Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Детские капризы: издержки воспитания или? Психолог Лидия Панькова

Детские капризы: издержки воспитания или? Психолог Лидия Панькова

Детские капризы ; явление, хорошо известное большинству родителей.

Детские капризы: издержки воспитания или? Психолог Лидия Панькова

Фото с сайта www.viepratique.fr

В чём причина капризов? Давайте попробуем разобраться и для начала ;пробежимся ; по словарям.

Как гласит этимологический словарь русского языка,

это слово позаимствовано из французского (caprice – ;упрямство ;), который в свою очередь взял его из итальянского, где capriccio означает буквально ;козлиная манера поведения ; и восходит к латинскому карга – ;коза ;.

А в словаре синонимов находим слова одного смыслового ряда со словом каприз :

Каприз — прихоть, причуда; фантазия, дурь, блажь, фокусы, выкрутасы, вычуры, штуки (разг.); привереды (устар. разг.)

Как видим, каприз отнесён к ряду явлений не столь уж и серьёзных. Однако родители дошкольников часто жалуются на капризы ребёнка, для них это проблема, которую они не всегда в состоянии разрешить.

Каприз ; особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании.

Что мы наблюдаем, когда ребёнок капризничает?

Капризка может ныть, плакать, кричать, топать ногами, разбрасывать игрушки и другие вещи, а иногда и замахнуться, а то и ударить взрослого, высказывать, что он больше никогда не будет ;пить молоко мыть руки есть кашу убирать игрушки ходить в садик ;

У некоторых детишек капризы ; дело редкое, для других ; это практически хроническое состояние, и капризы случаются настолько часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерному явлению дошкольного возраста.

Однако мнение, что капризы обязательный ;атрибут ; детства, совершенно неправильно.

Действительно, особенности развития нервной системы ребёнка в раннем возрасте располагают к проявлению капризов. У дошкольника яркую выраженность имеют процессы возбуждения, а это в свою очередь приводит к тому, что ребёнок не может справиться со своими эмоциями.

Не всегда малыш может объяснить какое-то своё желание, а тем более не может обосновать его в силу неразвитости речемыслительных процессов.

А вот крик, плач ; это тот ;язык ;, который освоен ребёнком с пелёнок. Именно через крик и плач малыш может заявить о своих потребностях : ему дискомфортно в мокрых пелёнках, он хочет есть или пить, у него что-то болит.

Этот механизм продолжает работать и в более старшем возрасте. ;Мои потребности не удовлетворены, я заявляю об этом, ;- в этом скрытый смысл капризов.

О каких потребностях идёт речь?

Прежде всего о тех же самых, что и в младенчестве. Голод, жажда, усталость, холод и жара (чаще не сами по себе, а несоответствие одежды температуре окружающей среды), дискомфорт физический, начиная с тесной обуви и заканчивая предболезненным состоянием, утомление (переутомление) от обилия впечатлений, контактов.

Испытывая физический или психологический дискомфорт, ребёнок пытается от него избавиться, но не знает, КАК это сделать. Тогда срабатывает тот самый усвоенный в младенчестве механизм с плачем, криком, к которым добавляются теперь ещё и какие-то требования.

Одна из потребностей ребёнка, да и любого человека вообще, это потребность во внимании. Это достаточно сильная потребность, поэтому её неудовлетворённость приводит к капризам, а то и более серьёзным проблемам. Цель такого каприза ; получить не игрушку или конфетку, а ваше внимание. Поэтому очень просто объяснить, что получив вроде бы только что желанную игрушку, ребёнок со слезами отбрасывает её и начинает просить что ; то другое.

Ну и наконец об издержках воспитания, потому что самой распространенной причиной детских капризов является неправильное воспитание, неверно выбранная тактика поведения родителей.

Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие, всё разрешающие действия взрослых. Ребёнок ещё не успел, как говорят, и рта открыть, а его желание уже выполнено. Чтобы не плакал, не расстраивался, дадим ему всё, что просит. Дадим то, что хочет, лишь бы не мешал. Ситуации могут быть разные, суть одна ; ребёнок запросто получает то, что ему нужно. Так воспитывается привычка иметь то, что хочу. Как только на пути этой привычки возникают какие ; то препятствия, рождается каприз.

Иногда родители говорят, что ребёнок капризничает только в присутствии кого ; то из взрослых, чаще мамы или бабушки. Вспоминаю маму на консультации, которая рассказывала, как изводит её капризами четырёхлетний сын, но никогда капризов не бывает, если он остаётся со своей старшей десятилетней сестрой. Такая избирательность указывает как раз на то, кому нужно изменить свои взаимоотношения с ребёнком.

Ещё одной причиной капризов можно назвать противоречивые требования со стороны взрослых, когда одно и то же кем ; то из взрослых разрешается, а кем ; то запрещается. Непоследовательность в действиях взрослых (сегодня разрешаю, завтра ; нет) ; тоже причина капризов. При такой ситуации в голове у малыша просто ералаш, путаница в том, что можно, а что нельзя.

Ярким примером является поведение ребёнка, если он гостил, к примеру, в выходные у бабушки, а потом дома начинает капризничать.

Отдельно хочу сказать о трёхлетках, чей возраст принято считать кризисным. Особенностью возраста является то, что ребёнок, каким бы маленьким он нам не казался, уже многому научился и многое может. У него возникает вполне естественная потребность действовать самостоятельно. Это нормальный ход развития, который находит свое выражение в фразе Я сам. Я недаром выделила слово ;потребность ;. Мы уже говорили о том, что неудовлетворённая потребность ; это одна из причин капризов. Считаю, что всё, что может ребёнок делать сам, он и должен делать сам. Разрешать можно всё, что не угрожает жизни и здоровью ребёнка и окружающих. Родители наблюдают, помогают, но никак не отбирают у ребёнка возможность развиваться.

Есть ещё одна особенность, о которой хотелось бы упомянуть. Ребёнок, освоивший ;метод каприза ;, будет пробовать применять его в разных ситуациях и с разными людьми, ведь так заманчиво получить желаемое, лишь топнув ножкой или пустив слезу, которая мгновенно высыхает, как только цель достигнута. Это, так скажем, проверка взрослых на прочность: устоит ; не устоит, даст ; не даст. Поэтому столкнувшись с таким поведением ребёнка, не стоит идти у него на поводу.

Если про вашего ребёнка можно сказать, что он каприза, то прежде всего старайтесь понять причину, почему он так себя ведёт.

Важно помнить, что в любом случае, когда ребёнок капризничает, он сообщает взрослым о том, что с ним что-то не так, что ; то происходит, с чем он не может справиться, и что ему нужна помощь.

Задача взрослого ; определить, что именно происходит не должным образом : болен ли ребёнок, устал или идёт привычным путём, чтобы заполучить нечто желаемое ; будь то игрушка или ваше внимание.

О admin

x

Check Also

Особенности воспитания ребенка в Приемной семье

В настоящее время немало семей воспитывает приемных детей. Основная причина этого – физическое здоровье супругов и их неспособность иметь своих детей. Иногда бездетность становится настоящей трагедией.

Детская кровать, размеры спального места и наружные габариты

Детская кровать: ее размеры и габариты Смена кроватей в детской Градация детских кроватей по размерам Детские кроватки от 0 до 3 лет Приставные кроватки Производители и модели приставных кроваток Кровать-манеж для ребенка до 3 лет Кровать-трансформер Детская кровать для дошкольника и школьника Кровать подростка и ее размеры Подбор размера кровати для ребенка Кровать ; место, где ребенок проводит значительную часть своей жизни.

Трудности воспитания приемного ребенка

Зачастую при воспитании приемного ребенка родители сталкиваются с такими же проблемами, как при воспитании родных детей, только приемные дети нуждаются в более осторожном и внимательном отношении, так как они являются более уязвимыми, ведь им пришлось уже многое испытать за свою маленькую жизнь.

Детская кроватка-манеж: советы по выбору

Кроватка-манеж – спокойствие родителей и безопасность ребенка Главная Советы родителям Детские вещи Кроватка-манеж – спокойствие родителей и безопасность ребенка Здоровый и крепкий сон дарит хорошее настроение ребенку и спокойствие маме и папе.

Детская замкнутость и ее коррекция

В наше время, когда технический прогресс часто заменяет людям общение в реальной жизни, все острее встает проблема замкнутости у детей. Малыши видят, что их родителям достаточно непродолжительного телефонного разговора, а по вечерам все члены семьи расходятся по своим углам и сидят перед телевизором, с планшетом в руках или за компьютером.

Особенности воспитания в приемной семье: При усыновлении ребенка приемным родителям понадобится умение создать

При усыновлении ребенка приемным родителям понадобится умение создать для него благоприятную семейную обстановку. Это значит, что они должны не только помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи.

Детская замкнутость – причины и последствия, советы психолога

Не у каждого ребенка выход во двор или поход в гости проходит успешно. Иногда ребенок долго пытается найти подход к другим деткам и не всегда находит его. Может, ребенок самодостаточная личность и ему скучно со сверстниками? Чем грозит детская замкнутость? Первое, с чем необходимо разобраться – это симптомы замкнутости: ребенок редко говорит, а если говорит, то это короткие фразы, шепот; держится дальше от коллектива, с трудом общается с новыми людьми; отсутствие друзей; не выражает свое мнение; не контактирует с взрослыми, утаивает свои чувства; уклоняется от ответов в разговоре фразой я не знаю; излишняя осторожность в поступках; различные проявления в психосоматике (боли в животе); часто держит руки в карманах, за спиной, прижимает к себе, отсутствует живая жестикуляция.

Особенности воспитания приемного ребенка

На сегодняшний день проблема воспитания приемных детей становится крайне актуальной. Это связано с тем, что в последние годы количество семей, желающих усыновить ребенка, значительно увеличилось.

MedWeb – Наказание как элемент воспитания ребенка: быть или не быть

Наказание как элемент воспитания ребенка: быть или не быть Наказание как элемент воспитания ребенка: быть или не быть Родители делятся на две основные категории: практикующие наказание детей и полностью отказавшиеся от такой меры воздействия.

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Физическое наказание ребенка, как метод воспитания – быть или не быть – Блог Юлии

Физическое наказание ребенка, как метод воспитания ; быть или не быть? Каждый родитель имеет собственное мнение по поводу воспитания ребенка с применением физического наказания.

Как правильно наказывать ребенка: методы воспитания

Нужно ли наказывать ребенка и как это делать правильно? Читайте в этой статье: Рано или поздно каждый родитель сталкивается с непослушанием своего чада и тут встает вопрос: как правильно наказывать ребенка и стоит ли это делать?. Конечно, с возрастом малыш не всегда ведет себя так, как хотелось бы его родителям, тем самым выводя их из себя и подводя к неадекватной реакции на его поведение.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ БИТЬ РЕБЕНКА, ИЛИ О ПРЕИМУЩЕСТВАХ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ – Системно Векторная Психология

Вы спрашиваете, почему нельзя бить ребенка ? Обратимся к статистике. По данным Детского фонда ООН в 2010 году в России 100227 детей пострадало от насилия в семье. Убиты 1684 ребенка, покалечены – 3161 , причинен тяжкий вред 2386 . Около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет бьют родители.

Детская замкнутость

Бывает, что родители, со временем взросления своего ребёнка, начинают замечать, что их чадо ни с кем не общается, у него нет друзей. Такое бывает, когда он замыкается в себе.

Можно ли бить ребенка по попе в целях воспитания?

Когда в семье появляется ребенок, родители обещают себе заботиться о нем и никогда не обижать. Но это непросто реализовать, ведь подрастая, дети начинают испытывать терпение взрослых непослушанием и шалостями.

Особенности и формы воспитания ребенка в семье

В семье закладываются основы личности ребенка, ведь маленький человечек получает свой первый жизненный опыт именно в семейном кругу. Отношение к окружающему миру, нравственные основы, манеры поведения и привычки, которые человек приобретает в детские годы, могут сопровождать его в течение всей жизни.

Что мы знаем о китайцах? Особенности воспитания мальчиков в Китае, OurBoys

Что мы знаем о китайцах? Особенности воспитания мальчиков в Китае. Что мы знаем о китайцах? Что это трудолюбивые тихие люди, способные работать целыми сутками в самых нечеловеческих условиях.

Детская зависть: польза или вред?

В религии и народном фольклоре понятие зависть, как правило, имеет негативный оттенок, является пороком человеческим и осуждается окружающими. Обратившись к толковому словарю, можно обнаружить определения зависти как досады о чужом благе, неудовольствии при виде чужого счастья или желании иметь то, что есть у другого.

Читать книгу 100 ошибок воспитания, которых легко избежать Ольги Маховской: онлайн чтение – страница 5

Текст книги 100 ошибок воспитания, которых легко избежать - Ольга Маховская Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Детская зависть

Детская зависть – явление частое. В отличие от взрослых, умеющих скрывать эмоции, дети проявляют зависть открыто. Если малышу нравится игрушка в руках другого ребенка, то для него совершенно естественно попытаться игрушку забрать.

Четыре типа семейного воспитания – выбор за вами

Ни для кого не секрет, что воспитание детей в семье закладывает основной фундамент характера и серьезно влияет на будущее ребенка По своей сути этот процесс можно смело назвать творением человека.

Детская жадность: причины и рекомендации, Женская планета

Практически все родители чувствуют себя неловко, сталкиваясь с вредными привычками и проблемой жадности своего малыша. Ведь он может отобрать понравившуюся игрушку у другого ребенка или же начинает лить слезы после того, как кто-то из малышей возьмёт его мяч или заговорит с любимой мамочкой.

ЧЕМУ УЧАТ В СЕМЬЕ» или 10 правил семейного воспитания

«ЧЕМУ УЧАТ В СЕМЬЕ» или 10 правил семейного воспитания 1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится…(ненавидеть). 2. Если ребенок живет во вражде, он учится…(быть агрессивным). 3. Если ребенок растет в упреках, он учится…(жить с чувством вины). 4. Если ребенок растет в терпимости, он учится …(понимать других). 5. Если ребенка хвалят, он учится…(быть благородным). 6. Если ребенок растет в честности, он учится быть …(справедливым). 7. Если ребенок растет в безопасности, он учится…(верить в людей). 8. Если ребенка поддерживают, он учится…(ценить себя). 9. Если ребенка высмеивают, он учится…(быть замкнутым). 10. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится…(находить любовь в этом мире). Чему надо научить своего ребенка? В жизни есть многое, чему должен научиться ребенок, пока вырастет.

Характеристика стилей семейного воспитания

Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн.. № 9(39). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5113 (дата обращения: 06.04.2018). Статья посвящена теме семейного воспитания.

Рейтинг@Mail.ru