Не пропусти
Главная » Развитие детей » Как помочь детям и родителям жить своей, а не чужой жизнью?

Как помочь детям и родителям жить своей, а не чужой жизнью?

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ ЖИТЬ СВОЕЙ, А НЕ ЧУЖОЙ ЖИЗНЬЮ?

Как помочь детям и родителям жить своей, а не чужой жизнью?Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

— Слепи мне счастье, – попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Жизнь, родительство, детство – цепочка этих вечных ценностей кажется мне незавершенной без такого явления, как счастье. В нем, на мой взгляд, заключены цель и смысл такого процесса, как воспитание. Поэтому вопрос – как помочь родителям и детям жить своей, а не чужой жизнью – на самом деле вопрос о том, как помочь им стать счастливыми.

Общество внушает нам – современным родителям, что наша основная задача – вырастить детей здоровыми, дать им хорошее образование, профессию, с помощью которой они смогут заработать себе на кусок хлеба, одним словом, «поставить детей на ноги». Мы страшно обеспокоены тем, чтобы уберечь их от дурного влияния улицы, наркотиков, СПИДа, прочих напастей…. Все это правильно, но сколькие из нас всерьез задумывались над тем, как помочь детям стать счастливыми? Как помочь им обрести и, главное, сохранить, когда они вырастут, это удивительное состояние души? На мой взгляд, это возможно только через передачу собственного опыта счастья.

Рассуждать далее на эту тему бессмысленно, не определив, что же такое счастье. Позволю высказать свое собственное мнение: счастье – это состояние гармонии с самим собой и окружающим миром. Это хрупкое состояние равновесия между «хочу» и «надо», между требованиями окружающих тебя людей и своими желаниями. Это дар жить сообразно со своими внутренними устремлениями, умение разгадать свой внутренний замысел и идти своей дорогой, несмотря на соблазны и давление со стороны.

Сегодня средства массовой информации изо всех сил навязывают нам глянцевый образ счастья как обладания большим количеством материальных ценностей, признание, высокое положение в обществе. «Ты должен быть богатым, успешным, красивым, здоровым!» – внушает реклама. «Кто не в «Прада» – тот лох!» – рекламный «шедевр» с этим слоганом не так давно красовался в центре Москвы.

Далеко не все способны воздержаться от желания жить по глянцевым стандартам, по тому расписанию, которое составили для нас СМИ. Современный человек, и тем более родитель, живет с постоянной оглядкой на лидеров мнения, под постоянным прессингом общественных норм, традиций и моды. «Учить детей иностранному языку надо с пеленок!», «Плавать раньше, чем ходить!», «Самая престижная профессия – юрист (экономист и т.д.)!» Стремясь не отстать от соседей и коллег по работе, мы непомерно нагружаем детей, выбираем за них кружки, профессию, судьбу, правда, потом удивляемся – почему он/она ничего не хочет делать? Но ведь редко кто спрашивал у ребенка – а чего хочет он?

Как часто ребенок начинает жить в соответствии со сценарием, который составили для него чрезмерно заботливые родители. «Вырастет – скажет спасибо», – это оправдание становится несостоятельным при малейшем анализе этого сценария. Как часто в него оказываются заложенными нереализованные мечты, тщеславные помыслы самих родителей, подсознательно желающих реализовать эти чаяния за чужой счет. Думаю, ребенок заслуживает, чтобы в сценарии своей жизни он занимал, по крайней мере, роль соавтора.

Было бы глупо рассуждать, не давая конкретного ответа на поставленный вопрос. Лично мне приходят на ум следующие рекомендации.

  • Начать с себя. Уважать свои потребности и мечты. Пересмотреть свои отношения с окружающими.

Родители, задайтесь вопросом – а вы живете своей жизнью? Думаю, особо этот вопрос актуален для женщин.

Известный отечественный психолог Екатерина Михайлова так объясняет, почему женщинам трудно достичь гармонии с самой собой, своим окружением и жить своей собственной полноценной жизнью. «В любой стране мира на внимание, заботу и любовь замужней женщины постоянно кто-то претендует. Она все время находится в «режиме выдачи». Этот конвейер кормления, лечения, понимания, поддержания порядка среди хаоса незаметно приводит к раздражению и даже нелюбви к своим домочадцам. «Только ты», – говорят ей работа, дети, муж, собака. Даже цветок, который она поливает, говорит ей – «только ты!». В принципе это и есть женская доля, жизнь и семья. Но в какой-то момент у хозяйки дома возникает ощущение, что ее рвут на части, появляется желание обвинять, упрекать и хоть как-нибудь прекратить эту гонку».

В этом замкнутом цикле «семья-работа-дом» у бедной матери не остается времени для того, чтобы хотя бы на пять минут собраться с мыслями и задаться вопросом – а чего хочу я, что надо мне? Эгоистично? Не думаю. Ведь всем известно – если мать несчастна – несчастен и ее ребенок.

Екатерина Михайлова считает, что исправить сложившуюся ситуацию поможет использование простых правил:

  • составляя список дел, включите в них те, которые важны лично для вас и сделайте их.
  • научитесь просить своих близких об услугах и помощи, не впадая в скандальный тон.
  • не стесняясь, рассказывайте о своих желаниях. Никто не обязан догадываться о ваших истинных потребностях.

Научившись обращать внимание на собственные нужды, женщина обретает уважение к себе и долгожданное умиротворение. Такая мама может стать положительным примером для своих детей, которым не придется жить по чужому сценарию, постоянно испытывая неудовлетворенность и разочарование.

  • Принимать ребенка таким, какой он есть. Любить его таким. Помочь ему развить его сильные качества.

Прекрасной иллюстрацией этого положения послужит притча Ошо.

«Однажды король пришёл в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашёл одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ: «Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу – ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества».

Не стоит сравнивать своего ребенка с детьми соседей, коллег по работе, детьми знаменитостей. Каждый ребенок талантлив и уникален как личность. Надо лишь помочь ему найти свою «изюминку», создать условия для самореализации.

  • Избавить ребенка от чрезмерной любви, мелочной опеки и тотального контроля.

Дети без родительской любви чахнут, но и избыток ее не на пользу, особенно в сочетании с постоянным контролем. Авторы книги «Когда родители любят слишком сильно. » Лаура Эшнер и Митч Мейерсон пишут: «Когда родители постоянно держат нас под контролем, мы растём в очень ограниченном эмоциональном пространстве. Никто не уважает наших границ. Нам недоступно чувство самостоятельности и независимости. Мы не знаем, что принадлежит нам, а что – чужое. Чрезмерная опека и настойчивое внимание могут стать настолько интенсивными и назойливыми, что мы начинаем ощущать над собой насилие. Иногда ожидания, которые возлагают на нас наши родители, становятся просто невыносимыми. Лишённые уважения и права на собственные нужды, мы вырастаем с неутолённой потребностью быть услышанными и признанными как отдельные личности».

Авторы доказывают, что дети, которых слишком сильно любили и опекали, становятся «неполноценными» взрослыми: поздно начинают свой жизненный путь, сначала проходя долгий период шатаний и бездействия. Очень часто они сами подрывают собственный успех. «Чем выше залезешь, тем больнее падать», – таково их оправдание упущенных возможностей. Во всем их преследует страх неудачи, он парализует, сковывает их активность.

В итоге, несчастны родители, сидящие у «разбитого корыта» своих несбывшихся надежд, несчастен ребенок, который не получил возможности быть самим собой.

Значение индивидуальной, личностной ответственности трудно переоценить. Человек живет не один, но должен полагаться, прежде всего, на свои силы и лишь во вторую очередь на помощь окружающих. Но как сформировать эту установку, если родители сами препятствуют формированию самостоятельности и ответственности, спеша на все случаи жизни «подстелить соломку»? Это заложено в нашей ментальности!

И вновь мнение Лауры Эшнер и Митч Мейерсон будет как нельзя кстати: «Когда родители смотрятся в нас, как в зеркало, стараясь «вылепить» по образцу своих высочайших ожиданий; когда они вплетаются в разворачивающуюся изо дня в день драму нашей жизни, выигрывая и проигрывая за нас наши сражения, ограждая от боли и ран; когда они уделяют нам больше внимания, чем когда-либо может понадобиться или захотеться; когда они превращают наши дела и обязанности в свои собственные, – мы получаем двойственное послание, приводящее к двойственному результату. Мы приучаемся ощущать себя людьми, вполне достойными внимания, но не научаемся осознавать свои потребности и стремиться к их удовлетворению. Мы приучаемся следовать наставлениям других, но боимся брать на себя инициативу и доверять собственному чутью».

Подобная позиция родителей приводит к плачевным последствиям: у детей формируется иждивенческая позиция, представление о том, что все им должны. Безвозмездную помощь, поддержку со стороны родителей они считают делом само собой разумеющимся и обижаются, агрессивно реагируют, если помощь запаздывает или в ней им отказывают.

Жертвенность родителей, воспетая в литературных произведениях, достойна восхищения, но, ставшая догмой, она порождает безответственность и иждивенчество со стороны избалованных ею отпрысков. Каких граждан своей страны, работников, родителей мы вырастим в итоге?

Мой совет: необходимо предоставить ребенку возможность получать и осмысливать собственный опыт, помогая извлекать из этого уроки. Ведь для того, чтобы научиться ходить – надо сделать первые шаги, чтобы стать ответственным за судьбу своей страны гражданином, надо вначале научиться нести ответственность за свою судьбу, не перекладывая ее на чужие плечи.

И родители, и дети должны жить своей жизнью, иметь собственные интересы, мечты и привязанности, а не существовать исключительно ради других или за счет других. А это и есть – путь к счастью.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

ПОМОГИТЕ ДЕТЯМ ПОЛЮБИТЬ ШКОЛУ

Хорошо помнит взрослое поколение замечательные стихи Агнии Барто: просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс! . Даже дедушке приснилось, Что стоит он у доски И не может он на карте Помнят ли эти стихи те малыши, которые собираются в первый класс нынешней осенью? Трогают ли сердце эти строчки сегодняшних молодых родителей? Может быть, да. Может быть, нет.

ПОДАРИТЕ ДЕТЯМ СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ, Социальные вести

О чём мечтают дети, волею судьбы лишившиеся родительской заботы ? Конечно, о дружной семье, ведь счастливы они могут быть только в окружении любящих людей . О брести домашний очаг, найти мам и пап, которых не пугают предубеждения и трудности, — в этом воспитанникам детских учреждений помогают с пециалисты социальной отрасли.

ПМПК или про то как ставят диагнозы детям — Психолог Пётр Зарубин

Недавно, в одной из школ нашего города, я посетил такое замечательное мероприятие как ПМПК. Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза (как правило,ЗПР или умственной отсталости), определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.

Стихи про весну для детей, короткие, БебиКлад

Авторские стихи для детей младшего и школьного возраста. Короткие четверостишия и более содержательные, длинные стихотворения. Весенним забавам мы доблестно служим: Пускаем кораблики, скачем по лужам! Под ноги не глядя, по грязи мы бродим.

Отношение к детям в разные эпохи

Печеные яблоки: в чем их польза для взрослых и детей Pregnancy Day летом: ждем будущих мам в четырех городах Украины! Просто красавица: четырехдневная мексиканская диета Виктории Руффо Новая вспышка кори в Украине: куда не стоит ехать на майские без прививок Далеко не всегда дети занимали такое важное место в жизни родителей, как в наши дни.

Стихи о маме для детей старшего возраста — Страница 4 из 5

Слов дороже нет на свете! По какой бы ты ни шёл тропе, Мамина любовь над нею светит, Чтобы в трудный час помочь тебе. Мама озаряет сердцем нежным Дни, дороги и дела твои.

Ответ На карманные расходы — сколько вы даете детям подросткам денег на карманные расходы? acework

В разделе Семья, Дом, Дети на вопрос сколько вы даете детям подросткам денег на карманные расходы? заданный автором Ольга @@@@@ лучший ответ это Мы денег не даем.

Стихи о детском садике для детей

В детский садик каждый день Мне ходить совсем не лень, Здесь мы весело играем И под солнышком гуляем! Всем друзьям их покажу Будем вместе мы играть, Петь, читать и рисовать! В детский сад бегу вприпрыжку Ждут меня мои друзья Почитаю с ними книжку Поиграю с ними я Чудно время проведу Ну а завтра точно знаю Снова в садик я приду! Д етский садик - дом второй, Здесь мы радуемся, дружим, играем, Бывает и ссоримся порой, Но про это быстро забываем, Каждый день новые открытия, Детский садик - я так его люблю, Он для радости, для знаний и развития! В детском садике моем Мы порядок наведем Нам совсем не трудно! Чисто и просторно! Чтобы нас хвалили впредь В детском садике моем Каждый день полно забот - То читаем, то поем В праздник водим хоровод, С ними весело играть, Мама, одевай меня! В садик нам пора бежать! В нашем садике, на полке Всех забав не перечесть.

Оказание психологической помощи детям 5-10 лет с проблемами в поведении

Оказание психологической помощи детям 5-10 лет с проблемами в поведении Оказание психологической помощи детям 5-10 лет с проблемами в поведении Агрессивность, замкнутость, тревожность, застенчивость, детские страхи, синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью, задержка психического развития – основные проблемы в поведении детей младшего школьного возраста, вынуждающие родителей обращаться за психологической помощью.

Ограничение интернета детям

С каждым днём всё больше семей обзаводятся компьютерами. А зачем же компьютер, если нет доступа в интернет? Интернет приходит буквально в каждый дом. И доступ к глобальной сети получают дети.

Объясняем правила поведения детям раннего возраста

Возрастные особенности малышей и потенциальные опасности Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.

Нужны ли нашим детям бабушки и дедушки?

В настоящей статье мы поговорим о роли бабушек и дедушек в развитии ребенка. Вполне возможно, что многие родители и не представляют себе, что общение их детей с бабушками и дедушками также необходимо, как и общение с родителями.

Нужны ли карманные деньги детям?

Автор статьи: Анастасия Болдырева (детский психолог). Деньги и дети - сложная тема. Нужны ли карманные деньги детям? Сколько карманных средств следует выделять ребенку? Использовать фиксированную сумму или учитывать заслуги и проделки при назначении денежного довольствия? Попробуем ответить на эти вопросы.

Нужны ли детям страшилки, Сайт психолога Ольги Осташко

Психолог Ольга Осташко ; индивидуальные и семейные консультации, психологическая работа с детьми и подростками, женские психологические тренинги О вреде и пользе страшных мультиков, сказок и игрушек В хит-парадах самых популярных фильмов, мультиков и книг всех времен мы с вами заметим немало ужастиков.

Нужны ли детям карманные деньги? Анонсы — Новости — Калужский перекресток Калуга

Однако, по мнению детского психолога Анастасии ВОЛОКИТИНОЙ, регулярная выдача карманных денег детям-школьникам имеет важное для них значение: - Если у ребенка школьного возраста нет собственных карманных денег, он становится еще более зависимым от родителей, поскольку на любую покупку - даже самую мелкую - приходится просить.

Нужны ли детям карманные деньги?

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы.

Стихи о весне для детей

Еще дуют холодные ветры И наносят утренни морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетала первая пчелка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ль луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у березы Распустятся клейкие листочки, Зацветет черемуха душиста.

Нужно ли давать детям деньги на карманные расходы

Должен ли ребёнок иметь деньги на личные расходы? Помоги ему освоить азы финансовой грамотности! Пожалуй, впервые с миром денег ребёнок сталкивается, когда идёт в первый класс: покупка учебников, канцелярских принадлежностей.

Новости: ГБУ Центр социальной помощи семье и детям г

Какие методики арт-терапии нужно применять дома и как правильно это делать 16 марта 2015 г. В детские годы закладываются основы личности человека. В этот период детская психика очень восприимчива к внешним факторам и воздействиям.

Ничего я не хочу…» или как родители мешают детям любить школу, Психологический центр Контакт

«Ничего я не хочу…» или как родители мешают детям любить школу (читать только заботливым родителям) Скоро Ваш ребенок пойдет в школу. Событие радостное и , одновременно, волнительное.

Никакого телевизора: почему детям все-таки вредно смотреть ТВ, Marie Claire

Никакого телевизора: почему детям все-таки вредно смотреть ТВ Но что плохого в том, чтобы немного посмотреть ТВ? Большинство скажет: «Ничего!» Наверное, поэтому 40% младенцев смотрят телевизор уже в три месяца, а к двухлетнему возрасту 90% ребятишек проводят за телепрограммами и видеоиграми один-два часа в день.

Стихи и загадки про апрель для детей, Дети и внуки

Апрель, месяц очень переменчивый. То теплом одарит, то холод в гости позовет. Все начинает оживать, сугробы тают, зима свои позиции наконец-то сдает. Цветут первые весенние цветы, выходят из своих нор животные, которые провели зиму в спячке.

Настоящий смысл русских сказок и можно ли их читать детям

Настоящий смысл русских сказок и можно ли их читать детям Так называемые русские народные сказки привычны нам с самого детства, и мы практически не задумываемся, откуда же они взялись и зачем сочинялись.

Стихи для детей про детский сад

Мы приходим в детский сад, Там игрушки стоят. Там картинки на стене И цветы на окне. На игрушечном коне! В этом доме все для нас Сказки, песня и рассказ, В этом доме все для нас! Вот какой хороший дом! В нем растем мы с каждым днем, Вместе в школу пойдем.

Рейтинг@Mail.ru