Кризис ребенка в год – своеобразный переход крохи от младенчества к раннему детству. В это время малыш начинает ходить и говорить первые слова. Кризис ребенка в год обусловлен тем, что родители не понимают мимики и жестов крохи, не дают ему то, что он просит.
Особое значение приобретает слово «нельзя». Малыш и раньше знал это слово, но сейчас, оно становится крайне неприятным для него.
Кризис ребенка в год связан с проявлениями первой самостоятельности малыша. Ему хочется все исследовать, потрогать. Отказ в этот период родителей помочь малышу и не дать ему то, что ему хочется вызывает бурные реакции – малыш начинает истерить, плакать, кричать, бить по полу ногами. Такое поведение вероятнее всего связано со стилем поведения родителем. Избавиться от таких реакций малыша поможет выдержка, терпение, и правильное поведение со стороны родителей. Потакать капризам ребенка не стоит, нужно постараться объяснить ребенку без криков, что можно, а что нельзя.
Кризис ребенка в год – это и наличие своеобразной речи у малыша. В это время дети начинают называть предметы, окружающие их. Речь ребенка отличается своей многозначительностью от речи взрослого человека. Дети в этом возрасте называют все предметы, которые для них похожи, одним словом или же частью слова.
Миновать кризис ребенка в год родителям можно только терпением, чуткостью и вниманием к своему малышу.
Кризис одного года-первый возрастной кризис ребенка
Избежать их невозможно, практически все дети проходят через это. Хотя у одних всё протекает относительно безболезненно, а у других — сопровождается серьёзными поведенческими проявлениями.
В раннем развитии ребёнка психологи и педиатры выделяют три периода. Это «грудной возраст» — от рождения до 1 года, «ранний детский возраст» — от 1 года до 3 и «дошкольный возраст» — от 3 до 7 лет. Каждый из них завершается так называемым кризисом развития.
Почему возникает кризис
У детей начинают появляться новые потребности. Старые формы их удовлетворения уже не подходят, а иногда даже мешают, сдерживают и поэтому не выполняют свои функции. В конце 1 года жизни малыш начинает понимать: я — ребёнок, а он — взрослый. Мы — разные! В этом суть первого кризиса. Дети этого возраста приобретают определённую степень самостоятельности: произносят первые слова, делают первые шаги, учатся взаимодействовать с предметами. Но диапазон возможностей ещё достаточно ограничен.
После того как малыш начинает ходить, расширяется пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по дому, находить множество интересных вещей, требующих изучения и экспериментирования. Но вдруг выясняется, что взрослым можно пользоваться всем этим, а ему — нет. Любопытство и желание изучить всё, что встречается вокруг, — естественная потребность в этом возрасте. Запреты ребёнок не понимает. Они вызывают у него протест, что и проявляется плачем, упрямством, недовольством, то есть всем тем, что так удивляет родителей и называется в психологии «кризисом».
Каждый малыш развивается по индивидуальной программе. Свои первые шаги одни детки делают в 9 месяцев, а другие — в год и позже. Так и кризис может возникнуть в разное время. Но чаще это происходит, когда ребёнку исполняется 1 год.
Что происходит с детьми?
В прошлом послушный и спокойный ребёнок вдруг начинает капризничать по любому поводу. Часто взрослые не могут понять, что же послужило причиной этого. Ваш малыш уже многое понимает и умеет, но ещё не может рассказать о своих желаниях. Сейчас он активно познаёт мир, который с умением передвигаться значительно расширился и наполнился множеством вещей, «требующих» к себе внимания. А со стороны родителей раздаётся «нельзя». Ребёнок абсолютно не понимает причин этого. Он повторяет попытку и плачет, когда опять сталкивается с запретом. Всеми возможными способами малыш старается донести до взрослых свои желания, но ещё не умеет говорить, чтобы выразить своё недовольство.
Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребёнок больше не хочет быть куклой, которую кормят и пеленают. Он стремится быть самостоятельным. Здесь и возникает парадокс — желание есть, но возможности ограничены. Это и есть начало кризиса 1 года. Причём он будет прогрессировать, пока родители противостоят желаниям малыша. Слёзы — сигнал того, что наступило время взрослым менять своё поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения больше не работают.
Родителям необходимо понять — наступил тот момент, когда важно предоставить ребёнку больше самостоятельности. Пришло время делать что-то не для малыша, а вместе с ним. Учите его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать одежду, самостоятельно умываться. Если пропустить этот этап, то позже ребёнок просто не захочет заниматься этим. Он быстро привыкнет, что мама его одевает, умывает, кормит.
Будьте внимательны к первым проявлениям самостоятельности. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к ним, то со временем будут вознаграждены ранней самостоятельностью, самоуверенностью, жизнерадостностью ребёнка. И помните — чем больше позволять малышу, тем легче ему что-либо запретить. Но это, конечно, не значит, что нужно потакать всем желаниям. Должны быть разумные ограничения, чёткие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если что-либо запрещаете, то просто переключайте внимание малыша на что-то другое. Либо предложите альтернативу: нельзя рисовать в книге, но вот есть лист бумаги — здесь это делать можно.
Если родители проявят достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к ребёнку, то первый кризисный этап его развития вскоре завершится. Причём, малыш станет самостоятельнее и взрослее. Вы должны понять главное: ваш ребёнок даже в этом возрасте — это человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями. Просто он ещё не умеет выразить их. И если уделить достаточно времени чтобы понять малыша, то любой кризис пройдёт скорее, легче и с меньшими эмоциональными потерями с обеих сторон.