В педагогике есть понятие «единство педагогических требований». Поскольку в процессе воспитания часто участвует несколько сторон, очень важно, чтобы все «воспитатели» предъявляли к ребенку одинаковые требования. Но в семьях порой случается наоборот. Особенно это касается отношений бабушек с дедушками и родителей.
Счастливое детство возможно только при наличии бабушек. Кто же ещё побалует, расскажет сказку, позаботится во время каникул о малыше, когда родители на работе?
Многие современные молодые семьи могут позволить завести себе малыша только при наличии бабушки. Кому-то не удается попасть в садик, а денег на частный садик не хватает. Кто-то не может отдать ребенка в чужие руки, потому что малыш часто болеет. Тут-то и приходят на помощь наши бабушки, у которых такой богатый опыт.
Но, к сожалению, именно в такие моменты и возникают противоречия между родителями и их родителями.
Для ребенка мама – весь мир, она самый большой авторитет. Только мама знает, как лучше. Но для бабушки мама ребенка и сама ребенок, поэтому старшее поколение считает собственное мнение единственно возможным.
В силу возраста бабушки часто полагаются на собственный опыт, но при этом мало интересуются новаторскими методиками воспитания. Ведь они уже вырастили своих детей, как-то справились?
- У бабушек намного больше времени, чем у родителей. Времени этого вполне хватает для того, чтобы почитать сказку, порисовать, погулять с ребенком. Напечь вместе с ним вкусных пирожков.
- Бабушки ценят каждую минуту, которую проводят с внуками. Для них дети представляют собой ценность сами по себе, а не потому, что они хорошо учатся, поют или просто послушны.
- Бабушки не требуют от внуков безоговорочного подчинения, им важно, чтобы дети были счастливы.
- Исследования показывают, что наличие бабушки оказывает благоприятное воздействие на психику ребенка. Такие дети более устойчивы психологически, они меньше подвержены стрессам и у них лучше развито творческое мышление. Так что идея о том, что гениев воспитывали бабушки, не лишена смысла.
- Для родителей очень важно, кем вырастет их ребенок. Все устремления мамы и папы направлены на будущее. Они заботятся об образовании и успешности своего малыша. Отсюда родительская строгость.
- Современные мамы и папы очень заняты на работе. У них просто физически не хватает времени на игры с детьми. Главное ; сделать вовремя уроки.
- Не чужды родителям и амбиции. Им хочется гордиться своим ребенком, потому что он раньше всех начал читать, запомнил таблицу умножения, занял первое место в каком-либо конкурсе. Часто реализуют родители и собственные несостоявшиеся мечты посредством своих детей.
Все это самые распространённые черты родительского воспитания. Они несут определенную пользу для ребенка. Это помогает воспитывать в детях целеустремленность, развивает опрятность, трудолюбие.
Как видите, ребенку одинаково важны и бабушки, и родители. И какие бы недостатки ни присутствовали в воспитании с той или другой стороны, гораздо больший вред в формировании характера малыша приносят разногласия между взрослыми.
Возьмите себе за правило никогда не отзываться отрицательно ни об одном из старших членов семьи. Ещё одно незыблемое правило – все споры должны происходить за закрытыми дверями. Иначе все ваши устремления в будущее обернуться крахом, потому что из вашего ребенка вырастет лицемер и приспособленец.
Мудрые родители и бабушки могут научиться ценить в своих близких те качества, которые помогут детям вырасти настоящими людьми.
Вопрос о том, сколько можно детям времени проводить за телевизором, с каждым годом становится все актуальнее. Сегодня не только телевизор, но и компьютеры, телефоны и ноутбуки становятся все доступнее для подрастающего поколения.
Конечно, нельзя полностью оградить ребенка от общетехнических достижений. Иначе мы рискуем вырастить человека с комплексами. Но все-таки каждый родитель, включая телевизор, чтобы покормить ребенка или просто занять его должен помнить о том, что:
- От телевизора страдает развитие головного мозга, некоторые зоны головного мозга могут оказаться угнетенными, дети начинают позже говорить, страдают нервными и соматическими расстройствами
- Постоянный просмотр передач приводит к возбудимости нервной системы
- Дети примеряют на себе несвойственные им роли и опасные эмоции (ненависть, злость и т.д.), что приводит к нарушениям социальной адаптации