Одна треть родителей считает свои знания для проведения полового воспитания недостаточными, другая треть предполагает, что начинать его следует после 10 лет. Крайние мнения о вредности и ненужности его высказала четвертая часть родителей. Этому вполне соответствовали реальные усилия по половому воспитанию. Треть родителей сообщила, что проводит его. В третьей части семей в ответ на вопросы детей звучат сказочные сведения (классические аист принес нашли в огороде купили в магазине ) с использованием специфических детских обозначений.
Но даже такая форма для пятой части родителей трудна, смущает их и не позволяет просто, доступно и откровенно разъяснить требуемое. Считая половое воспитание своей обязанностью, треть родителей настаивает на участии в нем педагогов и врачей, а пятая часть предпочитает чтобы все острые проблемы разрешались с помощью средств массовой информации. По-видимому, значительная часть родителей испытывает эмоциональное напряжение в разговорах с близкими людьми и детьми на сексуальные темы. Почти все дети опрошенных живут в хороших бытовых условиях. Однако и при этом поведение взрослых и их отношение к детям не всегда соответствуют элементарным требованиям полового воспитания.
По признанию родителей, дети могут наблюдать их интимные отношения (12%), ласки, поцелуи, одевание и раздевание взрослых (50%), слышать циничные разговоры старших (7%). В то время как треть родителей отмечает чрезмерность проявления своих чувств к детям, некоторые (7%) обвиняют себя в недостаточной теплоте. Часть детей воспитывается без достаточного учета их половой принадлежности (15%) или даже как дети противоположного пола (1%).
Еще не исчезли из быта части семей физические наказания (20%) и запугивания. Детей пугают доктором и милиционером, дядей и тетей, школой и чердаком, сказочными персонажами и животными, угрозами отрезать руки или половые органы (нередко для вящей убедительности держа в руках большие ножницы). 50% матерей отмечают привязанность ребенка к себе и 40% к отцу.
Половое воспитание и психогигиена пола у детей , Д.Н.Исаев
Родители отмечают особую привязанность детей к животным. Интересный факт, хотя, вероятно, не имеющий прямого отношения к обсуждаемой теме, заключается в том, что почти треть детей проявляет глубокую симпатию к персоналу детских учреждений. Не исключено, что случаи желания детей изменить свою половую принадлежность (12%) объясняются мотивами их привязанности к посторонним. Редкие случаи боязни утраты своих половых
В подавляющем большинстве отечественных публикаций центр тяжести полового воспитания дошкольников сосредоточен на привитии гигиенических навыков, избегании раздражения эрогенных зон, отказе от сказочных разъяснений, организации рационального режима и питания; обращается также внимание на важность формирования у детей этических норм, на корректность отношений между взрослыми [Аркин Е. А., 1957; Богданович Л. А., 1975; Хрипкова А. Г., 1973;
В большинстве семей только врач сумеет разъяснить, что те или иные выраженные проявления детской сексуальности являются чаще всего не столько результатом воспитания (в обычно понимаемом родителями смысле физического ухода и надзора), сколько следствием эмоционального напряжения в связи с нарушенными межличностными отношениями в семье. Безусловно, эти симптомы скорее проявятся, если ребенок истощен и ослаблен, страдает частыми
Чрезмерное оберегание от переохлаждения, излишнее укутывание наносят вред, не только снижая сопротивляемость организма, но и создавая условия для раздражения гениталий (тесная одежда, обильное потоотделение). Не только возбуждающая пища (избыток мяса, жареные, острые и пряные блюда, шоколад, тонизирующие напитки), но и перекармливание, благодаря перенаполнению кровью тазовых органов, могут приводить к напряжению в них и ранней сексуальной
Суетливость, двигательное беспокойство, расторможенность и нецеленаправленность дневного поведения некоторых детей в сочетании с естественной любознательностью и удовольствием от двигательной активности также могут создавать благоприятные для сексуальной стимуляции условия. Отсюда задача взрослых: не сковывая двигательной инициативы и игровой деятельности ребенка, руководить ими и направлять их в желательное русло. Появление новой игрушки всегда радость для ребенка .