Не пропусти
Главная » Ребенок » Застенчивость – недостаток или болезнь?

Застенчивость – недостаток или болезнь?

Дети 3-7 лет

Легко понять озабоченность родителей, чей ребенок из-за своей застенчивости не может найти друзей и обрекает себя на одиночество. Робкий и нелюдимый человек вряд ли чего-то добьется в жизни, энергичные и контактные сверстники его наверняка опередят и оставят на обочине жизненной гонки. Это может проявиться уже в школьных стенах, где робкие и нерешительные дети стесняются отвечать у доски, никогда не проявляют инициативы и в результате редко становятся хорошими учениками даже при высоких способностях.

И эта проблема отнюдь не частная, а весьма широко распространенная. Американский психолог Филипп Зимбардо, посвятивший застенчивости фундаментальное исследование, считает, что эта черта свойственна по крайней мере каждому третьему ребенку. В подростковом возрасте застенчивость, как правило, обостряется, порождая целый комплекс неприятных переживаний и препятствуя полноценному формированию личности. А многих эта проблема продолжает тяготить еще долгие годы. Для застенчивого человека такие задачи, как создание семьи и планирование карьеры, оказываются крайне трудными и зачастую решаются неудачно.

Откуда же берется застенчивость? Согласно одной теории она, подобно большинству прочих индивидуальных особенностей, определяется генетическими факторами, то есть наследуется. В пользу данной теории свидетельствует тот факт, что у энергичных и общительных родителей дети крайне редко страдают застенчивостью, а у тех, кто сам подвержен этой напасти, и дети, как правило, застенчивы.

Но интересно и то что, когда в семье несколько детей, они не бывают застенчивы все как один. Обычно застенчивость характерна для первенцев, тогда как последующие дети более контактны и легче приспосабливаются к обстоятельствам. Зимбардо объясняет это так. Максимум тревоги и озабоченности родители адресуют именно первенцу. К рождению второго ребенка они как бы успокаиваются и с самого начала меньше докучают ребенку назойливыми ограничениями. К тому же младший ребенок, не имея преимущества в силе и ловкости, вынужден находить чисто психологические способы решения тех задач, которые встают перед ним в общении. Он просто вынужден учиться переговорам, кооперации, убеждению, компромиссу.



Все это в свою очередь свидетельствует в пользу другого, так называемого поведенческого подхода, согласно которому застенчивость проистекает из недостаточной сформированности навыков общения. Если ребенок не имел возможности научиться продуктивному взаимодействию, то он, естественно, опасается попасть впросак.
Какому же подходу отдать предпочтение? Зимбардо полагает, что каждый отчасти справедлив. Застенчивость определяется сочетанием названных факторов, причем в каждом индивидуальном случае какой-то фактор может преобладать.

Изучая в течение нескольких лет поведение и физиологическое состояние дошкольников, профессор психологии Гарвардского университета Джером Каган обнаружил у застенчивых детей схожие физические и эмоциональные показатели. Так, в течение первого года жизни у них регистрировался учащенный пульс, они были более возбудимы и чаще плакали, в четырехлетнем возрасте у них было выше кровяное давление, чем у их общительных сверстников.

Причем подобные особенности организма проявляются не только в детском возрасте, считает Дж. Каган. Застенчивые взрослые чаще страдают от аллергии, включая сенную лихорадку и экзему, которые считаются наследственными болезнями. Сделанное открытие привело исследователя к выводу, что гены застенчивости (наличие которых, кстати, достоверно не установлено) и гены иммунной системы – звенья одной цепи.

Однако если родители передали ребенку по наследству трудности в общении, это не значит, что он будет мучиться всю жизнь, обнадеживает другой специалист – сотрудник Национального института педиатрии США Стивен Суоми. Обстановка, в которой ребенок воспитывается и приобретает жизненный опыт, может значительно скорректировать запрограммированную в генах предрасположенность к застенчивости. Такое заключение С. Суоми сделал, наблюдая в лаборатории макак-резусов, гены которых, как известно, практически идентичны человеческим. Застенчивые малыши, отданные на воспитание в сплоченные и хорошо приспособленные к выживанию группы обезьян, активно перенимали модель поведения и впоследствии становились лидерами среди сверстников.



Выходит, не стоит сетовать, что застенчивый малыш таким уродился. От родителей в становлении характера ребенка зависит очень многое. Как же вести себя родителям?

Сначала необходимо разобраться, действительно ли данная психологическая проблема существует и так ли она остро проявляется, как кажется. Дело в том, что у разных людей, причем начиная с самого раннего возраста, потребность в общении выражена в разной степени. Есть люди, которые легко завязывают контакты, умеют поддержать разговор на любую тему, у них масса знакомых и приятелей (правда, нередко в таком широком кругу общение бывает довольно поверхностным). Иным, напротив, достаточно одного-двух близких друзей или подруг, с которыми они поддерживаются по-настоящему глубокие, доверительные отношения. Не исключено, что ребенок относится ко второму типу и просто не склонен общаться со всеми подряд, а близких товарищей пока найти не удалось. В этом случае вряд ли следует добиваться расширения круга общения: для ребенка это было бы неестественно, да и попросту ему не нужно. Иное дело, если завести близких друзей не удается именно по причине природной застенчивости, да и все прочие, формальные контакты вызывают затруднения. Тогда действительно в жизни ребенка необходимо кое-что изменить.

Очень часто причиной стеснительности бывает невысокая самооценка и неуверенность в себе. Любой ребенок нуждается в поддержке и поощрении, а застенчивый особенно. Родители должны укреплять в ребенке чувство уверенности в себе через его самосовершенствование. Когда детям что-то удается, это придает им уверенности и создает почву для знакомств.

Дружба строится на общих интересах. Если у ребенка нет друзей, пробудите в нем интерес к чему-либо, на фоне чего может развиться дружба. Родители могут помочь ребенку найти подходящее занятие, открыв перед ним множество возможностей. Никакая склонность никогда не проявится, если не попробовать себя в этом.

Ни в коем случае не навешивайте ярлыков. Утверждения типа моя дочь очень застенчивая или она у нас в семье самая стеснительная могут сослужить дурную службу. Знакомые начнут иначе обращаться с девочкой и лишь укрепят в ней подозрение, что с ней что-то не так.



Не стесняйтесь деликатно попросить о помощи. В школе учителя обычно уделяют особое внимание непоседам и упускают из виду тех, кто держится в тени. Но, если вы хотите преодолеть скованность вашего ребенка, помощь учителя вам будет необходима.

Не нужно подчеркивать застенчивость ребенка при всем классе. Вместо этого попросите учительницу облегчить ему участие в общих занятиях и дискуссиях. Расскажите об интересах вашего ребенка – об этом его можно будет спросить в классе. Попросите учительницу более пристально относиться к письменным работам, для которых застенчивость не помеха.

Американский психолог Том Куинн вспоминает о своей учительнице, заметившей не только его стеснительность, но и сильные стороны. Вначале она вызывала его, только когда была уверена, что он знает ответ и не почувствует неловкости, выступая перед классом. Но постепенно она стала задавать более неожиданные вопросы, вынуждая его отвечать без подготовки. Я благодарю Бога за то, что у меня была миссис Брокман, – говорит Куинн много лет спустя.

Кроме того, пользуйтесь преимуществами знакомой обстановки. Вместо того чтобы предлагать ребенку пойти поиграть с кем-нибудь, приглашайте других ребят поиграть у вас дома. Пусть сын (дочь) подходит к телефону и спрашивает, что передать тому или другому члену семьи: это хорошая практика общения с людьми, когда нет необходимости смотреть им в глаза.

Подберите ребенку младших товарищей для игр. Тогда он сможет стать лидером, несмотря на застенчивость.
Запишите ребенка в какой-нибудь кружок. Многие родители стремятся как можно больше дать своему ребенку с помощью всевозможных развивающих занятий. Однако для застенчивого ребенка занятия с приглашенным преподавателем гораздо менее эффективны, чем групповые, развивающие не только интеллект, но и навыки сотрудничества и здоровой соревновательности. Например, выбирая тот или иной вид спорта, лучше отдать предпочтение командным играм, где участие принимают все и даже застенчивые не остаются в стороне.
И самое главное: запаситесь терпением, не ждите мгновенных результатов. Не исключено, что некоторая скованность в поведении вашего ребенка сохранится надолго. Впрочем, это вряд ли можно считать недостатком: родители иных раскованных юнцов и девиц будут вам еще завидовать.

О admin

x

Check Also

Почему родители забирают детей из школы –

Дети старше 7 лет В России за последние четыре года число детей, которые учатся в ...

Почему подростки хотят быть похожими на кукол –

Дети старше 7 лет Пирсингом и татуировками современные подростки уже никого не удивляют. Но в ...

Почему первенцы умнее младших братьев и сестер

Старшие дети зачастую думают, что они в семье главные, и ведут себя, как настоящие принцы ...

Почему отцы – дети

Когда речь идет именно об отцах – папах, то с детьми (как мальчиками, так и ...

Почему опасно делать детям татуировки хной –

Дети старше 7 лет Временные татуировки хной очень популярны среди детей и подростков, особенно летом. ...

Почему нужно обнимать детей как можно чаще: 7 причин

1 год – 3 года Нам нужно четыре объятия в день для выживания. Нам нужно ...

Почему нельзя ругать детей: 5 доводов науки

Многие взрослые чувствуют: разговор с ребенком на повышенных тонах – скорее, способ выплеснуть собственные эмоции, ...

Почему нельзя позволять детям управлять вашей жизнью

Все больше и больше родителей по всему миру выбирают либеральный подход к воспитанию. Но так ...

Почему не надо носить младенцев столбиком

1 месяц – 6 месяцев Срыгивания у малышей – явление частое. Оно наблюдается примерно у ...

Почему не надо делать уроки с ребенком: 5 причин –

Дети старше 7 лет Каждый вечер вы с ребенком часами просиживаете за уроками. Вы точно ...

Почему наши дети не в ладу с деньгами?

Многие родители жалуются на то, что в семье возникают конфликты на финансовой почве. Дети не ...

Почему нам трудно говорить с детьми

Помните сочинение про счастье в фильме Доживем до понедельника? Кто-то из учеников написал: Счастье – ...

Почему надо делать прививку от гриппа: мнение педиатра

Нельзя недооценивать грипп и считать его тяжелой простудой. Это опасная инфекция, которая входит в топ-5 ...

Почему мы хотим детей?

Планирование Что стоит за этой фразой: Хочу ребенка? Что движет супругами при планировании семьи? Желанная ...

Почему мы срываемся на детей (и как перестать это делать)

Почему мы иногда срываемся и кричим на ребенка, когда сердимся или пугаемся за него? Как ...

Почему мы преклоняемся перед детством

В последнее время мир захлестнула эпидемия детоцентризма. Точнее, не весь мир, а ту его часть, ...

Почему мы любим солнце?

Дети 3-7 лет Сложно найти человека, не любящего понежиться на солнце! Раньше мы с таким ...

Почему мы кутаем детей и лечим насморк?

Любая мать заботится о своем ребенке и старается защитить его от всяких неприятностей, в частности, ...

Почему мы заставляем детей есть: 4 причины

1 год – 3 года Врачи часто спрашивают мам, встревоженных нежеланием малыша есть: Вы когда-нибудь ...

Почему мужчины иногда не хотят детей

Планирование Когда Марина познакомилась со Славой, она и подумать не могла, что он категорически не ...

Почему мамы заблуждаются насчет глютена

Дети 3-7 лет В настоящее время существует много самых разных мифов о вреде глютена для ...

Почему мамам так важно позитивно мыслить

Стакан наполовину полон – так говорят оптимисты. Став мамой, я поняла, что сила позитивного мышления ...

Почему краснеет детская кожа

1 месяц – 6 месяцев Красный – это предупредительный цвет, цвет опасности. Красный сигнал светофора, ...

Почему детям трудно уснуть: 4 причины

Ребенок накормлен, напоен, ничем не болен. Тогда почему на укладывание уходит по два часа? Разбираемся ...

Рейтинг@Mail.ru