Если однажды вы замечаете, что в комнате некуда ступить ногой, на полу кубики, машинки, книжки, недоеденная сушка, чашка с ложкой…. Значит, пришла пора приучать ребенка к порядку.
Порядок как таковой сам по себе не возникает. Все мамы знают, сколько сил уходит именно на поддержание этого самого порядка. Даже если все в вашей семье аккуратны, не ждите, что малыш уже с пеленок будет чистюлей.
Начните в первую очередь с себя. Ведь малыш , как губка, впитывает в себя все, что видит. Покажите ему пример.
Чтобы знать, что такое порядок, малыш должен видеть его каждый день. Старайтесь, чтобы все члены семьи участвовали в поддержании порядка, а не перекладывали это занятие друг на друга.
Нам кажется, что ребенок еще очень мал, чтобы что-то понимать. А на самом деле мы и заметить не успеем, как «винтики-шпунтики» уже крутятся в этой маленькой головке и записывают, запоминают все увиденное, услышанное, чтобы потом применить для своей модели поведения.
Пока малыш совсем маленький, пусть он будет просто свидетелем уборки. Пусть он наблюдает, как мама каждый вечер складывает все игрушки в коробку, расставляет все по своим местам. Но не ждите, что видя все это, малыш однажды вдруг возьмет и наведет идеальную чистоту в своей комнате. Приучение к порядку должно происходить в процессе совместной деятельности.
Обычно к концу первого года у малышей появляется большой интерес к складыванию разных предметов в какие-либо коробочки, ящички и доставанию их обратно. Так это же оптимальное время для того, чтобы начать приучать ребенка к порядку! Попробуйте убирать игрушки вместе, покажите малышу, в какую коробку вы будете их складывать, называйте игрушки. которые убираете. Вот увидите, он непременно начнет вам подражать.
И проблема часто не в том, что малыши не хотят наводить порядок, а в том, что они просто не знают, как это делать.
При виде большого количества игрушек, разбросанных по полу, ребенок может просто растеряться. Не бросайте его в такой ситуации, а покажите пример, как с этим справиться.
Поэтому можно постараться приучить ребенка к тому, что, поиграв с одной игрушкой, он бы ставил ее на место и брал следующую. Но лично мне это кажется несколько утопичным: очень уж строгая педантичность получается, да и маловероятно, что ребенок ограничится одной вещью, ведь такие баррикады порой собираются ( и все машины, и гараж из конструктора, и звери- водители…). Другой вопрос, когда игрушек настолько много, что у ребенка нет интереса ни к одной из них, вот и получается беспорядок. Но это уже совсем другой вопрос.
В год ; полтора малыш уже готов принимать активное участие в жизни семьи и оказывать помощь родителям. Он с радостью откликнется на вашу просьбу положить игрушку, дать салфетку. Так доверьте ему настоящие взрослые дела.
Например, когда вы протираете пыль, дайте влажную салфетку ребенку и он с удовольствием будет повторять за вашими действиями.
Покажите ему, где находится мусорное ведро, объясните, для чего оно. Пусть ребенок увидит, как вы выбрасываете туда мусор, а затем попросите его выбросить что- нибудь, например, пустую упаковку от чего-либо. Это занятие наверняка понравится маленькому помощнику.
Поэтому на первых порах присматривайте за крохой, когда он с воодушевлением направляется с очередным трофеем в сторону мусорного ведра!
Все малыши обожают играть с водой. Оберните это в свою пользу: поставьте малыша на стульчик перед раковиной и пусть он помоет свою тарелочку с ложкой. Дайте ему губку для мытья посуды и покажите, как это делается.
Старайтесь всегда вначале объяснить ребенку, что именно вы от него хотите, затем продемонстрируйте это на своем примере и проделайте вместе с ним. Надо сказать, что схема эта очень эффективная.
Полутора- двухлетние малыши и рады бы наводить порядок, но беда в том, что они не умеют это делать, как взрослые: и разбитые тарелки не редкость, и пролитая вода. И многие родители, стараясь этого избежать, просто не позволяют ребенку выполнять домашнюю работу, тем самым ограждая себя от лишней работы. Ведь насколько проще и быстрее все сделать самому. И когда малыш подрастает и становится более готовым к взрослым обязанностям, родители вдруг начинают возмущаться: » А почему это он делает то-то и то-то, не выполняет это?». А ребенок просто привыкает к тому, что от него ничего не требуют и не ждут.
Будьте терпеливы, позвольте ребенку помогать, пока он этого еще так хочет. И ваше терпение и понимание обязательно принесут результаты.
Уже ближе к двум годикам ребенку вполне по силам складывать свою одежду на стульчик или в случае «небольшой аварии» отнести мокрые штанишки в ванную комнату и положить в стиральную машину. Я говорю «вполне по силам», потому что все это освоено на собственном опыте с моим маленьким помощником.
С самого начала у каждой вещи должно быть свое место. Ребенок должен знать, куда складывать свои игрушки. Иногда детям просто некуда складывать свои игрушки.
Очень хороший вариант- обзавестись несколькими большими контейнерами. Отведите один ящик, например, под мягкие игрушки, другой- под машинки, третий -под кубики. Можно наклеить на ящики картинки с изображением тех же машинок , чтобы ребенок не путался и знал, что куда положить. Пусть у него будет красивая маленькая коробочка для мелких игрушек или отдельная полочка под маленькие машинки или зверюшек, солдатиков.
Можно превратить скучную уборку в увлекательное занятие: бросайте мягкие игрушки в коробку, словно это мячик. Кто попадет?
Или устройте соревнования: кто быстрее соберет все кубики.
Или соберите всех зверюшек и уложите их спать в коробку. Пусть для ребенка уборка тоже будет частью игры. Не пытайтесь заставить — заинтересуйте его.
Можно совмещать уборку и чтение книг. Пусть ребенок собирает свои игрушки, а вы в это время будете читать его любимую книгу. Ведь ребенку так важно присутствие взрослого в любой ситуации. Им нужна наша взрослая помощь и поддержка. А, совмещая чтение с уборкой, вы таким образом сотрудничаете с ребенком.
Не пытайтесь научить ребенка всему и сразу. В таком вопросе, как приучение к порядку, важна поэтапность. Пусть сегодня он научится убирать за собой игрушки, немного погодя — книжки, а там и посуду помыть можно.
Не бойтесь избаловать своего малыша похвалой за проделанную работу. Он обязательно запомнит, что его старания оценили и будет стараться порадовать вас и в следующий раз.
На мой взгляд, одна из самых распространенных ошибок у родителей ; это заставлять ребенка убираться.
Безусловно, любовь к порядку нужно прививать, но нужно делать все постепенно, а с малышом еще и в игровой форме.
Из личного опыта: моему сыну очень нравится рисовать карандашами разные каракули, но проблема в том, что убирать после своего творчества карандаши на место он считает совсем необязательным.
Тогда я купила в магазине самый тонкий утеплитель для окон ( он в виде длинных полосок на поролоновой или резиновой основе), нарезала его на полоски и приклеила на дно пустой коробки. Получился такой вот своеобразный пенал с отдельным местом для каждого карандаша. И после каждого урока рисования малыш (нам тогда было 1 год 3 месяца) стал сам раскладывать карандаши в коробке по местам. Кстати, отличное занятие для развития мелкой моторики. И воцарился среди наших карандашей порядок! Правда, ненадолго) Потому что, как оказалось, отрывать эти полоски еще увлекательнее!
Помните, никто не идеален. И беспорядок — не причина для ссор и обид. Любите друг друга.