Каждый из нас мечтает о том, чтобы наши дети росли умными, здоровыми и счастливыми.
Но у всех ли получается вложить в своего ребенка уверенность в себе и своих близких?
Как сделать так, чтобы мы всегда находили взаимопонимание и с малышами, и с детьми постарше, и с подростками, и со своими взрослыми детьми, и с внуками?
Сегодня на моем блоге гостевой пост от Тамары Розинской:
Рождение ребенка ; светлое событие в любой семье. Сложности начинаются позже. Но, задумывались ли вы когда-нибудь, как ребенок видит мир после своего рождения? Как проживает он период открытия для себя нового мира, в который он попал?
Мы привыкли думать, что ребенок ничего не понимает.
Смотрит в первые дни бессмысленно на все, что его окружает. А в последующие месяцы просто повторяет нас, взрослых, и все! И все окружающие, родные и близкие, стремятся его чему-то научить.
Мы произносим звуки, фразы, мы рассказываем, как и что в этом мире. А ребенок, как губка впитывает все! Ему все интересно. Вскоре взрослые начинают оценивать достижения младенца. Вот он уже улыбнулся, вот появился первый зуб, вот он встал на ножки!
; Ах, посмотрите, он уже держит ложку! ; восклицает бабушка.
; Он вчера сам телевизор включил! – с гордостью откликаются родители.
Проходит еще немного времени, и уже в ребенке нас перестает что-то устраивать. Мы пытаемся объяснить ему, что правильно, а что нет. При этом, мы очерчиваем первые границы его свободы. Это нельзя и ты не будешь так делать! ; категорично объявляем ему ультиматум.
Дальше больше – ребенок должен соответствовать ожиданиям взрослых. Любящие люди ; мама, папа, бабушки, дедушки – все знают, что лучше для этого ребенка и каким он должен быть. А чего хочет ребенок – часто ли спрашивают об этом взрослые?
Давайте вернемся в начало. Ребенок родился, что он видит, что чувствует, что ощущает?
Первым в детской головке включается рептильный мозг – древнейшая часть нашей мыслительной системы. То есть, часть, которая управляет рефлексами. Основная эмоция, которая присутствует в ребенке в первый год жизни – это страх. Он всего боится, потому что, любой дискомфорт инстинкт ребенка трактует, как угрозу жизни! Да, все так серьезно!
Речь не идет о том, чтобы ребенка воспитывать без правил и ограничений. Речь о том, чтобы в первую очередь думать и предполагать, что может быть истинной причиной отрицательных реакций малыша.
Ребенок капризничает, он плачет и не хочет успокаиваться. Сначала мама успокаивает его, но потом о себе дает знать усталость. В мамочке накапливается раздражение, и она может уже неадекватно реагировать, повышая голос, или наказывая его своим игнорированием. Такое поведение мамы приводит ребенка к панике. Инстинкт подсказывает крохе, что его жизни грозит опасность. Не может быть?!
Представьте себе, все действительно так серьезно. Родители маленьких детишек до трех лет иногда жалуются на то, что их не слушают. Даже считают, что ребенок манипулирует ими и пытается управлять. Но в этом возрасте ребенок не может этого делать!
Он не может сознательно просчитывать свое поведение. Он не может стратегически выстраивать свои поступки для достижения определенной цели. Да, да! Если вас не устраивает поведение ребенка, анализируйте собственное поведение. Потому что поступки и модели поведения взрослых, ребенок зеркалит прекрасно. А выстраивать свои поступки в определенный алгоритм ему пока не дано.
Малыш чувствует голод, боль, ему жарко, или, наоборот, холодно, и он заявляет обо всем этом плачем. По-другому он пока не умеет.
(Ирина Гончарова: Кстати, причины плача маленького ребенка описаны мною в конце одной статьи, здесь.)
И очень часто ребенок плачет, потому что в нем появляется страх. Это нормальная эмоция, она возникает в каждом человеке, потому что – это наша защита. А ребенок каждый день встречается с непонятным и неизвестным. Каждую минуту во взрослом мире его подстерегает опасность, потому что он пока многому не знает объяснения.
Представьте сейчас себя крошечным человеком и соразмерьте с собой размеры окружающих предметов. Представьте, как трудно ориентироваться крохе в еще неосвоенном пространстве. Шумы, которым нет объяснения, фактуры поверхностей, которые чаще оказываются травмирующими для кожи малыша. Команды, которые ребенок не всегда может понять сразу.
Если дитя не может заснуть, или просыпается ночью, и отказывается уснуть снова, на то всегда есть причины! Если малыш отказывается есть, совсем не значит, что он болен и его надо накормить любым способом, не кашей, так печеньем и конфетами. В ребенке заложен большой потенциал самосохранения и не надо ему противостоять. Взрослые должны учиться понимать дитя, и только потом выносить свои оценки.
Начиная с 2,5-3 лет ребенок начинает заявлять о себе – я сам! И снова взрослые пытаются поправить ребенка: Ты не сможешь! Не так! Ты упадешь! Чем больше ребенок заявляет о своих желаниях и демонстрирует свои навыки, тем больше его стараются контролировать. Именно в этот период малыш получает свои первые психологические травмы, которые закладывают в нем первые ограничивающие убеждения.
Это время первых противостояний со взрослыми. Взрослые снова должны стараться видеть за внешними проявлениями ребенка внутренние причины. Потому что в этот период дети начинают действовать уже чаще вопреки. Мы считаем это капризами, а на самом деле, часто ребенок просто не знает, как объяснить то, что он чувствует. Ребенок еще не умеет предвидеть последствия. Процессы контроля и торможения в нем еще не включились.
Поэтому, когда вы ругаете ребенка и даете оценку его поступкам, исходя из своих представлений о том, что правильно и что нет, вы снова травмируете маленького человечка. Его ошибки – это повод что-то объяснить, чему-то научить, а наказание здесь неуместно. И не только неуместно, но и бессмысленно. Именно в такие моменты вы сеете у детей комплексы. И тогда ребенок начинает принимать окружающий мир, как чуждую среду. Он начинает чувствовать себя отвергнутым. И чаще всего такие переживания провоцируют болезни. Иногда болезнь ; это единственный способ получить больше внимания и любви.
Ребенок проходит несколько этапов становления личности, и к 15-17 годам в основном этот процесс должен быть завершен. От того, как себя будет видеть в этом мире уже подросток, зависит вся его последующая жизнь.
Часто родители возмущаются – что откуда взялось, мы его этому не учили! Но на ребенка влияет не только то, что в него вкладывают целенаправленно. Он как зеркало отражает тот мир, в котором живет. И самый надежный способ научить ребенка жить в согласии с собой и с миром, помочь стать ему личностью.
Поэтому, обучая детей чему-то, вы должны понимать, что вносите коррективы в его карту жизни. Если вы начнете видеть за поступками потребности ребенка, вы всегда сможете найти с ним компромисс.
Ребенка очень легко сломать и подчинить. Лестью и вседозволенностью дитя можно развратить и морально изуродовать. Но и то, и другое, взрослые делают, ублажая свое эгоистичное Эго.
Есть другой путь. Он гораздо труднее и требует терпения. Но ребенок, воспитанный, как личность, как маленький человек, вырастает счастливым. Даже, проходя трудности и испытания, он верит в себя.
Покупая бытовую технику, предметы обихода, даже какие-то мелочи, люди задают себе массу вопросов. Читают инструкции и выбирают оптимальный вариант, выбирают лучшее для себя. Но, когда дело касается воспитания детей, многие считают, что достаточно собственного опыта. Что при этом чувствует ребенок, взрослые часто считают неважным. Но это не так. Каждая обида, унижение, несправедливость остается глубокой раной на всю жизнь. Ребенок похож на родителей и ближайших родственников, но он другой, он – это ОН. И примите это сразу!
Тамара, я благодарна тебе за этот гостевой пост.
Знаю, что ты прикладываешь все усилия, чтобы семьи твоих сына и дочери были счастливыми. Ты не пытаешься заменить внукам маму и папу, предоставляя своим детям свободу в выборе методов воспитания малышей. Вместе с тем, ты умеешь мягко и ненавязчиво направить их по верному пути, всегда оставаясь на вторых позициях. Я уверена, что ты прекрасно справилась с ролью матери, сделав счастливыми своих детей. Им теперь легче своих малышей вырастить счастливыми и уверенными в себе.
С Вами делилась опытом в том, как воспитать счастливого ребенка, мама двоих детей. Она же бабушка двоих внуков, Тамара Розинская.
На своем блоге она разместила интервью, которое взяла у меня еще тогда, когда никто в блоггинге не знал о том, что я ; няня. С ее легкой руки я и открыла ;Нянюшкин Портал ;.