеллектуальную и эмоциональную подготовку к ней намного раньше. Успехов!