Не пропусти
Главная » Развитие детей » КАК И ПОЧЕМУ ЛГУТ ДЕТИ – VIII Студенческий научный форум
3.1. Тест для родителей Часто ли ваш ребенок прибегает к обману? ..4 3.3. Анализ тестирования подростков и их отношения к различным видам Общаясь со своимисверстниками, я заметила, что все хоть когда нибудь обманывают.

КАК И ПОЧЕМУ ЛГУТ ДЕТИ – VIII Студенческий научный форум

3.1. Тест для родителей Часто ли ваш ребенок прибегает к обману? ..4

3.3. Анализ тестирования подростков и их отношения к различным видам

Общаясь со своимисверстниками, я заметила, что все хоть когда нибудь обманывают. Обманывают своих друзей, родителей, учителей. Я задумалась, почему так происходит и на самом ли деле все дети лгут? Честность входит в набор качеств, которые родители испокон веков стремятся привить своим детям, а потому каждый случай лжи их так огорчает. Отношение к детской лжи может быть различным. Однако следует помнить, что если ребенок лжет постоянно, то потом ему будет очень сложно остановиться. Детская ложь сначала забавляет взрослых, а потом начинает огорчать. Мне захотелось разобраться в истоках этого явления. Что приводит малышей к тому, что они начинают лгать?

Цель моего исследования изучить, как дети относятся ко лжи, выяснить все ли дети лгут и что можно сделать, чтобы ложь не стала пороком человека на всю его жизнь.

Гипотеза:лгут все дети, но не все вырастают лгунами.

Проанализировать литературные источники, посвященные проблеме исследования.

Выяснить, насколько дети откровенны со взрослыми.

Определить отношение детей к различным видам лжи.

Определить способы распознавания обмана детьми.

Разработать рекомендации для родителей и педагогов по выявлению и предупреждению лживости в поведении ребенка.

Прочитав книгу Елены Николаевой Как и почему лгут дети , а также, побеседовав с моими взрослыми родственниками, я поняла, что с ложью детей когда-нибудь сталкиваются все родители. Я задумалась, почему взрослые так боятся детской лжи? Так стремятся, во что бы – то ни стало искоренить этот порок? Когда взрослые впервые замечают, что их ребенок обманывает? До сих пор психологи полагали, что дети начинают обманывать с черырёхлетнего возраста, но британский доктор Васудеви Редди утверждает, что осознанно обманывать родителей малыши начинают ещё во младенчестве. Он провёл исследование, в котором участвовали больше 50 детей и их родителей, которым Редди предложил рассказать всю правду об их малышах. В результате психолог выяснил, что детки начинают лгать с шести месяцев. Васудеви говорит, что ложь начинается с поддельного крика и притворного смеха младенцы быстро узнают, что такое поведение гарантирует внимание родителей. Поддельный крик одна из самых ранних форм обмана, и младенцы используют его даже при том, что у них всё в порядке. Я в этом убедилась сама, когда заметила, что моя племянница Катя примерно с четырех месяцев, когда плачет, делает паузы и ждет, чтобы услышать, отвечает ли ей мама, и только потом кричат снова. С восьми месяцев дети осваивают более сложные обманы, например, скрывают запрещённое действие или пытаются отвлечь внимание родителей (Катя рисует на стенах, но мы никогда этого не замечаем). А лукавить детям приходится всякий раз, когда им хочется выйти из рамок одобряемого взрослыми поведения. Другими словами, мы, дети, лжем, когда хотим избежать наказания или порицания, мы отмалчиваемся и скрытничаем, оберегая свое право на тайну, на собственную независимость. Так ли это? Попробуем разобраться.

3. Анализ отношения детей и подростков ко лжи.

3.1 Я провела исследование на учениках пятого класса нашей школы. Вопросы, составленные для их родителей, помогут выяснить как много детей в этом классе боятся быть откровенными со взрослыми. В анкетировании принимали участие 20 родителей (приложение 1 табл. 1)

Для наглядности результатов тестирования я составила диаграмму (прил.3 диаграмма 1), из которой видно, что 45% опрошенных говорят о том, что всё таки дети обманывают, пытаются скрыть какие – то свои поступки и причина одна боятся наказания, 40% опрошенных хоть и редко, но всё же сталкивались с тем, что их ребёнок был замечен во лжи, не всегда говорил правду умалчивал. Причина избежать наказания, желание не расстраивать родителей. У 15% опрошенных – дети часто прибегают к обману и причин много: это и избежать наказания, и желание не расстраивать своих близких и друзей, желание выглядеть в глазах других лучше и интереснее или наоборот не выглядеть глупо, некоторые обманывают просто так – без причины.

По результатам анкеты видно, что одна из главных причин лжи ребенка его недоверие к взрослым. Ребенок говорит неправду, поскольку боится, что его накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно. Когда ребенок врет взрослым, то тем самым пытается сигнализировать, что в его мире не всё в порядке. Ложь ребенка может позволить родителям понять, что творится в его душе, что его мучает, вызывает беспокойство и даже страх. Поэтому не стоит торопиться с наказаниями.

Есть ли еще другие причины детской лжи. Чтобы разобраться в этом вопросе, я попросила своего классного руководителя провести классный час на интересующую меня тему.

3.2. На классном часе я предложила моим одноклассникам ответить на вопросы анкеты. В анкете представлены вопросы по выявлению причин детской лжи. В опросе участвовали 24 ученика 8 б класса (приложение 2 табл. 2)

3.3. Анализ тестирования детей и их отношения к различным видам лжи.

Дискуссия с одноклассниками и анкетирование позволили мне понять, как относятся дети и подростки ко лжи и почему они лгут. По вопросам анкеты Виды лжи видно, какие еще могут быть причины детской лжи.

а) Первые два вопроса анкеты указывают нам на этикетную ложь. Из составленной мною диаграммы видно, что такие дети есть (приложение 3 диаграмма 2). Это самый распространенный и безобидный вид лжи. Все об этом знают и потому сами должны делать поправку при восприятии этого вида лжи.

б) Ложь во благо или ложь во спасение, направленная на то, чтобы защитить другого человека, оградить его от беды. Обман не будет пороком, если он заменит правду, которая несет боль близким людям. О том, что этот вид лжи существует видно из 3, 4, и 5-го вопросов анкеты (приложение 2 табл. 2) К такой лжи прибегают примерно половина опрошенных (приложение 3 диаграмма 3)

в) Еще один достаточно безобидный вид лжи – ложь-фантазия, при котором ложь не направлена на причинения вреда слушающим людям. Ее целью, как правило, является придание своему образу черты незаурядной личности. К этому же виду лжи можно отнести и хвастовство с преувеличением чтобы выглядеть в глазах других людей более привлекательным, интересным. В преувеличении всегда присутствует доля правды, но правда приукрашена. Выявить этот вид лжи помогут вопросы анкеты № 6,7 и 8 (приложение 2 табл. 2). Примерно 15% детей нашего класса фантазируют. Из составленной мною диаграммы это наглядно видно (приложение 4 диаграмма 4).

г) Ложь-оправдание – связана с защитой своих действий, и главная ее цель это оправдание себя для смягчения наказания. На этот вид лжи указывают 9,10 и 11 вопросы анкеты (приложение 2 табл. 2).

Из составленной диаграммы видно, что достаточно много детей нашего класса лгут, чтобы оправдаться (приложение 4 диаграмма 5).

д) Еще один вид лжи это умолчание 12,13,14 вопросы анкеты (приложение 2 табл. 2). Многие считают, что умолчание не является ложью. Дети предпочитают скрыть правду, нежели произнести ложь. Так ведь легче! Не надо обдумывать подробности. Да и само умолчание представляется для нас меньшим грехом. К сожалению и этот вид лжи в нашем классе достаточно распространён (приложение 4 диаграмма 6).

е) Сплетни. Представляет собой очень распространенный вид лжи, при котором люди передают друг другу плохо проверенную информацию о своих знакомых или известных личностях. На этот вид лжи указывают вопросы анкеты 15 и 16 (приложение 2 табл. 2). 30% моих одноклассников считают, что сплетни безобидны, а еще больше считают, что они неизбежны (приложение 5 диаграмма 7).

ж) Рассмотрим еще один вид детской лжи – ложь-самопрезентация. Вид лжи, направленный на приукрашивание своего образа. Он чаще применяется в отношении малознакомых или незнакомых людей, которым неизвестны обстоятельства реальной жизни говорящего. Эта ложь применяется также при желании ребенка самоутвердиться. 17,18 и 19 вопросы указывают на эту ложь (приложение 2 табл. 2).Чуть больше половины опрашиваемых детей предпочитают приукрасить свой образ в глазах собеседников (приложение 5 диаграмма 8).

з) Причиной детской лжи может явиться и страх разочаровать взрослых. На это нам укажет последний вопрос анкеты (приложение 2 табл. 2).

Ребенок старается во всем соответствовать их требованиям. Ожидая от детей, что они будут хорошо себя вести, станут примерными учениками, взрослые оказывают на них сильное психологическое давление. Оно может исходить как от родителей, так и от учителей. Многие дети считают, что от хороших оценок зависит их будущее. И если они не оправдывают ожиданий взрослых, не успевают в школе, то чувствуют, что у них нет другого выхода, кроме как обманывать. Из составленной мною диаграммы видно, что большинство детей прибегают к этому виду лжи (приложение 5 диаграмма 9).

4. Способы распознавания обмана

Как же понять, что ребенок лжет и что с этим делать.

1.Рассказывая что-то или отвечая на вопрос, ребенок подносит руки к губам, как бы закрывая ими рот. Психологи объясняют этот жест подсознательной попыткой не выпустить ложь изо рта

2.Говоря неправду, дети стараются:

– не смотреть в глаза;

– покашливают во время разговора;

– переспрашивают или повторяют заданный им вопрос;

– неосознанно прикасаются к носу.

Как воспитывать в детях честность?

Изучив литературу и побеседовав с детьми и взрослыми, для того, чтобы воспитать в детях честность, я предлагаю:

1. Веритьребенку.Как правило, дети на доверие отвечают тем же. Важно, чтобы и ребенок мог довериться.

2. Надо объяснить, что на правде держится мир , Люди живут в согласии, если доверяют друг другу.

3. Если ребенок врет, не стоит устраивать скандалы и кричать, надо сесть рядом с ним, обнять его, рассказать какие чувства испытываются, когда узнаешь, что тебя обманывает близкий дорогой человек.

4. Не надо учинять унизительных допросов. Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его бесполезно.

5. Необходимо вознаграждать за честность. Самая трудная ситуация: когда ребенок признался, как быть с наказанием за проступок? Если наказать его, то в следующий раз он может не признаться. Если не наказать, то он может не понять, что совершил запрещенное. Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Надо дать ему возможность исправиться.

6. Показывать своим примером. Не лгать при ребенке. Если такая ситуация случилась, и дети стали свидетелями, то обязательно надо признать, что совершили ошибку, сказав неправду, что это иногда случается в жизни.

При любом конфликте многие взрослые считают себя правыми только потому, что они взрослые. Очень часто требуют подчинения, поведения по правилам , не желая задуматься над тем, что у ребенка, даже самого маленького, может быть свое мнение; взрослые позволяют себе этим его мнением пренебречь только потому, что это мнение ребенка.

Ложь помогает ребёнку уцелеть как личности, не сломаться под гнетом ограничений и запретов, исходящих от взрослых. Так ребенок оберегает личное пространство .

Дети вынуждены лгать из страха, во избежание наказания.

Итак, из проведенного мною исследования можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. В начале жизненного пути лгут все люди,однако станет ли ложь личностной чертой человека или нет, зависит от реакции взрослого на детскую ложь. Именно поэтому одни дети перестают лгать, а другие начинают делать это часто и с каждым днем все искуснее и искуснее.

В заключении я хочу пожелать всем детям и подросткам выбрать правильный жизненный путь, ведь в дальнейшем ложь не будет помощником, она будет только мешать, она может привести на скамью подсудимых, может расстроить все жизненные планы.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

Зеньковский В.В. Психология детства. М., Академия, 1995.

Каптерев П.Ф. О детской лжи. СПб., Русская школа, 1890.

Николаева Е. Как и почему лгут дети психология детской лжи. СПб., Русская школа, 2011.

Анкета Часто ли ваш ребенок прибегает к обману?

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Развитие аккуратности у детей

Опубликовано 8 Сен 2016 12:59 © Женская доля Здравствуйте, дорогие мамочки! Сегодня поговорим о том, Аккуратность - любовь к чистоте, порядку, опрятности. Сформированная привычка быть аккуратным не дает появиться таким качествам характера как безалаберность, необязательность, неряшливость, непунктуальность, небрежность.

Психосексуальное развитие детей и подростков (7-18лет)

Психосексуальное развитие детей и подростков (7-18лет) Комментарии 0 Просмотров 514 Мне нравится 6 Сeкcyaльнoe paзвитиe дeтeй и пoдpocткoв (c 7 дo 18 лeт). Любoпытным poдитeлям пocвящaeтcя.

Родительское собрание «Интернет и дети&raquo

Родительское собрание «Интернет и дети» актуализировать проблему безопасности детей в сети интернет; побудить родителей задуматься о собственной роли и ответственности о безопасности детей в сети интернет; поддержать положительный опыт семейного пользования интернетом.

Психологическое развитие детей: Всё о гиперактивности детей

Ребенок неловок или подвержен травмам; Ребенок непоседлив, не может даже короткий период усидеть или устоять на одном месте; Перескакивает с одного занятия на другое, невнимателен и ни одно дело не доводит до конца; Обостренно реагирует на мелочи, его трудно успокоить; Все время плохо спит; Имеет низкую самооценку; Все трогает руками, мешается под ногами; Страдает от задержки речи или, наоборот, излишне болтлив; Имеет плохой аппетит и страдает от постоянной жажды; Совершает опасные поступки, не осознавая последствий; Не любит перемен; Имеет проблемы со здоровьем, такие, как воспаление уха или постоянные респираторные заболевания, экзему, гастрит; Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.); На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает; Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.); Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Родительский сценарий жизни: почему дети повторяют родителей

Станислава Стариковская 09.12.2016 3304 0 Комментариев Многие знают, что модель поведения родителя своего пола ребенок запоминает, усваивает, а повзрослев и создав собственную семью, автоматически воспроизводит.

Почему дети врут? Развитие детей, Развитие детей, Этот сайт создан для любящих и заботливых родителей!

После того как малышу исполнилось два года, многие родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок обманывает, говорит неправду. Причем очень часто бывает трудно определить, действительно ли было на самом деле то, что говорит ребенок, или это всего лишь плод его фантазии.

Образец: Курсовая работа, Развитие речи у детей раннего возраста

Развитие речи у детей раннего возраста ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Курсовая работа по теме: Процесс воспитания и обучения детей раннего возраста.

О смешном всерьез: развитие чувства юмора у детей

За годы работы с трудными детьми у меня накопилась большая стопка анкет, заполненных взрослыми и детьми. В каждой из них есть вопрос: Часто ли у вас в семье шутят и смеются? В большинстве случаев родители отвечают да , но потом заглядываешь в анкету, заполненную их ребенком, и видишь, что на вопрос: Кто из взрослых рассказывает тебе что-нибудь смешное? мальчик или девочка отвечают: Никто . Или: Гости . А преобладающее мамино настроение определяют как грустное , серьезное или даже сердитое . Насторожившись, начинаешь внимательно наблюдать за родителями, и хмурое, напряженное выражение их лиц говорит об обстановке в семье красноречивее всяких слов! ПОЧЕМУ УНЫНИЕ - ГРЕХ? - А чего нам веселиться? - возражают родители, когда заводишь речь о том, что их вечная мрачность давит на детей.

Родительский лекторий – Почему лгут дети

Информационные материалы "Мы за честный ЕГЭ!" Почему ребёнок лжёт – ответ достаточно простой. Дети, как и мы сами – имеют на это сотни причин, однако у детской лжи существуют и некоторые особенности, знать которые всегда не лишне.

Направляем энергию в мирное русло! запись пользователя Светланка (Jessika) в сообществе Развитие и обучение детей от трех до шести лет в категории Психология

Ого,сколько у вас тут изменений,я просмотрела)))Рада,что все хорошо.А нагрузки если давать,то надо с умом,а то ведь и тебе надо с ней время проводить)))) Свет да ты чего из нее вындеркиндера хочешь сделать? Она маловата и правда для таких нагрузок,пожалей ее. Ириш, так занятия не по два часа! А всего по 30 минут(гимнастика 1,5 часа, но для нас это не ново!) Оно лишнее не будет.

Родители, дети

Когда воспитываешь ребенка, неизбежны конфликты, и одна из целей воспитания — научить эти конфликты улаживать. Тем не менее, требования к ребенку, которого вы воспитываете, должны быть основаны на особенностях его личности, проявляющей себя с возрастом все активнее.

Родители и взрослые дети, Психология хитроумных отношений – блог по психологии

Психология отношений родителей и взрослых детей – это показательный пример, на котором можно отследить все минусы отношений в общем. Тренинги, видео, книги не устают говорить о том, что любые отношения надо строить на трех китах: любви, общении и общих интересах, ; и только тогда будет полное взаимопонимание.

Музыкальное развитие детей

Музыка не только вид искусства, но и отличный способ развивать ребенка. Гармония нот повышает трудоспособность, успокаивает и нормализует сон. В период от рождения (включая внутриутробное развитие) до 4 лет малыш учится не только слышать, но и слушать музыкальные произведения, а в 5 6 лет возникает потребность воспроизводить.

Методика Монтессори, раннее развитие детей по системе Монтессори

Как происходит обучение детей по методике Монтессори? Современные дошкольные учреждения в числе преимуществ, выгодно отличающих их от многочисленных конкурентов, перечисляют методику Монтессори.

Курсовая Развитие навыков аккуратности в работе на занятиях по аппликации у детей 3-4лет

Все работы :: Педагогика :: Развитие навыков аккуратности в работе на занятиях по аппликации у детей 3-4лет (Курсовая) 1.2. Особенности формирования аккуратности на занятиях аппликации в младшем дошкольном возрасте.

Реферат приемные дети по психологии

Усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. Обеспечение преемственности личной его истории с целью сохранения эго-идентичности и предупреждения страха потери себя.

Курсовая работа по теме: Влияние семейных конфликтов на развитие агрессии у детей младшего школьного возраста

Московский Государственный Университет "Влияние семейных конфликтов на развитие агрессии у детей младшего школьного возраста". студентка 1го курса Вступление. стр.

Конфликты и их уровни – Курсовая работа по теме: Влияние семейных конфликтов на развитие агрессии у детей младшего

Курсовая работа по теме: "Влияние семейных конфликтов на развитие агрессии у детей младшего школьного возраста" Конфликт понимается как "столкновение разнонаправленных интересов или мотиваций у его участников" 10 . чем выше уровень конфликта, тем больше вероятность того, что он продлится долго; чем больше конфликтов на высших уровнях, тем больше их на меньших.

Консультация для родителей: Развитие творческих способностей средствами хореографческого искусства – Публикации – Моя Югра – конкурсы для детей, педагогов, воспитателей и родителей

Консультация для родителей: "Развитие творческих способностей средствами хореографческого искусства" Дата публикации: 03.04.18 Перьмякова Татьяна Николаевна Хореограф , МАДОУ ЦРР УМКА , г Новый Уренгой консультация для родителей "ХОРЕОГРАФИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА" Роль хореографии в развитии ребёнка важна и многогранна.

Консультация для родителей – С какого возраста начинать готовиться к школе – Взаимодействие с родителями – Дошкольное образование – Обучение и развитие – ПочемуЧка – Сайт для детей и их родителей

Подготовка к школе. В каком возрасте отдать ребенка в школу? Многие дети в этом возрасте идут в детский сад. Их адаптация к новой жизни – генеральная репетиция того, что будет происходить через несколько лет, когда начнется учеба в школе.

Психология отношений – Дети за столом

Случалось ли вам в гостях есть, не поднимая глаз от тарелки, и прикрывать салфетками свою одежду потому, что хозяева посадили за стол вместе со взрослыми своего ребенка. Застольный этикет для детей ничем не отличается от этикета для взрослых.

Психологическое ателье – Семинар – Почему дети ленятся? Правда о причинах детской лени

Семинар ;Почему дети ленятся? Правда о причинах детской лени ; Правда о причинах детской лени — для родителей, которые устали бороться • вам приходится повторять свои просьбы ребёнку по нескольку раз, срываясь на повышенный тон • вам кажется, что сделать что-то полезное он может только из-под палки • даже самое маленькое дело — одеться, убрать игрушки, сложить рюкзак, поставить тарелку в мойку — делается через нагоняй • вы говорите что-то сделать, а он «не слышит» • вы напоминаете, а в ответ получаете: ;сейчас ; или ;я забыл ; • до сих пор не удалось закрепить у ребёнка элементарные привычки: чистить зубы, убирать за собой, класть вещи на место, садиться за уроки без напоминаний • не проследишь — всё делает кое-как, хотя сделать хорошо может • засадить ребёнка за уроки добровольно — нереально, а только — через истерики и нытьё • инициативу он проявляет только в приятных занятиях, а там, где нужно приложить усилия — требует участия старших или даже ждёт, когда мама придёт с работы и ;поможет ;, хотя в состоянии справиться сам • невозможно без ругани оторвать ребёнка от компьютера, от игр и развлечений — Правда о причинах детской лени — для родителей, которые устали бороться Вы старались, стараетесь и продолжаете делать всё, что в ваших силах Вас не в чем упрекнуть, потому что вы делаете всё, что в ваших силах, и даже больше: • рано начали прививать ребёнку хорошие привычки • читали ему сказки и стихи о ценности трудолюбия и вреде лени • сами подаёте ему хороший пример • постоянно ставите ему в пример друзей и знакомых • проводите беседы и по-хорошему объясняете, что такое ответственность, договор, обязательства • пугаете его страшным будущим — нищетой, чёрной работой, тем, что он никому не будет нужен и его дети будут голодать • создаёте ему идеальные условия Вы используете весь спектр вариантов борьбы с ленью • стоите над душой, пока не добьётесь повиновения • контролируете результаты и не пропускаете ни одной помарки • заставляете переделывать выполненное неаккуратно • требуете обещаний, пытаясь договориться по-хорошему • предоставляете полную свободу: «делай, что хочешь, как хочешь, меня интересует только результат!» • наказываете ребёнка и лишаете его удовольствий • обещаете щедрые награды и даже поощряете его заранее — и ничего из этого или вообще не помогает или даёт краткосрочный эффект.

Капризный ребёнок: советы родителям, Портал родителей Наши Детки, Kidstopic – раннее развитие детей

Каждый ребёнок капризничает по разному, это зависит от его характера. Одни дети просто плачут, другие дерутся, кидают всё, что под руку попадет. Для начала родители должны понять, в чём причина такого поведения ребёнка, почему он сердится и злится? В случае если малыш закатывает истерику из за того, что ему не купили какую то игрушку или он не хочет идти ножками, то это неоправданный каприз.

Причины по которым дети обманывают – Семья, дети

Да и что понимать под обманом? Можно ли провести четкую черту между детскими фантазиями и самой настоящей ложью? И почему в некоторых случаях взрослые считают, что обман – это плохо, а в других сами призывают детей не говорить правду, чтобы быть тактичными и не обидеть окружающих? Существует еще и такой вид обмана: обусловленный принятыми в обществе нормами приличия.

Рейтинг@Mail.ru