Не пропусти
Главная » Развитие детей » Гиперактивные дети и школа

Гиперактивные дети и школа

Гиперактивные дети и школа

Слишком активные дети . или дети “с моторчиком”. Обычно до детского сада родители не считают поведение своих детей гиперактивным и требующим особого внимания. Когда ребёнок поступает в детский садик и начинает “мешать” другим детям – родители слышат слова “гиперактивность” со стороны. И только при поступлении ребёнка в школу, родители понимают, что ничего не делать нельзя. Ребёнку надо как-то помогать! Так бывает не всегда, но в основном.

На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам. А ведь заметим, что диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребенка.

Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

  • Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
  • Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
  • Легкая отвлекаемость на посторонние предметы.
  • Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе).
  • Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца.
  • Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
  • С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
  • Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
  • Неумение играть тихо, спокойно.
  • Болтливость.
  • Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим).
  • Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  • Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
  • Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет острых впечатлений.

Проявление 8 признаков из всего предложенного списка дает основание предположить, что ребенок может быть гиперактивным. Признаки гиперактивности (симптомы1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).

Что такое гиперактивность или по-другому дефицит внимания?

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания:

“Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.”

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатком внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и не редко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений (Раттер М., 1987).

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены не достаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

  • органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.);
  • перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
  • генетический фактор (ряд данных свидетельствуют о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
  • особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
  • пищевые факторы (высокое содержание углеводородов в пище приводит к ухудшению показателей внимания)
  • социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Следовательно, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985).

В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Родителям нужно запомнить, что с такими детьми необходимо избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое влияние, чем на здоровых детей. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

  • В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.
  • Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  • Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

  • работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;
  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
  • во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски;
  • предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
  • учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
  • научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
  • задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
  • на определенный отрезок времени давать только одно задание;
  • дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
  • во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

И так, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления:

  1. по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
  2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Развитие музыкальных способностей детей

Одни родители считают, что, если в семье нет музыкально одарённых родственников, то музыкальные способности у ребёнка развить не получится. Другие родители используют всевозможные методы, чтобы хоть как-то открыть ребёнку мир музыки — даже, если малыш не проявляет никаких восторгов.

Развитие музыкального слуха у детей – Библиотека музыканта

Хотите развить музыкальные способности, в частности, слух у ребенка? Запросто! У меня как раз появилась возможность на собственном опыте проверить некоторые свои догадки и поделиться результатами.

Семейные отношения и дети: как избежать конфликтов, Moj

Сегодня мы встречаемся с семейными психологами, которые научат нас решать конфликты и проблемы, возникающие в молодой семье. В гостях у портала UAUA.info семейные психологи Дарья Селиванова и Роман Липский, и сегодня тема нашего разговора ; семейные отношения и дети, как конфликты между мамой и папой влияют на ребенка.

Семейные отношения и дети: как избежать конфликтов

Сегодня мы встречаемся с семейными психологами, которые научат нас решать конфликты и проблемы, возникающие в молодой семье. В гостях у портала UAUA.info семейные психологи Дарья Селиванова и Роман Липский, и сегодня тема нашего разговора - семейные отношения и дети, как конфликты между мамой и папой влияют на ребенка.

Развитие интеллекта у детей до 1 года

Смышленый, любознательный, всесторонне развитый малыш — вот истинная гордость каждой мамочки. Однако у каждого человека есть свой собственный уровень интеллекта, который закладывается еще в самом детстве, и степень его развития зависит не столько от генов, сколько от трудолюбия и усилий родителей, которые развивают интеллект у своего ребенка практически с первых дней его жизни.

Семейные конфликты: дети

Сколько «конфликтов местного значения» ежедневно приходится разрешать родителям, если в семье растут несколько детей! Конечно, все мамы и папы мечтают о том, чтобы дети не ссорились совсем.

Развитие детей: 3 года как новая фаза жизни

Читайте в этой статье: Дети наполняют жизнь своих родителей особым смыслом и новыми красками. Вырастить и воспитать ребенка правильно ; вот главная задача, стоящая перед мамой и папой.

С чего начинается обман и почему дети врут, Мама в теме

В нашей жизни мы все, в той или иной степени, сталкиваемся с обманом, иногда обманывать приходится и нам самим, но особенно неприятными бывают ситуации, когда во лжи приходится уличать своё собственное чадо.

Развитие детей по методу Монтессори

Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.

С кем остаются дети при разводе родителей согласно СК РФ?

С кем останется несовершеннолетний ребенок при разводе? Главная » Развод » дети » С кем останется несовершеннолетний ребенок при разводе? В Семейном Кодексе РФ слово развод заменено на словосочетание «расторжение брака». При наличии несовершеннолетних детей у супругов, расторжение брака происходит через суд в обязательном порядке.

С кем останутся дети после развода?

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта. В последнее время на нашу почту все чаще и чаще стали поступать вопросы с ситуациями, в которых вы просите разъяснить, с кем останутся несовершеннолетние дети в случае расторжения брака.

Развитие детей

Мир насыщен различными видами деятельности, и перед современными родителями встают вопросы: - Какие занятия наиболее полезны для детей? - Как гармонично сочетать разного рода увлечения, не перегрузив ребенка? - Нужно ли настаивать на посещениях кружков? От рождения до года-полутора лет деткам вполне достаточно, чтобы родители занимались ими самостоятельно, обращая внимания на гармоничное развитие трех составляющих: Начиная с полутора-двух лет, детям полезны занятия в социумах по типу Мама и малыш , где они получают не только приведенные выше составляющие, но и учатся взаимодействовать с внешним миром.

Роль бабушки, Дети: инструкция по применению

-Сынок, пора ложиться спать ; ;Спокойной ночи ; закончились -Ну мама-а-а! Не выключай телевизор. -Ты же знаешь, что пора спать -Но бабушка же мне разрешает смотреть.

Развитие аккуратности у детей

Опубликовано 8 Сен 2016 12:59 © Женская доля Здравствуйте, дорогие мамочки! Сегодня поговорим о том, Аккуратность - любовь к чистоте, порядку, опрятности. Сформированная привычка быть аккуратным не дает появиться таким качествам характера как безалаберность, необязательность, неряшливость, непунктуальность, небрежность.

Психосексуальное развитие детей и подростков (7-18лет)

Психосексуальное развитие детей и подростков (7-18лет) Комментарии 0 Просмотров 514 Мне нравится 6 Сeкcyaльнoe paзвитиe дeтeй и пoдpocткoв (c 7 дo 18 лeт). Любoпытным poдитeлям пocвящaeтcя.

Родительское собрание «Интернет и дети&raquo

Родительское собрание «Интернет и дети» актуализировать проблему безопасности детей в сети интернет; побудить родителей задуматься о собственной роли и ответственности о безопасности детей в сети интернет; поддержать положительный опыт семейного пользования интернетом.

Психологическое развитие детей: Всё о гиперактивности детей

Ребенок неловок или подвержен травмам; Ребенок непоседлив, не может даже короткий период усидеть или устоять на одном месте; Перескакивает с одного занятия на другое, невнимателен и ни одно дело не доводит до конца; Обостренно реагирует на мелочи, его трудно успокоить; Все время плохо спит; Имеет низкую самооценку; Все трогает руками, мешается под ногами; Страдает от задержки речи или, наоборот, излишне болтлив; Имеет плохой аппетит и страдает от постоянной жажды; Совершает опасные поступки, не осознавая последствий; Не любит перемен; Имеет проблемы со здоровьем, такие, как воспаление уха или постоянные респираторные заболевания, экзему, гастрит; Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.); На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает; Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.); Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Родительский сценарий жизни: почему дети повторяют родителей

Станислава Стариковская 09.12.2016 3304 0 Комментариев Многие знают, что модель поведения родителя своего пола ребенок запоминает, усваивает, а повзрослев и создав собственную семью, автоматически воспроизводит.

Почему дети врут? Развитие детей, Развитие детей, Этот сайт создан для любящих и заботливых родителей!

После того как малышу исполнилось два года, многие родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок обманывает, говорит неправду. Причем очень часто бывает трудно определить, действительно ли было на самом деле то, что говорит ребенок, или это всего лишь плод его фантазии.

Образец: Курсовая работа, Развитие речи у детей раннего возраста

Развитие речи у детей раннего возраста ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Курсовая работа по теме: Процесс воспитания и обучения детей раннего возраста.

О смешном всерьез: развитие чувства юмора у детей

За годы работы с трудными детьми у меня накопилась большая стопка анкет, заполненных взрослыми и детьми. В каждой из них есть вопрос: Часто ли у вас в семье шутят и смеются? В большинстве случаев родители отвечают да , но потом заглядываешь в анкету, заполненную их ребенком, и видишь, что на вопрос: Кто из взрослых рассказывает тебе что-нибудь смешное? мальчик или девочка отвечают: Никто . Или: Гости . А преобладающее мамино настроение определяют как грустное , серьезное или даже сердитое . Насторожившись, начинаешь внимательно наблюдать за родителями, и хмурое, напряженное выражение их лиц говорит об обстановке в семье красноречивее всяких слов! ПОЧЕМУ УНЫНИЕ - ГРЕХ? - А чего нам веселиться? - возражают родители, когда заводишь речь о том, что их вечная мрачность давит на детей.

Родительский лекторий – Почему лгут дети

Информационные материалы "Мы за честный ЕГЭ!" Почему ребёнок лжёт – ответ достаточно простой. Дети, как и мы сами – имеют на это сотни причин, однако у детской лжи существуют и некоторые особенности, знать которые всегда не лишне.

Направляем энергию в мирное русло! запись пользователя Светланка (Jessika) в сообществе Развитие и обучение детей от трех до шести лет в категории Психология

Ого,сколько у вас тут изменений,я просмотрела)))Рада,что все хорошо.А нагрузки если давать,то надо с умом,а то ведь и тебе надо с ней время проводить)))) Свет да ты чего из нее вындеркиндера хочешь сделать? Она маловата и правда для таких нагрузок,пожалей ее. Ириш, так занятия не по два часа! А всего по 30 минут(гимнастика 1,5 часа, но для нас это не ново!) Оно лишнее не будет.

Родители, дети

Когда воспитываешь ребенка, неизбежны конфликты, и одна из целей воспитания — научить эти конфликты улаживать. Тем не менее, требования к ребенку, которого вы воспитываете, должны быть основаны на особенностях его личности, проявляющей себя с возрастом все активнее.

Рейтинг@Mail.ru