Описание неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими
Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.
Для гиперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.
У детей синдромом дефицита внимания и гиперактивности бывает два всплеска. Первый отмечается, 5-10 лет приходится, на период подготовки к школе, второй 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания.
-Под воздействием ритма от сердца и дыхания матери у эмбриона к 5 месяцам внутриутробного развития развивается вестибулярный аппарат. Патологии (работа матери за компьютером и с электроприборами, неоновое освещение) этого периода внутриутробного развития влияют на формирование ритма у ребенка.
Младенцы, родившиеся без чувства внутреннего ритма, не успокаиваются при помощи ритмичного покачивания, воркования или сосание соски. От этого они еще больше сердятся.
-Следует знать, что чрезмерное покачивание ребенка тоже может привести к патологии вестибулярного аппарата и мозжечка.
-если мозг по уровню своего развития не готов к моменту родов, то неизбежна родовая травма. Процесс рождения во многом зависит от деятельности организма ребенка. Он должен преодолеть давление родовых путей матери, совершить определенное количество поворотов и отталкивающих движений. Следовательно, не только мама вынашивает и рожает ребенка, но и ребенок вынашивается и рождается. Успешность рождения зависит от достаточности церебральных систем мозга. Поэтому дети, рожденные путем кесарева сечения, недоношенные, переношенные имеют, как правило, синдром гиперактивности.
-Необходимо осознавать, что формирование девиаций в поведение начинается не в школе, а во внутриутробном развитии и раннем младенчестве, например гипертонус, если ребенок не ползал или ползал, по измененной схеме говорит, уже о нарушение развития.
-Употребление матерью алкоголя во время беременности отрицательно влияет на развитие нервных сетей. После рождения ребенка может наблюдаться в снижение концентрации внимания, агрессии, раздражительности, депрессии, аутизме.
— По современным научным данным, среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 чаще, чем среди девочек. Среди подростков 1:1, а среди 20-25 летних 1:2 с преобладанием девушек.
Высокая частота распространенности синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большого количества межполушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных механизмов по сравнению с мальчиками при поражение центральной нервной системы.
-Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, чаще всего мужского пола.
-Причинами раннего повреждения ц.н.н.с. во время беременности и родов могут служить недостаточное питание, отравление свинцом, наркотические отравления, кислородная недостаточность, большие дозы витамина «А».
-Сложные роды. Родовая травма шейных отделов позвоночника, которая не диагностируется своевременно и приводит к осложнению.
-У гиперактивных детей происходит задержка созревание функциональных систем мозга, ответственных за моторных контроль, внимание и саморегуляцию поведения.
-Функциональные нарушения приводят к изменению болевой чувствительности. Такие дети часто не чувствуют боли и, следовательно не могут сочувствовать другим. Этим объясняется их безжалостное отношение к сверстникам и животным Они могут толкнуть, укусить, проявлять агрессию. Кроме того могут нанести себе физический вред.
— Прежде всего, возникновение СДВГ связано с недостаточной зрелостью лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария.
Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, безответственное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.
Известно, что у гиперактивного ребенка рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам, связи с этим данная патология представляет серьезную социальную проблему, поэтому так необходимо своевременно выявлять и корректировать развитие этих детей.
Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Гиперактивные люди суетливы, нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы. У них часто меняется настроение. Трудность планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижение по службе, в устройстве семейной жизни. Но своевременная медицинская и психологическая помощь может помочь человеку.
-проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитание;
-помните, что чрезмерная болтливость, подвижность не является умышленным;
-не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;
-повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.
-уделяйте ребенку достаточного внимания;
-не допускайте ссор в присутствие ребенка.
-установите твердый распорядок дня для ребенка;
-во время выполнения дом/ задания ничего недолжно отвлекать ребенка;
-оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
-избегайте по возможности больших скоплений народу;
-помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
-не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка. Для такого ребенка действенными будут средства убеждения «через тело» запрет на телефонные разговоры, домашний арест, досрочное отправления в постель;
-чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако очень чувствительны к поощрениям;
-не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
-не давайте одновременно несколько указаний;
-составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами:
-если родители тревожит, что каждое утро ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопиться в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить ругать. Пусть получит «урок жизни». Опоздав в школу по настоящему и приобретя опыт объяснений с учителем и директором, ребенок будет, более ответственно относится, к утренним сборам.
-если ребенок разбил стекло мячом, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры, ребенок будет знать, что ответственность за принятое решение несет только он сам;
-если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности- это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводиться в возрасте 5-10 лет.
Помните, что Гиперактивность –это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Самостоятельно ребенок справиться не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее всего ухудшат его.
Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя — растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упр. для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упр., упр. для мелкой моторики, упр. для релаксации и визуализации, функциональные упр., упр.для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упр. с правилами.
Сейчас я немного расскажу, что включает в себя эти коррекционные упражнения.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.