Как вырастить ребенка оптимистом? Советы психотерапевта
Чтобы ребенок рос счастливым и уверенным в себе, нужно воспитывать в нем оптимизм, считает психотерапевт Ален Браконье. Мысль кажется очевидной, но мы часто не понимаем, что для этого нужно. Чрезмерная требовательность, как и гиперопека, могут сформировать у ребенка другие установки.
Преимущества оптимизма доказали многие исследования. Они охватывают все сферы жизни (семейную, учебную, профессиональную), включая и психическую устойчивость. Оптимизм позволяет снизить стресс и защищает от депрессии.
Еще более удивительно то, что эффект оптимизма сказывается и на здоровье организма в целом. Оптимизм подпитывает самооценку и веру в себя. Это отражается на иммунитете. Оптимисты дольше остаются активными, быстрее восстанавливаются после травм, физических нагрузок и заболеваний.
Вы считаете, что воспитать счастливого ребенка — значит привить ему оптимистичное мышление. Что это значит?
Оптимизм — это умение, с одной стороны, видеть позитивные варианты развития событий и, с другой, давать разумную оценку неприятностям. Пессимисты склонны к обесценивающим суждениям и негативным обобщениям. Они часто говорят: «я пустое место», «я не могу совладать с обстоятельствами». Оптимисты не зацикливаются на том, что уже случилось, они стараются понять, что им делать дальше.
Оптимизм — врожденное или приобретенное качество? Как распознать у ребенка склонность к оптимизму?
Все дети с рождения демонстрируют признаки оптимизма. С первых месяцев ребенок улыбается взрослым, чтобы показать, что ему хорошо. Ему все любопытно, он увлечен всем новым, всем, что движется, блестит, издает звуки. Он непрерывно требует к себе внимания. Он быстро становится большим выдумщиком: хочет все попробовать, до всего дотянуться.
Воспитывайте ребенка так, чтобы его привязанность к вам не была похожа на зависимость, но в то же время давала чувство защищенности
Когда ребенок вырастает достаточно, чтобы выбраться из своей кроватки, он тут же начинает исследовать пространство вокруг нее. В психоанализе это называется «влечением к жизни». Оно толкает нас на завоевание мира.
Но исследования показывают, что некоторые дети более любопытны и общительны, чем другие. Среди специалистов сложилось мнение, что таких детей 25% от общего числа. Это значит, что для трех четвертей природный оптимизм можно пробудить с помощью обучения и соответствующей атмосферы.
Как это сделать?
Когда ребенок растет, он сталкивается с ограничениями и может стать агрессивным и несчастным. Оптимизм помогает ему не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Между двумя и четырьмя годами такие дети много смеются и играют, они меньше тревожатся из-за расставания с родителями, лучше переносят одиночество. Они способны проводить время наедине с собой, могут сами себя занять.
Чтобы это получилось, воспитывайте ребенка так, чтобы его привязанность к вам не была похожа на зависимость, но в то же время давала чувство защищенности. Важно, чтобы вы были рядом, когда он нуждается в вас — например, чтобы помочь ему заснуть. Ваше участие нужно, чтобы ребенок научился переживать страхи, разлуку, потери.
Если родители перехваливают ребенка, восторгаются им по поводу и без, у него может сложится представление, что ему все должны
Важно также поощрять упорство во всем, за что берется ребенок, будь то спорт, рисование или игры-головоломки. Когда он проявляет настойчивость, он добивается больших успехов, и в результате у него складывается позитивный образ самого себя. Достаточно понаблюдать за детьми, чтобы понять, что доставляет им удовольствие: сознание, что у них что-то получается.
Родители должны подкреплять позитивное самоощущение ребенка. Они могут сказать: «Давай посмотрим, почему ты не справился с заданием». Напоминайте ему о его прошлых успехах. Сожаления ведут к пессимизму.
Не кажется ли вам, что слишком оптимистичный ребенок будет смотреть на мир через «розовые очки» и вырастет неготовым к жизненным испытаниям?
Разумный оптимизм не мешает, а, наоборот, помогает лучше адаптироваться к реальности. Исследования показывают, что оптимисты более собранны и сосредоточены в ситуации стресса, они проявляют гибкость мышления, когда сталкиваются с проблемами.
Конечно, речь не идет об оптимизме патологическом, который связан с иллюзией всемогущества. В такой ситуации ребенок (а затем и взрослый) мнит себя гением, Суперменом, которому все подвластно. Но это представление основано на искаженной картине мира: сталкиваясь с трудностями, такой человек будет пытаться защитить свои убеждения с помощью отрицания и ухода в фантазии.
Как формируется такой чрезмерный оптимизм? Как родителям избежать такого сценария?
Самооценка ребенка, его оценка собственных сил и способностей зависит от подхода родителей к воспитанию. Если родители перехваливают ребенка, восторгаются им по поводу и без, у него может сложится представление, что ему все должны. Таким образом, самооценка не связывается в его представлении с реальными делами.
Главное, чтобы ребенок понимал, за что его хвалят, что он сделал, чтобы заслужить эти слова
Чтобы этого не случилось, родителям следует формировать у ребенка мотивацию к самосовершенствованию. Ценить его достижения, но в той степени, в какой они этого заслуживают. Главное, чтобы ребенок понимал, за что его хвалят, что он сделал, чтобы заслужить эти слова.
С другой стороны, есть родители, которые поднимают планку очень высоко. Что бы вы посоветовали им?
Те, кто требуют от ребенка слишком много, рискуют взрастить в нем чувство неудовлетворенности и неполноценности. Постоянное ожидание только лучших результатов создает чувство тревоги. Родителям кажется, что только так можно чего-то добиться в жизни. Но страх оказаться недостойным на самом деле мешает ребенку экспериментировать, пробовать новое, сходить с проторенной дороги — из страха не оправдать ожиданий.
Оптимистическое мышление невозможно без ощущения «я это могу». Поощрять в ребенке здоровую состязательность и целеустремленность необходимо. Но родители должны чутко следить за состоянием ребенка и понимать, что ему действительно по силам. Если ему плохо даются уроки игры на фортепьяно, не стоит ставить ему в пример Моцарта, который сочинял собственные пьесы в пять лет.
Ален Браконье (Alain Braconier) — психолог, психоаналитик, автор книги «Ребенок-оптимист: в семье и в школе» («Enfance optimiste. En famille et a l’ecole», Odile Jacob, 2015).
Единственный — значит избалованный? Совершенно не обязательно. Но стоит учитывать, что жизнь его и развитие протекают иначе, чем у тех, с кем рядом растут братья или сестры.
Заветное желание родителей — чтобы их дети, не боясь трудностей, учились с увлечением! Специалисты обнадеживают: есть действенные стратегии, позволяющие нам мотивировать своего ребенка к учебе.
Представить нашу жизнь без стресса практически невозможно. Да и незачем, считает доктор биологических наук, физиолог, лауреат премии «Просветитель» за книгу «Стой! Кто ведет?» Дмитрий Жуков. Он рассказал нам, как научиться управлять стрессовыми ситуациями.
«Притворяйся, пока не поверишь»: можно ли убедить себя быть позитивным
Наши попытки подавить негативные мысли или не обращать на них внимания сильно усложняют жизнь. Можно ли управлять своим настроем, не воспринимая это как насилие над собой?