Не пропусти
Главная » Мой ребенок » Внимание и память у ребенка — Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Внимание и память у ребенка — Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Как развить внимание и память у ребенка

Екатерина Ручкина 09 июля 2013

Подобным вопросом задается все больше родителей. Еще пару десятилетий назад в воспитании преобладал подход «наблюдателя», «ведомого», когда взрослые скорее отталкивались от индивидуальных запросов малыша. Но сегодня мы понимаем, что ребенок уже в раннем возрасте должен быть готов адаптироваться к сложным задачам. Слишком многое в жизни человека зависит от той школы, даже детского садика, в которых он будет учиться. Слишком рано детям начинают задавать вопросы о выборе будущей профессии, специализации. Поэтому его память и внимание должны быть в «хорошей форме», уже к шести-семи годам. Отсюда и новый подход к воспитанию – активный ведущий взрослый, который помогает ребенку добиться лучших результатов.

Невозможно, да и не нужно судить, какая система предпочтительна. Определяющим фактором являются социальные условия, в которых растут наши дети. И мы просто обязаны прилагать усилия к тому, чтобы ребенок мог с успехом пользоваться естественными инструментами своего сознания.

Во-первых, нам нужно уяснить для себя хотя бы начальные сведенья о памяти и внимании. Ведь это два, весьма разнородных, явления. Их тренировка и развитие идет различными путями.

Способность к концентрации внимания зависит от возраста и психо-эмоциональных качеств человека. Проще говоря, невозможно (и опасно!) требовать от пятилетнего малыша, чтобы он усердно занимался одним и тем же делом часами. Даже если мы говорим об очень усидчивом ребенке и деле, которое ему очень нравится.



Существуют наблюдения, которые описывают внимание детей разных возрастных групп:

  • 3-4 года – внимание концентрируется с трудом и по большей части непроизвольно. Удерживать такую концентрацию малыш способен не более семи минут;
  • 4-5 лет – происходят значительные изменения. Ребенок может удерживать активное внимание до двадцати минут. При этом, он может некоторое время управлять данным процессом, не отвлекаясь от интересующего предмета;
  • 5-6 лет – увеличивается объем внимания, то есть, количество предметов, которые одновременно могут стать объектами концентрации. Малыш может произвольно сконцентрироваться на этих объектах;
  • 6-7 лет – стандартом для дошкольника является двадцать пять минут активного внимания. Оно произвольно. Объем внимания продолжает увеличиваться;

Перед тем, как планировать, какие упражнения вы будете выполнять с ребенком для развития его внимания – необходимо учесть эти параметры.

Этот аспект интеллектуальной деятельности, также, меняется, буквально, на каждом году детства. От непроизвольного запоминания малыши движутся к сознательному запоминанию. Вот примерные этапы развития памяти у детей:

  • 3-4 года – физическое развитие открывает перед ребенком новые возможности – самостоятельного передвижения, игр, самообслуживания, общения и так далее. И все, что связано с этими новыми «делами» малыш запоминает. Нельзя забывать и о развитии речи, которая постоянно пополняется новыми словами, а понимает ребенок гораздо больше слов, чем сам может произнести! Но эта память еще непроизвольна – малышу будет трудно что-то «выучить» и запомнить надолго;
  • 4-5 лет – закладываются основы произвольного запоминания. Особенно помогают малышу в этом возрасте «память тела» — двигательные подсказки, повторения. Конечно, все ритмичное, яркое запоминается лучше;
  • 5-6 лет – развивается самостоятельное запоминание. Причем, лучше всего запоминается осмысленная информация. Поэтому важно объяснять ребенку те явления, с которыми он сталкивается, отвечать на его вопросы;
  • 6-7 лет – малыш уже не только способен запомнить некоторое количество предметов, образов, слов, но и начинает их классифицировать. А это значительно расширяет возможности памяти. В этом периоде запускаются процессы опосредованной памяти, то есть, запоминания объектов, явлений, образов, слов, основанное на сравнении их с объектами, явлениями, образами и словами, запомненными ранее;



Таким образом, для развития памяти у ребенка нужно учитывать и ее возможный объем, и условия, которые будут способствовать лучшему запоминанию в разном возрасте.

Многие родители ожидают, что их ребенок с удовольствием включится в процесс занятий и покажет блестящие результаты. И в большинстве случаев их ждет жестокое разочарование. Малыши не только не отвечают «правильно», но и вообще не хотят «играть с пользой», капризничают.

И это нормально. Родители должны понимать, что перед тем, как они смогут приступить непосредственно к упражнениям – нужно научиться общаться с ребенком. Необходимо выстроить взаимодействие, когда малыш поймет, как можно договариваться. Другими словами, он должен научиться доносить до вас свои желания, убедится, что вы его понимаете и поддерживаете. Тогда можно ожидать, что и ваши предложения будут ему интересны.

Не нужно последовательно проводить одну игру за другой. Обратите внимание на те упражнения, которые больше всего нравятся ребенку, удаются ему. В принципе, все игры похожи по сути – каждую вы можете разнообразить и развить, включая в нее элементы из других.

Исключительно важно понять, что результат нельзя оценивать, как «правильный» или «неправильный». Хвалите малыша за любое проявление инициативы, готовность играть с вами, попытку найти ответ. Оценивайте все, что хорошо и не выказывайте раздражения, если что-то идет не так. Если вам удастся наладить занятия в таком ключе – у них обязательно будет прекрасный результат!



Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Чтобы привлечь внимание малыша в этом возрасте нужно несколько раз повторить призыв. При этом значение имеют не столько слова, которые вы скажете, а ваш эмоциональный настрой, собственная вовлеченность. Лучше присесть на корточки или поднять ребенка, чтобы вы оказались на одном уровне и указывать на интересующий предмет рукой.

Лучше всего подходят яркие рисунки для детей. Можно купить специальные издания, а можно выбрать просто понравившуюся книжку. Пусть малыш показывает вам отдельные элементы картинки. Например, ушки, глазки, лапки у животных. Хорошо, если на картинке есть элементы, которые не сразу бросаются в глаза. Например, бабочка на цветке не в центре композиции. Попросите ребенка найти и показать вам бабочку.

Это самое начало игры, которая помогает развивать внимание и память на протяжении долгого времени. Но для малышей в возрасте 3-4 лет нужно тщательно подготовить предметы, которые он будет рассматривать и запоминать. Они должны быть интересны для ребенка, но не настолько интересны, чтобы он стремился только к одному – завладеть ими немедленно!

Выкладываете три предмета и показываете малышу (путь они будут очень различны, например, фрукт, кукла и ботинок). Просите его рассмотреть предложенное как следует. Потом ребенок отворачивается, а вы убираете один предмет и просите его определить, что изменилось. Можно поменять предметы местами.

Когда вы заметите, что малыш с легкостью справляется с задачей – увеличивайте количество предметов, добавляйте «похожие» предметы (например, две машинки – разного цвета).



Для начала используем музыкальные игрушки – барабаны, свистки, пищалки и так далее. Пусть малыш отвернется, а вы постучите по барабану или подудите в дудочку – ребенок должен угадать, что звучит. Позже можно добавлять другие, менее очевидные звуки: шелест книжных страниц, звон ложечки в стакане и так далее.

Для этого упражнения нужны предметы разных групп, например, игрушечные машинки, овощи, предметы одежды. Объясняйте малышу, почему одни вещи вы считаете похожими, а другие – нет. Попросите его разложить предметы по парам: игрушку с игрушкой, овощ с овощем.

Эту игру можно развивать и усложнять почти до бесконечности. Например, можно выбирать пары по цвету, по размеру – подходят любые критерии. Главное даже не их «достоверность», а попытка ребенка рассуждать. Например: «Похожи машинка и мамины сережки – они мне нравятся, я хотел бы ими поиграть».

Поняв принцип таких игр, вы сможете постоянно находить поводы для развития внимания и памяти. Любая прогулка, поход в магазин, время приготовления обеда – доставят вам массу удовольствия и будут полезны. Главное, помните: малыш не может долго концентрировать внимание! Занимайтесь не долее 10 минут – потом позвольте ему переключиться и поиграть. Спустя минут 40 можете снова предложить ему упражнение.

Прекрасно, если вы уже начали свои занятия в возрасте 3-4 лет – тогда ваш ребенок будет достаточно подготовлен к новым и более сложным заданиям. В этом случае, вы уже знаете, какого рода упражнения нравятся ему больше, а на какой тип памяти стоит обратить особое внимание.



Но даже если вы только начинаете развивать детскую память и внимание – время еще не упущено. Тем более, что упражнения, которые с трудом даются малышам в 3-4 года – для дошкольника могут оказаться весьма увлекательными.

Можно постепенно переходить к картинам и видам, не адаптированным специально для детей. Это могут быть классические произведения искусства – жанровые, событийные. Рассматривайте вместе с ребенком картину и рассказывайте, что происходит, что вы видите. Спросите его, может ли он найти и показать вам какой-нибудь второстепенный элемент. Далее, попросите ребенка описать для вас другую картину. Дополняйте его рассказ, учите обращать внимание на детали.

Если ребенок не «созерцательного типа» — ему больше подойдет эта игра, а не рассматривание картинок. Гуляя, идя в магазин, попросите его описывать то, что он видит вокруг. Пусть замечает, сколько ступенек на лестнице, какого цвета шторы в окне и другие особые приметы. Сначала помогайте ему считать, проговаривать. Потом попросите «отчет» о том, какие сведенья удалось собрать.

Если именно такая мотивация будет увлекательна для вашего чада – давайте ему «секретные задания», усложняя цели.

Начинается эта игра с того, что вы ставите ребенка перед зеркалом, прячетесь за ним и выполняете несколько движений его ручками, ножками (поднять руку вверх, повернуть корпус, опустить руку, присесть на корточки). Повторите цикл из простых движений несколько раз. Потом попросите малыша повторить эти движения в правильной последовательности.



Развивать эту игру нужно уже без зеркала. Ребенок встает напротив вас и «отражает» все ваши движения, потом повторяет их самостоятельно.

Положите в непрозрачный мешочек разные предметы, которые ребенок должен узнавать на ощупь. После узнавания, пусть отдает предмет вам. Когда мешочек опустеет, попросите ребенка перечислить все вещи, которые он достал в том порядке, в котором он их доставал.

В этом возрасте развитие памяти и внимания становится наиболее актуальным. Если ребенок еще не пошел в школу – ему это предстоит в ближайшее время. Наверняка, он посещает занятия по подготовке к школе, где должен быть внимателен, многое запоминать.

Для игр подходят все упражнения, описанные выше. Только нужно учитывать увеличение объема памяти и времени возможной концентрации внимания у дошкольника или младшего школьника. Важно постоянно давать ребенку пример размышления, рассуждения, описания увиденного. И ему предлагайте задачи подобного рода.

В этом возрасте ребенок уже способен выучить небольшое стихотворение. Находите специальные поводы: стихи к Дню Рождения папы, стихи к приезду бабушки и так далее. Если запоминание дается с трудом – подскажите ребенку, что можно «дирижировать», «маршировать» (запоминание, связанное с движением), можно пропевать строфы (запоминание, связанное с музыкальностью). Пусть малыш расскажет вам своими словами, что происходит в стихах – возможно, он просто не понимает некоторые слова или обороты и поэтому не может запомнить их.

К 6-7 годам ребенок уже хорошо знает несколько сказок и может их пересказывать. Просите его рассказать вам сказочку – со всеми подробностями. Если малышу нравится роль сказочника – усложняйте задание: задавайте ему вопросы по ходу повествования. Пусть он придумает и расскажет вам продолжение истории, судьбу второстепенных героев.



К игре «зеркало», описанной выше, можно добавлять не только движения, но и слова, цифры, звуки. Ребенок должен повторять их в той последовательности, в которой вы произнесли.

В заключение, хочется сказать пару слов о типах памяти. Занимаясь с ребенком, развивая его, вы не сможете не заметить, что ему лучше удается запоминать звуки или, наоборот, цвета. Кому-то необходимо упражняться в движении, а кто-то с удовольствием рассуждает на отвлеченные темы.

С одной стороны, следует часто давать ребенку задания, которые он выполняет с успехом. Это поможет положительно мотивировать его, поднять самооценку. Но при этом вы должны стараться развивать и другие пути запоминания. Можно объединить два типа деятельности: «любимый» и «нелюбимый». Например, если ребенок подвижен и не хочет рассматривать картинки, сидя на диване – отправляйтесь с ним в музей.

Вообще, развитие памяти и внимания – это лишь капля в гигантском море общения, взаимопроникновения и взаимопомощи родители и ребенка. Не зацикливайтесь на столь узких задачах. Старайтесь полноценно общаться с малышом, начиная с его рождения (и даже до!), читайте, обсуждайте, слушайте, путешествуйте. И тогда его мышление, составляющими которого являются память и внимание, будет прекрасно развиваться.

Войти как пользователь

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей1

Новых комментариев: 8

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей2 Екатерина Ручкина



    Новых комментариев: 7

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей3

    Новых комментариев: 3

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей4 Екатерина Ручкина

    Новых комментариев: 3

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей5

    Новых комментариев: 3

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей6 Екатерина Ручкина

    Новых комментариев: 3

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей7 Екатерина Ручкина

  • О admin

    x

    Check Also

    Все секреты выбора зимней обуви для детей – как купить правильную обувь ребенку на зиму?

    Виды зимней обуви для детей Для каждой мамы выбор зимней обуви для своего чада становится настоящим испытанием. Среди множества моделей и брендов, представленных на российском рынке, сложно выбрать идеальные сапожки или ботинки.

    Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога

    Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания.

    Временная регистрация ребенка по месту пребывания: как сделать временную прописку несовершеннолетним детям и можно ли без родителей?

    Как сделать регистрацию по месту пребывания ребенку: документы для временной прописки несовершеннолетнего Несовершеннолетние дети часто проживают совместно с родителями не по месту основной прописки.

    Ребёнок не хочет идти в садик: причины, что делать, советы психологов

    Почему ребёнок не хочет ходить в детский сад Многие родители сталкиваются с очень неприятной и трудно решаемой проблемой, когда ребёнок не хочет идти в садик, устраивая по утрам настоящие концерты вплоть до истерик.

    Ребенок не сидит в слинге

    Ребенок не сидит в слинге Несмотря на все преимущества слингов, многие мамы просто не могут ими пользоваться. А все потому, что ребенок категорически отказывается в нем сидеть.

    Временная регистрация несовершеннолетнего ребенка по месту пребывания и что нужно для

    Как сделать временную прописку ребенку Регистрация граждан является официальной процедурой, которая определяет местонахождение конкретного человека. Различают две различные формы регистрации: постоянную и временную.

    Ребенок не ест твердую пищу

    Ребенок не ест твердую пищу. Что делать? Многим родителям приходится сталкиваться с проблемой, когда ребенок с удовольствием ест протертые каши и жидкие пюре, но при этом наотрез отказывается от твердой пищи или даже просто более густой.

    Ребенок не ест мясо

    Ребенок не ест мясо В рационе ребенка мясо должно быть постоянно. Оно обеспечивает растущий организм необходимым количеством белка, железа, магния и витаминов группы В. Мясные блюда необходимы для нормального роста малютки, развития головного мозга и предотвращения анемии.

    Воспаление сосков при кормлении ребенка грудью

    Мастит. Симптомы, причины, диагностика и лечение болезни Часто задаваемые вопросы Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача.

    Возможные причины покашливания у ребенка, разновидности кашля, о чем может свидетельствовать покашливание

    Покашливание у ребенка: возможные заболевания и лечение Многими родителями кашель у ребенка не воспринимается как серьезное заболевание. Особенно если при этом не повышается температура.

    Влияние компьютерных игр на развитие психических процессов ребенка

    Влияние компьютерных игр на развитие психических процессов ребенка Русский: English: РАЗДЕЛЫ БЕСПЛАТНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ: (150000 статей в Архиве) СТОЛ ЗАКАЗОВ: БОНУСЫ: ДОБАВИТЬ В ЗАКЛАДКИ Дизайн и поддержка: Техническое обеспечение: Михаил Булах Программирование: Данил Мончукин Маркетинг: Татьяна Анастасьева Перевод: Наталья Кузнецова При использовании материалов сайта обязательна ссылка на http://www.

    Ребёнок много и часто чихает: причины, что делать, профилактика

    Почему ребенок часто чихает, есть ли причины для тревоги и что делать, чтобы не разболелся? Чиханье — безусловный рефлекс человеческого организма, возникающий как реакция на какие-то раздражители, попавшие в носовой проход.

    Витамин Д для ребенка: показания, дозировка

    Витамин Д для ребенка: показания, дозировка. Формы выпуска витамина D Витамин Д для ребенка очень важен, так как его недостаток может повлечь за собой появление проблем с опорно-двигательным аппаратом в старшем возрасте.

    Вирус герпес 6 типа у ребенка — симптомы и лечение

    Герпес 6 типа Среди всех разновидностей герпесвирусных патологий герпес 6 типа считается довольно-таки распространенным состоянием. Поскольку он передается как воздушно-капельным так и контактным путем, герпес 6 типа поражает население любого возраста и половой принадлежности, хотя у детей подобное заболевание обнаруживается намного чаще.

    Ветрянка у ребенка до года: признаками, лечение, профилактика

    Ветрянка у малыша до года В период новорожденности дети очень уязвимы. Не зря мамы беспокоятся, что их чадо может заразиться ветрянкой – как от чужого заболевшего ребенка, так и от домочадцев.

    В чем забирать ребенка из роддома зимой: список

    В чем забирать ребенка из роддома зимой: список Для любой семьи выписка мамы и малыша из роддома является большим событием в жизни. Поэтому здесь требуется особая подготовка.

    Ребенок меланхолик – особенности развития и воспитания

    Ребенок меланхолик – особенности развития и воспитания Ребенка с подобным типом темперамента очень легко определить по его поведению. Он очень тихий, послушный и отзывчивый.

    Бутылочки для кормления ребенка

    Метеоризм. Причины, диагностика причин и лечение патологии Часто задаваемые вопросы Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача.

    Бутерброды на День рождения ребенка

    karapysik.ru Рубрики Беременность и роды (46) Будущим родителям (44) Воспитание крохи (44) Готовим детям (81) Досуг ребенка (76) Здоровье ребенка (208) Интересное для мам (46) Календарь для беременных (18) Конкурсы (5) Отдых с детьми (32) Праздники (235) Развитие ребенка (177) Своими руками (108) Семья от А до Я (190) Интернет-работа (21) Обратите внимание! Бутерброды на День рождения ребенка.

    Больничный по уходу за ребенком в 2018 году: сколько дней оплачивается, оплата во время отпуска, расчет листка нетрудоспособности с примерами до 3 и 7 лет

    Больничный по уходу за ребенком По закону, если у вас заболел ребенок, то работодатель предоставит вам больничный отпуск по уходу и оплатит его. При этом не обязательно быть родителем, оформить листок нетрудоспособности может любой близкий родственник, который ухаживает за ребенком.

    Боли в животе у ребенка: что делать, причины симптомы, лечение, признаки

    Боли в животе у ребенка: что делать, причины симптомы, лечение, признаки Боли в животе — симптом, характеризуемый субъективными болевыми ощущениями в области брюшной полости.

    Ацетон в моче ребенка

    Соки в питании ребенка АНАЛИЗЫ Ацетон в моче ребенка. Откуда и что делать? Порой, совершенно неожиданно, дети подбрасывают нам очень неприятные сюрпризы. Казалось бы, растет ребенок нормально, питается здоровой домашней пищей и вдруг, что называется на ровном месте, у него начинается сильная рвота с запахом ацетона, ацетоном пахнет выдыхаемый воздух, моча.

    Ребенок и домашние животные

    Ребенок и домашние животные У многих возникает вопрос: что делать с домашними животными, когда появится ребенок? Как животное отреагирует на ребенка, не будет ли оно агрессивно? Не появится ли у малютки аллергия на шерсть? Стоит ли отдавать животное кому-то или оставить его у себя? Ответов на эти вопросы очень много, причем мнения людей бывают абсолютно противоположны.

    Атопический дерматит у ребенка: лечение медикаментами и народными средствами

    Борьба с хронической аллергией: атопический дерматит у детей Если у вашего малыша появились высыпания на коже, то возможно у него развивается атопический (аллергический) дерматит.

    Рейтинг@Mail.ru