Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Воспитание детей в Древней Руси

Воспитание детей в Древней Руси

Опубликовано 11.09.2012 03:58

Воспитание детей в Древней РусиВоспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а правила воспитания — неуместными, подчас дикими.

Но интерес к ним остается и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях.

Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась строго. Безспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им.

Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: «Ученье в детстве — как резьба по камню», «Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается.»

В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, «кормильство» — форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью — кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр. При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника. Обязанностью кормильца было умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Примером такого воспитания может служить князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги.

Другая форма воспитания — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава — Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.

Так же существовало «кумовство» — выбирался и назначался духовный и нравственный наставник детей в семье родителей. Таких наставников княжичей еще называли «пестунами». Последняя форма воспитания была наиболее распространена среди феодальной знати Древней Руси.

Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам или отдавали мастерам учиться какому-либо ремеслу.

Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Также сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика — как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек — как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки — из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.

Отношение наших предков к сыновьям и дочерям очень хорошо отражают пословицы: «Добрый сын всему свету завидище», «Вся девичья краса — это гордость и коса», «Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живут», «Дочь — чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай»

Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу — это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое». Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: «Хочу — вскочу, не хочу — не вскочу!» Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.

И только выйдя замуж, дочь выходила из-под власти отца и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого «воспитывал», образно, девушку.

Древнерусские женщины из княжеских семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передать им свои знания. Так, «до излиха вкусившей мудрости книжной», назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (12 век), княгиня киевская, обучала «младых девиц писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям.»

Мальчиков же воспитывали, как будущих защитников, кормильцев. В простых семьях их обучали хозяйству, ремеслу. В семьях феодальной знати большое внимание уделялось военно-физическому воспитанию. Особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в 2-3 года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он станет.

Юноши в 12 лет получали по два меча — это означало, что за девять лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приемами и стать воинами, защитниками отечества, своего рода. До достижения определенного возраста, пока у него не появлялась борода, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами, как советчик.

В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди высоко ценили грамотность, поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, что воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.

Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в «Поучении князя Владимира Мономаха детям.» Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам — приветливыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.

О admin

x

Check Also

Воспитание приемных детей

К сожалению, статистика последних лет такова, что количество детей – сирот и беспризорных неуклонно растет. Но радует тот факт, что не меньшее количество и усыновлений, а также появляется тенденция к поиску новых способов для обустройства жизни таких детей, например семейный детский дом, патронатная семья, деревня SOS.

Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста

… Пожалуй, каждый педагог и родитель задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

ВОСПИТАНИЕ ПОСЛУШАНИЯ У ДЕТЕЙ: ГДЕ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА?

ВОСПИТАНИЕ ПОСЛУШАНИЯ У ДЕТЕЙ: ГДЕ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА? ВОСПИТАНИЕ ПОСЛУШАНИЯ У ДЕТЕЙ: ГДЕ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА? Нужно ли всё-таки требовать, чтобы ребёнок слушался? Или пусть вырабатывает характер, добиваясь своего? И если уступать иногда, не будет ли он потом манипулировать родителями, мол, позволили один раз, позволят и второй . Работая с детьми, часто приходится наблюдать, как ребёнок, который в течение дня был послушным, при появлении родителей в один миг становится избалованным, и мать или отец подчиняются его прихотям.

Воспитание детей в приёмной семье

Довольно много людей воспитывают ребёнка в приёмной семье . Т.к. для семьи становится трагичной ситуация, когда супруги не могут иметь детей по состоянию здоровья. Именно из-за невозможности родить ребёнка люди решаются на воспитание приёмного ребёнка.

Воспитание послушания у детей: где золотая середина?

Воспитание послушания у детей: где золотая середина? Нужно ли всё-таки требовать, чтобы ребёнок слушался? Или пусть вырабатывает характер, добиваясь своего? И если уступать иногда, не будет ли он потом манипулировать родителями, мол, «позволили один раз, позволят и второй». Работая с детьми, часто приходится наблюдать, как ребёнок, который в течение дня был послушным, при появлении родителей в один миг становится избалованным, и мать или отец подчиняются его прихотям.

Воспитание очень впечатлительных, чувствительных детей, Учитель немецкого

Большинство детей в жизни и труде, в повседневном поведении всегда активны, радостны, бодры, выносли­вы. Но порой встречаются и дети пассивные, замкну­тые, плохо выдерживающие более или менее длитель­ное напряжение.

Воспитание детей в приемной семье

Люди, решившиеся на усыновление ребёнка, как правило, хотят окружить его заботой и подарить всю любовь и нежность, которой ему так не хватало в детском доме. И здесь кроется некая опасность: родителям необходимо четко знать границу между любовью и вседозволенностью, и не допускать её нарушения.

Воспитание ответственности у детей — Консультация для родителей

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей Консультации для родителей «Воспитание ответственности у детей» Подготовила Тузова Елена Алексеевна, воспитатель I категории, МДОУ Д/с №102 Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки.

Воспитание детей в неполных семьях

К сожалению, сегодня много детей воспитывается в неполных семьях. Отсутствие одного из родителей сказывается на половом воспитании детей. Если в семье нет отца, то от этого особенно сильнее страдают сыновья.

Воспитание ответственности у детей

Что касается детей, то, как бы ни странно это не звучало, детская ответственность начинает развиваться с. Ответственность — это состояние сознания человека, в котором он даёт полный отчёт своим действиям и принимает на себя вину за все последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств.

Воспитание навыка опрятности и аккуратности у детей 2-3 лет&raquo

«Воспитание навыка опрятности и аккуратности у детей 2-3 лет». Категория: Блог Шкирдовой Ю.В. Создано 28.05.2016 20:04 Обновлено 05.12.2016 18:33 Автор: Администратор сайта детского сада № 170 "Дружба" Просмотров: 379 Любому родителю хочется, чтобы его ребенок был чистым, умытым, аккуратно причесанным и умел убирать за собой игрушки.

Воспитание младенца до года: советы по воспитанию детей, игры и игрушки для детей

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки Думаем, многие родители согласятся, что воспитывать детей необходимо с момента рождения. Именно в первые двенадцать месяцев идет активнейшее развитие психики ребенка, формируются гигиенические навыки, психологические привычки.

Воспитание детей в Исламе или три периода взросления

Воспитание детей в Исламе или три периода взросления В Коране говорится, что дети являются украшением этой жизни и продолжением своих родителей. Имам Али ибн Абу Талиб (ас) поясняет, что родители это чрево, из которого дети приходят в этот мир.

Воспитание любовью — метод естественного воспитания детей от 0 до 1 года

Воспитание любовью - метод естественного воспитания детей от 0 до 1 года. дефектолог, психолог, директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры и детской студии инновационного развития "Арлекин". Новоиспечённая мамочка становится перед трудной задачей как выбрать правильный метод воспитания и ухода за малышом? Наиболее популярным сегодня является метод естественного воспитания , в котором центральную позицию занимает мнение, сделать ребёнка счастливым может только практически постоянное ношение ребёнка на руках.

Воспитание культуры поведения детей 5 года жизни

В каком возрасте ребенок приучается к аккуратности и опрятности «Воспитание культуры поведения детей пятого года жизни» О человеке вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющем владеть собой, мы говорим: «Хорошо воспитанный человек». Умение всегда быть аккуратным, красиво есть, проявлять предупредительность, уважение к другим людям нужно начинать воспитывать как можно раньше.

Воспитание детей в Индии, MaMere — Шпаргалка для родителей

Индия – страна большая, с многовековой историей, красивой и своеобразной культурой. При этом небогатая, густонаселенная, аграрная, с сильными традиционными и религиозными устоями.

Воспитание и обучение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) — Мои статьи — Каталог статей — ЦППРК Березники

Особенности обучения и воспитания детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением.

Воспитание и образование детей в дворянской семье (первая треть XIX в

Воспитание и образование детей в дворянской семье (первая треть XIX в.) С XVIII в. дети стали предметом особого общественного внимания. Забота о воспитании, комфорте ребенка являлась показателем развития общества, его высокого сознания и дворянской культуры, определявшей духовное развитие России.

Воспитание здорового характера у детей — Статьи — Каталог статей — Борский психологический центр

Дорога к пониманию и принятию здорового воспитания детей непроста. Она открывается только мужественным родителям. Мужественность это умение предвидеть трудности на пути и прикладывать силы для их преодоления.

Воспитание еврейских детей

Воспитательные задачи, стоящие перед еврейскими родителями, несколько выходят за рамки обычных. Их успешность нельзя оценить набором критериев, по которым обычно судят, насколько ;удачным ; получился ребенок, оправдал ли он надежды своих родителей, имеют ли они от него нахес.

Воспитание детей-вундеркиндов, Газета ДивиМИР, Страница 5

Воспитать человека Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Советы несутся со всех сторон; Пишут ученые, и писатели, И методисты, и воспитатели, Иные из кожи аж лезут вон.

Воспитание детей: топ 10 ошибок родителей

10 распространенных ошибок родителей в воспитании детей Каждый ответственный родитель мечтает вырастить умного, порядочного, талантливого ребенка. Однако в столь важном процессе, как воспитание детей, многие взрослые ошибаются – применяют радикальные меры воздействия или, напротив, пускают все на самотек.

Воспитание детей: Стили семейного воспитания

В статье рассмотрены основные стили семейного воспитания: авторитетный, либеральный, авторитарный и индифферентный. Их краткая характеристика. Статья для родителей.

Воспитание детей: советы психолога

Наука воспитания детей никогда не потеряет своей актуальности, даже если произойдет глобальная катастрофа и все остальные знания человечество утратит. Семья, думающая о том, как правильно воспитывать ребенка с рождения – это счастливая семья, которая преодолеет все трудности и препятствия.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> -->