Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Особенности воспитания детей в многодетных семьях
Многодетной семьёй принято считать семью с трёмя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

Особенности воспитания детей в многодетных семьях

Многодетной семьёй принято считать семью с трёмя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. [2, с.5]

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

1. Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно. [2, с.10]

Многодетные семьи относятся к категории семей, актуально нуждающихся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию. Этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:

1) Материально-бытовые (финансовые) проблемы.

Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходов пособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания гораздо менее разнообразная. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

2) Проблема трудоустройства родителей.

Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

3) Жилищная проблема.

Для многодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей.

4) Психолого-педагогические проблемы.

В благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях. По данным исследований 77% многодетных родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности, более высокий по сравнению со сверстниками уровень тревожности и подозрительности, ощущают чувство неуверенности в школе, для них характерны слабое здоровье, что может негативно сказаться на их дальнейшей судьбе. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима дня детей. Как правило, такие семьи не имеют возможности для автономности каждого ребенка – личного уголка, своей территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, что зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу, начинают рано работать, имею большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие формы девиантного поведения.

5) Медицинские проблемы.

Сложный психологический климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность многодетных семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. В таких семьях 10-15% проблемных детей. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования. [23, с.157]

Но, не смотря на многие отрицательные моменты, как свидетельствует статистика, семьи с двумя-тремя детьми более стабильны, т.к. дети скрепляют супружеский союз и повышают ответственность за семью.

Многодетная семья обеспечивает реальную возможность постоянного общения между людьми разного пола, возраста, снижают возможность формирования таких качеств, как эгоизм, себялюбие, леность. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которые возникают в многодетной семье – хорошая почва для развития детей, для совершенствования личности родителей. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимо уважительное отношение к старшим. Многодетная семья является незаменимой школой коллективизма, подготовки каждого ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни. [24, с.208]

Воспитание в семье осуществляется не только родителями, но и старшими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Это может иметь как положительные (опыт заботы о другом человеке, общения с малышами), так и отрицательные (приобретение старшими детьми установок на бездетность, эгоизм у младших детей, как результат чрезмерной опеки) последствия в зависимости от педагогической грамотности родителей. Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильнее всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отношениях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать сложности. В таких семьях наблюдаются проблемы взаимоотношений между детьми. [28, с. 184]

Режим в семье, где несколько детей, должен быть особым: ведь в то время, когда старшим детям нужна тишина для подготовки уроков, младшие не могут, по всей вероятности, удовлетворить свою потребность в движении, которая реализуется у них в шумных играх. Родители в праве требовать от старших детей помощи младшим в учебе.

В правильно организованной многодетной семье более естественно решается проблема «дети и деньги». Здесь с раннего возраста каждый убеждается в целесообразности семейной экономики, привыкает считаться с возможностями семьи, уважать потребности близких людей, учиться планировать расходы. В многодетной семье труд каждого, независимо от возраста, является необходимостью. Однако здесь существует опасность неправильного распределения обязанностей между детьми: порой старший ребенок лишается значительной части тех детских и юношеских радостей, которые доступны его товарищам из малодетных семей. Младшие же дети в подобной ситуации вырастают изнеженными эгоистами, уверенными в том, что за все их поступки и промахи должен нести ответственность кто-то другой. [21, с. 169]

Многие педагоги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сердечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. В большой семье легче реализовать в сознании и поведении ребенка таки нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение.

Таким образом, анализ специфики воспитания детей в многодетной семье показал, что в ней сталкиваются и положительные и отрицательные факторы, тем или иным образом влияющие на воспитание и социализацию детей. С одной стороны, многодетные семьи сталкиваются с множеством проблем (ограниченная жилищная площадь, недостаток средств, загруженность родителей на работе и т.д.), которые являются негативными факторами. С другой стороны, в ней существует межвозрастное и близковозрастное общение. Этот фактор многодетной семьи благоприятно действует на становление личности ребенка в таких аспектах, как коммуникабельность, развитие эмпатии, трудолюбия, самостоятельности, в целом, способствует лучшей подготовке детей к взрослой жизни, их социализации. [21, с.198]

К сожалению, в органах социальной защиты населения сегодня отсутствует комплексный подход к решению проблем многодетных семей – основное внимание уделяется материальному положению семей. Поэтому для оказания разносторонней помощи многодетным семьям успешно применяется деятельность социальных педагогов.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Основные принципы дворянского воспитания

Давайте вспомним, как воспитывались дети в России в дворянских семьях. Детей в силу понятных причин тогда рождалось много: на протяжении XVIII и первых десятилетий XIX века вовсе не редкостью были матери, произведшие на свет 10-15 младенцев.

Правила воспитания детей

Основные правила воспитания детей Если родители не слушают и не уважают ребёнка, то он будет искать место, где его будут слушать, и он получит уважение (шпана на улице). Ребёнок чаще слушает того, кто его слушает и уважает.

Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?

В зависимости от ситуации. Средства физического воспитания детей дошкольного возраста бывают разными. Если говорить о наказании в широком смысле, то без него не обойтись, ведь при корректном использовании оно способствует формированию ответственности, способности предвидеть последствия собственных действий, понимать границу собственной компетенции.

Последствия не правильного воспитания детей

Последствия не правильного воспитания детей. Психологическая помощь он-лайн молодым родителям в воспитании ребенка. Что происходит с детьми, когда они не получают должной заботы и любви? Когда их родители не знают как нужно правильно воспитывать детей? В нашей статье Вы найдете ответы на эти вопросы.

Основные принципы воспитания в семье — перечень и восплощение

В данной статье вы можете узнать, что же относят к воспитательным принципам. Также вы поймете, как верно воспитать свое чадо. Любой ребенок является индивидом, то есть нельзя для разных детей использовать одинаковые методы воспитания.

Портал педагога, РОЛЬ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Автор: Гудаева Елена Викторовна Должность: педагог-психолог, педагог-организатор Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад №18 Населённый пункт: г.Иркутск Наименование материала: статья Тема: РОЛЬ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Дата публикации: 02.04.2018 Раздел: дошкольное образование РОЛЬ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Актуальность проблемы духовно - нравственного воспитания детей обусловлена духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают.

Основные ошибки родительского воспитания

Каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако по незнанию родители могут допускать серьезные ошибки в воспитании детей. Некоторые действия родителей вместо ожидаемого положительного эффекта могут спровоцировать ребенка на негативные поступки и отрицательно отразиться на его самооценке, поведении и воспитании в целом.

Портал педагога, ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Автор: Петрова Любовь Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №22 Населённый пункт: с.Казанка Наименование материала: статья Тема: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Дата публикации: 06.04.2016 Раздел: начальное образование ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Семья играет большую роль, как в общественном развитии, так и в жизни каждого человека.

Популярные методики воспитания детей

Современные мамы все чаще отказываются от бабушкиных правил воспитания, предпочитая методы новомодных педагогов. Тем более что и в книгах, посвященных детскому развитию, описываются невероятные результаты.

Полового воспитания детей

На современном этапе развития нашего общества серьезную обеспокоенность вызывают проблемы формирования семьи, многочисленных разводов, детей-сирот при живых родителях и с нездоровой наследственностью.

Познание, ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Автор: Петрова Любовь Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №22 Населённый пункт: с.Казанка, Приморский край Наименование материала: статья Тема: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Дата публикации: 27.04.2016 Раздел: начальное образование ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Семья играет большую роль, как в общественном развитии, так и в жизни каждого человека.

Плюсы и минусы бабушкиного воспитания детей

Когда в семье появляется ребенок, родители всеми силами стараются обеспечить его необходимым и дать любовь, уважение, воспитать его целостной самодостаточной личностью. В связи с необходимостью обеспечивать потребности чада мамам приходится выходить из декрета на работу.

Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье — скачать бесплатно автореферат и диссертацию по педагогике для написания научной работы или статьи на тему — Общая педагогика, история педагогики и образования — по специальности ВАК РФ

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье" На правах рукописи Николаева Янина Геннадьевна Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье (на материале Чувашской Республики) 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.

Педагогические секреты воспитания детей

Воспитание детей – процесс сложный и продолжительный, требующий не только определенного жизненного опыта, но и знаний психологии и возрастных особенностей ребенка. В большинстве семей родители стремятся привить своему ребенку лучшие качества и дать необходимые знания, которые могли бы помочь легче адаптироваться во взрослой жизни.

Основные ошибки воспитания

вощем, у меня жёсткие меры,но действенные))) вощем, у меня жёсткие меры,но действенные))) как заставить ребенка 2,5 лет одеваться самостоятельно заставить - никак. Только уговорить.

Ошибки семейного воспитания: типичные проблемы родителей и детей (подростков)

6 типичных ошибок семейного воспитания, или Как избежать проблем во взаимоотношениях детей и родителей «Какой невоспитанный ребенок» — фраза, которую старшее поколение часто применяет к современным детям.

Ошибки семейного воспитания — Автономного округа югры защита детей в чрезвычайных ситуациях стихийные бедствия

Автономного округа югры защита детей в чрезвычайных ситуациях стихийные бедствия ^ Ошибки семейного воспитания Все родители воспитывают своих детей в меру своего умения и понимания жизни.

Основные аспекты полового воспитания, пути и их методы

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования Главная Публикации в журнале Воспитание здорового образа жизни Основные аспекты полового воспитания, пути и их методы Основные аспекты полового воспитания, пути и их методы Основные аспекты полового воспитания, пути и их методы Кремешкова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 254 Санкт-Петербурга Десятилетиями в стране не принято было говорить об этом . Предполагалось, очевидно, что страх общественного порицания, строгость табу сделает нас и наших детей чистыми и нравственными.

Ошибки родителей в воспитании детей: методики воспитания

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей Воспитывать детей – не простая задача. Ведь важно не только привить ребенку общие ценности, но и не сломать его при этом.

Неполная семья: особенности воспитания, Все для мам

Жизнь вносит коррективы и семья меняет свою структуру. Сейчас она нередко состоит только из одного родителя. Как правило, это мама. Как не допустить ошибок и воспитывать ребенка счастливым человеком? Сразу оговоримся: нельзя ставить знак равенства между неполной семьей и несчастливой семьей.

Ошибки и типы семейного воспитания, как можно наказывать детей

Почему детеныш не командует стаей, или как неправильным воспитанием не испортить ребенку жизнь Пока одни родители неторопливо ходят с детьми по магазину, другие пытаются унять свое визжащее и скандалящее дитя, хватающее с полок все подряд и демонстрирующее ошибки воспитания.

Ошибки воспитания, мешающие формированию границ у детей

Ошибки воспитания, мешающие формированию границ у детей Давид был выдающейся личностью, но пренебрег таким важным аспектом в воспитании ребенка, как формирование границ: «Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?» (см. 3 Царств 1:6). Слово «стеснять» в древ­нееврейском языке имело значение «вызывать недовольство» или «досаждать». Адония рос эгоистом — человеком, на ко­торого нельзя было положиться.

Ошибки воспитания, которые ведут к проблемам в поведении детей — Вместе мир

Ошибки воспитания, которые ведут к проблемам в поведении детей К сожалению, мы не всегда можем уделить детям много внимания, подолгу играть, вместе, гулять, разговаривать обо всем, что им интересно.

Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) — Психолого-педагогические исследования — 2011

Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) 1745 Full Text (PDF, 348 kb) Citation Google Scholar Воспитание детей в обществе, переходящем от детоцентристской модели семьи к супружеской, которая характеризуется предпочтением супругами личных ценностей (автономией), малодетностью при обязательном планировании деторождения, плюрализмом типов семьи, значительно усложняется за счет изменения ценностных ориентаций, ведущих мотивов создания семьи и специфики взаимоотношений в ней.

Рейтинг@Mail.ru