Не пропусти
Главная » Развитие детей » Гиперактивные дети и работа с ними, Статья в журнале «Молодой ученый&raquo

Гиперактивные дети и работа с ними, Статья в журнале «Молодой ученый&raquo

Гиперактивные дети и работа с ними, Статья в журнале «Молодой ученый&raquo

Дата публикации: 28.10.2014 2014-10-28

Статья просмотрена: 2299 раз

Козина А. Н. Гиперактивные дети и работа с ними // Молодой ученый. 151; 2014. 151; №18. 151; С. 580-583. 151; URL https://moluch.ru/archive/77/13290/ (дата обращения: 05.04.2018).

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми.

Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30 % учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка.

С каждым годом в школу поступает все больше и больше гиперактивных детей. Несмотря на проработанность темы, существующие методы работы с гиперактивным поведением детей младшего школьного возраста имеют недостаточно комплексный характер. Нам учителям необходимо вести коррекционную работу с гиперактивными детьми во всем процессе обучения и воспитания.

Гиперактивность — переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.

Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, чрезмерной подвижностью.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей — учебной — деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

1. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

2. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

3. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

4. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

5. Не может играть тихо, спокойно.

7. Часто мешает другим, пристает к окружающим.

8. Часто теряет вещи.

9. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

Возможно, для решения этой непростой проблемы будет лучше обратиться за помощью к специалисту. Ведь часто в семье, где растет гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнее напряжение, образуется замкнутый круг, из которого с каждым годом все труднее выбраться…

Улучшение состояния ребенка с згиперактивностью зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от позитивного, уравновешенного и последовательного отношения к нему. Близким ребенка требуется разъяснить его проблемы, чтобы они поняли: его поступки не являются умышленными, и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии управлять возникающими сложными ситуациями. Причем хорошо понимать, что происходит с ребенком, должны все без исключения члены семьи, чтобы придерживаться единой тактики воспитания.

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями — с другой. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников.

Необходимо избегать переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости в места массовых скоплений людей — рынки, гипермаркеты, шумные компании; во время игр со сверстниками желательно ограничивать малыша лишь одним партнером.

Гиперактивному ребенку как воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования.

Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей должен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Через каждые 15–20 минут разрешайте ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.

Каждый раз ребенку следует давать не более 1–2 инструкций, которые должны носить конкретный характер.

Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации — это развешивание специальных листов-памяток. Выберите два наиболее важных дела в течение дня, которые ребенок может успешно выполнить. После этого напишите напоминания об этих делах на листах. Листы вывешиваются на специальной «доске объявлений» в комнате ребенка или, как вариант, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной, но и образной форме, т. е. можно сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, «Помой посуду» — изображение тарелки). После выполнения соответствующего поручения ребенок должен сделать на листе специальную пометку.

Еще один способ воспитания навыков самоорганизации — применение цветовой маркировки. Например, если для занятий по разным школьным предметам завести тетради определенных цветов (зеленые по природоведению, красные по математике, синие по письму), то в дальнейшем их легче находить. Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее пройденному учебному материалу.

Для наведения порядка в комнате также могут помочь цветовые обозначения: ящикам письменного стола присвоим красный цвет, ящикам для одежды — синий, для игрушек — желтый. Значительная по площади и хорошо заметная цветовая маркировка, которая дополнена рисунками или наклейками, соответствующими содержимому ящика, позволяет успешно решить поставленную задачу.

Как научить ребенка с гиперактивностью уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми?

Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимой игры). Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.

При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени.

Для развития тонкой моторики и общей организации движений полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовой борьбой, боксом — т. к. они потенциально травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению).

Призовите на помощь специалистов и постарайтесь вместе установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, об эффективных методах работы с гиперактивными учениками. Нежелание учителя вникать в эту проблему — тревожный сигнал! Если судьба свела вашего ребенка с педагогом, который с ходу зачисляет его в неуспевающие или невоспитуемые или перекладывает все воспитательные задачи на родителей, родителям не стоит испытывать чувство вины или опускать руки. Каждый ребенок имеет право на уважительное и психологически грамотное отношение к себе, не говоря уже о праве на среднее образование!

От педагога по возможности требуется игнорирование вызывающих поступков ребенка и поощрение хорошего поведения. Возможен выбор оптимального места в классе — в центре напротив доски и недалеко от стола учителя. У ребенка должна быть возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений.

Задания на уроках учителю следует предлагать постепенно, рассчитанные на определенные временные интервалы. Если ученику необходимо выполнить объемное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически контролирует ход работы над каждой из них, внося требуемые коррективы.

Учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все дети.

Чтобы удерживать внимание гиперактивных детей, учитель может договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.

Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

1. Изменение окружения:

– изучите психологические особенности ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

– работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами учителя (воспитателя), в центре класса (группы), прямо у доски;

– измените режим урока (занятия) с включением физкультминуток;

– разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса (группы);

– предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к Вам за помощью в случае затруднения;

– направляйте энергию гиперактивного ребенка в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

– введите знаковую систему оценивания;

– чаще хвалите гиперактивного ребенка;

– расписание уроков (занятий) должно быть постоянным;

– избегайте завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребенку;

– вводите элементы проблемного обучения на уроке (занятии);

– используйте на уроке элементы игры и соревнования;

– давайте задания в соответствии со способностями ребенка;

– большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

– создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе (группе) по некоторым областям знаний;

– научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

– игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

– стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

– помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

– способствуйте угасанию агрессии;

– обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

– регулируйте взаимоотношения гиперактивного ребенка с одноклассниками (одногруппниками).

4. Регулирование ожиданий:

– объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро;

– объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от медицинской и психолого-педагогической коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к гиперактивному ребенку.

– Кратковременное прикосновение к гиперактивному ребенку является сильным стимулятором для формирования его поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте.

Например, учитель начальной школы в Канаде провела эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учитель сосредоточилась на трех гиперактивных детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречала этих учащихся и поощрительно касалась их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учитель игнорировала это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок не может самостоятельно справиться со своими проблемами. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и не медикаментозных методов, к которым относятся психологические и педагогические коррекционные программы.

1. Галина Данилкина

2. Сайт родителей «Работа с гиперактивными детьми».

3. Млодик И. Ю. «Работа с гиперактивными детьми».

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Развитие нервной системы у детей

Нервная система осуществляет координацию и контроль за физиологическими и метаболическими параметрами деятельности организма в зависимости от факторов внешней и внутренней среды.

Развитие музыкальных способностей детей

Одни родители считают, что, если в семье нет музыкально одарённых родственников, то музыкальные способности у ребёнка развить не получится. Другие родители используют всевозможные методы, чтобы хоть как-то открыть ребёнку мир музыки — даже, если малыш не проявляет никаких восторгов.

Развитие музыкального слуха у детей – Библиотека музыканта

Хотите развить музыкальные способности, в частности, слух у ребенка? Запросто! У меня как раз появилась возможность на собственном опыте проверить некоторые свои догадки и поделиться результатами.

Семейные отношения и дети: как избежать конфликтов, Moj

Сегодня мы встречаемся с семейными психологами, которые научат нас решать конфликты и проблемы, возникающие в молодой семье. В гостях у портала UAUA.info семейные психологи Дарья Селиванова и Роман Липский, и сегодня тема нашего разговора ; семейные отношения и дети, как конфликты между мамой и папой влияют на ребенка.

Семейные отношения и дети: как избежать конфликтов

Сегодня мы встречаемся с семейными психологами, которые научат нас решать конфликты и проблемы, возникающие в молодой семье. В гостях у портала UAUA.info семейные психологи Дарья Селиванова и Роман Липский, и сегодня тема нашего разговора - семейные отношения и дети, как конфликты между мамой и папой влияют на ребенка.

Развитие интеллекта у детей до 1 года

Смышленый, любознательный, всесторонне развитый малыш — вот истинная гордость каждой мамочки. Однако у каждого человека есть свой собственный уровень интеллекта, который закладывается еще в самом детстве, и степень его развития зависит не столько от генов, сколько от трудолюбия и усилий родителей, которые развивают интеллект у своего ребенка практически с первых дней его жизни.

Семейные конфликты: дети

Сколько «конфликтов местного значения» ежедневно приходится разрешать родителям, если в семье растут несколько детей! Конечно, все мамы и папы мечтают о том, чтобы дети не ссорились совсем.

Развитие детей: 3 года как новая фаза жизни

Читайте в этой статье: Дети наполняют жизнь своих родителей особым смыслом и новыми красками. Вырастить и воспитать ребенка правильно ; вот главная задача, стоящая перед мамой и папой.

С чего начинается обман и почему дети врут, Мама в теме

В нашей жизни мы все, в той или иной степени, сталкиваемся с обманом, иногда обманывать приходится и нам самим, но особенно неприятными бывают ситуации, когда во лжи приходится уличать своё собственное чадо.

Развитие детей по методу Монтессори

Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.

С кем остаются дети при разводе родителей согласно СК РФ?

С кем останется несовершеннолетний ребенок при разводе? Главная » Развод » дети » С кем останется несовершеннолетний ребенок при разводе? В Семейном Кодексе РФ слово развод заменено на словосочетание «расторжение брака». При наличии несовершеннолетних детей у супругов, расторжение брака происходит через суд в обязательном порядке.

С кем останутся дети после развода?

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта. В последнее время на нашу почту все чаще и чаще стали поступать вопросы с ситуациями, в которых вы просите разъяснить, с кем останутся несовершеннолетние дети в случае расторжения брака.

Развитие детей

Мир насыщен различными видами деятельности, и перед современными родителями встают вопросы: - Какие занятия наиболее полезны для детей? - Как гармонично сочетать разного рода увлечения, не перегрузив ребенка? - Нужно ли настаивать на посещениях кружков? От рождения до года-полутора лет деткам вполне достаточно, чтобы родители занимались ими самостоятельно, обращая внимания на гармоничное развитие трех составляющих: Начиная с полутора-двух лет, детям полезны занятия в социумах по типу Мама и малыш , где они получают не только приведенные выше составляющие, но и учатся взаимодействовать с внешним миром.

Роль бабушки, Дети: инструкция по применению

-Сынок, пора ложиться спать ; ;Спокойной ночи ; закончились -Ну мама-а-а! Не выключай телевизор. -Ты же знаешь, что пора спать -Но бабушка же мне разрешает смотреть.

Развитие аккуратности у детей

Опубликовано 8 Сен 2016 12:59 © Женская доля Здравствуйте, дорогие мамочки! Сегодня поговорим о том, Аккуратность - любовь к чистоте, порядку, опрятности. Сформированная привычка быть аккуратным не дает появиться таким качествам характера как безалаберность, необязательность, неряшливость, непунктуальность, небрежность.

Психосексуальное развитие детей и подростков (7-18лет)

Психосексуальное развитие детей и подростков (7-18лет) Комментарии 0 Просмотров 514 Мне нравится 6 Сeкcyaльнoe paзвитиe дeтeй и пoдpocткoв (c 7 дo 18 лeт). Любoпытным poдитeлям пocвящaeтcя.

Родительское собрание «Интернет и дети&raquo

Родительское собрание «Интернет и дети» актуализировать проблему безопасности детей в сети интернет; побудить родителей задуматься о собственной роли и ответственности о безопасности детей в сети интернет; поддержать положительный опыт семейного пользования интернетом.

Психологическое развитие детей: Всё о гиперактивности детей

Ребенок неловок или подвержен травмам; Ребенок непоседлив, не может даже короткий период усидеть или устоять на одном месте; Перескакивает с одного занятия на другое, невнимателен и ни одно дело не доводит до конца; Обостренно реагирует на мелочи, его трудно успокоить; Все время плохо спит; Имеет низкую самооценку; Все трогает руками, мешается под ногами; Страдает от задержки речи или, наоборот, излишне болтлив; Имеет плохой аппетит и страдает от постоянной жажды; Совершает опасные поступки, не осознавая последствий; Не любит перемен; Имеет проблемы со здоровьем, такие, как воспаление уха или постоянные респираторные заболевания, экзему, гастрит; Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.); На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает; Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.); Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Родительский сценарий жизни: почему дети повторяют родителей

Станислава Стариковская 09.12.2016 3304 0 Комментариев Многие знают, что модель поведения родителя своего пола ребенок запоминает, усваивает, а повзрослев и создав собственную семью, автоматически воспроизводит.

Почему дети врут? Развитие детей, Развитие детей, Этот сайт создан для любящих и заботливых родителей!

После того как малышу исполнилось два года, многие родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок обманывает, говорит неправду. Причем очень часто бывает трудно определить, действительно ли было на самом деле то, что говорит ребенок, или это всего лишь плод его фантазии.

Образец: Курсовая работа, Развитие речи у детей раннего возраста

Развитие речи у детей раннего возраста ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Курсовая работа по теме: Процесс воспитания и обучения детей раннего возраста.

О смешном всерьез: развитие чувства юмора у детей

За годы работы с трудными детьми у меня накопилась большая стопка анкет, заполненных взрослыми и детьми. В каждой из них есть вопрос: Часто ли у вас в семье шутят и смеются? В большинстве случаев родители отвечают да , но потом заглядываешь в анкету, заполненную их ребенком, и видишь, что на вопрос: Кто из взрослых рассказывает тебе что-нибудь смешное? мальчик или девочка отвечают: Никто . Или: Гости . А преобладающее мамино настроение определяют как грустное , серьезное или даже сердитое . Насторожившись, начинаешь внимательно наблюдать за родителями, и хмурое, напряженное выражение их лиц говорит об обстановке в семье красноречивее всяких слов! ПОЧЕМУ УНЫНИЕ - ГРЕХ? - А чего нам веселиться? - возражают родители, когда заводишь речь о том, что их вечная мрачность давит на детей.

Родительский лекторий – Почему лгут дети

Информационные материалы "Мы за честный ЕГЭ!" Почему ребёнок лжёт – ответ достаточно простой. Дети, как и мы сами – имеют на это сотни причин, однако у детской лжи существуют и некоторые особенности, знать которые всегда не лишне.

Направляем энергию в мирное русло! запись пользователя Светланка (Jessika) в сообществе Развитие и обучение детей от трех до шести лет в категории Психология

Ого,сколько у вас тут изменений,я просмотрела)))Рада,что все хорошо.А нагрузки если давать,то надо с умом,а то ведь и тебе надо с ней время проводить)))) Свет да ты чего из нее вындеркиндера хочешь сделать? Она маловата и правда для таких нагрузок,пожалей ее. Ириш, так занятия не по два часа! А всего по 30 минут(гимнастика 1,5 часа, но для нас это не ново!) Оно лишнее не будет.

Рейтинг@Mail.ru