Не пропусти
Главная » Развитие детей » Гиперактивные дети: описание болезни, программы лечения и результаты

Гиперактивные дети: описание болезни, программы лечения и результаты

Гиперактивные дети: программа лечения от Доктора Нонны

Гиперактивность наиболее ярко проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуют умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться необходимого результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребёнка и, обеспокоенные этим, идут за советами к психологу.

Телевизионный дамский клуб (ТДК)

от Доктора Нонны

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле корчится, извивается.
  2. Не может спокойно сидеть на месте, когда от него этого требуют.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.
  13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Диагноз считается правомерным, если наблюдаются, по меньшей мере, 8 из всех симптомов.

Имея неплохие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

В повседневном поведении им свойственны чрезмерная двигательная активность, непредсказуемость, импульсивность, непоследовательность, отвлекаемость, невнимательность. Всё это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома – с братьями, сестрами, родителями.

Указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребёнка с близким взрослым, и рассматривая атмосферу семьи как условие возникновения и закрепления гиперактивности как способа поведения ребёнка, нельзя отрицать, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привести также болезнь, травма или их последствия.

В последнее время некоторые учёные связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врождённого неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явления гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных нервным напряжением будущей матери в период беременности, патологиями беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т. д.

В ходе 10-летнего исследования доказано, что размер головного мозга у гиперактивных детей и подростков на 3-4 % меньше нормы.

Более того, чем меньше мозг, тем сильнее гиперактивность. По мнению специалистов, эти данные указывают на то, что гиперактивность не является результатом плохого вопитания, а имеет биологическую природу. (Источник – Study: Hyperactive Children, Teens Have Smaller Brains / Associated Press).

Существуют авторитетные доказательства того, что ведущей причиной роста гиперактивности среди детей и подростков (от 4 до 12 % детей школьного возраста в США) в XX веке является пищевая аллергия. (Источник – N. Feingold. Why Your Child Is Hyperactive. New York, 1980 и др.).

Технологически обработанные продукты меняют свои свойства и содержат многочисленные химические добавки: консерванты, ароматизаторы, красители и т. п. Можно полагать, что воздействие пищевых аллергенов вносит свой вклад в изменение размеров мозга, а затем – и в поведение ребёнка.

Важно указать, что некоторые биологически активные вещества, такие как комплекс витаминов группы В, цинк, хром, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин, пробиотики и ряд других оказывают существенную питательную поддержку мозгу и уменьшают проявления гиперактивности.

Однако в наше время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.

Почему ребёнок капризничает в возрасте от 1 года до 5-ти лет

  • Ребёнок капризничает, потому что он болен.
  • Он выбрал такой способ общаться с Вами, чтобы обратить на себя внимание.
  • Капризничая, ребёнок хочет добиться чего-то желаемого – подарка, разрешения гулять и т.п.
  • Ребёнок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это вполне естественно, если Вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания.
  • Нет никакой причины, которая могла бы вызвать истерику – это просто выражение конфликта ребёнка с самим собой. Таким же поводом могут быть семейные конфликты и ссоры.

Коррекция в семье

Обогатить и разнообразить опыт гиперактивного ребёнка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить его взаимоотношения с близким взрослым, и, прежде всего, с мамой. Этому будут способствовать любое действие, ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

Задачей психологов и педагогов становится изменение отношения близких родственников и, прежде всего, матери к ребёнку, с тем, чтобы лучше его понять и снять лишнее напряжение, формирующееся вокруг него.

Матери нужно объяснить, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального лечения (направленно-компенсаторного нейропсихического или медикаментозного, замещающего дефект развития психологических функций за счёт других зон мозга), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

При воспитании гиперактивного ребёнка мать (и другие близкие) должны избегать двух крайностей:

  • с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
  • с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью и санкциями (наказаниями).

Частое изменение указаний и колебания настроения родителей ранят таких детей гораздо больше, чем других.

В беседах с родителями важно подчёркивать, что сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребёнка занимает обычно длительное время и наступает не сразу.

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребёнку взрослых.

  • Старайтесь по возможности сдерживать свой гнев, если вы огорчены или недовольны поведением ребёнка. Эмоционально поддерживайте ребёнка одобрением во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими незначительными бы они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребёнка.
  • Избегайте категорических слов и выражений, жёстких оценок, упрёков, угроз, которые могут создать напряжённую обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить нет , нельзя , прекрати – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребёнка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

  • Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную территорию ). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребёнка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребёнок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребёнка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и настойчивость.
  • Определите для ребёнка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жёстко. Чаше отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребёнка с близким взрослым, на развитие способностей, как взрослого, так и ребёнка, почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

  • Здесь совершенно незаменима очень важная для детей игровая деятельность, поскольку она близка и понятна ребёнку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребёнка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Советы родителям

  1. Принимать ребёнка таким, каков он есть. Пытаться заставить непоседу чинно себя вести – всё равно, что пытаться научить воробья ходить. Двигательная активность – его естественная потребность. И если малыша этого лишить, то замедлится его развитие.
  2. Не старайтесь руководить ребёнком с помощью крика и силы. В качестве протеста против принуждения малыш может стать неуправляемым.
  3. Наблюдая за своим ребёнком, Вы убедитесь, что он сеет вокруг хаос не из любви к разрушениям. Просто ему интересно узнать, с каким звуком падает книжка, слетая с полки, испытать свою силу, ломая пластмассовую машинку, почувствовать, как крошится яичная скорлупа под его крепкими пальчиками. А убегать от вопящей, – Остановись немедленно. – мамы? Это же увлекательная игра!
  4. Для того чтобы от своего крохи чего-то добиться, запаситесь спокойствием и терпением. Мы идём спать, потому что на дворе темно, ночь, все дети, кошечки, собачки пошли спать. И ты должен идти спать . Повторите эту фразу десять раз на разный лад, покажите малышу тёмную улицу за окном, заснувшую лампу, телевизор, морскую свинку. И он поймёт, что есть такое правило: когда темно и все спят, ему тоже надо ложиться в постель.
  5. Помните: гиперактивные дети легко возбудимы. Поэтому истеричные нотки в Вашем голосе: Положи немедленно, кому сказала, такой-сякой – лишь подхлестнут их активность. Лучше сказать: Это нож, он острый, поэтому маленьким детям нож брать нельзя – им можно больно пораниться . Ребёнок усвоит это, как нечто от него и от нас не зависящее. А когда ему о-о-очень захочется стащить нож, он осторожно возьмёт его и протянет маме: На, смотри, я не взял, а просто отдаю тебе, мама .
  6. Будьте готовы к тому, что увлечённый бурной деятельностью ребёнок не сразу услышит Ваши слова. Терпеливо повторите несколько раз, например, что поварёшка – не игрушка, а нужная в хозяйстве вещь, и что телевизор может разбиться, если по нему лупить со всей силы.
  7. От запретного занятия старайтесь отвлекать ребёнка не менее интересным, но более безопасным делом. Из кубиков, кстати, получаются красивые пирамидки, из подушек – отличный домик для зайчика.
  8. Непоседы – малыши с легковозбудимой нервной системой. Им особенно необходимы спокойные игры. Не забывайте читать детям книжки и обсуждать их: Этот мишка большой. А этот какой? У волка острые зубки. А у тебя есть зубки?
  9. Внимательно отнеситесь к режиму дня: психика ребёнка нуждается, в полноценном отдыхе. Регулярные, изо дня в день повторяющиеся ритуалы дают ему ощущение надёжности и спокойствия.
  10. Постарайтесь, чтобы малыш как можно меньше смотрел телевизор. Давно доказано, что телевизор пагубно влияет на нервную систему детей. Устройте эксперимент. Проведите день, не включая электронного друга . И вы заметите, что не только ребёнок, но и вы сами в этот день были более уравновешены и спокойны.
  11. Попробуйте научить Вашего непоседу заранее анализировать (насколько это может ребёнок), какие акробатические этюды ему по плечу, а какие опасны. Ведь если мамины руки всегда рядом, можно, например, спокойно залезть на лестницу, а на самом верху разжать пальчики: мама всё равно подхватит. Но что будет, если однажды мама не вовремя отвернётся?
  12. Смиритесь с разбитыми коленками. Этого не избежать, если ребёнок в своё время научился не ходить, а бегать. Не нужно при каждом падении громко вскрикивать и бросаться на помощь. Лучше просто сказать: Ничего, бывает. Отряхни ручки, и давай посмотрим, за что ты зацепился . Часто этого вполне достаточно, чтобы переключить внимание ребёнка.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Кризис 6 лет у ребенка – Развитие детей

Еще вчера ваш 6-летний малыш был самым спокойным, внимательным и любящим ребенком. Обн имал вас со всей любовью и нежностью по поводу, так и без него. А сегодня вы уже не узнаете своего ребенка.

Физическое развитие детей: что нужно знать родителям, ВитаПортал – Здоровье и Медицина

Физическое развитие детей: что нужно знать родителям Физическое развитие это определенные закономерности развития организма ребенка по возрасту, которые позволяют оценить уровень здоровья и функционирования всех органов и систем.

Физическое развитие детей дошкольного возраста

В этой статье речь идет о том, что среди других возрастов дошкольный возраст имеет особо важное значение, так как в этом возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем.

Советы родителям первоклассников, Дети и внуки

Ваш ребенок идет в первый класс. Это очень важное событие как для него, так и для родителей. Сколько хлопот! Нужно и школьную форму купить, правильно выбрать ранец, чтобы малышу было удобно.

Уроки вежливости – Развитие детей, Развитие детей, Этот сайт создан для любящих и заботливых родителей!

Вежливость является важным качеством любого культурного человека. Имея навыки вежливого общения, легко произвести хорошее впечатление в обществе, легко добиться расположения к себе.

Советы родителям «Застенчивые дети: хорошо или плохо? » – Советы психолога родителям – Советы психолога – Каталог статей – Официальный сайт МАУДО – ЦДОД – г

Застенчивость одна из самых сложных и распространенных проблем межличностных отношений. Она порождает целый ряд весьма существенных трудностей в отношениях с людьми. Застенчивым людям сложно знакомиться, в ходе общения они испытывают отрицательные эмоциональные состояния, имеют сложности в выражении своего мнения, отличаются излишней сдержанностью, не умеют себя подать, скованны в обществе людей и пр. Как и у большинства психологических проблем, эта особенность своими корнями уходит в детство.

Страх темноты – Рекомендации специалистов родителям – Раннее развитие детей – клуб Я всё могу

Продолжим разговор о причинах появления триада страхов. Итак, на появления страха в раннем возрасте оказывает влияние протекание беременности и роды. Известно, что уже к 3-м месяцам жизни плод испытывает инстинктивный страх в виде оборонительных реакций.

Раннее развитие детей, Литературный ресурс 1, Страница 44

Описание: Вера Дворянинова: Гармоничное развитие ребенка от 3-х до 6-ти лет (аудиокнига CD) - Вимбо. Гармоничное развитие ребенка от 3-х до 6-ти лет (аудиокнига CD), Вера Дворянинова.

Советы психолога: как отучить ребёнка врать (4-5, 7-9 лет и старше), что делать и почему дети врут

Почему дети врут родителям, и как отучить ребёнка лгать? Детская ложь. Нам, взрослым, она кажется такой бесхитростной и наивной. Но причины того, что ребёнок начинает лгать родителям, безобидными или незначимыми назвать никак нельзя.

Раннее развитие детей по системе Монтессори: примеры упражнений

Система Монтессори: упражнения для раннего развития детей Добрый день, уважаемые читатели. У вас есть дети? Вы являетесь молодыми родителями? Или вы родители со стажем? У вас единственный ребенок? А может быть, у вас большая семья? Но как бы то ни было, если у вас есть дети, то главной целью вашей жизни является – вырастить их успешными людьми, ориентированными на самоопределение и самореализацию.

Семья и дети: серьезный этап в отношениях

Семья и дети основа становления зрелого, ответственного и сознательного человека, который готов делиться своим жизненным опытом. Так считают многие. Но может ли появление ребенка повлиять на семейные отношения? Безусловно, это так, но бывают случаи положительного, а также отрицательного влияния.

Раннее развитие детей по методике Марии Монтессори

Раннее развитие детей по методике Марии Монтессори. Домашние игры от Монтессори Уникальную методику раннего развития детей Марии Монтессори выбирают очень многие родители для воспитания своих детей.

Раннее развитие детей до года: что необходимо знать родителям

Новорожденный ребенок — это маленький гений, который таит в себе целый мир неограниченных возможностей. Его дальнейшая судьба и характер целиком и полностью зависят от родителей.

Раннее развитие детей

Скачать книги для настоящих родителей и собирающихся ими стать Уберечь ребенка от всех заболеваний ни один родитель, увы, не в состоянии. Вырастить здорового ребенка ; дело непростое.

Семинар-практикум – Гиперактивные дети, Психологическое зеркало

Данный семинар-практикум может быть использован для педагогов или родителей. Содержит теоретические и практические материалы для оптимизации взаимоотношений с гиперактивными детьми.

Развитие речи у детей от 1 до 2 лет: нормы, упражнения, игры для речевого развития детей

Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы.

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста (Материалы из опыта работы музыкального руководителя) «Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский.

Развитие нервной системы у детей

Нервная система осуществляет координацию и контроль за физиологическими и метаболическими параметрами деятельности организма в зависимости от факторов внешней и внутренней среды.

Развитие музыкальных способностей детей

Одни родители считают, что, если в семье нет музыкально одарённых родственников, то музыкальные способности у ребёнка развить не получится. Другие родители используют всевозможные методы, чтобы хоть как-то открыть ребёнку мир музыки — даже, если малыш не проявляет никаких восторгов.

Развитие музыкального слуха у детей – Библиотека музыканта

Хотите развить музыкальные способности, в частности, слух у ребенка? Запросто! У меня как раз появилась возможность на собственном опыте проверить некоторые свои догадки и поделиться результатами.

Семейные отношения и дети: как избежать конфликтов, Moj

Сегодня мы встречаемся с семейными психологами, которые научат нас решать конфликты и проблемы, возникающие в молодой семье. В гостях у портала UAUA.info семейные психологи Дарья Селиванова и Роман Липский, и сегодня тема нашего разговора ; семейные отношения и дети, как конфликты между мамой и папой влияют на ребенка.

Семейные отношения и дети: как избежать конфликтов

Сегодня мы встречаемся с семейными психологами, которые научат нас решать конфликты и проблемы, возникающие в молодой семье. В гостях у портала UAUA.info семейные психологи Дарья Селиванова и Роман Липский, и сегодня тема нашего разговора - семейные отношения и дети, как конфликты между мамой и папой влияют на ребенка.

Развитие интеллекта у детей до 1 года

Смышленый, любознательный, всесторонне развитый малыш — вот истинная гордость каждой мамочки. Однако у каждого человека есть свой собственный уровень интеллекта, который закладывается еще в самом детстве, и степень его развития зависит не столько от генов, сколько от трудолюбия и усилий родителей, которые развивают интеллект у своего ребенка практически с первых дней его жизни.

Семейные конфликты: дети

Сколько «конфликтов местного значения» ежедневно приходится разрешать родителям, если в семье растут несколько детей! Конечно, все мамы и папы мечтают о том, чтобы дети не ссорились совсем.

Рейтинг@Mail.ru