Не пропусти
Главная » Что? Где? Когда? » ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК? Вольна

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК? Вольна

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК? Вольна

Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе?

Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах и примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что именно должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

свое имя, фамилию и отчество; свой возраст и дату рождения; фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы; имена других членов семьи и кем они ему приходятся; свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть); страну, в которой живет, и ее столицу; основные достопримечательности своего города/поселка/деревни; основные цвета и их оттенки; части тела человека; предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними); профессии, виды спорта; виды наземного, водного, воздушного транспорта; известные русские народные сказки; великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию; выделять определенный звук в слове интонацией; определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова); определять количество и последовательность звуков в коротких словах ( дом , сани , кошка ); произносить слова по слогам с хлопками или притопами; называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения); различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род; знать разницу между гласными и согласными звуками; называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда); отвечать на вопросы и уметь их задавать; составлять рассказ по картинке; последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ; понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова; сказать несколько предложений о заданном предмете; составлять предложение из 3-5 предложенных слов; различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка; заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения; отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…? и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом мокрый – он бросает обратно, отвечая сухой , аналогично темный – светлый , чистый – грязный и т.п.); угадай слово (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

знать цифры от 0 до 9; уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.); уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним; понимать смысл знаков + , – , = , gt; , lt; и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2 lt;6, 9=9, 8 gt;3); уметь обозначить количество предметов с помощью цифр; уметь сравнить количество предметов в двух группах; решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10; знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб); уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку; ориентироваться в понятиях лево-право-вверху-внизу , перед , между , за на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Будущий первоклассник должен уметь:

правильно держать карандаш, ручку, кисточку; складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу; рисовать геометрические фигуры, животных, людей; закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры; проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию; писать по образцу печатные буквы; аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру); лепить из пластилина и глины; клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.

Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере; называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.); знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.); знать названия 2-3 комнатных растений; знать названия овощей, фруктов, ягод; иметь представление о различных природных явлениях; называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд. Действовать по образцу. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: кружок – квадрат – кружок – квадрат , а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам). Видеть причинно-следственные связи между явлениями. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук). Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться ( Здравствуйте , а не Здрасьте или Привет ), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить Пожалуйста ) и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи). Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком. Ориентироваться во времени. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет портрет выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, обеспечивающих социальную успешность . Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том что такое хорошо и что такое плохо . Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и натаскивать можно, но постарайтесь делать это без фанатизма.

Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

О admin

x

Check Also

Гормон кортизол: увеличение веса, стресс, болезни – Как стать счастливым человеком

Гормон кортизол: увеличение веса, стресс, болезни Что вызывает увеличение веса в организме женщины старше 30 лет? Стреcc. Для многих из нас это слово ассоциируется с ужасными картинами спровоцированных им заболеваний: рак, инфаркт, высокое давление, бесплодие, аллергия; список можно продолжать до бесконечности.

Гиперплазия эндометрия матки – что это, чем и как лечить, симптомы, виды

Виды гиперплазии эндометрия и их лечение Гиперплазия эндометрия матки — это заболевание внутренней оболочки матки, при котором происходит изменение стромы и желез эндометрия.

Что такое ревность и как с ней бороться? Белая Клиника

Ревность, как с ней бороться? Это чувство зарождается в человеке одним из первых. Ребенок еще не научился толком ходить и говорить, но уже начинает заявлять собственнические права на родителей, игрушки, свободное время окружающих.

Герпес 6 типа – что это за вирус и как его лечат?

Герпес 6 типа - что это за вирус и как его лечат? Многие из нас понятие «герпес» связывают с высыпанием на губах и не придают ему большого значения.

Что такое ревность и как с ней бороться?

Когда человек влюблен, он ощущает себя полностью счастливым. В такие моменты хочется делать все, чтобы радовать и делать счастливым свою половинку. Но бывает так, что со временем в отношениях появляются трещины.

Где и как получить консультацию детского психотерапевта

Невропатолог. Что это за врач и что он лечит? Когда следует обращаться к невропатологу? Что происходит на приеме у невропатолога? Кто такой невропатолог? Центральную нервную систему.

Что такое ревность и как с ней бороться – Успех в жизни, сила мысли и исполнение желаний

Ревность разрушает близкие отношения, как вирус или опухоль. Сомнение и неуверенность сменяются недоверием и тревогой. Потом приходит черед контроля, подозрений и «сбора доказательств». А затем — допросы с пристрастием, ссоры, скандалы и так далее, до поступка Отелло включительно… Когда в нашей душе поселяется ревность, очень трудно найти правильный способ действий, потому что: 1.ревность связана со многими другими неприятными эмоциями (обидой, стыдом, страхом, сомнением, разочарованием и т. д.) — у коктейля ревности сложный состав, поэтому разобраться и справиться с ней трудно; 2.ревность одобряется обществом.

Выкройка пинеток для малыша с размерами, как сшить: мастер-класс

Выкройка пинеток для малыша с размерами, как сшить: мастер-класс Когда в семье появляется малыш, то родителей и родных умиляют все моменты, связанные с детством. Выбор одежды становится праздником – хочется побаловать малыша только самым красивым и самым удобным нарядом.

Вся правда о шампунях или как выбрать хороший шампунь для волос, Красота и здоровье современной женщины

Вся правда о шампунях или как выбрать хороший шампунь для волос? В современном мире можно найти все что угодно. Стоит только захотеть. А раз появляется спрос, то найдется и соответствующее предложение.

Что такое ревность и как с ней бороться

Почему в наших отношениях возникает всепоглощающая ревность, как ее победить, избавиться от подозрений и вернуть доверие Ревность – это эмоция, которая ничтожно уничтожает человека изнутри.

Что такое моторика и как сделать своими руками

Прежде, чем читать эту запись ответьте себе на вопрос: НУЖНА ЛИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно понять какую цель Вы преследуете, как родитель? Вот что обычно является мотивацией: 1. Хочу, чтобы ребенок не слонялся в свободное время и расширял кругозор.

Воспитание щенка: как правильно воспитать щенка и вырастить послушную собаку?

Как воспитать щенка и вырастить его послушным? Воспитание щенка для новичков. Статья расскажет, как правильно воспитать щенка новичку. Если воспитание щенка для вас неизученная область знаний – советы ниже дадут всё, что нужно знать о воспитании щенков.

Что такое зависть? Как с ней бороться?

Самое негативное чувство в человеке - зависть. Мы живем в обществе, среди людей, и волей неволей сравниваем себя с другими. Даже если у человека все хорошо, обязательно найдется кто-то, у кого еще лучше.

Что такое детский стресс и как с ним бороться

Взрослые обычно считают, что быть ребенком радостно и приятно. И все же иногда даже дети испытывают стресс, который нам, взрослым, может быть не всегда понятен. Но детям тяжелее, ведь они не знают причин своей раздражительности или апатичности, не знают, как бороться со своим плохим настроением.

Возвращают ли 13 процентов при покупке квартиры за материнский капитал: можно ли вернуть причитающиеся проценты, если купили дом и как это сделать через прокуратуру, а так же какие документы нужно подготовить для возврата 25 тысяч

Миф или реальность: возвращают ли 13 процентов при покупке квартиры или дома за материнский капитал? На сегодняшний день демографическая проблема в стране может решиться благодаря специальной программе государства.

Что такое детская зависть и как с ней бороться?

На вопрос отвечает доктор медицинских наук, профессор, психотерапевт А. Азизов. Сразу отмечу, что тема довольно серьезная. В трех словах дать родителям рекомендации для поведения будет сложно.

Вовлеченность персонала – оценка, как наивысший уровень мотивации, исследование

Делопроизводство Многие руководители компаний сегодня задумываются над тем, как может повлиять на их прибыль и бизнес заинтересованность персонала. И это правильно, ведь максимальная отдача каждого рабочего в деятельности предприятия может сыграть главную роль во время борьбы с конкурентами.

Что потребуется новорожденному – как подготовиться к расходам

Как подготовить семейный бюджет к расходам на ребенка – главные покупки В вашей семье скоро появится малыш? До рождения ребенка еще нужно столько успеть! Как подойти к этому радостному и одновременно важному событию со всей ответственностью и скорректировать семейный бюджет с максимальной пользой для жизни вашего будущего малыша.

Что делать, если подросток не хочет учиться, как заставить его: советы психолога

Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психологов Период с 13 по 16 лет психологи называют трудным возрастом. В это время ребенок переходит на новый этап в физическом и моральном развитии.

Что делать, если заболеваешь, как поймать простуду на ранней стадии

Что делать, если заболеваешь: немедленно примите меры! Что делать, если ребенок начинает заболевать? Простуда начинается постепенно. Именно поэтому важно знать, что делать, если заболеваешь.

Ванночка для купания новорожденного: основные виды ванночек и как правильно выбрать

Ванночки для купания новорожденных детей Говоря о купании, трудно переоценить его пользу для новорожденного. Попадая в воду, малыш погружается в ставшую ему привычной за 9 месяцев среду, поэтому плавание развивает вестибулярный аппарат, расслабляет и успокаивает ребенка, улучшает его эмоциональное состояние.

Что делать, если воспитан мальчик как девочка?

Девочки и мальчики - это не просто куклы и машинки, драки и капризы, замечания и похвалы в дневнике. Это два совершенно разных мира, которые, если и имеют какие-то сходства, удалены друг от друга полярно.

Браслеты из резинок как плести

Браслеты из резинок как плести Браслеты из резинок как плести? Если Вы задаетесь таким вопросом, это значит, что Вы уже приобрели замечательный набор для творчества — Rainbow Loom или Loom Bands.

Что делать с ребёнком, который ведёт себя плохо – Я, как кошка, гуляю сама по себе

Давайте отделим мух от котлет. Часто мы считаем, что поведение – это и есть ребенок. То есть он становится у нас капризным, упрямым, неуправляемым. Хотя на самом деле он просто ведет себя определенным образом.

Рейтинг@Mail.ru