Не пропусти
Главная » Ребенок до 3-х лет » Готовность ребенка к школе психологическая, интеллектуальная и речевая: как определить

Готовность ребенка к школе психологическая, интеллектуальная и речевая: как определить

Готовность ребенка к школе психологическая, интеллектуальная и речевая: как определитьЭто два разных уровня его развития, и один из них должен плавно вытекать из другого. Детский сад, если ребенок посещает его, или родители дома постоянно готовят свое чадо именно к этому важному шагу – школе. Будущий первоклассник будет получать большой объем информации, для понимания и закрепления которой ему понадобятся все его приобретенные до этого момента качества. Понятие готовности ребенка к школе подразумевает собой такой уровень подготовленности, который дает возможность полноценно и без излишних нагрузок как обучаться, так и взаимодействовать с новым социумом. Здесь необходимо сделать акцент на важнейшие детали, такие как речь, память, мышление, внимание, определенный запас знаний, желание учиться, способность подчиняться установленным и общепризнанным правилам и т. д. Для того, чтобы наиболее точно понять, как осуществляется определение готовности ребенка к школе, надо рассмотреть эту проблему обстоятельно со всех сторон.

Сначала его считают веселым и забавным карапузом, потом умным и серьезным малышом, и вот скоро школа… Готов ли он, сможет ли справиться, как себя поведет, как ему помочь? Сколько вопросов на эту тему, столько же должно быть и ответов…

Традиционно различаются следующие виды готовности ребенка к школе: психологическая, личностная, мотивационная, интеллектуальная, речевая, физиологическая, физическая и другие. Все эти виды в своей совокупности должны соответствовать должному уровню, который родители должны обеспечить своим детям наилучшим образом для их возможности обучаться и легко адаптироваться к новым условиям и требованиям школьного периода.

Так, при беседах с детьми на вопрос: «А почему ты хочешь идти в школу?», многие из них отвечали приблизительно так: «Я же уже большой и поэтому хочу учиться». Они, в этом возрасте видя, что взрослые, говоря об учебе, относятся к этому очень серьезно, сами начинают осознавать, что вступают в новый период жизни, который важен для их родителей. Проще говоря, ребенок, психологически готовый к обучению на новом уровне, уже стоит на первой ступени к становлению взрослым человеком.

Некоторые родители умудряются раз и навсегда отбить у своих сына или дочери охоту идти в школу путем угроз, таких как, например: «Не хочешь учиться считать, ну ничего, никуда не денешься, уж там-то будешь учиться как миленький…» или заставляют свое дитя с мучениями и слезами выполнять задания из учебника первого класса, считая, что таким образом они подготавливают его к школьным временам. Ничего из этого нельзя делать ни в коем случае.

Малыш еще не знает конкретно, что такое школа, он черпает информацию со слов взрослых. Родители должны заинтересовать ребенка, показать ему, что именно обучение сможет показать ему какой большой и интересный мир, рассказать, сколько нового и неизведанного он сможет узнать. Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя сложнейший комплекс составляющих, которые являются результатом воспитания и развития ребенка в период до 6 или 7 лет.

Дошкольный возраст является как раз тем периодом, когда ребенок начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Происходит внутренняя перемена, и ребенок начинает понимать, что безвозвратно заканчивается один цикл в его жизни – детский сад, «маленькое детство» и начинается другой – «взрослый этап». Это очень важный процесс осознания, без которого адаптация к школе может проходить с определенными осложнениями. Личностная готовность ребенка к школе – это принятие им новой социальной позиции «школьника», с ее определенными правами и обязанностями, понимание своего нового статуса, желание учиться и получать знания, позитивный настрой, умение и готовность активно участвовать в жизни нового коллектива.

Большую роль тут играет мотивационная готовность ребенка к школе, когда он руководствуется определенными мотивами, объясняя свое желание идти в школу. Такими мотивами будут являться: учебный (пойду, потому что мне нравится учиться), познавательный (иду, потому что хочу получать новые знания), позиционный (хочу заниматься важным делом, буду это делать как взрослый). Мотивами, говорящими о несоответствующей подготовке будут: игровой (буду ходить в школу, потому что там много ребят, с которыми можно играть), социальный (ходить надо, чтобы потом на работу устроиться и зарабатывать) и внешний (придется учиться, так как мама заставляет).

Готовность психики ребенка определяется его внутренним миром, который успел сформироваться за период от 3 до 6 или 7 лет. Именно за это время дети начинают получать максимум уже хорошо осознаваемой информации. Так, окружающая их действительность уже не сводится только к дому, родителям, друзьям по детскому саду. Она начинает расширяться до пределов города и страны, а также приглашает войти в пространство взрослых отношений. Именно в дошкольном возрасте дети мыслят образными представлениями, используя во всем творческий подход и элементы игры. Постепенно они начинают осознавать себя как личности и приобретают способность к внутреннему и самостоятельному контролированию своего поведения. Появляется так называемый характер, который выражается в индивидуальных отношениях между ребенком и социальной действительностью. Происходит принятие этических норм, формирование мировоззрения и малыш окончательно формируется как личность, готовая к общению в социуме с соблюдением правил этого социума.

Так, психическая готовность ребенка к школе будет полной, если он успешно прошел, указанные стадии и оказался подготовленным к действиям в данном случае в новом коллективе и по новым правилам. Кроме того, благодаря развитию мышления и возникновению потребностей в новых знаниях, он испытывает желание учиться и познавать мир с новых сторон для того, чтобы быстрее стать взрослым и самостоятельным.

Существует много мнений на тему, готовы ли дети к учебе в 6 лет. Единственно верным решением здесь будет только индивидуальный подход. Если их психика готова к этому, то да. Согласно исследованиям, большой процент шестилеток все еще пытается познавать мир в виде игры, так их любимыми предметами становятся труд и рисование. А семилетки уже выбирают математику и письмо как самые интересные для них предметы. Понаблюдайте за своим чадом и не торопитесь делать из него вундеркинда раньше времени. Ум его никуда не денется, и он будет радовать вас отличными оценками, но возможно годом позже.

Для успешного обучения без выраженного напряжения дети должны интеллектуально соответствовать уровню первого класса. Здесь речь идет, во-первых, об их общих познаниях, связанных с окружающим миром, общественной жизнью и определенных навыках счета, знания букв и т.д. Во-вторых же, очень важно умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы. Необходимо наличие способности находить причинно-следственные и пространственно-временные отношения. Конечно же, в таком возрасте еще нет логического мышления, в каком виде оно присутствует у взрослых, но это уже его прототип, хотя по сути это высшая форма пока что только образного мышления.

Так, совершенно не трудно оценить интеллектуальную готовность ребенка к школе с помощью обычного разговора. Малыш должен уметь рассказывать в свободной форме о себе и о своей семье, знать свой адрес и данные ближайших родственников, не только давать информацию об окружающем его мире — как природе, так и обществе, но и знать, как этим можно пользоваться. Анализируя имеющуюся у него информацию, сделать вывод и объяснить в разговоре с взрослым: «Почему происходит так, а не вот так», а получив определенные знания, уметь задавать встречные вопросы. Многие взрослые считают, что этот процесс познания и развития ребенка протекает сам собой при помощи вопросов, которые задает он сам. Это не так. Дети получают ответы, которые потом оказываются не связанными в одну систему никоим образом, поэтому и не возникает единой картины мира. Именно поэтому родители должны обеспечить правильную и полную подачу информации своим детям, которую они смогут анализировать и воспринимать во всей совокупности и взаимосвязи всех ее частей.

Многие родители считают, что если ребенок имеет некоторые погрешности в речи, то это пройдет со временем как-нибудь само собой, или что «не один наш такой, соседский вон тоже до третьего класса по слогам читать не мог, а вон вырос же». Это очень распространенная ошибка. Если даже взять не сам процесс обучения, а для начала просто коллектив первого класса, в который придет малыш, то для того, чтобы в него влиться наилучшим образом, нужно обладать довольно быстрой, правильно сформированной речью. Речевая готовность ребенка к школе является важнейшим интеллектуальным показателем развития. Это надо обязательно помнить всем родителям. Не обладающие развитой речью, школьники, как правило, не справляются должным образом и с письмом. Это приводит к тому, что в принципе умные ребята начинают не успевать за темпом класса, что приводит в результате к плохим оценкам.

Если речь не разборчива из-за проблем в звукопроизношении, то обязательно надо обратиться к логопеду, для того чтобы специалист смог исправить эту проблему. Кроме этого существует масса специальных упражнений, которыми можно заниматься дома, излишне не напрягая детей, а осуществляя это в виде игры.

Бывает и так, что словарный запас, не достаточно велик, так, по норме считается, что он должен содержать не менее 1500-2000 слов. Тут необходимо уточнить, что ребенок обогащает свою речь путем подражания окружающим его людям. Это означает, что если родители будут сознательно много и правильно разговаривать или читать вместе с детьми, то данной проблемы наблюдаться не будет.

Отдельно надо отметить, что к 7 годам должен сформироваться правильный грамматический строй речи, включающий в себя правильное склонение слов и построение предложений. Только в таком случае речь сможет быть связной и, соответственно, устные ответы на уроках будут отличными.

При условии, что родители смогут обеспечить своему малышу развитие вышеперечисленных качеств коммуникативной речи, он сможет активно входить в контакт со своими сверстниками и педагогами, налаживать общение и успешно учиться.

Очень важным аспектом является так называемая физиологическая готовность ребенка к школе, она выражается в удовлетворительном здоровье и нормальном функционировании всех систем организма. Именно поэтому перед поступлением в первый класс все дети должны проходить обязательное медицинское обследование, которое показывает. Соответствуют ли биологические и физические показатели формальному возрасту, опережают или отстают от него, а также наличие или отсутствие медицинских противопоказаний к учебе в школе. Следует заметить, что по соответствующей оценке принято разделять детей на пять групп по уровню подготовленности к школе. Причем процент абсолютно подготовленных дошкольников ничтожно мал. Совершенно здоровых детей в настоящее время очень мало. Но сильно расстраиваться не стоит, так как в возрасте 7 и 8 лет, детский организм достаточно интенсивно развивается и, к концу первого класса ребята, как правило, выравниваются и догоняют друг друга по вышеуказанным показателям.

Если же все-таки имеется рекомендация врача о том, что следует подождать год с поступлением, то в этом нет ничего страшного, просто необходимо прислушаться и позволить детскому организму как следует окрепнуть и как следует подготовиться к школьным нагрузкам. У каждого человека свой индивидуальный организм. Это необходимо учитывать и не наносить ему вред, как это делают некоторые родители, пытаясь доказать, что их дитя ничем не хуже остальных, и отправляют неокрепшего как следует малютку учиться, а он даже не может сам поднять и нести свой ранец.

Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики кистей рук. Именно из-за ее слабого развития, как и из-за недостаточного опыта графического письма, первоклассникам довольно трудно даются письменные задания. Специалисты советуют в таких случаях чаще использовать занятия по лепке из пластилина, игры с конструктором из мелких деталей, которые позволяют улучшать мелкую моторику.

По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще. Происходит это не только потому, что они контактируют с большим количеством других ребят, но и из-за того, что именно в этот период, детский организм начинает перестраиваться на новый лад. Он начинает нести на себе увеличенные по отношению к прежним нагрузки, связанные непосредственно как с новым режимом дня (меньше игр и отдыха и больше учебных занятий) так и с психоэмоциональной усталостью, нервным и умственным напряжением. Именно здесь и нужно отметить то, как важна достаточная физическая готовность ребенка к школе.

Что может дать хорошая физическая подготовка детей? Это, в первую очередь, крепкое здоровье, развитый и выносливый организм, который сможет успешно противостоять новым нагрузкам, это отличный уровень физического развития, который обеспечит активное состояние, тем самым во многом определяя успешность учебы и отличную успеваемость. Связь хорошей физической подготовки и высокой умственной работоспособности абсолютно доказана благодаря многочисленным наблюдениям и исследованиям в этой области. Умственная работоспособность у первоклассников выражается в умении сосредотачиваться на определенном занятии в течении 25 минут, в способности самостоятельно работать, хорошо усваивать изучаемый материал и в отсутствии в последующем ярко выраженной утомляемости.

В детском саду физической подготовке детей уделяют много времени. Это подвижные игры, специальные физкультурные и закаливающие занятия. Так, занятия включают в себя бег, прыжки, плавание, спортивные подвижные игры и т.д. Если ребенок не посещает детский сад, то родители самостоятельно должны обеспечить ему соответствующие физические нагрузки. Ребенок должен быть активным и подвижным, это залог его здоровья как физического, так и умственного.

Специалисты уделяют также большое внимание все той же проблеме шести- и семилеток. Так как семилетние первоклассники являются более подготовленными и физически и имеют больше жизненного опыта, они с большей легкостью, нежели их младшие товарищи адаптируются к школе. Младшим приходится догонять старших для того, чтобы как минимум сравняться с ними, а это еще большая нагрузка и на физическое и психическое здоровье. Родителям нельзя об этом забывать.

Существуют различные системы, диагностические задания и тесты, которые помогают определить уровень готовности ребенка к школе. В них в основном включаются одни и те же элементы:

  • оценка развития познания;
  • уровень базового опыта (интересы, хобби и др.);
  • оценка языкового развития;
  • уровень эмоционального развития и умения общаться;
  • удовлетворительно ли физическое состояние;
  • соответствие нормам зрительных памяти, восприятия и слуховой способности;
  • общая психологическая готовность.

Так, соответственно, определение готовности ребенка к школе будет производиться согласно удовлетворительным оценкам этих основных показателей.

Некоторые родители считают, что их ребенка ко всем трудностям подготовит детский сад. В чем-то это утверждение верно, но никакие дошкольные учреждения не смогут дать любовь, понимание, показать маленькому человеку, что он является личностью. Кто как не родители смогут объяснить малышу, что с ним происходит, почему он находится в состоянии неудовлетворенности и тревоги. Он понимает, может быть и не совсем осознанно, что ему нужно занять свою нишу в обществе, показать всем и доказать в первую очередь самому себе, что он взрослеет, умеет отвечать за свои поступки, собирается в такой трудный путь как школа и совсем не боится трудностей. Если рядом не будет понимающих и помогающих родителей, возникнет проблема готовности ребенка к школе.

Лучше не допустить появление проблемы, чем потом долго искать пути ее решения, а иногда и безуспешно. Если хоть один из вышеуказанных видов готовности (психологический, мотивационный, психический и т.д.) не будет соответствовать должному уровню, и родители не в состоянии справиться с этой задачей, необходимо сразу же обращаться за помощью к детскому психологу. Он сможет, исходя из профессионального опыта, помочь ребенку преодолеть необходимые барьеры и покажет родителям каким образом в дальнейшем можно избежать подобных ошибок.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Как настроить ребенка на учебу — эффективные советы для родителей

Учебный год только начался, а ребенок не чувствует интереса к школе. Выполнению домашних заданий он предпочитает общение с друзьями или компьютером , чтение книг не по программе или другие занятия.

Психологическая готовность ребенка к школе

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?» Проходя практику в школе, я столкнулась с некоторыми трудностями.

Что нужно купить к школе — Собрать ребенка в школу — Родителям первоклассника

Собрать ребенка в школу не так просто. Необходимо точно знать, что купить к школе, а также найти магазины и торговые центры, где стоимость необходимых вам вещей будет наиболее демократичной.

Учим ребенка писать до школы

Вопрос, обязательно ли учить ребенка писать до поступления в школу, задают себе многие современные родители. Сейчас достаточно распространено мнение о том, что дети должны выйти из детского садика читающими и пишущими.

Как адаптировать ребенка к школе Как настроить себя на позитив, Мир входящему

Как адаптировать ребенка к школе Как настроить себя на позитив Новый учебный год. Как трудно дается детям, родителям, бабушкам и дедушкам! После продолжительного лета или каникул снова ранние подъемы, беготня после школы по кружкам и секциям, просиживание с сыном или дочкой или внуком над уроками до поздней ночи Как вы думаете, как облегчить начало учебного года, четверти мальчишкам и девчонкам, а также их родителям? Перестраивать свою жизнь действительно приходится и тем и другим.

Комплекс занятий для быстрой подготовки ребенка к школе

Учебные занятия для быстрой подготовки ребенка 6-7 лет к школе. Обучение чтению. Речь человека. Звук и буква А, О, У, Ы, И Цель: дать общее понятие о речи человека, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности.

В каком возрасте отдавать ребенка в школу, Любящая мама

Современное поколение детей, несомненно, отличается от предыдущего. Вполне вероятно, что ваш малыш обладает удивительными способностями – уже в дошкольном возрасте он умеет читать, считать и даже писать.

Стоит ли отдавать ребенка в школу в 6 лет? Плюсы и минусы

Многие родители рано или поздно озадачиваются непростым вопросом: в каком возрасте отдать любимое чадо в школу – в семь или шесть лет? И если заботливые мамы предпочитают ориентироваться на детей, то амбициозные хотят сделать из своего малыша настоящего вундеркинда, радуясь тому, что он все делает раньше других.

Что должен знать и уметь ребенок 6 лет, как подготовить ребенка к школе, к 1 классу

Согласитесь, что современные дети, буквально купаясь в потоках информации, знают гораздо больше, чем мы с вами в их годы. Их развитие идет весьма специфическим образом.

Развивающие игры для подготовки ребенка к школе — Блог и все письма Ренаты Кирилиной и — Обучение с удовольствием

Начало школьной жизни знаменует собой важный поворотный момент для большинства детей и родителей. Примерно тогда на флаг выходит смена основного вида деятельности, от игровой к учебной.

Как родителям настроить ребенка на учебу?

а первоклассников подготовить к школе, Комсомолке рассказала психолог Центра успешных отношений Ольга Волошенко. Поход в первый класс для ребенка это стресс, и родителям важно правильно рассказать о школьной жизни.

Как воспитать и вырастить ребенка-оптимиста? Советы для родителей, Женский журнал

Как воспитать и вырастить ребенка-оптимиста? Советы для родителей Как отличить проблемы развития от плохого воспитания: 4 тревожных сигнала А кто ваш ребенок: индиго, высокочувствительный или гиперактивный? Любящие родители хотят видеть своих детей счастливыми.

Тест на определение готовности ребенка к школе — 2, My test site

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу? Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы.

Как вырастить ребенка оптимистом? 5 советов психологов

Как вырастить ребенка оптимистом? 5 советов психологов Знаешь ли ты, что оптимисты намного здоровее и активнее других людей? А еще они имеют все шансы жить аж до 100 лет! И это было обнаружено учеными.

Как подготовить ребенка к школе — Медицинский консультант

С ребенком нужно постоянно общаться. Несмотря на его возраст, больше разговаривайте с ним просто о жизни, показывая, что цените его мнение. Это поможет вашему малышу строить отношения со сверстниками и чувствовать себя полноправным членом общества.

Почему стоит растить ребенка оптимистом? Советы родителям

Кто такой оптимист? Это человек, который видит позитивные варианты практически во всех ситуациях. Если смотреть на это с точки зрения здравого смысла, психического здоровья, то так и должно быть.

Медики советуют, как лучше подготовить ребенка к школе — Образование — Официальный портал Екатеринбурга

Медики советуют, как лучше подготовить ребенка к школе 24 августа 2009 15:01 Стремительно приближается День знаний. Всего через неделю около 107 тысяч горожан приступят к занятиям, причем 12 тысяч екатеринбуржцев переступят школьные пороги впервые, сообщает АПИ.

Как подготовить ребенка к школе — Женское счастье

Каждый родитель серьезно готовится к вступлению ребенка в школьную жизнь: затрачивается немало сил и средств на приобретение "всего необходимого". Однако Просто одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки модный ранец с разноцветными тетрадками теперь уж недостаточно - для успешного начала школьной жизни любому ребенку необходима психологическая подготовка.

Как вырастить из ребенка оптимиста

Делаем из ребенка оптимиста. Быть группой поддержки - Нет, мы не противоречим первому правилу. Ведь речь о том, что в комплектацию к детскому я сам обязательно входит мамино-папино мы вместе.

Как подготовить ребенка к школе – советы родителям будущих первоклассников — ФАЙЛЫ — Каталог файлов — Марина Руслановна Губирова, Прогимназия2

Как подготовить ребенка к школе советы родителям будущих первоклассников. Чаще всего родители задаются вопросом: Как подготовить ребенка к школе? , когда до первого школьного звонка остается совсем мало времени.

Первый класс, или Как подготовить ребенка к школе(продолжение)

Первый класс, или Как подготовить ребенка к школе(продолжение) Мальчики и девочки 6 - 7 лет готовы к школьному обучению весьма неодинаково. Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ.

Как подготовить ребенка к школе — Школа 21

Советы родителям будущих первоклассников. Чаще всего родители задаются вопросом: Как подготовить ребенка к школе? , когда до первого школьного звонка остается совсем мало времени.

Как подготовить ребенка к школе, Я знаю, как!

Нестандартный дизайн, оригинальный ковбойский стиль. Кошелек придётся по вкусу любому стильному мужчине! Только сегодня -50% и пульсируют в такт музыке! Стильные наушники с футуристическим дизайном.

Как подготовить ребенка к школе: полезные советы

Опубликовал: admin в 1000 советов 01.01.2018 0 0 Просмотров Еще несколько десятков лет назад дети шли в школы с минимальной базой знаний, которая давалась в детском саду. В первом классе дети постепенно начинали знакомиться с буквами и цифрами.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->