Не пропусти
Главная » Развитие детей » Телесные наказания детей и их последствия

Телесные наказания детей и их последствия

Телесные наказания детей и их последствия

Как мне попасть в дом? — повторила Алиса громче.

А стоит ли туда попадать? — сказал Лягушонок. — Вот в чем вопрос.

Консервативное сознание не склонно утруждать себя критической проверкой привычных, устоявшихся суждений: если нечто написано в священных текстах или логически вытекает из авторитетной теории, значит, так оно и есть. Плюс исторический аргумент: так думали и/или так поступали наши предки! В авторитарной системе воспитания ценен не столько конкретный результат, сколько само по себе послушание.

Наука этим удовлетвориться не может. Психологам, социологам и врачам-педиатрам недостаточно знать, что люди верят в пользу телесных наказаний, им нужны эмпирические доказательства: каков этот воспитательный эффект, насколько он велик и от чего он зависит?

  • оправдывает ли выбранное наказание родительские ожидания (ожидаемый эффект);
  • не имеет ли оно каких-либо побочных, непредвиденных и, возможно, нежелательных последствий (неожиданный эффект);
  • является ли то и другое краткосрочным или долговременным.

Вопросы эти возникли не вчера. Выдающиеся американские психологи Ричард Сирс, Элинор Маккоби и Харри Левин обнаружили несовпадение реальных результатов с педагоги-ческими ожиданиями уже в 1950-х годах. При сопоставлении а) дисциплинарных практик нескольких сотен белых родителей из рабочей среды и из среднего класса, б) мотивов, по которым они выбрали именно эти практики, и в) того, как эти практики повлияли на поведение их пятилетних детей, выяснилось, что дети, которых родители контролировали строже, выросли менее послушными, чем дети, которым была предоставлена большая свобода.

За прошедшие пятьдесят с лишним лет в США и в других странах (но не в России!) проведены сотни больших и малых исследований, в том числе несколько лонгитюдов и метаанализов эффективности разных форм семейной дисциплины, включая телесные наказания. В целом, их результаты оказались не в пользу телесных наказаний.

Одно из первых солидных исследований было проведено в Калифорнии Институтом развития человека Университета Беркли в рамках проекта Family Socialization and Developmental Competence Project (FSP) под руководством Дианы Баумринд. Целью этого двенадцатилетнего исследования было выяснить, как разные практики семейного воспитания влияют на социальное и умственное развитие детей. Выборка состояла из родителей и детей из одних и тех же семей белых американцев среднего класса. В 1968 г. были проинтервьюированы 134 четырехлетних ребенка и их родители. В 1972 г. 104 ребенка из первоначальной когорты и их родители были опрошены вторично; кроме того, была исследована вторая группа, состоявшая из 60 девятилетних детей и их родителей. В 1978 г. 89 детей из первой и 50 детей из второй когорты снова были обследованы. На всех трех этапах помимо ребенка опрашивался один, а то и оба родителя. После третьего этапа, когда испытуемым было уже около 25 лет, с ними еще раз говорили по телефону. Во избежание субъективных оценок родительские дисциплинарные практики измерялись с помощью специальной шкалы.

Согласно теории Баумринд, стиль родительства имеет два главных аспекта. Первый — родительская отзывчивость (parental responsiveness) показывает, насколько хорошо родитель реагирует на нужды ребенка. Второй — родительская требовательность (parental demandingness) фиксирует уровень родительских требований к ребенку, ожидание от него более зрелого и ответственного поведения. Сочетание этих двух осей дает четыре стиля родительства (Baumrind, 1967).

  • Снисходительные (пермиссивные) родители скорее отзывчивы, чем требовательны. Они избегают конфронтации с ребенком и поощряют его к самостоятельности. Их дети чаще вырастают дружелюбными, отзывчивыми и креативными, но также вербально импульсивными, агрессивными, склонными и сопротивляться установлению каких бы то ни было границ.
  • Авторитарные родители очень требовательны, директивны и неотзывчивы. Выше всего они ценят в детях послушание и порядок, создавая для этого хорошо организованную и структурированную, с ясно сформулированными правилами, среду. Эти люди очень назойливы и употребляют агрессивные методы разрешения конфликтов, а их дети часто склонны к перемене настроений, боятся новых ситуаций, и у них низкое самоуважение.
  • Авторитетные родители одновременно отзывчивы и требовательны. Они контролируют поведение ребенка, устанавливают для него четкие правила и могут быть настойчивыми, не нарушая автономию ребенка и не подавляя его. Их дисциплинарные методы скорее поддерживающие, чем карательные. Этот стиль представляется оптимальным для развития у ребенка социальной компетентности, включающей в себя напористость, самоуправление, кооперацию и уважение к родителям.
  • Невовлеченные, отстраненные родители имеют низкие показатели как по отзывчивости, так и по требовательности.

В предельных случаях они могут отталкивать ребенка и пренебрегать им. Их дети часто ввязываются в криминальное и рискованное поведение и входят в группу риска по наркозависимости.

Предложенная Баумринд типология родительства получила широкое научное признание в психологии и социологии семьи. Но насколько распространены эти типы и как они коррелируют с разными, в том числе телесными, наказаниями?

На первом этапе калифорнийского исследования, когда дети были дошкольниками, никогда не прибегали к телесным наказаниям лишь 4% обследованных семей. В остальных семьях разброс по частоте и жесткости телесных наказаний был весьма широк. Частыми и интенсивными телесными наказаниями пользовалось незначительное меньшинство, от 4 до 7% родителей. Хотя эти люди оставались в рамках законности, они наказывали детей импульсивно и слишком сильно, часто прибегая к каким-то орудиям, битью по лицу и т. п. При этом многое зависело от возраста детей. Эту группу родителей исследователи сразу же занесли в опасную «красную зону». Вырастая, дети из красной зоны имели самые высокие, причем долгосрочные, отрицательные психологические показатели, явно связанные с телесными наказаниями.

Однако в других группах корреляции между телесными наказаниями и последующими психологическими чертами и поведением ребенка были слабыми. Разница между детьми, которых шлепали «редко» (зеленая зона) и «умеренно» (желтая зона), оказалась вообще статистически незначимой. Дети из оранжевой зоны, которых шлепали часто, но не больно, мало отличались от детей из желтой зоны. А дети из зеленой зоны, которых никогда не шлепали, были не более благополучными, чем дети из той же зоны, которых шлепали редко. Кроме того, эффект сильных словесных наказаний подчас не отличается от эффекта шлепанья.

В результате Баумринд пришла к выводу, что реально значимо не столько само наказание, сколько его контекст. Если родители любящие, твердые и хорошо общаются с ребенком, их дети вырастают достаточно успешными и благополучными, независимо от того, шлепали ли их в дошкольном возрасте. Зато жестокие телесные наказания причиняют ребенку бесспорный вред (Baumrind, 1996).

Разумеется, эти данные не могут считаться нормативными, даже для США. Выборка Баумринд была невелика, к тому же это исключительно семьи среднего класса, в которых детей наказывали мягче и реже, чем в рабочей среде. Наконец, за прошедшие 40 лет и сами детско-родительские отношения, и установки взрослых относительно телесных наказаний могли измениться.

В последние десятилетия в мире выполнено множество конкретных исследований о влиянии на детей телесных наказаний. Как всегда бывает в науке, их выводы часто расходятся. Однако никаких доказательств полезности телесных наказаний не появилось. Как только речь заходит о рациональных доказательствах преимуществ порки перед другими видами наказаний, даже самые горячие ее защитники ограничиваются утверждениями, что телесные наказания «не приносят вреда», что они «не хуже других наказаний» или что вред их «преувеличен». Зато число исследований, показывающих, что телесные наказания не только малоэффективны, но и вредны, быстро растет.

Один из самых активных исследователей и противников телесных наказаний — американский социолог, многолетний соруководитель Лаборатории исследований семьи Нью-Гемширского университета профессор Мюррей Страус (Straus, 2010). Этого мнения придерживается и автор самого большого метаанализа этой темы Элизабет Гершоф (Gershoff, 2002), которая назвала свой недавний аналитический обзор «Больше вреда, чем пользы: итоги научного исследования намеренных и ненамеренных воздействий телесного наказания на детей» (Gershoff, 2010).

Вот как выглядит метаанализ Гершоф в цифрах (Gershoff, 2002).

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Тревожность детей дошкольного возраста — (признаки, методы, советы родителям)

Тревожность детей дошкольного возраста (признаки, методы, советы родителям). Тревожность детей дошкольного возраста (признаки возникновения, методы диагностики, советы родителям). Тревожность одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску.

Тревоги, страхи и фобии у детей, Ксюшин клуб

Все люди, от самых маленьких и до взрослых, периодически испытывают тревогу и опасение. Ощущение беспокойства, особенно если это происходит не вовремя, нельзя назвать приятным ощущением.

Тревога и тревожность у детей

Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Песочная терапия для детей: идеи развивающих игр, способ психологической помощи

Песочная терапия для детей: терапевтические игры с песком по методике Sandplay В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых.

Тревога за детей: чего боятся мамы

Казалось бы, что может быть нормальнее и естественнее, чем материнская тревога за детей? Дети только учатся взаимодействовать с этим миром, они падают, набивают себе шишки, болеют, по-детски, но страдают.

Песочная терапия для детей: занятия и программа

Как проводятся занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста? Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает.

Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет

Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет Умывание: самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место; моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.

ТОП-10 фильмов ужасов с участием детей по рейтингу IMDB

Дети самое доброе и светлое, что может только нас окружать. Но как оказалось, так бывает не всегда. Все чаще с экранов из под детской, милой оболочки на нас смотрят вампиры, маньяки и жестокие убийцы, или же они выступают в роли жертв.

ТОП-6 вредных привычек у детей дошкольного возраста

ТОП-6 вредных привычек у детей дошкольного возраста «Когда вырастет, тогда перестанет», ; так размышляют родители о вредных привычках у детей. Часто эти слова сказаны после неудачных попыток справиться с плохими привычками у детей.

Песочная терапия для детей, занятия арт

Психологическое развитие детей дошкольного возраста весьма важный момент становления личности. В настоящее время у большого количества детей наблюдаются те или иные отклонения такие как гиперактивность.

Только это нам помогло отучить детей кусаться

Только это нам помогло отучить детей кусаться. Как отучить ребенка кусаться? Работаем с "кусаками", рекомендации педиатра. Очень неловко бывает родителям услышать от воспитателя в детском саду или возмущенных мам других малышей слова о том, что их ребенок кусается.

Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей

Вырабатываем характер: советы психолога Психология саморазвития как стимул психических процессов Панические атаки: особенности приступов, методы преодоления и лечения Самоанализ.

Типы отвергаемых детей

Автор статьи М. Кравцова Ниже описаны типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам. Еще Януш Корчак (Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991.

Песочная терапия для детей, занятия

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост.

Типичные психологические проблемы детей-дошкольников — Мои статьи — Каталог статей — Сайт Детского сада №3 села Караидель

Типичные психологические проблемы детей-дошкольников Детский сад - Адаптация ребенка в дошкольном учреждении Вы решили отдать своего ребенка в детский садик или ясли.

Типичные психологические проблемы детей-дошкольников

Вырабатываем характер: советы психолога Психология саморазвития как стимул психических процессов Панические атаки: особенности приступов, методы преодоления и лечения Самоанализ.

Тики у детей, простые и сложные моторные тики, вокализмы, тикозные гиперкинезы, транзиторное (преходящее) или хроническое тикозное расстройство, навязчивые движения, невротическое расстройство с навязчивыми движениями, болезнь Туретта

вокализмы, тикозные гиперкинезы, транзиторное (преходящее) или хроническое тикозное расстройство, навязчивые движения, невротическое расстройство с навязчивыми движениями, болезнь Туретта • Тики встречаются часто! Как они выглядят? • Что же такого «страшного» в тиках? • Как, когда и зачем нужно лечить тики • Режим дня, диета и образ жизни • Рецепты профилактики и борьбы с тиками Взволнованная мама начинает обращать внимание ребенка и окружающих на его гримасы и шмыганья носом, постоянно его одергивая, и делая ему замечания.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста, пескотерапия

Особенности песочной терапии. Пескотерапия в работе психолога и логопеда Песочную терапию активно применяют для лечения как взрослых, так и детей. Среди существующих видов арт терапии песочная терапия занимает особое место, поскольку демонстрирует высокую эффективность в достижении поставленных перед ней задач.

Тесты и упражнения для подготовки детей к школе

Тесты и упражнения для подготовки детей к школе Тестирование, которое применяют во многих школах, необходимо не только для того, чтобы попасть туда. Оно нужно вам – мамам и папам.

Тесты для детей 6-7 лет при поступлении в школу

Когда дошкольник выходит на финишную прямую перед поступлением в первый класс, у родителей существенно прибавляется забот. Задолго до долгожданного события мамы и папы начинают готовить малыша к взрослой, школьной жизни, стараются приучать его к соблюдению режима, самостоятельности и, конечно же, стремятся подготовить ребенка к поступлению в первый класс.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Все дети любят играть с песком. Детские песочницы уже давно стали главным атрибутом любой детской площадки. Но песок ; это не просто развлечение и приятное времяпровождение для ребенка, это еще и возможность справиться с психологическими проблемами.

Тестирование детей, идущих в первый класс — МАМИН ГРАД — образовательный портал

Неопознанное дерево с листвой (преобладает на рисунках большинства детей) рисуют всесторонне развитые особы. Это говорит о том, что у вашего ребенка одинаково хорошо развиты разные стороны натуры.

Песочная терапия для детей видео

Песочная терапия ; возможность прожить маленькую жизнь Песок. Наши дети, все до одного, просто обожают играть с ним. А некоторые родители, наблюдая, как их карапузы лепят куличики из песка, даже не догадываются, что таким образом малыши расслабляются, избавляются от страхов, уравновешивают свой внутренний мир, развивают собственное творческое «я» — самобытное и неповторимое.

Тест на компьютерную зависимость для детей и родителей

Тест на компьютерную зависимость для детей и родителей Тест на компьютерную зависимость. Зависит ли ваш ребенок от компьютера В последнее время различные компьютерные игры, форумы, социальные сети, онлайн общение приобретают все большую популярность среди детей и подростков.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->