Не пропусти
Главная » Развитие детей » Гиперактивные дети и школа

Гиперактивные дети и школа

Гиперактивные дети и школа

Слишком активные дети . или дети “с моторчиком”. Обычно до детского сада родители не считают поведение своих детей гиперактивным и требующим особого внимания. Когда ребёнок поступает в детский садик и начинает “мешать” другим детям – родители слышат слова “гиперактивность” со стороны. И только при поступлении ребёнка в школу, родители понимают, что ничего не делать нельзя. Ребёнку надо как-то помогать! Так бывает не всегда, но в основном.

На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам. А ведь заметим, что диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребенка.

Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

  • Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
  • Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
  • Легкая отвлекаемость на посторонние предметы.
  • Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе).
  • Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца.
  • Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
  • С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
  • Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
  • Неумение играть тихо, спокойно.
  • Болтливость.
  • Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим).
  • Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  • Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
  • Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет острых впечатлений.

Проявление 8 признаков из всего предложенного списка дает основание предположить, что ребенок может быть гиперактивным. Признаки гиперактивности (симптомы1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).

Что такое гиперактивность или по-другому дефицит внимания?

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания:

“Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.”

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатком внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и не редко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений (Раттер М., 1987).

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены не достаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

  • органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.);
  • перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
  • генетический фактор (ряд данных свидетельствуют о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
  • особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
  • пищевые факторы (высокое содержание углеводородов в пище приводит к ухудшению показателей внимания)
  • социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Следовательно, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985).

В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Родителям нужно запомнить, что с такими детьми необходимо избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое влияние, чем на здоровых детей. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

  • В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.
  • Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  • Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

  • работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;
  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
  • во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски;
  • предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
  • учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
  • научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
  • задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
  • на определенный отрезок времени давать только одно задание;
  • дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
  • во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

И так, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления:

  1. по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
  2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Гиперактивные дети: проблемы родителей или врачей?

Несколько десятилетий назад неврологи серьезно заговорили об особом состоянии детей школьного возраста — синдроме гиперактивности, зачастую сочетающимся с расстройствами внимания и памяти.

Причины кризиса у детей первого года жизни: психология ребенка

Причины кризиса у детей первого года жизни: психология ребенка В жизни большинства малышей наступает непростой период. Родители замечают, что в возрасте 9-18 ласковый и послушный ребенок становится капризным и даже агрессивным.

Гиперактивные дети: патология или норма

За последнее поколение многие родители столкнулись с таким понятием как «синдром гиперактивности». Гиперактивных деток встречается с каждым годом всё больше и больше.

Гиперактивные дети: описание болезни, программы лечения и результаты

Гиперактивные дети: программа лечения от Доктора Нонны Гиперактивность наиболее ярко проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей - учебной - деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуют умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться необходимого результата.

Возрастные кризисы у детей: календарь кризисов ребенка и советы психолога

Под возрастным кризисом психологи подразумевают период перехода ребенка с одной ступени развития на другую. В это время поведение малыша кардинально меняется, и довольно часто не в лучшую сторону.

Гиперактивные дети: норма или проблема?

Украинские родители столкнулись с новым препятствием в воспитании своих детей. Синдром гиперактивности, часто принимаемый за вредность или "плохие гены", психологи уже успели назвать самой распространенной причиной разногласий между родителями и детьми младшего и школьного возраста.

Гиперактивные дети: норма или проблема, Обозреватель

Украинские родители столкнулись с новым препятствием в воспитании своих детей. Синдром гиперактивности, часто принимаемый за вредность или плохие гены , психологи уже успели назвать самой распространенной причиной разногласий между родителями и детьми младшего и школьного возраста.

Гиперактивные дети, Моя газета

Ну вот опять! Опять звонили со школы/садика, опять подрался (варианты: отказался выполнять задание, весь урок смотрел в окно, отпросился в уборную и вернулся к следующему уроку, и т.д.). К сожалению, подобные ситуации возникают все в большем количестве С каждым годом количество гиперактивных детей увеличиваться.

В какую спортивную секцию отдать ребенка: выбираем спортивные секции для детей, Happy Lady, Счастливая женщина

В какую спортивную секцию отдать ребенка: выбираем спортивные секции для детей Спортивные секции для детей заложат фундамент здоровья ребенка, укрепят его характер, научат жить в условиях конкуренции, добиваться своего в этом непростом мире.

Гиперактивные дети, МБДОУ «Детский сад «Надеждинский&raquo

Адрес: 644513 Омская область, Омский район, с.Надеждино, ул. Центральная , 33. Информация для населения 04.04.2018 Районное методическое объединение 27.03.2018 Федеральный государственный пожарный надзор информирует! (март) 26.03.2018 Осторожно мошенники 21.03.2018 По состоянию на 21.03.2018 21.03.2018 Гиперактивные дети почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны, с ними трудно и воспитателям, и родителям.

Гиперактивные дети, Детский сад №66 Теремок

Большинство исследователей отмеча­ют три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность (Ю.С. Шев­ченко, Н.Н. Заваденко). Гиперактивность проявляется избыточной двигательной ак­тивностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движе­ниями, которых ребенок часто вовсе не за­мечает.

Язык новорожденных, младенцев и маленьких детей – Как нам? Женский портал обо всем!

Дети уже с момента своего появления на свет начинают знакомиться с окружающей средой и общаться с помощью жестов, звуков и мимики. Вместо речи они используют язык тела, с помощью которого выражают свои эмоции, и желания.

Гиперактивные дети! Что с ними делать?

Мои слушатели – воспитатели детских садов спрашивают меня: как наказывать гиперактивного ребёнка? - Если у ребёнка болит печень вы его за это будете наказывать? - Нет, конечно, - отвечают.

Гиперактивные дети чаще начинают курить – ученые

Дети с синдромом гиперактивности раньше начинают интересоваться сигаретами и курят при этом в 2 раза чаще, чем их ровесники без подобного диагноза, считают британские исследователи из Кардиффского университета Как сообщает "medicinform.

Этикет поведения детей за столом: правила столового этикета для детей

К воспитанию детей нужно подходить с раннего детства. В частности это касается правил поведения за столом. Наверно, почти каждый может вспомнить малыша, который за столом ковырялся в каше, размазывая ее по тарелке.

Гиперактивные дети презентация для родителей

Гиперактивный ребенок. Зная, какой самый безопасный способ сделать своего ребенка несчастным - он не учит его тому, что не удалось встретить. М-F. Rousseau Симптомы гиперактивности Повышенная активность: -двигательная растормаживание, подвижность; - невозможность сидеть в одном месте; - спонтанность, преждевременные действия, - косвенность; - затруднение засыпания; Неспособность играть, говорить тихо и спокойно; -нетерпеливость Отсутствие концентрации - отвлекаемость увеличилось; - пневматический фокус; Импульсивность - эмоциональная; -dressing; усталость; -Agressivität; -Абсолютная; -Спокойно; неустойчивое настроение Гиперактивные дети ведут себя плохо себя дома Родители важны для понимания.

Гиперактивные дети или дети с СДВГ

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: специалистами (психологом и неврологом); по достижении ребенком возраста 8 лет; по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Этикет за столом для детей: помощь, обучение, ошибки и советы

Под этикетом принято понимать нормы поведения в обществе. Объяснить правила этикета ребенку следует как можно раньше. Причем вводить его в курс дела не пятиминутным уроком, а уделять этому вопросу постоянное внимание каждый день.

Гиперактивные дети и работа с ними, Статья в журнале «Молодой ученый&raquo

Дата публикации: 28.10.2014 2014-10-28 Статья просмотрена: 2299 раз Козина А. Н. Гиперактивные дети и работа с ними // Молодой ученый. 151; 2014. 151; №18. 151; С. 580-583.

Этикет за столом для детей в картинках

Правила поведения и этикета за столом для маленьких детей Общепринятый этикет за столом для детей объясняют, как только они сами берут в руки ложку. Знание правил хорошего поведения также необходимы детям, как элементарные сведения об окружающем мире.

Гиперактивные дети и проблемы их обучения и адаптации в школе

скачать Гиперактивные дети и проблемы их обучения и адаптации в школе Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы.

Гиперактивные дети и проблемы их обучения – Поради батькам – Поради психолога – Каталог статей – Вчитель вчителю, учням та батькам

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам.

Гиперактивные дети и проблемы их обучения

Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка? Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением.

Этикет для детей: правила поведения за столом – Правила этикета

Этикет для детей: правила поведения за столом - Smak.ua Читать, писать, танцевать Чему только не приходится учиться детям. И все это нужно, все это необходимо будет им потом, во взрослой жизни.

Рейтинг@Mail.ru