Не пропусти
Главная » Развитие детей » Как помочь детям и родителям жить своей, а не чужой жизнью?

Как помочь детям и родителям жить своей, а не чужой жизнью?

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ ЖИТЬ СВОЕЙ, А НЕ ЧУЖОЙ ЖИЗНЬЮ?

Как помочь детям и родителям жить своей, а не чужой жизнью?Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

– Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

– Слепи мне счастье, – попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Жизнь, родительство, детство – цепочка этих вечных ценностей кажется мне незавершенной без такого явления, как счастье. В нем, на мой взгляд, заключены цель и смысл такого процесса, как воспитание. Поэтому вопрос – как помочь родителям и детям жить своей, а не чужой жизнью – на самом деле вопрос о том, как помочь им стать счастливыми.

Общество внушает нам – современным родителям, что наша основная задача – вырастить детей здоровыми, дать им хорошее образование, профессию, с помощью которой они смогут заработать себе на кусок хлеба, одним словом, «поставить детей на ноги». Мы страшно обеспокоены тем, чтобы уберечь их от дурного влияния улицы, наркотиков, СПИДа, прочих напастей…. Все это правильно, но сколькие из нас всерьез задумывались над тем, как помочь детям стать счастливыми? Как помочь им обрести и, главное, сохранить, когда они вырастут, это удивительное состояние души? На мой взгляд, это возможно только через передачу собственного опыта счастья.

Рассуждать далее на эту тему бессмысленно, не определив, что же такое счастье. Позволю высказать свое собственное мнение: счастье – это состояние гармонии с самим собой и окружающим миром. Это хрупкое состояние равновесия между «хочу» и «надо», между требованиями окружающих тебя людей и своими желаниями. Это дар жить сообразно со своими внутренними устремлениями, умение разгадать свой внутренний замысел и идти своей дорогой, несмотря на соблазны и давление со стороны.

Сегодня средства массовой информации изо всех сил навязывают нам глянцевый образ счастья как обладания большим количеством материальных ценностей, признание, высокое положение в обществе. «Ты должен быть богатым, успешным, красивым, здоровым!» – внушает реклама. «Кто не в «Прада» – тот лох!» – рекламный «шедевр» с этим слоганом не так давно красовался в центре Москвы.

Далеко не все способны воздержаться от желания жить по глянцевым стандартам, по тому расписанию, которое составили для нас СМИ. Современный человек, и тем более родитель, живет с постоянной оглядкой на лидеров мнения, под постоянным прессингом общественных норм, традиций и моды. «Учить детей иностранному языку надо с пеленок!», «Плавать раньше, чем ходить!», «Самая престижная профессия – юрист (экономист и т.д.)!» Стремясь не отстать от соседей и коллег по работе, мы непомерно нагружаем детей, выбираем за них кружки, профессию, судьбу, правда, потом удивляемся – почему он/она ничего не хочет делать? Но ведь редко кто спрашивал у ребенка – а чего хочет он?

Как часто ребенок начинает жить в соответствии со сценарием, который составили для него чрезмерно заботливые родители. «Вырастет – скажет спасибо», – это оправдание становится несостоятельным при малейшем анализе этого сценария. Как часто в него оказываются заложенными нереализованные мечты, тщеславные помыслы самих родителей, подсознательно желающих реализовать эти чаяния за чужой счет. Думаю, ребенок заслуживает, чтобы в сценарии своей жизни он занимал, по крайней мере, роль соавтора.

Было бы глупо рассуждать, не давая конкретного ответа на поставленный вопрос. Лично мне приходят на ум следующие рекомендации.

  • Начать с себя. Уважать свои потребности и мечты. Пересмотреть свои отношения с окружающими.

Родители, задайтесь вопросом – а вы живете своей жизнью? Думаю, особо этот вопрос актуален для женщин.

Известный отечественный психолог Екатерина Михайлова так объясняет, почему женщинам трудно достичь гармонии с самой собой, своим окружением и жить своей собственной полноценной жизнью. «В любой стране мира на внимание, заботу и любовь замужней женщины постоянно кто-то претендует. Она все время находится в «режиме выдачи». Этот конвейер кормления, лечения, понимания, поддержания порядка среди хаоса незаметно приводит к раздражению и даже нелюбви к своим домочадцам. «Только ты», – говорят ей работа, дети, муж, собака. Даже цветок, который она поливает, говорит ей – «только ты!». В принципе это и есть женская доля, жизнь и семья. Но в какой-то момент у хозяйки дома возникает ощущение, что ее рвут на части, появляется желание обвинять, упрекать и хоть как-нибудь прекратить эту гонку».

В этом замкнутом цикле «семья-работа-дом» у бедной матери не остается времени для того, чтобы хотя бы на пять минут собраться с мыслями и задаться вопросом – а чего хочу я, что надо мне? Эгоистично? Не думаю. Ведь всем известно – если мать несчастна – несчастен и ее ребенок.

Екатерина Михайлова считает, что исправить сложившуюся ситуацию поможет использование простых правил:

  • составляя список дел, включите в них те, которые важны лично для вас и сделайте их.
  • научитесь просить своих близких об услугах и помощи, не впадая в скандальный тон.
  • не стесняясь, рассказывайте о своих желаниях. Никто не обязан догадываться о ваших истинных потребностях.

Научившись обращать внимание на собственные нужды, женщина обретает уважение к себе и долгожданное умиротворение. Такая мама может стать положительным примером для своих детей, которым не придется жить по чужому сценарию, постоянно испытывая неудовлетворенность и разочарование.

  • Принимать ребенка таким, какой он есть. Любить его таким. Помочь ему развить его сильные качества.

Прекрасной иллюстрацией этого положения послужит притча Ошо.

«Однажды король пришёл в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашёл одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ: «Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу – ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества».

Не стоит сравнивать своего ребенка с детьми соседей, коллег по работе, детьми знаменитостей. Каждый ребенок талантлив и уникален как личность. Надо лишь помочь ему найти свою «изюминку», создать условия для самореализации.

  • Избавить ребенка от чрезмерной любви, мелочной опеки и тотального контроля.

Дети без родительской любви чахнут, но и избыток ее не на пользу, особенно в сочетании с постоянным контролем. Авторы книги «Когда родители любят слишком сильно. » Лаура Эшнер и Митч Мейерсон пишут: «Когда родители постоянно держат нас под контролем, мы растём в очень ограниченном эмоциональном пространстве. Никто не уважает наших границ. Нам недоступно чувство самостоятельности и независимости. Мы не знаем, что принадлежит нам, а что – чужое. Чрезмерная опека и настойчивое внимание могут стать настолько интенсивными и назойливыми, что мы начинаем ощущать над собой насилие. Иногда ожидания, которые возлагают на нас наши родители, становятся просто невыносимыми. Лишённые уважения и права на собственные нужды, мы вырастаем с неутолённой потребностью быть услышанными и признанными как отдельные личности».

Авторы доказывают, что дети, которых слишком сильно любили и опекали, становятся «неполноценными» взрослыми: поздно начинают свой жизненный путь, сначала проходя долгий период шатаний и бездействия. Очень часто они сами подрывают собственный успех. «Чем выше залезешь, тем больнее падать», – таково их оправдание упущенных возможностей. Во всем их преследует страх неудачи, он парализует, сковывает их активность.

В итоге, несчастны родители, сидящие у «разбитого корыта» своих несбывшихся надежд, несчастен ребенок, который не получил возможности быть самим собой.

Значение индивидуальной, личностной ответственности трудно переоценить. Человек живет не один, но должен полагаться, прежде всего, на свои силы и лишь во вторую очередь на помощь окружающих. Но как сформировать эту установку, если родители сами препятствуют формированию самостоятельности и ответственности, спеша на все случаи жизни «подстелить соломку»? Это заложено в нашей ментальности!

И вновь мнение Лауры Эшнер и Митч Мейерсон будет как нельзя кстати: «Когда родители смотрятся в нас, как в зеркало, стараясь «вылепить» по образцу своих высочайших ожиданий; когда они вплетаются в разворачивающуюся изо дня в день драму нашей жизни, выигрывая и проигрывая за нас наши сражения, ограждая от боли и ран; когда они уделяют нам больше внимания, чем когда-либо может понадобиться или захотеться; когда они превращают наши дела и обязанности в свои собственные, – мы получаем двойственное послание, приводящее к двойственному результату. Мы приучаемся ощущать себя людьми, вполне достойными внимания, но не научаемся осознавать свои потребности и стремиться к их удовлетворению. Мы приучаемся следовать наставлениям других, но боимся брать на себя инициативу и доверять собственному чутью».

Подобная позиция родителей приводит к плачевным последствиям: у детей формируется иждивенческая позиция, представление о том, что все им должны. Безвозмездную помощь, поддержку со стороны родителей они считают делом само собой разумеющимся и обижаются, агрессивно реагируют, если помощь запаздывает или в ней им отказывают.

Жертвенность родителей, воспетая в литературных произведениях, достойна восхищения, но, ставшая догмой, она порождает безответственность и иждивенчество со стороны избалованных ею отпрысков. Каких граждан своей страны, работников, родителей мы вырастим в итоге?

Мой совет: необходимо предоставить ребенку возможность получать и осмысливать собственный опыт, помогая извлекать из этого уроки. Ведь для того, чтобы научиться ходить – надо сделать первые шаги, чтобы стать ответственным за судьбу своей страны гражданином, надо вначале научиться нести ответственность за свою судьбу, не перекладывая ее на чужие плечи.

И родители, и дети должны жить своей жизнью, иметь собственные интересы, мечты и привязанности, а не существовать исключительно ради других или за счет других. А это и есть – путь к счастью.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Кусающиеся Дети

Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого кусаки. Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели обносится к этому, прямо скажем, больному вопросу? Любой ребенок в возрасте 2-3 лет, посещающий детский сад, хоть раз вернулся домой со следами чьих-нибудь зубов на теле.

Дети и домашние животные

Животные обитают рядом с человеком с незапамятных времен. При этом многие из них являются не только источником материальных благ (молоко, шерсть, мясо) или исполнителем каких-то функций (охрана), но и настоящими друзьями.

Кто такие гипо – и гиперактивные дети

Последнее время на детских площадках все чаще и чаще можно услышать мнение о том, что тот или иной ребенок гиперактивный. Родители награждают своих чад подобными симптомами порой даже и не зная об особенностях этого синдрома.

Кто такие гиперактивные дети, главные симптомы и признаки

Кто такой гиперактивный ребёнок, каковы симптомы гиперактивности? «Батарейка», «ураган», «вечный двигатель»… Какими эпитетами только не наделяют родители своих очень активных чадушек.

Дети и детские страхи, Бизнес у камина – журнал бизнес-мамы

На днях вспоминали с подругой Натальей то замечательное время, когда наши старшие дети были очаровательными 2-х летками и мирно копались в песочнике рядом друг с другом.

Кризис первого года – Статьи – 1 год – 3 года – Дети

Кажется, малыш сошел с ума, и вслед за ним начинает сходить с ума вся семья. Добро пожаловать в кризис 1 года! Кризис первого года начался у нас месяцев в 9: примерно тогда, когда дочь стала делать первые попытки ходить.

Кризис возраста: дети выросли и уехали, что делать?

Вы много лет ждали, когда это случится – ваш ребенок вырастет и начнет жить отдельно. Вот, это произошло. 43-50 лет - критический момент в жизни женщины и семьи.

Кравцова Марина, Почему дети лгут, Журнал «Школьный психолог» № 33

Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые опасаются, что ложь — это признак порочного характера ребенка, что из маленького обманщика вырастет лишенный нравственных принципов человек.

Кравцова Марина, Дети и деньги, Журнал «Школьный психолог» № 5

Cовременные дети очень рано знакомятся с функцией и ролью денег в жизни человека. Они видят, что родители платят деньги в магазине и покупают им что-то. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице.

Дети и деньги: стоит ли давать карманные деньги?

Вопрос взаимоотношения детей и денег вызывает интерес, как у родителей, так и у психологов. Откуда берутся деньги с точки зрения детей ? Ответ на данный вопрос, родители зачастую упускают из вида.

Кошки-целители: почему и как кошки лечат людей – « Дети и Я &raquo

Кошка избавит от депрессии, убережет от простуды и продлит жизнь. Как и почему – читайте на Sunny7. Всем давно известно, что кошка в доме — к добру. Она способствует созданию гармонии и уюта, приносит радость и снимает стресс.

Кошки и новорожденные дети

Новорожденный ребенок и кошка ; радость или головная боль? Однажды в вашем доме появился очаровательный малыш – маленький, пушистый мяукающий комочек, который прочно занял место в вашем сердце.

Дети и деньги на карманные расходы

Дети и деньги – эта тема волнует многих родителей, педагогов, психологов. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, разумно их тратить, ценить деньги и зарабатывать их? Сколько семей, столько и мнений.

Кошки и маленькие дети

Отношения между кошками и детьми, в ряде случаев, нельзя назвать простыми. В семьях бывают случаи, когда можно встретить кошку, которая дружит с младенцем. Однако категорическое противостояние между животным и ребенком – не редкость.

Кошки и дети: приюты для бездомных животных в Ярославле

Можно ли заводить кошку, если в доме есть дети? Несомненно, для детей, уже умеющих ходить, кошка, как и любое другое домашнее животное, может оказаться своего рода учебным пособием.

Кошки и дети: поведение и советы, ZOODOM

Кошки и дети Психологи утверждают, что тем, кто постоянно тесно общается с домашними животными, они оказывают своего рода эмоциональную поддержку, которой порой не хватает даже в отношениях между членами одной семьи, не говоря уже об одиноких людях.

Кошки и дети, Полезные советы

Соседство кошек и детей не только возможно, но и желательно. Единственное не стоит пренебрегать некоторыми правилами. Для детей, уже умеющих ходить, кошка, как, впрочем, и любое другое домашнее животное, может быть своего рода учебным пособием: ребенок будет присматривать за животным, ухаживать за ним, заботиться.

Дети и деньги

Чтобы ребенка приспособить к будущей самостоятельной жизни, ему с детства нужно внушить уважительное отношение к деньгам. В 5-7 лет ребенок интересуется цифрами и начинает рисовать деньги на бумаге, а затем играть ими.

Кошки и дети, Мои любимые кошки

Друзья, давайте обсудим, стоит ли заводить котенка, если дома маленький ребенок. Ваш ребенок давно просит завести кошечку, а вы не знаете, делать это или нет, не рано ли, подружатся ли они? Соседство и дружба между кошками и детьми не только возможна, но и желательна.

Дети звезд с аутизмом

Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации об аутизме. В 2007 году Генеральная Ассамблея ООН приняла соответствующую резолюцию. Позднее в честь этой даты крупнейшая правозащитная американская ассоциация Autism Speaks, занимающаяся проблемами аутизма не только в США, но и во всем мире, инициировала акцию Light It Up Blue.

Кошки и дети, Кошатники и Кошатницы вики Вики, FANDOM powered by Wikia

Кошки и дети в одной квартире - это хорошо или плохо? Мы с уверенностью можем заявить, что животные, в том числе кошки не только могут жить вместе, но и должны для гармоничного развития личности ребенка.

Кошки и дети, возможно или нет?

Для детей, уже умеющих ходить, кошка, как, впрочем, и любое другое домашнее животное, может быть своего рода учебным пособием: ребенок будет присматривать за животным, ухаживать за ним, заботиться.

Кошки и дети в одном доме: подготовка, выбор породы

Информационный портал для родителей и воспитателей Когда в семье появляется маленький ребенок, сознание родителей наполняется всяческими «А вдруг?», «А что, если?», «Можно ли?». Опасность начинает мерещиться повсюду, и одна из главных причин – домашние животные в доме.

Кошки и дети – Питомник шотландских кошек Style Jasmine г

Однажды в вашем доме появился очаровательный малыш – маленький, пушистый мяукающий комочек, который прочно занял место в вашем сердце. А когда котёнок вырос и превратился в ласковую, игривую кошечку, отплатившую вам за заботу любовью и привязанностью, то вы считаете её полноправным членом семьи.

Рейтинг@Mail.ru