Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для факультетов дошкольного воспитания Определение понятий и значение полового воспитания. Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для факультетов дошкольного воспитания

Определение понятий и значение полового воспитания. Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий.

Пол — комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).

Половое воспитание — комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни (см.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 166).

Полоролевое воспитание — составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.

Родители и педагоги стремятся развить у детей прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками. Для достижения такого результата важно формировать как нравственные чувства и представления, нравственные мотивы поведения, так навыки и умения, необходимые для реализации полученных представлений, усвоенных знаний (Т.А. Репина, Н.К. Ледовских).

Отношение исследователей, впрочем как и практиков, к половому воспитанию детей дошкольного возраста, к используемой при этом терминологии, неоднозначно. (Заметим, что в данной теме вообще очень много спорных вопросов.) Одни из них, в частности В.Е. Каган, О.К. Лосева и др., высказываются за половое воспитание, признавая важным сообщение ребенку соответствующей информации в разумных пределах, хотя и она шокирует отдельных педагогов и родителей. Другие, прежде всего Т.А. Репина и представители ее научной школы, считают целесообразным обсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение — сведения о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека. Свою позицию они объясняют тем, что данные представления пробуждают у детей нездоровый интерес к теме, тогда как сам по себе дошкольный возраст — наиболее период в сексуальном развитии.

До сих пор ученые полемизируют: какое понятие шире — полоролевое или половое воспитание. Одни считают полоролевое воспитание составной частью полового, другие убеждены в том, что оно (полоролевое) — более широкая область воспитания по сравнению с сексуальным. Но те и другие едины во мнении: психосексуальное развитие ребенка начинается с первых месяцев его жизни (а то уже и в утробе матери), данная область воспитания — важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания (В.Д. Колесов, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др.), хотя сводить ее только к нравственному было бы неверным (В.Е. Каган), и заниматься ею надо с раннего возраста. Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения.

Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни. Дело в том, что половое воспитание освобождает от ложного чувства стыда, мешающего любить другого человека, от неверного отношения к одной из важнейших сторон жизни — взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоить некоторые обязанности, чрезвычайно важные для предстоящей семейной жизни. Тогда как распространенное сейчас воспитание ( поведение поощряется, а — порицается) приводит к формированию : фемининного (женственного) мальчика, а потом и мужчины, и мускулинной (мужественной) девочки, а потом и женщины, что служит одной из серьезных причин многочисленных разводов, поскольку представители противоположного пола оказываются неспособными выполнять надлежащие им социальные роли.

Причины отсутствия дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек. Современная педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как к несущественной характеристике ребенка, хотя, по мысли И.С. Кона, почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя, — половая принадлежность.

Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в дошкольные годы. Так, первые анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками замечены уже в эмбриональный период их развития. Под воздействием половых гормонов, считают физиологи, формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и в некоторых особенностях развития мозга. У новорожденных девочек по сравнению с мальчиками почти всегда меньше масса тела, сердца и легких, удельный вес мускулатуры. Но уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии, а в дальнейшем — раньше ходить и говорить. Их организм отличается большей сопротивляемостью к заболеваниям. У них лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. Можно привести и некоторые другие примеры. Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки — с помощью слуха.

Хотя случаи задержки умственного развития (а также гемофилии, заикания, неврозов) чаще встречаются у мальчиков, их мозг, по данным исследований Т.П. Хризман, по сравнению с девочками, — «более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая экономней и целенаправленней». У мальчиков шести-семи лет уровень вербального мышления значительно выше, чем у девочек. Однако в плане социальных контактов последние более . Дети разного пола по-разному воспринимают и обрабатывают позитивную информацию, включая разные корковые системы. А это определяет разное эмоциональное отношение к воспринимаемому миру, его осмыслению. Эмоциональной сфере девочек свойственны более яркие и частые проявления сочувствия окружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешней адаптируются к новым условиям. Мальчики и девочки отличаются также интересами и предпочтениями, что наиболее ярко проявляется в содержании, характере их игр и рисунков.

Половое развитие — результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей — членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.

Развитие полоролевого самосознания. Уже в шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по внешнему виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя , знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. Старшие дошкольники ищут объяснение в наличии силы, характере игр.

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте. Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника — отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка — наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца, важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый — родственник, друг, воспитатель. В связи со сказанным понятно стремление общественности многих стран, например США, Венгрии, иметь в детском саду мужчин в качестве воспитателей своих детей.

Эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой, общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный стандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность, властность, сдержанность, предприимчивость) и женственности (от женщины ожидали мягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности). Если раньше распределение ролей и набор и качеств были полярными (властность — подчинение), то сейчас все большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее. Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество , т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными (Т.А. Репина).

Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Так, вряд ли у мальчиков в семье, где мама — лидер, обладает властным характером, а папа пассивен, не способен взять на себя трудности, решить семейные проблемы, будут формироваться мужские черты характера.

Формирование начал мужественности и женственности. Половое воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок, произведений на основе былин, к примеру (текст В.И. Калиты), рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове из замечательной книги А.О. Ишимовой , дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака , и другие.

С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как , , , воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок — воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви (см.: Комарова Е. Лягушка-царевна // Учительская газета. 1990. N 43. С. 31).

Работа, проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетик дочурке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в его присутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой: «Смотри, сын, какая красивая девушка растет в нашей семье».

Во время этических бесед уточняются представления о мужественности и женственности. Беседы могут проводиться индивидуально с ребенком. Вот какой разговор состоялся у известного артиста, режиссера, общественного деятеля Р.А. Быкова со старшим сыном:

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Половое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста

Половое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста Половое, как и любое другое, воспитание необходимо начинать как можно раньше. Да, собственно, оно и начинается с первых дней жизни ребенка, поскольку, уже забирая из роддома, его заворачивают в одеяльце не любого, а «соответствующего» тому или иному полу цвета.

Половое воспитание — Воспитание детей

Нравится Не нравится Aleksandr1 08 авг 2016 Для тех, кому интересен взгляд медицинского сообщества времен СССР на проблему полового воспитания. "Популярная медицинская энциклопедия" Главный редактор: академик Б.В. Петровский.

Половая система у мужчин: как она работает, Воспитание детей, здоровье детей, беременность и роды

Для того чтобы выполнить свою основную задачу ; позаботиться о продолжении рода, в мужском организме происходит множество процессов, одним из которых является образование сперматозоидов (сперматогенез), а другим ; их доставка (эякуляция) к яйцеклетке.

Половое воспитание детей дошкольного возраста: Учебное пособие по Педагогика

Тема: Половое воспитание детей дошкольного возраста Определение понятий и значение полового воспитания Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий.

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ — Воспитание детей

Вы пережили полуночные кормления, с достоинством выдержали перепады настроения двухгодового малыша и стойко сопротивлялись его нежеланию идти в школу. Тогда почему же само слово ребенок вызывает у вас настоящее беспокойство и суровые опаски? Детские платья для девочек должны быть особенными, ведь каждая малышка неповторима.

Половое воспитание детей дошкольного возраста в семье: роль родителей, проблемы сексуального воспитания

В процессе полового воспитания детей темы сексуального характера нужно обсуждать очень деликатно. С раннего возраста ребенок интересуется гендерными различиями полов: почему мальчики и девочки по-разному устроены; почему девочки носят юбки и платья, а мальчики нет; почему девочкам можно то, что нельзя мальчикам, и наоборот.

Половое воспитание детей дошкольного возраста — Частный детский садик «Акварель&raquo

Один из самых популярных вопросов, которые задают родители психологу: Как доступно и корректно рассказать ребёнку о различиях мальчиков и девочек, о том, как рождаются дети и т.п. . Задавая вопросы взрослым, ребенок проявляет безграничное доверие.

Половое воспитание детей дошкольного возраста

Одна из самых «стыдливых» тем – половое воспитание детей дошкольного возраста – часто вызывает затруднения не только у молодых родителей, но и у некоторых педагогов, особенно старой закалки, которые помнят времена, когда в их стране «секса не было». А детки порой задают такие вопросы, что сразу-то и не поймешь, как на них ответить.

Половое воспитание детей дошкольников, подростков школьников

Половое воспитание детей дошкольников, подростков, школьников Родителям следует знать, что половое, сексуальное воспитание детей дошкольников, школьников и подростков ; необходимость здорового, психосексуального развития ребенка, для формирования психологически и эмоционально зрелой личности.

Половое воспитание детей Видео! Видео сёрфинг

Половое воспитание - тема для большинства родителей очень щекотливая. Однако избегать ее ни в коем случае. Как рассказать ребенку о сексе? Сексуальное воспитание нужно начинать с 3 лет, когда ребенок себя осознал.

Половое воспитание детей в школе

Дети взрослеют очень быстро, вроде бы только вчера ваша дочь была маленькой девочкой, а сегодня перед вами уже начинает развиваться девушка, зарождается женственность, эротизм.

Неправильное воспитание — источник неврозов детей

Зачастую неправильное воспитание, основанное на излишней родительской любви, без осознания родителями закономерностей психического развития ; становиться источником неврозов детей.

Половое воспитание детей в семье

Многие семьи затрудняются в вопросе полового воспитания своего чада. Задают чаще такие вопросы: Как считаете, когда нужно говорить с ребенком о сексе? , отвечаю: Когда ребенок сам спросит . С ребенком подобные душевные беседы нужно заводить по запросу , то есть когда у ребенка возникает интерес, а не читать ему своевременные и нудные лекции.

Половое воспитание детей в вопросах и ответах

Моему ребенку 4 года. Однажды он меня увидел раздетой и очень заинтересовался увиденным. Хотел все потрогать. Как мне вести себя в таких случаях? Естественно. Ничего страшного в том нет.

Малышей — Воспитание детей

Рахит болезнь малышей в большей степени грудного возраста. Основной предпосылкой появления рахита является недостаток витамина D, но развитию заболевания могут содействовать и другие причины: искусственное и смешанное вскармливание, недостающее пребывание малыша на свежайшем воздухе, недостаток ультрафиолетового облучения, недостатки ухода, недоношенность, нарушения При рахите нарушается обмен веществ, в главном кальциевый и фосфорный; расстраиваются функции ряда систем и органов ; у малыша размягчаются и деформируются кости черепа, грудной клеточки, конечностей, позвоночника.

Половое воспитание детей 2-3 года

Половое воспитание детей 2-3 года. Сексуальное воспитание ребенка Как рассказать ребенку о сексе? Сексуальное воспитание нужно начинать с 3 лет, когда ребенок себя осознал отдельной личностью.

Леди Мама — Половое воспитание детей

Половое воспитание детей Любой ребёнок рано или поздно озадачивается вопросом о своем появлении на свет. Однако, вопреки бытующему мнению, далеко не все дети задают его родителям.

Половое воспитание детей — Форум Я МАМА

Недавно меня попросили прочитать ученицам одиннадцатого класса лекцию по половому воспитанию, которая еще больше убедила меня в необходимости таких разговоров с детьми в раннем возрасте.

Конфликты детей и родителей, Воспитание детей, здоровье детей, беременность и роды

Интересы малыша, как он их понимает, далеко не всегда совпадают с интересами взрослых. К примеру, мама не может разрешить крохе питаться одними конфетами, отбирать игрушки у других детей, топать и визжать, когда кто-то отдыхает, — да мало ли что еще.

Половое воспитание детей — Советы для родителей и их детей

Половое воспитание детей не должно резко выделяться на фоне общего воспитания, не должно сопровождаться необычными эмоциями и особыми интонациями, не должно носить навязчиво-наставительный характер.

Какую роль в воспитании детей могут оказать их бабушки и дедушки, Воспитание дошкольника, ДЕТИНФОРМ

Какую роль в воспитании детей могут оказать их бабушки и дедушки Если во многих западных странах бабушки и дедушки редко принимают активное участие в воспитании внуков, поскольку у них есть своя увлекательная жизнь, наполненная всевозможными развлечениями и путешествиями, то в России исторически сложилась совершенно противоположная ситуация.

Половое воспитание детей — Реабилитационный центр — Родына — — СТАТЬИ

"Как рассказать ребенку о различии между мальчиком и девочкой?", "Что делать если ребенок играет своими гениталиями?", "Когда можно говорить с ребенком о сексе?". За последние недели это самые задаваемые мне вопросы, поэтому и пишу эту статью.

Половое воспитание детей — Половое воспитание

это может вам помочь Идеи для детского отдыха Детский отдых можно скрасить различными занятиями, чтением книг, прогулками, рукоделием Наверное, вы уже задумывались, как подготовить вашего ребенка к взрослой жизни, взрослым отношениям.

Каким должен быть отец, Воспитание детей, здоровье детей, беременность и роды

Если будущий или настоящий отец хочет знать ответ на этот вопрос, то значит, что он выбрал правильный путь и обязательно станет таким. Каждому из родителей в семье отведена определенная роль.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->