Не пропусти
Главная » Развитие детей » Тревожность у детей: причины возникновения и пути преодоления
Тревожность у детей: причины возникновения и пути преодоления Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

Тревожность у детей: причины возникновения и пути преодоления

Тревожность у детей: причины возникновения и пути преодоления

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств, формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств.

Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показывать страх или слезы. Он научается в значительной степени управлять выражением своих чувств.

Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон, который может быть положительным или отрицательным.

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается, голова и плечи опущены, выражение лица грустное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть возникновение повышенного уровня тревожности.

Тревожные дети обычно очень не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянное испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, они предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Если у ребенка усиливается тревожность, возникают страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем.

Неуверенный, тревожный ребенок всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.

Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «Чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них – все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, «уходя в мир фантазий». В фантазиях ребенок решает свои конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности.

Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т.д.), мальчиков – насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или воспитатель плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Таким образом, тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, чувство беспомощности, трудности сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение, раздражительность. Такие дети опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Одной из причин повышенного уровня тревожности в дошкольном возрасте является нарушение детско-родительских отношений.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности выступает повышенная чувствительность. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу «гиперопеки» — чрезмерная забота, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание.

В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он все делает не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в тревожность.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителей передается ребенку. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, родители часть заражают своими страхами сына или дочь, т.е. способствуют формированию тревожности. Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.

В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. В связи с этим в настоящее время число тревожных детей неуклонно растет.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать и такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей, потому что они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Тревожность, как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то или не так, не соответствовать общепринятым требованиям, нормам, развивается ближе к 7 годам, при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины («Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова», «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Часто причиной большого числа страхов у детей бывает сдержанность родителей в выражении чувств, наличие многочисленных предостережений. Излишняя строгость родителей также способствует возникновению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами, вроде: «Заберет тебя баба Яга», «Уеду от тебя», «Отдам тебя в детский дом», «Отберу все твои игрушки» и т.д.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, тяжелую болезнь.

Таким образом, чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
  • неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
  • противоречивыми требованиями, которые предъявляют ребёнку родители и /или детский сад.

У детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Для того чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо родителям обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности: в рисовании, в игре и т.д. Ребенка нужно меньше ругать, но больше им восхищаться и хвалить, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов: «Какой ты молодец! Это ты нарисовал? А у меня так не получается, ты меня научишь. Я горжусь тобой! Ты просто молодец!» Но в случае, если ребенок демонстрирует свое непослушание, родители должны сделать замечание следующим образом: «Это ты придумал, я тебя об этом не просил. Вот если ты успеешь сделать то, о чем я тебя попросил, то останется время и для того, что ты хочешь».

Без сомнения, основным средством «лечения» детской тревожности является повышение самооценки ребенка. Нужен щадящий оценочный режим в той области, где успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно отметить.

Надо помочь поверить ребенку в свои силы, в свои способности. Хвалить как можно чаще, не скупиться на выражение любви и нежности. Тревожного ребенка не страшно перехвалить — он все равно относится к похвалам с некоторым недоверием. Его очень непросто убедить в том, что он действительно хороший. Для этого нужно набраться терпения, изобретательности, такта. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

Любые попытки повысить самооценку ребенка должны базироваться на «трех китах»: честности, доверии и безусловной любви родителей. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми способствуют снижению общей тревожности ребенка.

Очень важно, чтобы родители следил за своей интонацией. Мелодико-интонационная сторона речи взрослого играет большую роль в эмоциональной жизни ребенка.

И, наконец, необходимо научить детей навыками саморегуляции, т.е. умению анализировать тревожащие ситуации, заранее планировать свое поведение в подобных случаях, видеть ошибки и принимать их к сведению в дальнейшем.

Соблюдение данных рекомендаций поможет родителям обеспечить детям эмоциональное благополучие.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Чем опасен интернет для детей

Практически любой ребенок старше пяти лет обладает навыками пользования интернетом. В самом таком факте чего-либо плохого нет. Этого требует объективная реальность.

Почему нельзя физически наказывать детей

Некоторые родители считают, что бить ребенка необходимо. Часто такие родители прикрываются фразой типа «меня били в детстве, и я вырос замечательным человеком». Но на самом деле те родители, которые подняли на ребенка руку, таким образом только показывают, насколько они несостоятельны как родители, свое неумение воздействовать на ребенка каким-то иным методом, кроме физической силы.

Чем нельзя пугать своих детей

Человеку свойственно чего-то бояться, и уж тем более ребенку. Неудивительно, ведь он еще совсем маленький, а вокруг него такой огромный неизведанный мир. Обычно малышей может серьезно напугать то, что взрослому покажется полнейшей глупостью.

Чем можно занять детей дома

Здравствуйте, дорогие читатели! Всех родителей уже можно поздравлять с практически наступившим Днем Знаний – 1 сентября. То есть, счастливая пора года для всех детей школьников – летние каникулы, увы, закончилась.

Почему нельзя кричать на детей — как исправить ситуацию?

Довольно часто, чтобы добиться желаемого результата, взрослые начинают повышать голос на детей. А самое ужасное, что такое себе могут позволить не только родители, но и воспитатели в детском саду, школьные учителя и даже простые прохожие на улице.

Чем занять подопечных детей в больнице?

Придумывая активность с детьми в больнице, обязательно нужно учитывать размер отведённого волонтёрам помещения, шумность занятия, качество материалов, желания и возможности детей (в частности, при подготовке игр и активностей – их физическое состояние). Рассказывает Юлия Бутывченко, координатор группы в отделении нефрологии и отделении гинекологии РДКБ.

Чем занять детей на каникулах?

В школах начинаются летние каникулы, и перед родителями встает проблема: чем занять детей, чтобы они не пролежали три месяца перед телевизором, а провели лето с пользой.

Почему матери ненавидят своих детей?

Вниманию активных противников ювенальной юстиции! Статья не об этом. Хотя все, что о детях и родителях, об этом. Но все равно не об этом. Т.е. не о ювенальной юстиции.

Чем занять детей дома: полезные советы и увлекательные идеи

Чем занять детей дома: полезные советы и увлекательные идеи Занятие с детьми - прекрасное и приятное для родителей дело. Но иногда мамы и папы вынуждены выполнять неотложные дела, а ребенок скучает, не знает, чем заняться.

Чем вы занимаете детей дома во время их болезни?

Всем добрый день! Каждый раз,когда сын болеет,я беру больничный и сижу с ним дома, муж работает целыми днями,уходит,когда сын спит,приходит,когда уже спит)) бабушек,дедушек нет.

Чего родители ждут от своих детей, Журнал «Здоровье Школьника&raquo

Пусть заголовок заставит задуматься: а чего вы ждете от этой статьи? Задумались? Конечно, ожидание связано с нашим представлением о желаемом. Это наши надежды, мечты, желания.

Церковь осудила закон, усиливающий ответственность за физическое наказание детей

Церковь осудила закон, усиливающий ответственность за физическое наказание детей Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступила против законопроекта, усиливающего уголовное наказание за умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои.

Почему дети кусаются, Все Для Детей

Administrator 05.04.2016 Comment Closed Советы родителям Кормящие мамочки знают, что такое детские зубы. Сначала он давит мамину грудь деснами, а потом пробует на зуб. Почему ребенок кусается? Возможно, он растет жестоким? Или не любит маму? А вдруг это какая-то серьезная патология, которую нужно срочно лечить? Новорожденный малыш впервые кусает маму, когда он недоволен тем, как его кормят ; мало молока, неудобная поза, туго выделяется молоко, он слишком голоден и поэтому присасывается особенно жадно.

Центры подготовки детей к школе (Киев)

ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве Подготовка к школе в Киеве - частные центры развития и обучения Центр творческого и интеллектуального развития ребенка тел.

Центр одаренных детей, Старт в науку

Эта работа посвящена исследованию особенностей воспитания детей в семье последнего российского императора. Актуальность темы обусловлена тем, что вопросы воспитания сейчас да и всегда должны стоять на первом месте.

Почему американцы убивают русских приемных детей -> Ярпортал, форум Ярославля

Почему американцы убивают русских приемных детей, и отправляют их назад одних в самолете Регистрация: 3.02.2007 - 10:16 — Это про ту женщину, которая посадила своего приемного сына в самолет и отправила назад в Россию? Американский пограничник возвращает мне паспорт и говорит без тени улыбки: — Ей место в тюрьме.

ХОЧЕШЬ ПОБЕДИТЬ ВРАГА — ВОСПИТАЙ ЕГО ДЕТЕЙ

И враг уже нанёс сильный удар по нам. Самый сильный - по воспитанию русских девочек, русских женщин. Главный закон мироздания - закон любви (Сидоров Г.А.) ИМЕННО ЛЮБИТЬ ОТУЧАЮТ ИЛИ ДАЖЕ И НЕ НАЧИНАЮТ УЧИТЬ НАШИХ ЖЕНЩИН.

Хорошие манеры: правила поведения для детей

Для чего ребенку хорошие манеры? Вопрос простой, но ответить на него не так-то легко. Чтобы нам не было за него стыдно? Чтобы он нравился окружающим людям? Можно ответить и так.

Поучительные сказки для детей рекомендуемые психологами

Короткие поучительные сказки для детей, читаем на ночь Любая сказка – это история, придуманная взрослыми для того, чтобы научить ребенка как вести себя в той или иной ситуации.

Пословицы про хлеб, Пословицы для детей, Какие есть

Пословицы и поговорки о хлебе посвящены самому важному продукту нашей жизни.Все едино, что хлеб, что мякина. Всем досыта есть, так и хлеба не станет. Всяк на себя хлеб добывает.

Характеристика детей 4-5 лет, МАЛЫШАТА

Характеристика детей 4-5 лет, особенности развития детей 4-5 лет. Ребенку 4 года! Ура, наконец-то кризис 3 лет миновал. Родители могут вздохнуть с облегчением.

Характеристика возрастных особенностей детей

Ученые считают, что этапы детства в среднем занимают около 1/10 всей человеческой жизни. Но именно это время крайне значимо для психического и физического развития детей.

Пословицы о зиме — Пословицы для детей

Как ни стары пословицы, а всё живут они у людей. Кто хоть раз услышит пословицу или приговорку про зиму, тот её по случаю и вспомнит. Очень много пословиц придумал русский народ о зиме, о ее стужных и вьюжных месяцах, о жгучем морозе, да о метелях.

Хамство детей, Вопросы родителей

Переписка с психологом. Задать вопрос психологу и получить помощь, поддержку, общение, а также решение! Пишите ; станет легче и понятней! Вы нам нужны! Ребёнок хамит, обзывает, не уважает родителей или говорит, что родители его не любят; сквернословит; говорит, что убежит из дома;- говорит, что покончит с собой.

Рейтинг@Mail.ru