С конца прошлого века ученые-педагоги и психологи стали говорить о половом воспитании детей и подростков. Эта тема вызвала широкий резонанс среди учителей и родителей. Одни утверждали, что тема эта нужная, другие доказывали, что до совершеннолетия детям не нужно знать лишнего, а придет время – все познают на собственном опыте. Сегодня все споры остались в прошлом, а половое воспитание стало таким же естественным, как воспитание этики, патриотизма и других направлений.
Но все же есть среди родителей те, которые не уделяют должного внимания половому воспитанию, особенно, у детей дошкольного возраста. Это ведет к появлению полового инфантилизма, комплексов. В подростковом возрасте такие дети особенно подвержены насилию, в том числе и сексуальному.
Другая сторона недостатка полового воспитания – формирование в ребенке, затем – подростке и юноше половых извращений, нетрадиционной сексуальной ориентации, возникновению венерических заболеваний. Если это девочка, вероятна ранняя незапланированная беременность, как следствие – аборт и бесплодие, либо оставление детей в роддоме или детоубийство.
Многие родители считают половое воспитание ребенка-дошкольника чем-то запредельным, из рук вон выходящим. Ведь они тоже были дошкольниками, и в их времена эта тема была под запретом. Они даже не предполагают, сколько сегодня существует специальной литературы для дошкольников.
Почему так рано нужно говорить о сексуальной стороне жизни? Этот вопрос интересует многих. Именно в 4-5 лет дети начинают активно интересоваться своим телом и сравнивать себя с другими. Девочки и мальчики в этом возрасте не стесняются обнажаться друг перед другом, и их удивляет различие в строении половых органов. В этом же возрасте они задают вопросы, откуда взялся мой братик, откуда взялся я сам. Если он не получает ответы от родителей, он узнает их на улице, пусть немного позднее. Но в какой форме преподнесут ему сверстники или более старшие дети уроки полового воспитания? Пусть лучше это сделают родители.
Если вопросы ребенка на тему половых отношений не просто остаются без ответа, а еще и пресекаются в строгой форме, он начинает думать, что это ненормально, плохо, и сам он плохой, раз интересуется этим. А когда он вырастет и сам станет родителем, он тоже будет одергивать своего ребенка, если тот станет задавать неудобные вопросы.
Бывает, что ребенок дошкольного возраста оказывается случайным свидетелем родительских сексуальных отношений. Одни дети не обратят на это внимания, других это может сильно напугать. Они даже могут активно сопротивляться, рыдать, пытаться защитить маму, если они с папой обнимаются и целуются на его глазах. Все потому, что он считает, что папа обижал маму ночью, делал ей больно.
Начинаются психологические проблемы. Он перестает слушаться, становится очень капризным, либо замыкается в себе. У такого ребенка во взрослой жизни могут возникнуть проблемы общения с противоположным полом, страх перед собственными сексуальными отношениями. К тому же он смотрит фильмы про любовь, и страх вперемешку с любопытством рождают в нем противоречивое отношение к отношениям между мужчиной и женщиной. Вот почему, чем раньше ребенок узнает, что такое секс, тем естественнее он будет воспринимать половые отношения родителей.
Половое воспитание в подростковом возрасте должно быть естественным продолжением того, что ему объясняли в дошкольном. Но впервые начинать с подростком разговаривать «про это» очень сложно.
После 10-ти лет у ребенка начинается переходный возраст и активное психосексуальное развитие. Половое созревание дается ребенку нелегко. Активное развитие тела иногда опережает умственное развитие. Внешне он уже похож на взрослого человека, но внутренне еще ребенок. Это противоречие делает его вспыльчивым, неуравновешенным. Гормоны играют, а что с этим делать ребенок не знает. Он стесняется задавать родителям вопросы обо всем об этом. Ему проще отдалиться от них, чем довериться. А они не стремятся прислушаться, приглядеться к тому, что происходит с сыном или дочерью и поговорить по душам.
Подросток на улице находит ответы на все свои вопросы. А верны ли они? А если их готов дать добрый взрослый дядя, да еще и практические занятия проведет по доброте душевной? Отсюда такое количество жертв педофилов, рано забеременевших девочек, несчастных влюбленных и подростковых суицидов.
Сексуальное воспитание подростков нужно проводить и в школе. Если есть такой предмет, как физическая культура, значит, должна преподаваться и психическая культура, и сексуальная. И такие факультативы уже есть. Но единой массовой программы не существует, и в ближайшее время не планируется ее разработка.
Половое и сексуальное воспитание детей и подростков должны осуществлять взрослые, которым доверяют: родители, учителя, воспитатели. Оно заключается в том, чтобы научить школьников и дошкольников уважению и любви в отношениях. Чтобы понимание необходимости секса в определенном возрасте приходило постепенно, естественно и ненавязчиво, не вызывало обидных насмешек и пошлых шуток в нецензурных выражениях. Как это сделать? Что подсказать родителям, чтобы у них получилось воспитать настоящего мужчину, ни словом, ни действием не способным обидеть девушку, или настоящую леди, которая будет разборчива в сексуальных отношениях?
Во-первых, сексуальное воспитание должно пройти все стадии, начиная с младшего дошкольного возраста. И переходы должны быть максимально сглажены. Во-вторых, прежде, чем ребенок будет готов воспринимать разговор на эту тему, он должен видеть взаимоотношения между мужчиной и женщиной (их поцелуи, объятия, приятные слова и т.д.), а это возможно только в семье, где царит любовь и гармония. В-третьих, отношения родителей и ребенка должны стать доверительными с самого раннего детства, тогда все вопросы он задаст маме и папе, а не посторонним людям с улицы.