Не пропусти
Главная » Ребенок до 3-х лет » Общение ребенка со сверстниками

Общение ребенка со сверстниками

Общение ребенка со сверстниками

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками.

Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, – а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

Особенности общения дошкольников

Первое – яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия – до драки. Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с мамой и папой.

Вторая важная черта контактов детей – их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Такое свободное поведение дошколят обычно утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это “безобразие”. Однако для самих детей такая свобода очень важна. Как ни странно, такое “кривляние” имеет большое значение для развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуют проявления творческого начала – игра, фантазирование, драматизация, – так популярны именно среди сверстников. Естественно, взрослея дети все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако, раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Третья отличительная особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.

Младший дошкольный возраст

Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдавать свою – отличительная особенность малышей. Они утверждают и отстаивают свое “Я” прежде всего посредством демонстрации своей собственности: “Смотри, что у меня есть!”, “Это мое!”. Именно поэтому отдать своё очень трудно. Привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров и конфликтов малышей. Нормально общаться они могут только в отсутствие отвлекающих предметов. Призывы взрослых играть вместе одной игрушкой в данном случае бесполезны – дети в этом возрасте могут уделять внимание либо сверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке.

Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам (“каравай”, “зайка”, “карусели”, “пузырь”, “кошки-мышки” и пр.).

Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроения сверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание. Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей. Эта общность определяется пока что только по внешним признакам: “Ты прыгаешь, и я прыгаю”, “У тебя зеленые тапочки – и у меня такие же”. Именно подчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами.

Средний дошкольный возраст

и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, – это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение – то есть игра.

На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. “Невидимость” сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.

Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения – уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребенок оцениваем и утвердждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. “Окружающими” для четырех-пятилетнего ребенка становятся сверстники. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток.

Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учите ребёнка совместной игре (желательно ролевой), помогайте детям придумывать интересный сюжет – и хорошая общая игра станет для них важнее похвалы или собственных успехов.

Старший дошкольный возраст

Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его “противостояние” взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

Родители конечно же должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям.

К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, “кто с кем дружит”, или “водится”. Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.

Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако, она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребёнка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счёте особенности становления личности. Однако, это уже тема следующих отдельного разговора.

Елена Смирнова, профессор, заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО, д. психол. н.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

В каком возрасте готовить ребенка к школе?

Дети все разные, но тем не менее есть какие-то определенные нормы развития. В каком возрасте уже можно или даже нужно начинать подготовку к школе. Я имею ввиду и определенные знания, которые сейчас требуют от ребенка при приеме в первый класс, но более этого психологический настрой, чтобы не было стресса.

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К КРОВАТКЕ – Мамы и дети, Помощь и советы

Будущим и настоящим мамам . Все о развитии и здоровье ребенка. Теперь вы знаете точно, как нужно приучать ребенка спать в своей кроватке. С одной стороны это ведь так хорошо и приятно засыпать, зная, что твой малыш находиться рядом.

Подготовка к школе. В каком возрасте отдать ребенка в школу?

На сегодняшний день существует множество точек зрения на то, в каком возрасте ребенок должен идти в школу. Одни родители считают, что ребенок непременно должен идти в первый класс - чем раньше, тем лучше.

Как приучить ребенка спать отдельно?

Ребенок не хочет спать в своей кроватке – проблема знакома не понаслышке многим родителям. Ребенок вскоре станет первоклассником, но никак не желает покидать родительскую кровать? Специалисты утверждают, что уметь спать отдельно от родителей важно для успешного и гармоничного развития вашего малыша.

Как «усадить» ребенка с аутизмом за занятия, Фонд Выход, проблемы аутизма в России

Вопрос-ответ. 32; Как «усадить» ребенка с аутизмом за занятия? Поведенческий аналитик о том, как мотивировать ребенка на начало занятия Как АВА-терапевт я знаю, что иногда бывает трудно настроить ребенка, с которым вы работаете, на занятие.

Беседы о поведении ребенка за столом cкачать бесплатно

Формат книги: fb2, txt, epub, pdf Скачано: 701 раз Через игровую форму ребенок легко запоминает и усваивает правила. Ребенок будет увлечен, если устроить обед для кукол и игрушек.

КАк научить ребенка 1, 7 вести себя за столом?

Психолог, Кандидат наук Психоаналитик г. Кривой Рог (Украина) Вы описываете вполне адекватное поведение ребенка этого возраста. Желания еще не могут сдерживаться волевыми усилиями.

Поведение ребенка за столом – Черноморский детский сад № 28

Консультация для родителей. Воспитывать ребенка раннего возраста, нам педагогам и родителям надо помнить, что мы первые, кто должен умело, очень тонко придать ребенку те черты и особенности, которые расцветут и окрепнут у него в дошкольном возрасте.

Как приучить ребенка спать самому в своей кроватке, простые советы и видео

Так или иначе, такой приятный и полезный период в жизни мамы и ребенка, как сон в одной кровати, прекращает свое существование – малыш переселяется в свою кровать. Но далеко не все дети переносят этот переломный момент с чувством радости.

Хорошие манеры поведения ребенка за столом, Lola Kids

Наверняка многие родители не раз задумывались о том, зачем необходимо с раннего детства воспитывать хорошие манеры у малыша. На первый взгляд вопрос кажется очень простым, но это не совсем так.

Приучаем ребенка к столу

Для начала следует отметить, что многие распространенные "методы" приучения ребенка к столу не эффективны, а порой способны дать и прямо противоположный эффект.

Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой – Питание ребенка

Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой О питании ребенка 2-3 лет написано гораздо меньше, чем о введении прикорма, и родители часто не готовы к особенностям детей этого возраста.

Мамина страница – Учим ребенка правилам хорошего тона

Учим ребенка правилам хорошего тона. Этикет и поведение за столом 6 2360 Теме этикета в воспитании ребенка должно уделяться большое внимание, ведь каждый родитель хочет, чтобы его ненаглядное чадо выросло не только образованным и интеллектуальным человеком, но и культурным, умеющим себя вести правильно, красиво и интеллигентно в любой обстановке.

Как приучить ребенка спать в кроватке – 15 советов от опытной мамы

15 советов, как приучить малыша спать в своей кроватке После того, как родился сын, мы с мужем долго решали, стоит ли укладывать спать его вместе с нами? Возник вопрос, сможет ли малыш засыпать потом отдельно от нас? Пришли к выводу ; пока новорожденный будет находиться рядом, а как только ему исполнится полгода, переселим его.

Пищевое поведение ребенка

Как быть, если ребенок отказывается от еды и ходит голодным? Опасно ли это? Почему дети могут отказываться от еды, капризничать и скандалить во время трапезы, как преодолеть все сложности и научить малыша правилам поведения за столом, вызвать у него интерес к еде, в том числе и к новой, и какие шаги для этого нужно предпринять всей семье.

Приучить ребенка к своей кровати – отдельная кровать, Наши Детки

Малыш сладко спит вместе с родителями и устраивает бессоннyю ночь всей семье, стоит положить его в кроватку. Что лучше - оставить ребенка в своей постели или же приучить кроху спать отдельно? Против сна с младенцем возражают, пожалуй, лишь поклонники доктора Спока.

Детский сад Улыбка – Поведение ребенка за столом

заведующей детским садом «Улыбка» ЕрёминойТ.Н., старшим воспитателем Кущ И.Г. Памятка «ПОВЕДЕНИЕ ребенка за столом» как ест ребенок; каково его поведение за столом; умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полот­няной и бумажной салфетками; знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.

Различные методики по улучшению поведения ребенка за столом

Различные методики по улучшению поведения ребенка за столом Реально планируйте свой день Планируйте свой рабочий день так, чтобы у вашей семьи было достаточно времени на то, чтобы не спеша насладиться каждым приемом пищи Всегда приятнее есть не торопясь.

Как научить ребенка вести себя за столом – Детские стихи

Все родители уделяют много внимания правильному поведению детей за столом. Но как бы мы не старались, при приеме пищи все же случаются не предвиденные и не совсем приятные ситуации.

Приучаем ребенка спать в своей кроватке – Педиатрия – Медицинский сайт

В современном мире психическому здоровью ребенка уделяется очень много внимания. Поэтому многие педиатры, а также специалисты по грудному вскармливанию советуют класть ребенка спать возле матери, особенно в первые несколько месяцев жизни.

Поведение ребенка за столом 1963 – Детское питание

Кто из вас не был свидетелем своеобразных внушений, которые некоторые матери делают детям перед тем как идти с ними в гости. Поправляя костюмчик или завязывая бант, мать говорит: "Смотри же, веди себя хорошенько, не клади локтей на стол, не болтай ногами, не чавкай, скажи: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.

4 ошибки родителей или как нельзя кормить ребенка, Здоровое питание

Часто желание накормить своего привереду становится задачей номер 1 для всей семьи. На какие только уловки и ухищрения не идут сердобольные мамы и бабушки. Но правильно ли это - пытаться накормить во чтобы то ни стало или может малыш просто не голоден? Все нижеизложенное имеет отношение к здоровым активным и жизнерадостным карапузам, которые не испытывают проблем со здоровьем и имеют возрастные прибавки в весе соответствующие возрасту.

Как приучить ребенка спать в своей кроватке: как правильно и быстро научить ребенка спать самому

Многие родители допускают ошибку, пытаясь резко отучить ребенка спать с собой в одной постели. Для крохи это настоящий стресс, сопровождающийся слезами и нервами.

Как научить ребенка правилам этикета за столом, Детская кухня

Правила поведения (этикета) за столом в разные времена у представителей разных классов отличались. Согласно дворянскому этикету, допущенные к столу дети должны были вести себя чинно и тихо, не задавать вопросов, не позволять никаких реплик.

Рейтинг@Mail.ru