Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Особенности воспитания детей в неполной семье 51
Рисунок 1. Процесс воспитания сына 9 Актуальность выбранной темы заключается в том, что семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство – человека.

Особенности воспитания детей в неполной семье 51

Рисунок 1. Процесс воспитания сына 9

Актуальность выбранной темы заключается в том, что семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство – человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т.к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.

Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья.

Воспитание ребёнка в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание. Только оно осуществляется в более трудных условиях, поэтому чрезвычайно разумно поступает родитель, один воспитывающий ребёнка, когда осмысливает, понимает ситуацию и ищет правильные пути для преодоления препятствий, чтобы избежать опасности. Необходимо осознать, что источником многих трудностей зачастую является сам воспитатель, поэтому он должен их ликвидировать. Почти половина браков в семьях с детьми заканчиваются разводом. Общественное, эмоциональное и экономическое давление на такие семьи очень велико, но, к чести одиноких родителей, многие из них самоотверженно посвящают себя благополучию своих детей.

Неполные семьи — сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными (Дементьева 2001, 108).

Термин воспитание применяется в двух смыслах: узком и широком. В узком смысле воспитание означает осуществляющийся с помощью некой совокупности методов процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны воспитателя. В широком смысле воспитание – это воздействие на человека всей системы общественных отношений, в том числе отношений семейных, которые как задают тон всему этому воспитанию в широком смысле (Ковалёв 1987, 78).

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль над ребёнком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье 2 , основная причина – чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания (Джемс 1991, 55).

Так как одинокие родители сталкиваются с особенно большими потребностями, для них очень важно рано выработать у детей чувство ответственности. Учить детей самостоятельно хозяйствовать дома – значит облегчить тяжёлое бремя родительских обязанностей. Решение переложить часть груза на плечи детей зависит от ответа родителя на два вопроса:

Не делаю ли я для моих детей чего-нибудь такого, что они могли бы прекрасно делать сами?

Не запрещаю ли я делать детям то, что им уже вполне под силу? (Пикхарт 1998, 75).

1.1.1. Особенности воспитания девочек в неполной семье

Девочка в неполной семье тоже может получить искажённое представление об отношениях между мужчинами и женщинами. Она или готова на роль прислуги – даёт всё и ничего не получает или чувствует, что может всё делать самостоятельно и быть совершенно независимой (Клюева, Касаткина 1996, 130).

Некоторые родители всерьез полагают, что мама не должна спать в одной постели с дочерью, мыться с ней в ванной и представать перед ней обнаженной. Доказано, что именно недостаточный контакт с матерью в детстве может спровоцировать у девушки склонность к нетрадиционной ориентации — только партнеры-женщины могут удовлетворить ее потребность в материнской ласке. Кроме того, эмоциональная и физическая отстраненность мамы не лучшим образом влияет на формирование чувства собственного достоинства и способность любить. Аналогичное заблуждение существует и относительно пап: дочь не должна видеть отца обнаженным, и чем старше девочка, тем меньше должно быть физических контактов между ними, иначе у нее может возникнуть сексуальное влечение к папе. Гармоничные и нежные отношения с отцом очень важны, потому что любая женщина ищет будущего мужа, ориентируясь именно на этот детский опыт взаимоотношений.

Многие родители, радуясь своей маленькой крошке, восхищаясь ее красотой, привлекательностью и обаянием, к 3-4 годам замечают, как их дочь все чаще любуется своим отражением в зеркале, учится кокетничать и наряжаться, пугаются этого и дают задний ход. Если раньше они осыпали малышку комплиментами, то теперь стараются отметить, когда она выглядит и ведет себя не на 100%. Родителям кажется, что так они воспитывают в дочери адекватную самооценку, но на самом деле так закладываются кирпичики в стену неуверенности, заниженной самооценки и повышенной критичности к себе, причем во всех отношениях, а не только в тех, по поводу которых родители сдерживали похвалы.

Мама старательно внушает дочке, что она ценна сама по себе, что просто быть девочкой — это уже особая привилегия, которая дает право на многое. В таких случаях девочка уже с раннего детства владеет чисто женскими уловками, которые позволяют решать различные задачи и проблемы: кокетливый взгляд, ласки и поцелуи, слезы становятся ее главными аргументами во всем. Когда такая девочка вырастает, ей совершенно непонятно, почему ее слезы — недостаточный повод для начальника, чтобы повысить ей зарплату. Ведь она — Принцесса, Женщина! Разве это не все решает?!

Есть у некоторых родителей постулат: «Только опрятность, чистота и домашний уют создают настоящую женщину». Они с пеленок приучают дочь к домашнему труду и порядку. Если девочка — единственный ребенок в семье, то чаще всего она воспринимает это как игру «в маму». Но если у нее есть брат, она начинает замечать, что требования к ней и к нему — разные: от нее ждут помощи по дому, ее строже наказывают за беспорядок, ей даже запрещают «грязные» игры, а брату — нет. Бывает, что у дочери пропадает всякое желание принадлежать к женскому полу, и она стремится быть как мальчик. Радость и преимущества быть женщиной она может осознать только спустя много лет, в юношеском возрасте.

Ей с детства внушают, что она состоятельна только рядом с мужчиной. Кроме роли жены, других ролей для дочери не предусмотрено. В итоге такие девочки чаще, чем другие, вступают в необдуманные браки, попадают в зависимость от мужчин и гораздо тяжелее переживают развод. К тому же эта установка мешает девочке раскрыть свои таланты и способности ( 5 предрассудков о воспитании девочек 2007).

1.1.3. Особенности воспитания мальчиков в неполной семье

Процесс воспитания сына разделяют на следующие возрастные периоды:

От рождения до 4-5 лет. Детство, когда ещё рано говорить о воспитании мальчика, поскольку нет фундаментальных отличий в воспитании мальчика и девочки в этом возрасте.

От 4-5 до 7 лет. Дошкольный период — период начала формирования мальчика как мужчины.

От 7-8 до 11-12 лет. Время, когда мальчик ищет авторитет, пример для подражания. В идеальном случае таким человеком становится отец.

От 11-12 до 14-15 лет. Ранний подростковый возраст. Мальчик начинает входить во взрослую жизнь. Переходный период, который продолжается несколько лет, мучительных и для ребёнка и для родителей. Время вопросов: «Кто я?», «Зачем я?».

От 14-15 до 18 лет (и старше). Поздний подростковый возраст. Получены некоторые ответы на вопросы. По крайней мере, для многих мальчиков становятся более ясным направление пути, цель и смысл собственной жизни. Превращение подростка в юношу (Хорсанд 2006, 6).

Мать также символизирует «кормящее чрево», и все, что с этим связано: заботу о теле, теплые ощущения и чувства, душевный и тактильный контакты.

Примерно до 6-7 лет мальчик все еще крепко эмоционально связан с матерью, но значение ее фигуры уравновешивается с отцом ребенка.

Чем ближе сын к социальным сферам, школам, коллективам, компаниям сверстников, тем больше ему нужен отец. Но все происходит постепенно. когда ее сын подрастает – понемногу освобождать место для участия в его жизни отца. Если семья не полная, или папа по какой-то причине не общается с сыном, стоит помочь мальчику построить общение с мужчиной, вызывающим у вас доверие.

Если же у матери есть какие-то обиды, негативные эмоции в адрес отца ребенка или в адрес мужчин в целом, для здорового превращения сына в мужчину важно для начала разделить свои чувства к сыну и к его отцу. Мальчику, чувствующему, что мать не принимает в нем его мужскую часть, придется очень несладко. Ведь и мать и отец (даже если вдруг папа с семьей не живет) для него одинаково важны, и в нем самом заложены качества и отца и матери – он их сын, их дитя в равной степени. И тогда сын, подсознательно протестуя против негатива к папе, может начать что-то, обычно самое подавляемое «от папы» проявлять.

Поэтому, в такой ситуации для матери может быть эффективно проработать эти непроявленные эмоции к отцу ребенка с профессиональным психологом.

Помимо перечисленного сыну нужно предоставлять большую свободу для его личных выборов и решений. Так сказать, поле для ответственности и взросления. И маме стоит постепенно все больше «отпускать» сына, больше заниматься собой, мужем или другими детьми. Самое ценное, что вы можете предложить подростку – это ваша готовность к поддержке и то, что вы его любите и гордитесь им. Даже если вам что-то и не нравится в его жизни, это проявления его индивидуальности и их можно уважать. Я думаю, при такой позиции любая мама сможет и сохранить теплые отношения с сыном и поддержать его вступление во взрослую жизнь (Воспитание мальчиков 2009).

Начиная с трех лет мальчика, роль отца становится все важнее. До достижения ребенком семи лет папе уже весьма желательно принимать активное участие в общении с сыном. Если роль матери в воспитании относится скорее к эмоциональной сфере, то отец в семье дает ребенку правила поведения в обществе, передает важные социальные навыки. Отец в жизни ребенка символизирует социум, внешнюю среду. И если сын к такой «среде» хоть чуть-чуть чувствует доверие и надежность – мир не покажется ему излишне враждебным, он уже будет уметь с ним взаимодействовать. И папам и мамам лучше завершить процесс передачи воспитательных ценностей к 11-12 годам. В разгар несчастной, как положено, любви и гормональный бурь в организме вашему сыну будет не до воспитания. Кризис, который переживает подросток мужского пола, заставляет его по-новому взглянуть на отца. Когда вопросы о том, как справляться с этой надвигающейся взрослой жизнью, начинают тесниться в голове подростка, он интересуется: а как живет папа? Для нотаций поздновато, остается личный пример. Главное для отца , когда его сын входит в подростковый возраст – заранее уважать в нем мужчину с правом на свои решения и свои ошибки. Это не всегда просто. Иногда полезно вспомнить себя в таком возрасте. Конечно, сын не равный вам и в каком-то смысле никогда им не станет – просто потому, что вы всегда будете его родителями, а он всегда – вашим ребенком. Однако стоит задуматься о том, чего вы хотите от своего сына, и что вы для этого делаете. Например, если от подростка требуют ответственности, при этом все время, контролируя – ясно, что почвы для роста такого качества просто нет (Воспитание мальчиков 2009).

Для мальчиков из неполных семей характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение.

не уверены в себе;

испытывают трудности с определением моральных ценностей, с взятием на себя ответственности, с развитием чувства долга и с принятием обязательств по отношению к ближним;

с трудом уважают авторитеты и сталкиваются со сложностями завоевания собственного авторитета;

чаще, чем сыновья, имеющие отцов, проявляют склонность к гомосексуализму;

чаще имеют психологические комплексы, которые в худшем случае смогут привести их к алкоголизму, токсикомании и правонарушениям (Мама и я – неполная семья 2009).

Воспитание мальчиков (2009).

Джемс У. (1991). Психология. Москва: Педагогика.

Ильна Н. А. (2006). Растить дочь. Как? Санкт-Петербург: Вектор.

Ковалёв С. В. (1987). Психология семейных отношений. Самара.

Мама и я – неполная семья (2009).

Осипова А. А. (2000). Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. Москва: Московский психолого-социальный институт.

Пикхарт К. Е. (1998). Руководство для одиноких родителей. Москва: Росмэн.

5 предрассудков о воспитании девочек (2007).

1 Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Основные принципы дворянского воспитания

Давайте вспомним, как воспитывались дети в России в дворянских семьях. Детей в силу понятных причин тогда рождалось много: на протяжении XVIII и первых десятилетий XIX века вовсе не редкостью были матери, произведшие на свет 10-15 младенцев.

Правила воспитания детей

Основные правила воспитания детей Если родители не слушают и не уважают ребёнка, то он будет искать место, где его будут слушать, и он получит уважение (шпана на улице). Ребёнок чаще слушает того, кто его слушает и уважает.

Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?

В зависимости от ситуации. Средства физического воспитания детей дошкольного возраста бывают разными. Если говорить о наказании в широком смысле, то без него не обойтись, ведь при корректном использовании оно способствует формированию ответственности, способности предвидеть последствия собственных действий, понимать границу собственной компетенции.

Последствия не правильного воспитания детей

Последствия не правильного воспитания детей. Психологическая помощь он-лайн молодым родителям в воспитании ребенка. Что происходит с детьми, когда они не получают должной заботы и любви? Когда их родители не знают как нужно правильно воспитывать детей? В нашей статье Вы найдете ответы на эти вопросы.

Основные принципы воспитания в семье — перечень и восплощение

В данной статье вы можете узнать, что же относят к воспитательным принципам. Также вы поймете, как верно воспитать свое чадо. Любой ребенок является индивидом, то есть нельзя для разных детей использовать одинаковые методы воспитания.

Портал педагога, РОЛЬ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Автор: Гудаева Елена Викторовна Должность: педагог-психолог, педагог-организатор Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад №18 Населённый пункт: г.Иркутск Наименование материала: статья Тема: РОЛЬ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Дата публикации: 02.04.2018 Раздел: дошкольное образование РОЛЬ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Актуальность проблемы духовно - нравственного воспитания детей обусловлена духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают.

Основные ошибки родительского воспитания

Каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако по незнанию родители могут допускать серьезные ошибки в воспитании детей. Некоторые действия родителей вместо ожидаемого положительного эффекта могут спровоцировать ребенка на негативные поступки и отрицательно отразиться на его самооценке, поведении и воспитании в целом.

Портал педагога, ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Автор: Петрова Любовь Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №22 Населённый пункт: с.Казанка Наименование материала: статья Тема: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Дата публикации: 06.04.2016 Раздел: начальное образование ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Семья играет большую роль, как в общественном развитии, так и в жизни каждого человека.

Популярные методики воспитания детей

Современные мамы все чаще отказываются от бабушкиных правил воспитания, предпочитая методы новомодных педагогов. Тем более что и в книгах, посвященных детскому развитию, описываются невероятные результаты.

Полового воспитания детей

На современном этапе развития нашего общества серьезную обеспокоенность вызывают проблемы формирования семьи, многочисленных разводов, детей-сирот при живых родителях и с нездоровой наследственностью.

Познание, ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Автор: Петрова Любовь Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №22 Населённый пункт: с.Казанка, Приморский край Наименование материала: статья Тема: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Дата публикации: 27.04.2016 Раздел: начальное образование ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Семья играет большую роль, как в общественном развитии, так и в жизни каждого человека.

Плюсы и минусы бабушкиного воспитания детей

Когда в семье появляется ребенок, родители всеми силами стараются обеспечить его необходимым и дать любовь, уважение, воспитать его целостной самодостаточной личностью. В связи с необходимостью обеспечивать потребности чада мамам приходится выходить из декрета на работу.

Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье — скачать бесплатно автореферат и диссертацию по педагогике для написания научной работы или статьи на тему — Общая педагогика, история педагогики и образования — по специальности ВАК РФ

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье" На правах рукописи Николаева Янина Геннадьевна Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье (на материале Чувашской Республики) 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.

Педагогические секреты воспитания детей

Воспитание детей – процесс сложный и продолжительный, требующий не только определенного жизненного опыта, но и знаний психологии и возрастных особенностей ребенка. В большинстве семей родители стремятся привить своему ребенку лучшие качества и дать необходимые знания, которые могли бы помочь легче адаптироваться во взрослой жизни.

Основные ошибки воспитания

вощем, у меня жёсткие меры,но действенные))) вощем, у меня жёсткие меры,но действенные))) как заставить ребенка 2,5 лет одеваться самостоятельно заставить - никак. Только уговорить.

Ошибки семейного воспитания: типичные проблемы родителей и детей (подростков)

6 типичных ошибок семейного воспитания, или Как избежать проблем во взаимоотношениях детей и родителей «Какой невоспитанный ребенок» — фраза, которую старшее поколение часто применяет к современным детям.

Ошибки семейного воспитания — Автономного округа югры защита детей в чрезвычайных ситуациях стихийные бедствия

Автономного округа югры защита детей в чрезвычайных ситуациях стихийные бедствия ^ Ошибки семейного воспитания Все родители воспитывают своих детей в меру своего умения и понимания жизни.

Основные аспекты полового воспитания, пути и их методы

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования Главная Публикации в журнале Воспитание здорового образа жизни Основные аспекты полового воспитания, пути и их методы Основные аспекты полового воспитания, пути и их методы Основные аспекты полового воспитания, пути и их методы Кремешкова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 254 Санкт-Петербурга Десятилетиями в стране не принято было говорить об этом . Предполагалось, очевидно, что страх общественного порицания, строгость табу сделает нас и наших детей чистыми и нравственными.

Ошибки родителей в воспитании детей: методики воспитания

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей Воспитывать детей – не простая задача. Ведь важно не только привить ребенку общие ценности, но и не сломать его при этом.

Неполная семья: особенности воспитания, Все для мам

Жизнь вносит коррективы и семья меняет свою структуру. Сейчас она нередко состоит только из одного родителя. Как правило, это мама. Как не допустить ошибок и воспитывать ребенка счастливым человеком? Сразу оговоримся: нельзя ставить знак равенства между неполной семьей и несчастливой семьей.

Ошибки и типы семейного воспитания, как можно наказывать детей

Почему детеныш не командует стаей, или как неправильным воспитанием не испортить ребенку жизнь Пока одни родители неторопливо ходят с детьми по магазину, другие пытаются унять свое визжащее и скандалящее дитя, хватающее с полок все подряд и демонстрирующее ошибки воспитания.

Ошибки воспитания, мешающие формированию границ у детей

Ошибки воспитания, мешающие формированию границ у детей Давид был выдающейся личностью, но пренебрег таким важным аспектом в воспитании ребенка, как формирование границ: «Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?» (см. 3 Царств 1:6). Слово «стеснять» в древ­нееврейском языке имело значение «вызывать недовольство» или «досаждать». Адония рос эгоистом — человеком, на ко­торого нельзя было положиться.

Ошибки воспитания, которые ведут к проблемам в поведении детей — Вместе мир

Ошибки воспитания, которые ведут к проблемам в поведении детей К сожалению, мы не всегда можем уделить детям много внимания, подолгу играть, вместе, гулять, разговаривать обо всем, что им интересно.

Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) — Психолого-педагогические исследования — 2011

Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) 1745 Full Text (PDF, 348 kb) Citation Google Scholar Воспитание детей в обществе, переходящем от детоцентристской модели семьи к супружеской, которая характеризуется предпочтением супругами личных ценностей (автономией), малодетностью при обязательном планировании деторождения, плюрализмом типов семьи, значительно усложняется за счет изменения ценностных ориентаций, ведущих мотивов создания семьи и специфики взаимоотношений в ней.

Рейтинг@Mail.ru