Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Детские капризы: издержки воспитания или? Психолог Лидия Панькова

Детские капризы: издержки воспитания или? Психолог Лидия Панькова

Детские капризы ; явление, хорошо известное большинству родителей.

Детские капризы: издержки воспитания или? Психолог Лидия Панькова

Фото с сайта www.viepratique.fr

В чём причина капризов? Давайте попробуем разобраться и для начала ;пробежимся ; по словарям.

Как гласит этимологический словарь русского языка,

это слово позаимствовано из французского (caprice – ;упрямство ;), который в свою очередь взял его из итальянского, где capriccio означает буквально ;козлиная манера поведения ; и восходит к латинскому карга – ;коза ;.

А в словаре синонимов находим слова одного смыслового ряда со словом каприз :

Каприз — прихоть, причуда; фантазия, дурь, блажь, фокусы, выкрутасы, вычуры, штуки (разг.); привереды (устар. разг.)

Как видим, каприз отнесён к ряду явлений не столь уж и серьёзных. Однако родители дошкольников часто жалуются на капризы ребёнка, для них это проблема, которую они не всегда в состоянии разрешить.

Каприз ; особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании.

Что мы наблюдаем, когда ребёнок капризничает?

Капризка может ныть, плакать, кричать, топать ногами, разбрасывать игрушки и другие вещи, а иногда и замахнуться, а то и ударить взрослого, высказывать, что он больше никогда не будет ;пить молоко мыть руки есть кашу убирать игрушки ходить в садик ;

У некоторых детишек капризы ; дело редкое, для других ; это практически хроническое состояние, и капризы случаются настолько часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерному явлению дошкольного возраста.

Однако мнение, что капризы обязательный ;атрибут ; детства, совершенно неправильно.

Действительно, особенности развития нервной системы ребёнка в раннем возрасте располагают к проявлению капризов. У дошкольника яркую выраженность имеют процессы возбуждения, а это в свою очередь приводит к тому, что ребёнок не может справиться со своими эмоциями.

Не всегда малыш может объяснить какое-то своё желание, а тем более не может обосновать его в силу неразвитости речемыслительных процессов.

А вот крик, плач ; это тот ;язык ;, который освоен ребёнком с пелёнок. Именно через крик и плач малыш может заявить о своих потребностях : ему дискомфортно в мокрых пелёнках, он хочет есть или пить, у него что-то болит.

Этот механизм продолжает работать и в более старшем возрасте. ;Мои потребности не удовлетворены, я заявляю об этом, ;- в этом скрытый смысл капризов.

О каких потребностях идёт речь?

Прежде всего о тех же самых, что и в младенчестве. Голод, жажда, усталость, холод и жара (чаще не сами по себе, а несоответствие одежды температуре окружающей среды), дискомфорт физический, начиная с тесной обуви и заканчивая предболезненным состоянием, утомление (переутомление) от обилия впечатлений, контактов.

Испытывая физический или психологический дискомфорт, ребёнок пытается от него избавиться, но не знает, КАК это сделать. Тогда срабатывает тот самый усвоенный в младенчестве механизм с плачем, криком, к которым добавляются теперь ещё и какие-то требования.

Одна из потребностей ребёнка, да и любого человека вообще, это потребность во внимании. Это достаточно сильная потребность, поэтому её неудовлетворённость приводит к капризам, а то и более серьёзным проблемам. Цель такого каприза ; получить не игрушку или конфетку, а ваше внимание. Поэтому очень просто объяснить, что получив вроде бы только что желанную игрушку, ребёнок со слезами отбрасывает её и начинает просить что ; то другое.

Ну и наконец об издержках воспитания, потому что самой распространенной причиной детских капризов является неправильное воспитание, неверно выбранная тактика поведения родителей.

Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие, всё разрешающие действия взрослых. Ребёнок ещё не успел, как говорят, и рта открыть, а его желание уже выполнено. Чтобы не плакал, не расстраивался, дадим ему всё, что просит. Дадим то, что хочет, лишь бы не мешал. Ситуации могут быть разные, суть одна ; ребёнок запросто получает то, что ему нужно. Так воспитывается привычка иметь то, что хочу. Как только на пути этой привычки возникают какие ; то препятствия, рождается каприз.

Иногда родители говорят, что ребёнок капризничает только в присутствии кого ; то из взрослых, чаще мамы или бабушки. Вспоминаю маму на консультации, которая рассказывала, как изводит её капризами четырёхлетний сын, но никогда капризов не бывает, если он остаётся со своей старшей десятилетней сестрой. Такая избирательность указывает как раз на то, кому нужно изменить свои взаимоотношения с ребёнком.

Ещё одной причиной капризов можно назвать противоречивые требования со стороны взрослых, когда одно и то же кем ; то из взрослых разрешается, а кем ; то запрещается. Непоследовательность в действиях взрослых (сегодня разрешаю, завтра ; нет) ; тоже причина капризов. При такой ситуации в голове у малыша просто ералаш, путаница в том, что можно, а что нельзя.

Ярким примером является поведение ребёнка, если он гостил, к примеру, в выходные у бабушки, а потом дома начинает капризничать.

Отдельно хочу сказать о трёхлетках, чей возраст принято считать кризисным. Особенностью возраста является то, что ребёнок, каким бы маленьким он нам не казался, уже многому научился и многое может. У него возникает вполне естественная потребность действовать самостоятельно. Это нормальный ход развития, который находит свое выражение в фразе Я сам. Я недаром выделила слово ;потребность ;. Мы уже говорили о том, что неудовлетворённая потребность ; это одна из причин капризов. Считаю, что всё, что может ребёнок делать сам, он и должен делать сам. Разрешать можно всё, что не угрожает жизни и здоровью ребёнка и окружающих. Родители наблюдают, помогают, но никак не отбирают у ребёнка возможность развиваться.

Есть ещё одна особенность, о которой хотелось бы упомянуть. Ребёнок, освоивший ;метод каприза ;, будет пробовать применять его в разных ситуациях и с разными людьми, ведь так заманчиво получить желаемое, лишь топнув ножкой или пустив слезу, которая мгновенно высыхает, как только цель достигнута. Это, так скажем, проверка взрослых на прочность: устоит ; не устоит, даст ; не даст. Поэтому столкнувшись с таким поведением ребёнка, не стоит идти у него на поводу.

Если про вашего ребёнка можно сказать, что он каприза, то прежде всего старайтесь понять причину, почему он так себя ведёт.

Важно помнить, что в любом случае, когда ребёнок капризничает, он сообщает взрослым о том, что с ним что-то не так, что ; то происходит, с чем он не может справиться, и что ему нужна помощь.

Задача взрослого ; определить, что именно происходит не должным образом : болен ли ребёнок, устал или идёт привычным путём, чтобы заполучить нечто желаемое ; будь то игрушка или ваше внимание.

О admin

x

Check Also

Основные принципы воспитания в семье — перечень и восплощение

В данной статье вы можете узнать, что же относят к воспитательным принципам. Также вы поймете, как верно воспитать свое чадо. Любой ребенок является индивидом, то есть нельзя для разных детей использовать одинаковые методы воспитания.

Портал педагога, РОЛЬ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Автор: Гудаева Елена Викторовна Должность: педагог-психолог, педагог-организатор Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад №18 Населённый пункт: г.Иркутск Наименование материала: статья Тема: РОЛЬ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Дата публикации: 02.04.2018 Раздел: дошкольное образование РОЛЬ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Актуальность проблемы духовно - нравственного воспитания детей обусловлена духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают.

Основные ошибки родительского воспитания

Каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако по незнанию родители могут допускать серьезные ошибки в воспитании детей. Некоторые действия родителей вместо ожидаемого положительного эффекта могут спровоцировать ребенка на негативные поступки и отрицательно отразиться на его самооценке, поведении и воспитании в целом.

Портал педагога, ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Автор: Петрова Любовь Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №22 Населённый пункт: с.Казанка Наименование материала: статья Тема: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Дата публикации: 06.04.2016 Раздел: начальное образование ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Семья играет большую роль, как в общественном развитии, так и в жизни каждого человека.

Популярные методики воспитания детей

Современные мамы все чаще отказываются от бабушкиных правил воспитания, предпочитая методы новомодных педагогов. Тем более что и в книгах, посвященных детскому развитию, описываются невероятные результаты.

Полового воспитания детей

На современном этапе развития нашего общества серьезную обеспокоенность вызывают проблемы формирования семьи, многочисленных разводов, детей-сирот при живых родителях и с нездоровой наследственностью.

Познание, ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Автор: Петрова Любовь Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №22 Населённый пункт: с.Казанка, Приморский край Наименование материала: статья Тема: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Дата публикации: 27.04.2016 Раздел: начальное образование ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Семья играет большую роль, как в общественном развитии, так и в жизни каждого человека.

Плюсы и минусы бабушкиного воспитания детей

Когда в семье появляется ребенок, родители всеми силами стараются обеспечить его необходимым и дать любовь, уважение, воспитать его целостной самодостаточной личностью. В связи с необходимостью обеспечивать потребности чада мамам приходится выходить из декрета на работу.

Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье — скачать бесплатно автореферат и диссертацию по педагогике для написания научной работы или статьи на тему — Общая педагогика, история педагогики и образования — по специальности ВАК РФ

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье" На правах рукописи Николаева Янина Геннадьевна Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье (на материале Чувашской Республики) 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.

Педагогические секреты воспитания детей

Воспитание детей – процесс сложный и продолжительный, требующий не только определенного жизненного опыта, но и знаний психологии и возрастных особенностей ребенка. В большинстве семей родители стремятся привить своему ребенку лучшие качества и дать необходимые знания, которые могли бы помочь легче адаптироваться во взрослой жизни.

Основные ошибки воспитания

вощем, у меня жёсткие меры,но действенные))) вощем, у меня жёсткие меры,но действенные))) как заставить ребенка 2,5 лет одеваться самостоятельно заставить - никак. Только уговорить.

Ошибки семейного воспитания: типичные проблемы родителей и детей (подростков)

6 типичных ошибок семейного воспитания, или Как избежать проблем во взаимоотношениях детей и родителей «Какой невоспитанный ребенок» — фраза, которую старшее поколение часто применяет к современным детям.

Ошибки семейного воспитания — Автономного округа югры защита детей в чрезвычайных ситуациях стихийные бедствия

Автономного округа югры защита детей в чрезвычайных ситуациях стихийные бедствия ^ Ошибки семейного воспитания Все родители воспитывают своих детей в меру своего умения и понимания жизни.

Основные аспекты полового воспитания, пути и их методы

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования Главная Публикации в журнале Воспитание здорового образа жизни Основные аспекты полового воспитания, пути и их методы Основные аспекты полового воспитания, пути и их методы Основные аспекты полового воспитания, пути и их методы Кремешкова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 254 Санкт-Петербурга Десятилетиями в стране не принято было говорить об этом . Предполагалось, очевидно, что страх общественного порицания, строгость табу сделает нас и наших детей чистыми и нравственными.

Ошибки родителей в воспитании детей: методики воспитания

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей Воспитывать детей – не простая задача. Ведь важно не только привить ребенку общие ценности, но и не сломать его при этом.

Неполная семья: особенности воспитания, Все для мам

Жизнь вносит коррективы и семья меняет свою структуру. Сейчас она нередко состоит только из одного родителя. Как правило, это мама. Как не допустить ошибок и воспитывать ребенка счастливым человеком? Сразу оговоримся: нельзя ставить знак равенства между неполной семьей и несчастливой семьей.

Ошибки и типы семейного воспитания, как можно наказывать детей

Почему детеныш не командует стаей, или как неправильным воспитанием не испортить ребенку жизнь Пока одни родители неторопливо ходят с детьми по магазину, другие пытаются унять свое визжащее и скандалящее дитя, хватающее с полок все подряд и демонстрирующее ошибки воспитания.

Ошибки воспитания, мешающие формированию границ у детей

Ошибки воспитания, мешающие формированию границ у детей Давид был выдающейся личностью, но пренебрег таким важным аспектом в воспитании ребенка, как формирование границ: «Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?» (см. 3 Царств 1:6). Слово «стеснять» в древ­нееврейском языке имело значение «вызывать недовольство» или «досаждать». Адония рос эгоистом — человеком, на ко­торого нельзя было положиться.

Ошибки воспитания, которые ведут к проблемам в поведении детей — Вместе мир

Ошибки воспитания, которые ведут к проблемам в поведении детей К сожалению, мы не всегда можем уделить детям много внимания, подолгу играть, вместе, гулять, разговаривать обо всем, что им интересно.

Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) — Психолого-педагогические исследования — 2011

Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) 1745 Full Text (PDF, 348 kb) Citation Google Scholar Воспитание детей в обществе, переходящем от детоцентристской модели семьи к супружеской, которая характеризуется предпочтением супругами личных ценностей (автономией), малодетностью при обязательном планировании деторождения, плюрализмом типов семьи, значительно усложняется за счет изменения ценностных ориентаций, ведущих мотивов создания семьи и специфики взаимоотношений в ней.

Наказания как способ воспитания, как правильно наказывать

Наказания как способ воспитания, как правильно наказывать. Ближе к году, когда ребенок учится самостоятельно ходить, он начинает пытаться отстаивать свою независимость и доказать свою значимость совершая различные поступки (не всегда хорошие), за некоторые из них ему потом приходится отвечать.

Ошибки воспитания детей: как правильно формулировать послания детям

Ошибки воспитания детей:как правильно формулировать послания детям. В этой статье я хотела бы рассказать о различных ошибках в воспитании детей, попробовать разобраться в причинах и мотивах многих наших фраз, в том, как слышат нас наши дети, а также искать «золотую середину» и правильно формулировать свои послания детям.

Ошибки воспитания детей, Реабилитационный центр — Чистый день

Ошибки воспитания детей, которые приводят к катастрофе Неуверенные в себе люди, не успешные ни в карьере, ни в личной жизни, объединены кое-чем общим. Тим Элмор, автор многих книг по психологии, заметил, что их родители допускали похожие ошибки воспитания детей, заранее программируя своих чад на серую, неприметную жизнь.

Ошибки воспитания детей

Каждая семья – свой маленький, скрытый от чужого внимания мир, подчиненный внутренним правилам и установкам. Настроение и характер всем отношениям здесь добавляют родители, они же отвечают за целостность и гармоничное развитие своего мирка и за счастье членов своей семьи.

Рейтинг@Mail.ru