Не пропусти
Главная » Ребенок до 3-х лет » Общение ребенка со сверстниками и его особенности

Общение ребенка со сверстниками и его особенности

Каким может и каким должно быть общение ребенка со сверстниками?

Проблема общения дошкольников всегда была актуальной в исследованиях зарубежных и отечественных деятелей педагогики и психологии.

И это неспроста, так как общение друг с другом в дошкольном возрасте вполне закономерное явление. Дети любят делиться своими впечатлениями во время разных видов деятельности. Совместные игры детей не проходят без общения, которое является ведущей потребностью детей. Без общения со сверстниками у ребенка можно наблюдать определенные психические нарушения.

И, наоборот, полноценное общение является показателем гармоничного развития личности дошкольника.

Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми.

Общение ребенка со сверстниками и его особенностиГруппа детского сада – это практически сцена, на которой разворачиваются межличностные отношения между детьми – ее актерами. В межличностном взаимодействии детей не все бывает гладко. Тут и ссоры, и мир. Временные перемирия, обиды и мелкие пакости.

Во всех положительных взаимоотношениях у дошкольников формируются и развиваются позитивные качества личности.

В отрицательные моменты общения дошкольник получает заряд негативных эмоций, что чревато печальными последствиями в его личностном развитии.

Какими бывают проблемные формы отношения к сверстникам?

К формам общения, которые являются проблемными относят повышенную детскую агрессивность, чрезмерную обидчивость, застенчивость, другие проблемы коммуникации.

Кратко рассмотрим факторы неправильного общения между детьми дошкольного возраста со сверстниками.

Общение ребенка со сверстниками и его особенностиЕсли ребенок агрессивен, то вряд ли с ним станут дружить сверстники. Скорее всего, дети будут избегать такого ребенка. Такие дети являются объектами повышенного внимания со стороны родителей и педагогов.

У большинства дошкольников агрессивность проявляется в той или иной степени. И это нормально, когда ребенок с некоторой долей агрессии реагирует на несправедливые действия со стороны. Однако такая форма агрессивного поведения никак не отражается на общем состоянии малыша и всегда уступает место миролюбивым формам общения.

Но есть дети, чьи агрессивные проявления являются устойчивой стороной личности, сохраняются и даже развиваются в качественные характеристики дошкольников. Это вредит нормальному общению детей.

Обратимся к другой проблеме общения детей.

Общение ребенка со сверстниками и его особенностиХотя обидчивые дети не причиняют другим особого вреда, но общаться с ними тоже очень сложно. Любой неправильно брошенный взгляд в сторону таких дошкольников, случайно выроненное словечко, и вы уже теряете всякий контакт с таким ребенком.

Обиды бывают очень продолжительными. Обидчивому ребенку непросто преодолеть это чувство, и он надолго может замкнуться в себе.

Это чувство разрушительно действует на любые дружеские отношения. Обиды приводят к болезненным переживаниям детей. Они берут свое начало в дошкольном возрасте. Дети более раннего возраста еще не знакомы с этим чувством.

В период дошкольного детства, когда формируется самооценка ребенка, обида возникает внезапно и укореняется глубоко в детском сознании.

В отличие от агрессивного ребенка, обидчивый малыш не дерется, не проявляет физическую агрессию. Но поведение обидчивого дошкольника демонстративно страдальческое. И оно не располагает к дружескому общению.

Зачастую обиженный дошкольник специально привлекает к себе внимание окружающих, намеренно отказываясь от общения с любым, кто к нему приближается.

И еще одна проблемная категория детей в плане общения.

Общение ребенка со сверстниками и его особенностиОбщение с застенчивыми детьми приносит мало удовольствия. С незнакомыми детьми и взрослыми они вообще отказываются общаться. Познакомиться с ними – проблема высшего уровня.

К сожалению, у большинства детей дошкольного возраста можно наблюдать зачатки застенчивости. И если у 60% дошкольников застенчивость улетучивается как только ребенку предлагают что-то интересненькое, то других вытянуть на разговор – большая сложность.

Разговорить застенчивого дошкольника удается далеко не каждому и не всегда. При приближении незнакомого человека, будь то взрослый или ребенок, застенчивый малыш чувствует эмоциональный дискомфорт, робеет. В его поведении можно уловить нотки тревоги, и даже страха.

У застенчивых дошкольников, как правило, заниженная самооценка, что и мешает им вступать во взаимоотношения со сверстниками. Им кажется, что они сделают что-то не так, как от них требуют. И поэтому отказываются вообще делать шаги навстречу к коллективу детей.

Остаются в стороне от общих дел и любой совместной деятельности, наблюдая за играми других детей со стороны.

Хочется отметить еще один тип детей, имеющих проблемы в общении.

Такие дети, как правило, сравнивают себя с другими детьми и демонстрируют свои успехи всем окружающим. Они высокомерны и горды, даже будучи в детском возрасте.

Общение ребенка со сверстниками и его особенностиДемонстративность переходит постепенно в устойчивое качество личности ребенка и приносит ему самому немало негативных переживаний. С одной стороны, ребенок расстраивается, если его воспринимают иначе, чем он себя выставляет. С другой стороны, он не желает быть таким как все.

Временами демонстративный ребенок способен совершить положительный поступок. Но это совсем не ради другого, а только лишь для того, чтобы в очередной раз показать себя, продемонстрировать свою доброту.

Общение с демонстративным ребенком очень осложняется в дошкольном возрасте. Демонстративные дети любят привлекать к себе излишнее внимание, часто приносят в детский сад красивые игрушки, чтобы похвастаться перед другими детьми.

Что интересно, демонстративные дети бывают активны в процессе общения. Но это общение с их стороны лишено интереса к другому.

Говорят они исключительно о себе любимом. Если же им не удается самоутвердиться в глазах сверстников, и особенно взрослых, то такие дети начинают проявлять агрессию, скандалят, ссорятся со всеми подряд.

И хотя общаться с ними другие дети особо не хотят, сами же они очень нуждаются в окружении. Потому что им нужно, чтобы их кто-то слушал, чтобы демонстрировать себя перед социумом.

Как мы рассмотрели выше, общение дошкольников со сверстниками очень зависит от них самих. Если они агрессивны, обидчивы, завистливы или демонстративны, то у них в процессе общения часто наблюдаются проблемы.

Но у всех детей рассматриваемого нами возраста есть и общие особенности общения со сверстниками.

Общение ребенка со сверстниками и его особенностиДошколята отличаются повышенной эмоциональностью. В коллективе сверстников у них проявляются другие формы общения.

Это касается экспрессивно-мимических проявлений. Дети вообще очень любят во время разговоров жестикулировать, подкреплять свои высказывания мимикой. Это помогает им быть эмоционально выразительными во время общения.

Хочется отметить некоторые особенности общения детей в дошкольном возрасте. Дети очень любят общаться. Во время общения со сверстниками у них происходит формирование речевых навыков, развитие коммуникативных умений. Наблюдаются, конечно, и некоторые проблемы с коммуникацией, связанные с частыми конфликтами в детском коллективе.

Общение со сверстниками более раскрепощено, чем со взрослыми. Тут преобладают совершенно иные формы поведения. К особенностям поведения детей дошкольного возраста во время общения можно отнести и ненормированные коммуникативные образцы. Такие как подпрыгивание, причудливые позы, кривляния. Один ребенок может намеренно передразнивать другого, что не происходит в общении со взрослым.

Но в каждом свободном проявлении ребенок раскрывает свои индивидуально-личностные особенности. И эти отличительные особенности общения детей со сверстниками остаются до конца дошкольного детства.

Другой особенностью детского общения в дошкольном возрасте можно считать то, что у ребенка преобладает инициатива в ответных действиях. На реплику другого ребенка дошкольник быстро реагирует ответной активностью. В такие моменты происходит развитие диалоговой речи. При этом можно заметить такие проблемы, как протесты, обиды, конфликты, потому что ребенок пытается сказать свое веское слово последним. И никто из детей не желает уступать.

Теперь стоит поговорить немного о формах общения ребенка в кругу сверстников.

Первой формой общения детей дошкольного возраста принято называть эмоционально-практическую.

Ребенок, чаще в младшем дошкольном возрасте, ожидает соучастия в затеях и шалостях. Такая форма общения ситуативна и зависит от конкретной ситуации.

Проблемы в такой форме общения могут возникать в моменты взаимодействия партнеров коммуникации. Либо дети переключаются во внимании от собеседника на какой-то предмет, либо дерутся из-за этого предмета.

Это связано с тем, что развитие предметных действий еще не происходит на достаточном уровне, а потребность в использовании предметов при общении уже формируется.

Проблемные ситуации дети в таких случаях разрешают неохотно.

Другой формой общения между сверстниками назовем ситуативно-деловую.

Где-то к четырем года начинается ее формирование и продолжается до 6-летнего возраста. Особенности данного этапа в том, что теперь у детей начинают развиваться навыки ролевой, даже сюжетно-ролевой игры. Общение становится уже коллективным.

Берет начало развитие навыков сотрудничества. Это не то же самое, что соучастие. Если в эмоционально-практической форме общения дети действовали и играли индивидуально, хотя и находились в одном коллективе. Но каждый представлял себя другим. Здесь же дети в игре тесно связаны единым сюжетом и взятыми на себя ролями.

Выпадет одна роль, и возникает проблема – сюжет игры нарушен.

Поэтому можно констатировать, что ситуативно-деловая форма возникает на почве общего дела для достижения некоего общего результата взаимодействия со сверстниками.

У популярных детей формирование навыков общения в такое форме сотрудничества опережает развитие коммуникативных умений детей, менее заметных в детском коллективе.

Тут даже стоит отметить, что агрессивные дети и демонстративные, о которых мы говорили ранее, больше преуспевают в формировании навыков общения, нежели дети обидчивые и завистливые, которые чаще остаются в стороне из-за личностных особенностей.

В 6-7-летнем возрасте у детей дошкольного возраста навыки общения приобретают уже более-менее сформированный характер. Дети становятся более доброжелательными к сверстникам. Начинается формирование навыков взаимопомощи. Даже демонстративные дети уже начинают не только говорить о себе, но проявляют внимание к высказываниям других детей.

В это время начинается формирование внеситуативной формы общения, которое идет в двух направлениях:

  • рост и формирование внеситуативных контактов (дети рассказывают о том, что делали и видели, планируют дальнейшие действия и делятся своими планами с другими, учатся оценивать слова и поступки других);
  • формирование образа сверстника (появляются избирательные привязанности к сверстниками независимо от ситуации общения, и эти привязанности весьма устойчивы к концу дошкольного периода детства).

Таковы в общих чертах особенности форм и проблемы общения дошколят. Теперь перейдем к рассмотрению эффективных способов развития навыков общения между ребенком в кругу сверстников.

Как развивать навыки общения детей дошкольного возраста в ДОУ?

Общение ребенка со сверстниками и его особенностиНавыки общения ребенка-дошкольника со сверстниками активно формируются в процессе диалога между детьми. Детская диалоговая речь несет в себе основы разговорной речевой деятельности в целом. Тут и развитие монологических навыков, и формирование речевой готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе.

Диалоги активно используются детьми во время игр и других совместных видах деятельности.

При этом важная роль отводится взрослому, который принимает активное участие в таком общении между детьми.

Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка этого возраста, способствуют решить многие проблемы взаимоотношений.

Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм общения.

Взрослому необходимо учить детей начинать, продолжать и заканчивать диалог. Ребенок должен уметь поддерживать разговор, отвечая на поставленные во время диалога вопросы.

Диалог является очень непростой формой общения, через которую в полной мере реализуется социальное взаимодействие. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращаться к ребенку, соблюдая позитивный эмоциональный тон. Это будет располагать дошкольника к разговору. Особенности общения во время диалога способствуют формированию навыков построения предложений разных типов, от простых повествовательных до сложных по своей конструкции и фонетическим аспектам.

Через диалог реализуются все основные речевые навыки и умения, как собственно речевые, так и навыки речевого этикета.

Подводя итоги, заметим, что формирование общения в дошкольном возрасте необходимо еще и потому что это поможет ребенку, поступающему в школу, быстро адаптироваться в социуме.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

В каком возрасте готовить ребенка к школе?

Дети все разные, но тем не менее есть какие-то определенные нормы развития. В каком возрасте уже можно или даже нужно начинать подготовку к школе. Я имею ввиду и определенные знания, которые сейчас требуют от ребенка при приеме в первый класс, но более этого психологический настрой, чтобы не было стресса.

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К КРОВАТКЕ – Мамы и дети, Помощь и советы

Будущим и настоящим мамам . Все о развитии и здоровье ребенка. Теперь вы знаете точно, как нужно приучать ребенка спать в своей кроватке. С одной стороны это ведь так хорошо и приятно засыпать, зная, что твой малыш находиться рядом.

Подготовка к школе. В каком возрасте отдать ребенка в школу?

На сегодняшний день существует множество точек зрения на то, в каком возрасте ребенок должен идти в школу. Одни родители считают, что ребенок непременно должен идти в первый класс - чем раньше, тем лучше.

Как приучить ребенка спать отдельно?

Ребенок не хочет спать в своей кроватке – проблема знакома не понаслышке многим родителям. Ребенок вскоре станет первоклассником, но никак не желает покидать родительскую кровать? Специалисты утверждают, что уметь спать отдельно от родителей важно для успешного и гармоничного развития вашего малыша.

Как «усадить» ребенка с аутизмом за занятия, Фонд Выход, проблемы аутизма в России

Вопрос-ответ. 32; Как «усадить» ребенка с аутизмом за занятия? Поведенческий аналитик о том, как мотивировать ребенка на начало занятия Как АВА-терапевт я знаю, что иногда бывает трудно настроить ребенка, с которым вы работаете, на занятие.

Беседы о поведении ребенка за столом cкачать бесплатно

Формат книги: fb2, txt, epub, pdf Скачано: 701 раз Через игровую форму ребенок легко запоминает и усваивает правила. Ребенок будет увлечен, если устроить обед для кукол и игрушек.

КАк научить ребенка 1, 7 вести себя за столом?

Психолог, Кандидат наук Психоаналитик г. Кривой Рог (Украина) Вы описываете вполне адекватное поведение ребенка этого возраста. Желания еще не могут сдерживаться волевыми усилиями.

Поведение ребенка за столом – Черноморский детский сад № 28

Консультация для родителей. Воспитывать ребенка раннего возраста, нам педагогам и родителям надо помнить, что мы первые, кто должен умело, очень тонко придать ребенку те черты и особенности, которые расцветут и окрепнут у него в дошкольном возрасте.

Как приучить ребенка спать самому в своей кроватке, простые советы и видео

Так или иначе, такой приятный и полезный период в жизни мамы и ребенка, как сон в одной кровати, прекращает свое существование – малыш переселяется в свою кровать. Но далеко не все дети переносят этот переломный момент с чувством радости.

Хорошие манеры поведения ребенка за столом, Lola Kids

Наверняка многие родители не раз задумывались о том, зачем необходимо с раннего детства воспитывать хорошие манеры у малыша. На первый взгляд вопрос кажется очень простым, но это не совсем так.

Приучаем ребенка к столу

Для начала следует отметить, что многие распространенные "методы" приучения ребенка к столу не эффективны, а порой способны дать и прямо противоположный эффект.

Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой – Питание ребенка

Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой О питании ребенка 2-3 лет написано гораздо меньше, чем о введении прикорма, и родители часто не готовы к особенностям детей этого возраста.

Мамина страница – Учим ребенка правилам хорошего тона

Учим ребенка правилам хорошего тона. Этикет и поведение за столом 6 2360 Теме этикета в воспитании ребенка должно уделяться большое внимание, ведь каждый родитель хочет, чтобы его ненаглядное чадо выросло не только образованным и интеллектуальным человеком, но и культурным, умеющим себя вести правильно, красиво и интеллигентно в любой обстановке.

Как приучить ребенка спать в кроватке – 15 советов от опытной мамы

15 советов, как приучить малыша спать в своей кроватке После того, как родился сын, мы с мужем долго решали, стоит ли укладывать спать его вместе с нами? Возник вопрос, сможет ли малыш засыпать потом отдельно от нас? Пришли к выводу ; пока новорожденный будет находиться рядом, а как только ему исполнится полгода, переселим его.

Пищевое поведение ребенка

Как быть, если ребенок отказывается от еды и ходит голодным? Опасно ли это? Почему дети могут отказываться от еды, капризничать и скандалить во время трапезы, как преодолеть все сложности и научить малыша правилам поведения за столом, вызвать у него интерес к еде, в том числе и к новой, и какие шаги для этого нужно предпринять всей семье.

Приучить ребенка к своей кровати – отдельная кровать, Наши Детки

Малыш сладко спит вместе с родителями и устраивает бессоннyю ночь всей семье, стоит положить его в кроватку. Что лучше - оставить ребенка в своей постели или же приучить кроху спать отдельно? Против сна с младенцем возражают, пожалуй, лишь поклонники доктора Спока.

Детский сад Улыбка – Поведение ребенка за столом

заведующей детским садом «Улыбка» ЕрёминойТ.Н., старшим воспитателем Кущ И.Г. Памятка «ПОВЕДЕНИЕ ребенка за столом» как ест ребенок; каково его поведение за столом; умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полот­няной и бумажной салфетками; знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.

Различные методики по улучшению поведения ребенка за столом

Различные методики по улучшению поведения ребенка за столом Реально планируйте свой день Планируйте свой рабочий день так, чтобы у вашей семьи было достаточно времени на то, чтобы не спеша насладиться каждым приемом пищи Всегда приятнее есть не торопясь.

Как научить ребенка вести себя за столом – Детские стихи

Все родители уделяют много внимания правильному поведению детей за столом. Но как бы мы не старались, при приеме пищи все же случаются не предвиденные и не совсем приятные ситуации.

Приучаем ребенка спать в своей кроватке – Педиатрия – Медицинский сайт

В современном мире психическому здоровью ребенка уделяется очень много внимания. Поэтому многие педиатры, а также специалисты по грудному вскармливанию советуют класть ребенка спать возле матери, особенно в первые несколько месяцев жизни.

Поведение ребенка за столом 1963 – Детское питание

Кто из вас не был свидетелем своеобразных внушений, которые некоторые матери делают детям перед тем как идти с ними в гости. Поправляя костюмчик или завязывая бант, мать говорит: "Смотри же, веди себя хорошенько, не клади локтей на стол, не болтай ногами, не чавкай, скажи: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.

4 ошибки родителей или как нельзя кормить ребенка, Здоровое питание

Часто желание накормить своего привереду становится задачей номер 1 для всей семьи. На какие только уловки и ухищрения не идут сердобольные мамы и бабушки. Но правильно ли это - пытаться накормить во чтобы то ни стало или может малыш просто не голоден? Все нижеизложенное имеет отношение к здоровым активным и жизнерадостным карапузам, которые не испытывают проблем со здоровьем и имеют возрастные прибавки в весе соответствующие возрасту.

Как приучить ребенка спать в своей кроватке: как правильно и быстро научить ребенка спать самому

Многие родители допускают ошибку, пытаясь резко отучить ребенка спать с собой в одной постели. Для крохи это настоящий стресс, сопровождающийся слезами и нервами.

Как научить ребенка правилам этикета за столом, Детская кухня

Правила поведения (этикета) за столом в разные времена у представителей разных классов отличались. Согласно дворянскому этикету, допущенные к столу дети должны были вести себя чинно и тихо, не задавать вопросов, не позволять никаких реплик.

Рейтинг@Mail.ru