Не пропусти
Главная » Ребенок » Трудности будущего школьника

Трудности будущего школьника

Дети 3-7 лет

Некоторые трудности, связанные со школой, не дают покоя учителям и родителям. Первая из них – это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Вторая – школьник, активно не желающий учиться. И тот и другой случай – результат психологических ошибок, допускаемых взрослыми, чаще всего родителями. Ошибок, совершаемых в силу психологической неграмотности.

Как ни странно, но широкая публика у нас еще мало чувствует необходимость хотя бы в простейших психологических знаниях. Слишком часто человеку кажется, что раз он сам является носителем психики, то в области психологии для него нет тайн. Ну, разве что-нибудь этакое из сферы бессознательного или какой-нибудь парапсихологии.

Человек отчетливо понимает, что медицинских и педагогических знаний у него нет. А вот в отношении психологических знаний у него другой подход. Он не чувствует никакой необходимости в таких знаниях. В результате совершает грубейшие психологические ошибки в семейных отношениях и воспитании детей – словом, везде, где человеку приходится иметь дело с другим человеком.

Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, на предшествующем возрастном этапе. Если не заложить этих основ заранее – придется столкнуться с немалыми трудностями. Формирование новых психологических образований, если оно не подготовлено в ходе предшествующего развития, идет крайне тяжело, и в итоге возможны любые отклонения.

В психологии существует такое понятие – сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и очень продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивного. Если такой период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с каким-то дефектом.



Кто из читателей не знает киплинговского Маугли? Но далеко не все знают, что случаи воспитания детей дикими животными бывали в действительности. И случалось, что, проведя несколько первых лет жизни среди зверей, дети затем попадали вновь в человеческое общество. Наиболее известный и подробно описанный такой случай – это девочки Амала и Камала в Индии. Но, увы, нормальными людьми никто из этих детей так и не смог стать, несмотря на все усилия их воспитателей. Слишком многие функции приходилось формировать у них после того, как сензитивный период был безвозвратно упущен. У Амалы и Камалы с трудом удалось сформировать умение ходить по-человечески, на двух ногах. Но всегда, когда им требовалось передвигаться быстро, девочки делали это, опускаясь на четвереньки. Несколько лет ушло на то, чтобы они сумели освоить несколько десятков слов. Они научились выражать с их помощью свои простейшие желания, но способность вести продолжительный разговор, поддержать беседу, так и осталась для них за гранью возможного. Так что высокий человеческий интеллект киплинговского Маугли – это целиком результат творческой фантазии писателя. Впрочем, и звери Киплинга наделены ярко человеческими чертами. И менее всего их поведение соответствует повадкам диких зверей, которые хорошо известны натуралистам. Так, законы и обычаи, по которым у Киплинга живет волчья стая, ничего не имеют общего с тем, как ведет себя реальная стая волков, а в основном воспроизводят нравы и обычаи воинственных кочевых охотничьих племен. Произведение Киплинга – это захватывающая сказка, созданная фантазией талантливого писателя, но отнюдь не пером натуралиста.

Знание сензитивных периодов позволяет психологам давать ценные практические советы. С одной стороны, это указания на возраст, в котором следует развивать ту или иную психическую способность или функцию. Так, например, на этом основана рекомендация учить иностранные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее. С другой стороны, опираясь на знание этих периодов, психологи могут делать различные заключения. Им известно, что основной словарный запас у человека формируется в возрасте до 12 лет. Если в этот период человек перенес болезнь, каким-то образом задержавшую развитие речи, то, даже при благополучном исходе заболевания, следы ее сохраняются на всю жизнь в виде некоторой обедненности его речи. Он может достигнуть высокого интеллектуального развития, стать ученым, врачом или инженером, но речь его будет носить печать некоторой упрощенности, причем почти незаметной для окружающих. Однако, специально разработанные психологические тесты позволяют выявить эти скрытые дефекты, а вместе с ними и перенесенное в детстве заболевание, о котором сам человек чаще всего уже давно не помнит.



Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок для формирования учебной деятельности, и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться.

Что же важно для подготовки к школе?

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А, между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно, как и навык более широкого плана, – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дети к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе – большие или малые – неизбежно встречаются у каждого.

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, если вы не хотите, чтобы учеба ребенка захромала с самого начала.

О admin

x

Check Also

Почему ребенок плачет! Как успокоить

Почему ребенок плачет?! Как успокоить Основным навыком первого месяца жизни можно считать bdquo;приземление, или адаптацию, ...

Почему ребенок отказывается от еды? Как правильно вводить прикорм

Почему ребенок отказывается от еды? Как правильно вводить прикорм Мамочки сейчас сознательные: исполнилось малышу полгодика ...

Почему ребенок обманывает и что c этим делать

Основные причины детской лжи Детская ложь может иметь различные причины, причем многое зависит от возраста ...

Почему ребенок не хочет ходить в школу? Топ-3 причины

Почему ребенок не хочет ходить в школу? Топ-3 причины Мальчик огорчился (фото: Fotolia) Ребенок каждое ...

Почему ребенок не хочет ходить в детский сад, Журнал

Почему ребенок не хочет ходить в детский сад? Адаптация к детскому саду происходит у детей ...

Почему ребенок не хочет есть и что с этим делать

Почему ребенок не хочет есть и что с этим делать К счастью, в большинстве случаев ...

Почему ребенок не слушается: 7 причин

Почему ребенок не слушается: 7 причин Малыш превратился в bdquo;шило в попе, не реагирует на ...

Почему ребенок не должен быть смыслом жизни – мнение психотерапевта

Почему ребенок не должен быть смыслом жизни: мнение психотерапевта Для многих родителей появление на свет ...

Почему ребенок капризничает после садика, Журнал

Почему ребенок капризничает после садика? Что делать. если ребенок после поступления в детский сад стал ...

Почему ребенок долго не может уснуть?

Почему ребенок долго не может уснуть? Сон обычного человека состоит из 4 фаз, сон кормящей ...

Почему ребенок грызет ногти и что с этим делать

Почему ребенок грызет ногти и что с этим делать Привычка грызть ногти иногда появляется у ...

Почему ребенок говорит неправду и что с этим делать

Почему ребенок говорит неправду: 7 причин Почему ребенок обманываем… говорит неправду? Может малыш просто фантазирует, ...

Почему ребенок все делает на зло, Журнал

Топ-3 причины, почему дети все делают назло Школьники мальчик и девочка (фото: Fotolia) Ребенок разбрасывает ...

Почему ребенок болеет – как работают законы энергетики

Почему болеет ребенок: как работают законы энергетики через родителей Почему болеет ребенок? Официальная медицина объясняет ...

Почему ребенок боится лечить зубы и как его переубедить?

Что делать, если ребенок боится лечить зубы? Почему ребенок боится врачей, а особенно стоматологов, и ...

Почему ребенку не дается математика?

Почему ребенку не дается математика? Почему возникает неуспеваемость по математике Математика, с точки зрения психологии, ...

Почему ребенка часто тошнит? Причины

Почему ребенка часто тошнит? Малыша поташнивает, и маме сразу приходит на ум: отравился! Пищевое отравление ...

Почему ребенка укачивает в транспорте и как ему помочь

Почему ребенка укачивает в транспорте и как ему помочь Проблема укачивания знакома большинству родителей, причем ...

Почему раннее развитие ребенка может привести к отставанию

Когда раннее развитие может привести к отставанию: мнение психолога Практикующий кризисный психолог. Президент ICDP Ukr ...

Почему раздражает ребенок?

Почему раздражает ребенок? Почему нас доводит ребенок? Раздражение у родителей ребенок вызывает порой даже мелкими ...

Почему появляются родинки у ребенка

Почему появляются родинки у ребенка Эти маленькие и не очень точки на разных частях тела ...

Почему нельзя кричать на ребенка

Почему нельзя кричать на ребенка? От мамы требуется огромная выдержка, чтобы раз за разом с ...

Почему не стоит сюсюкать ребенка? Мнение психолога

Почему не стоит сюсюкать ребенка? Мнение психолога В чем же причина? Давайте разберемся, как имен­но ...

Почему не стоит снимать ответственность с ребенка: мнение психолога

Почему не стоит снимать ответственность с ребенка: мнение психолога Чувство вины — не самая приятная ...

Рейтинг@Mail.ru