Не пропусти
Главная » Развитие детей » Гиперактивные дети и работа с ними, Статья в журнале «Молодой ученый&raquo

Гиперактивные дети и работа с ними, Статья в журнале «Молодой ученый&raquo

Гиперактивные дети и работа с ними, Статья в журнале «Молодой ученый&raquo

Дата публикации: 28.10.2014 2014-10-28

Статья просмотрена: 2299 раз

Козина А. Н. Гиперактивные дети и работа с ними // Молодой ученый. 151; 2014. 151; №18. 151; С. 580-583. 151; URL https://moluch.ru/archive/77/13290/ (дата обращения: 05.04.2018).

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми.

Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30 % учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка.

С каждым годом в школу поступает все больше и больше гиперактивных детей. Несмотря на проработанность темы, существующие методы работы с гиперактивным поведением детей младшего школьного возраста имеют недостаточно комплексный характер. Нам учителям необходимо вести коррекционную работу с гиперактивными детьми во всем процессе обучения и воспитания.

Гиперактивность — переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.

Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, чрезмерной подвижностью.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей — учебной — деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

1. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

2. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

3. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

4. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

5. Не может играть тихо, спокойно.

7. Часто мешает другим, пристает к окружающим.

8. Часто теряет вещи.

9. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

Возможно, для решения этой непростой проблемы будет лучше обратиться за помощью к специалисту. Ведь часто в семье, где растет гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнее напряжение, образуется замкнутый круг, из которого с каждым годом все труднее выбраться…

Улучшение состояния ребенка с згиперактивностью зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от позитивного, уравновешенного и последовательного отношения к нему. Близким ребенка требуется разъяснить его проблемы, чтобы они поняли: его поступки не являются умышленными, и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии управлять возникающими сложными ситуациями. Причем хорошо понимать, что происходит с ребенком, должны все без исключения члены семьи, чтобы придерживаться единой тактики воспитания.

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями — с другой. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников.

Необходимо избегать переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости в места массовых скоплений людей — рынки, гипермаркеты, шумные компании; во время игр со сверстниками желательно ограничивать малыша лишь одним партнером.

Гиперактивному ребенку как воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования.

Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей должен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Через каждые 15–20 минут разрешайте ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.

Каждый раз ребенку следует давать не более 1–2 инструкций, которые должны носить конкретный характер.

Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации — это развешивание специальных листов-памяток. Выберите два наиболее важных дела в течение дня, которые ребенок может успешно выполнить. После этого напишите напоминания об этих делах на листах. Листы вывешиваются на специальной «доске объявлений» в комнате ребенка или, как вариант, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной, но и образной форме, т. е. можно сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, «Помой посуду» — изображение тарелки). После выполнения соответствующего поручения ребенок должен сделать на листе специальную пометку.

Еще один способ воспитания навыков самоорганизации — применение цветовой маркировки. Например, если для занятий по разным школьным предметам завести тетради определенных цветов (зеленые по природоведению, красные по математике, синие по письму), то в дальнейшем их легче находить. Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее пройденному учебному материалу.

Для наведения порядка в комнате также могут помочь цветовые обозначения: ящикам письменного стола присвоим красный цвет, ящикам для одежды — синий, для игрушек — желтый. Значительная по площади и хорошо заметная цветовая маркировка, которая дополнена рисунками или наклейками, соответствующими содержимому ящика, позволяет успешно решить поставленную задачу.

Как научить ребенка с гиперактивностью уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми?

Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимой игры). Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.

При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени.

Для развития тонкой моторики и общей организации движений полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовой борьбой, боксом — т. к. они потенциально травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению).

Призовите на помощь специалистов и постарайтесь вместе установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, об эффективных методах работы с гиперактивными учениками. Нежелание учителя вникать в эту проблему — тревожный сигнал! Если судьба свела вашего ребенка с педагогом, который с ходу зачисляет его в неуспевающие или невоспитуемые или перекладывает все воспитательные задачи на родителей, родителям не стоит испытывать чувство вины или опускать руки. Каждый ребенок имеет право на уважительное и психологически грамотное отношение к себе, не говоря уже о праве на среднее образование!

От педагога по возможности требуется игнорирование вызывающих поступков ребенка и поощрение хорошего поведения. Возможен выбор оптимального места в классе — в центре напротив доски и недалеко от стола учителя. У ребенка должна быть возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений.

Задания на уроках учителю следует предлагать постепенно, рассчитанные на определенные временные интервалы. Если ученику необходимо выполнить объемное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически контролирует ход работы над каждой из них, внося требуемые коррективы.

Учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все дети.

Чтобы удерживать внимание гиперактивных детей, учитель может договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.

Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

1. Изменение окружения:

– изучите психологические особенности ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

– работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами учителя (воспитателя), в центре класса (группы), прямо у доски;

– измените режим урока (занятия) с включением физкультминуток;

– разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса (группы);

– предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к Вам за помощью в случае затруднения;

– направляйте энергию гиперактивного ребенка в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

– введите знаковую систему оценивания;

– чаще хвалите гиперактивного ребенка;

– расписание уроков (занятий) должно быть постоянным;

– избегайте завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребенку;

– вводите элементы проблемного обучения на уроке (занятии);

– используйте на уроке элементы игры и соревнования;

– давайте задания в соответствии со способностями ребенка;

– большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

– создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе (группе) по некоторым областям знаний;

– научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

– игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

– стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

– помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

– способствуйте угасанию агрессии;

– обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

– регулируйте взаимоотношения гиперактивного ребенка с одноклассниками (одногруппниками).

4. Регулирование ожиданий:

– объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро;

– объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от медицинской и психолого-педагогической коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к гиперактивному ребенку.

– Кратковременное прикосновение к гиперактивному ребенку является сильным стимулятором для формирования его поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте.

Например, учитель начальной школы в Канаде провела эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учитель сосредоточилась на трех гиперактивных детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречала этих учащихся и поощрительно касалась их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учитель игнорировала это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок не может самостоятельно справиться со своими проблемами. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и не медикаментозных методов, к которым относятся психологические и педагогические коррекционные программы.

1. Галина Данилкина

2. Сайт родителей «Работа с гиперактивными детьми».

3. Млодик И. Ю. «Работа с гиперактивными детьми».

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Гиперактивные дети: проблемы родителей или врачей?

Несколько десятилетий назад неврологи серьезно заговорили об особом состоянии детей школьного возраста — синдроме гиперактивности, зачастую сочетающимся с расстройствами внимания и памяти.

Причины кризиса у детей первого года жизни: психология ребенка

Причины кризиса у детей первого года жизни: психология ребенка В жизни большинства малышей наступает непростой период. Родители замечают, что в возрасте 9-18 ласковый и послушный ребенок становится капризным и даже агрессивным.

Гиперактивные дети: патология или норма

За последнее поколение многие родители столкнулись с таким понятием как «синдром гиперактивности». Гиперактивных деток встречается с каждым годом всё больше и больше.

Гиперактивные дети: описание болезни, программы лечения и результаты

Гиперактивные дети: программа лечения от Доктора Нонны Гиперактивность наиболее ярко проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей - учебной - деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуют умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться необходимого результата.

Возрастные кризисы у детей: календарь кризисов ребенка и советы психолога

Под возрастным кризисом психологи подразумевают период перехода ребенка с одной ступени развития на другую. В это время поведение малыша кардинально меняется, и довольно часто не в лучшую сторону.

Гиперактивные дети: норма или проблема?

Украинские родители столкнулись с новым препятствием в воспитании своих детей. Синдром гиперактивности, часто принимаемый за вредность или "плохие гены", психологи уже успели назвать самой распространенной причиной разногласий между родителями и детьми младшего и школьного возраста.

Гиперактивные дети: норма или проблема, Обозреватель

Украинские родители столкнулись с новым препятствием в воспитании своих детей. Синдром гиперактивности, часто принимаемый за вредность или плохие гены , психологи уже успели назвать самой распространенной причиной разногласий между родителями и детьми младшего и школьного возраста.

Гиперактивные дети, Моя газета

Ну вот опять! Опять звонили со школы/садика, опять подрался (варианты: отказался выполнять задание, весь урок смотрел в окно, отпросился в уборную и вернулся к следующему уроку, и т.д.). К сожалению, подобные ситуации возникают все в большем количестве С каждым годом количество гиперактивных детей увеличиваться.

В какую спортивную секцию отдать ребенка: выбираем спортивные секции для детей, Happy Lady, Счастливая женщина

В какую спортивную секцию отдать ребенка: выбираем спортивные секции для детей Спортивные секции для детей заложат фундамент здоровья ребенка, укрепят его характер, научат жить в условиях конкуренции, добиваться своего в этом непростом мире.

Гиперактивные дети, МБДОУ «Детский сад «Надеждинский&raquo

Адрес: 644513 Омская область, Омский район, с.Надеждино, ул. Центральная , 33. Информация для населения 04.04.2018 Районное методическое объединение 27.03.2018 Федеральный государственный пожарный надзор информирует! (март) 26.03.2018 Осторожно мошенники 21.03.2018 По состоянию на 21.03.2018 21.03.2018 Гиперактивные дети почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны, с ними трудно и воспитателям, и родителям.

Гиперактивные дети, Детский сад №66 Теремок

Большинство исследователей отмеча­ют три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность (Ю.С. Шев­ченко, Н.Н. Заваденко). Гиперактивность проявляется избыточной двигательной ак­тивностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движе­ниями, которых ребенок часто вовсе не за­мечает.

Язык новорожденных, младенцев и маленьких детей – Как нам? Женский портал обо всем!

Дети уже с момента своего появления на свет начинают знакомиться с окружающей средой и общаться с помощью жестов, звуков и мимики. Вместо речи они используют язык тела, с помощью которого выражают свои эмоции, и желания.

Гиперактивные дети! Что с ними делать?

Мои слушатели – воспитатели детских садов спрашивают меня: как наказывать гиперактивного ребёнка? - Если у ребёнка болит печень вы его за это будете наказывать? - Нет, конечно, - отвечают.

Гиперактивные дети чаще начинают курить – ученые

Дети с синдромом гиперактивности раньше начинают интересоваться сигаретами и курят при этом в 2 раза чаще, чем их ровесники без подобного диагноза, считают британские исследователи из Кардиффского университета Как сообщает "medicinform.

Этикет поведения детей за столом: правила столового этикета для детей

К воспитанию детей нужно подходить с раннего детства. В частности это касается правил поведения за столом. Наверно, почти каждый может вспомнить малыша, который за столом ковырялся в каше, размазывая ее по тарелке.

Гиперактивные дети презентация для родителей

Гиперактивный ребенок. Зная, какой самый безопасный способ сделать своего ребенка несчастным - он не учит его тому, что не удалось встретить. М-F. Rousseau Симптомы гиперактивности Повышенная активность: -двигательная растормаживание, подвижность; - невозможность сидеть в одном месте; - спонтанность, преждевременные действия, - косвенность; - затруднение засыпания; Неспособность играть, говорить тихо и спокойно; -нетерпеливость Отсутствие концентрации - отвлекаемость увеличилось; - пневматический фокус; Импульсивность - эмоциональная; -dressing; усталость; -Agressivität; -Абсолютная; -Спокойно; неустойчивое настроение Гиперактивные дети ведут себя плохо себя дома Родители важны для понимания.

Гиперактивные дети или дети с СДВГ

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: специалистами (психологом и неврологом); по достижении ребенком возраста 8 лет; по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Этикет за столом для детей: помощь, обучение, ошибки и советы

Под этикетом принято понимать нормы поведения в обществе. Объяснить правила этикета ребенку следует как можно раньше. Причем вводить его в курс дела не пятиминутным уроком, а уделять этому вопросу постоянное внимание каждый день.

Гиперактивные дети и школа

Слишком активные дети . или дети "с моторчиком". Обычно до детского сада родители не считают поведение своих детей гиперактивным и требующим особого внимания.

Этикет за столом для детей в картинках

Правила поведения и этикета за столом для маленьких детей Общепринятый этикет за столом для детей объясняют, как только они сами берут в руки ложку. Знание правил хорошего поведения также необходимы детям, как элементарные сведения об окружающем мире.

Гиперактивные дети и проблемы их обучения и адаптации в школе

скачать Гиперактивные дети и проблемы их обучения и адаптации в школе Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы.

Гиперактивные дети и проблемы их обучения – Поради батькам – Поради психолога – Каталог статей – Вчитель вчителю, учням та батькам

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам.

Гиперактивные дети и проблемы их обучения

Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка? Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением.

Этикет для детей: правила поведения за столом – Правила этикета

Этикет для детей: правила поведения за столом - Smak.ua Читать, писать, танцевать Чему только не приходится учиться детям. И все это нужно, все это необходимо будет им потом, во взрослой жизни.

Рейтинг@Mail.ru