Чтобы не попасть в подобную ситуацию, половым воспитанием детей следует заниматься своевременно. А даже и не поэтому, точнее не только. Мы ошибочно считаем, что эта сфера — полового воспитания — подразумевает преимущественно область интимных отношений между мужчиной и женщиной.
Но в ее компетенцию входит куда более широкий спектр вопросов и проблем, в которых принимают участие представители разных полов. И именно в понимании этого кроется успех в правильном, адекватном и естественном воспитании наших детей. Поэтому если Вы хотите достигнуть успеха или максимально предотвратить возникновение целого ряда трудностей в жизни своего ребенка, необходимо понять, в чем, собственно, состоит самая суть полового воспитания детей.
Что такое половое воспитание? Немногословное определение полового воспитания, предлагаемое Википедией, дает довольно емкое понимание особенностей и конечных целей этого многогранного процесса: «Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитаниюу родителей, детей, подросткови молодежиправильного отношения к вопросам пола». То есть оно охватывает все, что касается поведения девочки/женщины и мальчика/мужчины в конкретной ситуации. Если говорить примитивно, то мы учим детей, как им и нам подобает вести себя в той или иной ситуации в зависимости от половой принадлежности, то есть объясняем различия в поведении представителей разных полов, когда они попадают в определенные жизненные ситуации.
Цель полового воспитания — сформировать у ребенка светлое позитивное представление об отношениях между полами, воспитать правильное, адекватное восприятие этих взаимосвязей. А потому родители должны быть тактичными, терпеливыми, деликатными, вежливыми, уметь слушать и удерживать внимание ребенка, проявлять уважение друг к другу. Половое воспитание — процесс длительный, трудоемкий и довольно сложный, но при правильном подходе к делу проводить его можно достаточно легко и непринужденно.
Кто должен заниматься половым воспитанием детей? Будем ли мы принимать осознанное участие в этом процессе или нет, а любой ребенок получит свое половое воспитания. Вопрос только, из какого источника и в каком качестве. Более того, даже не преднамеренно, сами того не подозревая, мы занимаемся половым воспитанием наших детей практически ежедневно, демонстрируя собственным примером ту или иную модель поведения в разных ситуациях: ссоримся с мужем/женой, взваливаем на себя все обязанности или наоборот, чрезмерно возносим или критикуем противоположный пол и т.д. Поэтому наша роль здесь неминуема. Вот почему было бы лучше, если бы мы занимались этим осознанно и преднамеренно.
Конечно, в идеале процессом полового воспитания ребенка должно заниматься государство, то есть система образования. Во многих развитых странах оно входит в обязательную программу учебных учреждений, причем уже с первого класса. И жизнь показывает, что такой опыт совершенно оправдан: количество абортов, ранних нежелательных беременностей и прочих трагических событий в жизни молодых людей в этих странах заметно меньшее, чем в других.
У нас же основная роль здесь принадлежит все же родителям, причем исторически так сложилось, что преимущественно женщине. Особенности нашего с вами полового воспитания таковы, что любыми вопросами, в том числе и просветительскими практически на любую из тем, с детьми занимается мама. Отцы в принципе редко принимают участие в педагогических процессах (что уже говорить об уходе и развитии!), хотя современные тенденции не могут не радовать: растить и воспитывать детей сегодня становится модным среди мужчин.
Итак, чтобы половое воспитание детей проходило гармонично, в нем непременно должны участвовать оба родителя. Каким образом? Показывать правильную модель поведения своим примером: уважать друг друга, любить, беречь, помогать, заботиться и главное — не выяснять отношений при детях или выяснять их правильно. Глядя на Вас со стороны, ребенок будет формировать определенные стереотипы: папа сильный, он зарабатывает, ухаживает за мамой и заботится обо всех, а мама красивая, нежная, скромная, добрая, создает уют и комфорт в доме. И такую модель семьи дите будет считать нормальной, а в будущем воплотит и в жизнь. Если же реалии другие, то все их ребенок также унесет во взрослый мир и с огромной долей вероятности повторит.
Здесь следует оговориться, что в неполных семьях к вопросу полового воспитания необходимо подходить особенно аккуратно и взвешенно, чтобы не привить ребенку нелюбовь или снисхождение к полу недостающего родителя. Это в особой степени касается воспитания мальчиков (поскольку, как правило, неполная семья подразумевает наличие только матери): крайне важно найти приближенного к семье мужчину, с которым ребенок мог бы общаться и копировать с него модель мужского поведения (это может быть родной дедушка, дядя или просто друг семьи).