Способов наказания детей, множество. Для начала нужно разобраться, чем наказание отличается от жестокого обращения. Многие родители полагают, что к жестокому обращению относится физическое насилие, а в остальных случаях это наказание, такое мнение в корне не верно. Можно так унизить и оскорбить ребенка, что для него это больнее физического насилия и нанесет большую нравственную и психическую травму. Основная разница наказания от жестокого обращения в том, что при последнем малыш чувствует себя униженным и оскорбленным и не важно, каким образом вы это делаете, может быть, вы лишите его общения и словами: «Уйди видеть тебя не могу», нанесете ему психическую травму, хотя на первый взгляд не оскорбляли ребенка. Если с вашей точки зрения вы наказали ребенка, а он чувствует себя оскорбленным, то это не наказание, а жестокое обращение, за которое он рано или поздно отомстит, непослушанием или дерзостью, потому что жестокое обращение влияет на психику. Наказание является неотъемлемой частью воспитания и надо знать, как наказывать ребенка, чтобы он не чувствовал себя униженным.
Как можно наказывать ребенка, способы наказания детей.
Первое правило при наказании, чтобы ребенок видел причинно следственную связь между своим проступком и результатом. Он должен усвоить: если что то потерял или сломал, то этого у тебя в ближайшее время больше не будет; если не убрал за собой игрушки, то не будешь смотреть мультфильмы; если не слушаешься маму, то мама не пойдет с тобой гулять. Для этого совместно надо выработать правила, которых ребенок должен придерживаться, объяснить ему каждое из них. Самое главное это нельзя лишать его физиологических потребностей, еды, питья, но вы вполне можете не дать ему вкусненького. За некоторые проступки, не оговоренные правилами, или когда ребенок становится не управляем, его можно поставить в угол, чтобы он остался наедине с собой и подумал, предварительно объяснив спокойным тоном, за что он наказан. Стояние в углу должно быть пропорционально возрасту, то есть пятилетний стоит 5 минут.
Многие родители считают, что нет ничего плохого в том, чтобы ударить своего ребенка, если он не слушается (подзатыльник, шлепнуть по попке). Морально этическая сторона вопроса физического наказания детей состоит в том, что родители бьют потому, что это останется безнаказанным, ведь не секрет, что есть множество людей, которые раздражают нас больше чем собственные дети и никому в голову не приходит подойти и ударить этого человека, так как без последствий это не останется. Получается, что родители, применяя к своему ребенку физическое насилие, ведут себя подло, а теперь подумайте, как будут впоследствии, вести себя дети по отношению к вам. Конечно, физическое наказание детей на первых порах очень эффективно, но от него нужно отказаться по нескольким причинам: это морально этические нормы, которые мы разобрали, во вторых это наказание перестанет работать, когда ваш ребенок подрастет, и третье используя физическое наказание в раннем возрасте, отношения были разрушены и как воздействовать на него в подростковом возрасте не понятно. Подросток остается предоставленным сам себе, потому что близких отношений нет и методов влияния на него у родителей тоже нет. Родители, которые пытаются решить проблемы с воспитанием путем насилия, должны понимать, что у ребенка формируется модель поведения, как решать уже свои проблемы с другими людьми, а может быть и с родителями.
Некоторые родители считают, что если они не бьют детей, просто ругают, то воспитание проходит правильно, так можно наказывать ребенка, но иногда можно так поговорить с ребенком, унизить его и оскорбить, что у него может сформироваться образ собственной никчемности и нанести вред психике. Его самоиндификации будет нанесено вреда больше, чем при физическом воздействии. Давайте представим себе, что каждый день и не по разу, когда ребенок провинился, родители рассказывают ему какой он плохой, оскорбляют его и это продолжается несколько лет. Результатом такого эмоционального воздействия станет то, что ребенок поверит, что он такой и есть, а это и заниженная самооценка и не уверенность в себе.