Степень застенчивости ребёнка можно определить, ответив на несколько простых вопросов. Отвечайте «да» или «нет» либо тот вариант поведения, который вероятнее всего. Большое количество положительных ответов говорит о том, что необходимо поработать над преодолением застенчивости.
- Все обратили внимание на ребёнка, а он в это время стремится спрятаться в тень близкого человека.
- Взрослый человек спрашивает его имя и возраст, но тот упорно молчит и не желает отвечать.
- Волнуется так, что это заметно по его невербалике: потливость, дрожь, сутулость, скрещивание рук и ног, глаза смотрят в пол.
- Стесняется отвечать на уроках (занятиях в детском саду), когда к нему обращается учитель (воспитатель). От волнения отказывается отвечать, даже если готов и знает ответ.
- Дети играют в игру, а ребёнок стоит в стороне и не решается проявить инициативу и вступить в контакт с детьми первым.
- Дети приглашают поиграть с ними, но он уклоняется и не принимает приглашения, может молча уйти.
Стоит разобраться в причинах стеснительности, иначе все усилия могут остаться без результата.
Темперамент формируется ещё в материнской утробе и зависит от работы нервной системы человека, это врождённое внутреннее свойство характера, на которое невозможно воздействовать и изменять его. Из четырёх, наиболее распространённых, типов темперамента – меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик, первые два типа склонны стесняться в большей степени, чем сангвиники и холерики.
Поэтому первый шаг — определить темперамент.
Если родители разговаривают с ребёнком на повышенных тонах, вместо объяснения правил поведения, только кричат: «Нельзя!», «Не трогай!», «Это что такое!», называют его грубыми словами, да еще и при других детях, то у ребёнка значительно снижается самооценка, это способствует его замкнутости.
Шаг второй — контролируйте себя: свою речь, слова, интонацию. Объясняйте ребёнку правила поведения спокойно. Запретив что-то, расскажите, «почему нельзя» и «что можно». Всегда называйте его по имени, а не грубыми словами и ругательствами.
Причина третья — манера родителей общаться друг с другом и с посторонними
Это пример, который для ребёнка является моделью идеального поведения, поэтому замкнутым родителям, сложно воспитать открытого и общительного ребёнка.
Шаг третий — работайте над собой.
Для ребёнка, расположенного к застенчивости, неудачный опыт, ситуация, когда у него что-то не получилось, враждебность других детей могут поспособствовать закреплению мнения, что лучше отказаться от общения и быть в стороне.
Вы легко справитесь с застенчивостью ребёнка, если воспользуетесь следующими советами:
Верьте в его смелость. Не называйте его стеснительным, не спрашивайте, «почему ты стесняешься» и ни в коем случае, не говорите «он стесняется» при других.
Уважаете ребёнка и его мнение, советуйтесь с ним, спрашивайте его, почему он считает именно так, и внимательно выслушивайте его. Уважайте его чувства, желания и потребности.
Будьте внимательны к достижениям ребёнка. Хвалите его, говорите, как вы гордитесь им, рассказывайте ему о, положительных эмоциях, которые он вызвал у вас и окружающих, расскажите ребёнку, почему его действие может быть социально значимым, например: «В нашем городе, благодаря тебе, больше красоты».
Поощряйте инициативу. Пусть ребёнок действует самостоятельно так, как он считает правильно. Необязательно при этом, получать только положительный опыт, негативный также обязателен в его копилке. Но обсуждайте с ребёнком результаты.
Отрабатывайте обиды и учите ребёнка правильно реагировать на критику. Научите его находить позитив в любой ситуации и всякое развитие событий использовать себе на пользу. Например, если дети посмеялись над его не самым удачным рисунком, расскажите ему о всемирно признанных художниках, работающих в стиле авангард или абстракция, их дорогих картинах, покажите эти картины и спросите, что он о них думает. А если малышу сложно справиться с обидой, то «слепите её» из хлебного мякиша и скормите его птицам или рыбкам, и расскажите, какую пользу этим делает малыш.
Всегда оставайтесь на стороне ребёнка. Заручившись вашей поддержкой, будучи уверен в вас, почувствует себя гораздо смелее во взаимодействии с социумом. Одновременно учите его договариваться, в случае возникновения спорных ситуаций, идти на компромисс и искать общие решения.
Самое важное — хвалите больше, критикуйте меньше. Придерживайтесь правила: 2 раза похвали, один раз поругай, при этом начинайте с позитива, продолжайте критикой и заканчивайте снова позитивом, отмечайте его сильные качества и правильные действия.
Такое отношение к себе станет фундаментом сильной самооценки, которая будет способствовать развитию успешной личности вашего ребёнка. А о застенчивости можно будет забыть.