Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Особенности воспитания детей в многодетных семьях
Многодетной семьёй принято считать семью с трёмя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

Особенности воспитания детей в многодетных семьях

Многодетной семьёй принято считать семью с трёмя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. [2, с.5]

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

1. Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно. [2, с.10]

Многодетные семьи относятся к категории семей, актуально нуждающихся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию. Этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:

1) Материально-бытовые (финансовые) проблемы.

Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходов пособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания гораздо менее разнообразная. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

2) Проблема трудоустройства родителей.

Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

3) Жилищная проблема.

Для многодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей.

4) Психолого-педагогические проблемы.

В благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях. По данным исследований 77% многодетных родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности, более высокий по сравнению со сверстниками уровень тревожности и подозрительности, ощущают чувство неуверенности в школе, для них характерны слабое здоровье, что может негативно сказаться на их дальнейшей судьбе. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима дня детей. Как правило, такие семьи не имеют возможности для автономности каждого ребенка – личного уголка, своей территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, что зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу, начинают рано работать, имею большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие формы девиантного поведения.

5) Медицинские проблемы.

Сложный психологический климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность многодетных семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. В таких семьях 10-15% проблемных детей. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования. [23, с.157]

Но, не смотря на многие отрицательные моменты, как свидетельствует статистика, семьи с двумя-тремя детьми более стабильны, т.к. дети скрепляют супружеский союз и повышают ответственность за семью.

Многодетная семья обеспечивает реальную возможность постоянного общения между людьми разного пола, возраста, снижают возможность формирования таких качеств, как эгоизм, себялюбие, леность. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которые возникают в многодетной семье – хорошая почва для развития детей, для совершенствования личности родителей. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимо уважительное отношение к старшим. Многодетная семья является незаменимой школой коллективизма, подготовки каждого ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни. [24, с.208]

Воспитание в семье осуществляется не только родителями, но и старшими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Это может иметь как положительные (опыт заботы о другом человеке, общения с малышами), так и отрицательные (приобретение старшими детьми установок на бездетность, эгоизм у младших детей, как результат чрезмерной опеки) последствия в зависимости от педагогической грамотности родителей. Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильнее всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отношениях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать сложности. В таких семьях наблюдаются проблемы взаимоотношений между детьми. [28, с. 184]

Режим в семье, где несколько детей, должен быть особым: ведь в то время, когда старшим детям нужна тишина для подготовки уроков, младшие не могут, по всей вероятности, удовлетворить свою потребность в движении, которая реализуется у них в шумных играх. Родители в праве требовать от старших детей помощи младшим в учебе.

В правильно организованной многодетной семье более естественно решается проблема «дети и деньги». Здесь с раннего возраста каждый убеждается в целесообразности семейной экономики, привыкает считаться с возможностями семьи, уважать потребности близких людей, учиться планировать расходы. В многодетной семье труд каждого, независимо от возраста, является необходимостью. Однако здесь существует опасность неправильного распределения обязанностей между детьми: порой старший ребенок лишается значительной части тех детских и юношеских радостей, которые доступны его товарищам из малодетных семей. Младшие же дети в подобной ситуации вырастают изнеженными эгоистами, уверенными в том, что за все их поступки и промахи должен нести ответственность кто-то другой. [21, с. 169]

Многие педагоги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сердечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. В большой семье легче реализовать в сознании и поведении ребенка таки нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение.

Таким образом, анализ специфики воспитания детей в многодетной семье показал, что в ней сталкиваются и положительные и отрицательные факторы, тем или иным образом влияющие на воспитание и социализацию детей. С одной стороны, многодетные семьи сталкиваются с множеством проблем (ограниченная жилищная площадь, недостаток средств, загруженность родителей на работе и т.д.), которые являются негативными факторами. С другой стороны, в ней существует межвозрастное и близковозрастное общение. Этот фактор многодетной семьи благоприятно действует на становление личности ребенка в таких аспектах, как коммуникабельность, развитие эмпатии, трудолюбия, самостоятельности, в целом, способствует лучшей подготовке детей к взрослой жизни, их социализации. [21, с.198]

К сожалению, в органах социальной защиты населения сегодня отсутствует комплексный подход к решению проблем многодетных семей – основное внимание уделяется материальному положению семей. Поэтому для оказания разносторонней помощи многодетным семьям успешно применяется деятельность социальных педагогов.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Некоторые аспекты воспитания приемного ребенка

1. Что такое семейное воспитание. Стили воспитания. Особенности семейного воспитания приемных детей 2. Вопросы для самопроверки 3. Домашнее задание 1. Что такое семейное воспитание.

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?! (слайд 1) Детская ложь – одна из самых исследованных проблем в психологии, однако справиться с ней в повседневной жизни еще никому не удавалось.

Особенности и проблемы воспитания приемного ребенка в семье

Огромное количество семей, по причине недостаточного физического здоровья и неспособности зачать собственного ребенка, идут на усыновление. В большинстве случаев бездетность является настоящей трагедией.

Детская лень: причины и методы борьбы

Далеко не редкость, что многие дети демонстрируют абсолютное нежелание что-либо делать. Например, родители просят помочь по дому, убрать свои игрушки или сделать собственными руками подарок бабушке на день рождения, а малыш или отказывается, или принимается за все с огромной неохотой, хотя само дело никак нельзя назвать сложным или невыполнимым.

Особенности воспитания ребенка в Приемной семье

В настоящее время немало семей воспитывает приемных детей. Основная причина этого – физическое здоровье супругов и их неспособность иметь своих детей. Иногда бездетность становится настоящей трагедией.

Детская кровать, размеры спального места и наружные габариты

Детская кровать: ее размеры и габариты Смена кроватей в детской Градация детских кроватей по размерам Детские кроватки от 0 до 3 лет Приставные кроватки Производители и модели приставных кроваток Кровать-манеж для ребенка до 3 лет Кровать-трансформер Детская кровать для дошкольника и школьника Кровать подростка и ее размеры Подбор размера кровати для ребенка Кровать ; место, где ребенок проводит значительную часть своей жизни.

Трудности воспитания приемного ребенка

Зачастую при воспитании приемного ребенка родители сталкиваются с такими же проблемами, как при воспитании родных детей, только приемные дети нуждаются в более осторожном и внимательном отношении, так как они являются более уязвимыми, ведь им пришлось уже многое испытать за свою маленькую жизнь.

Детская кроватка-манеж: советы по выбору

Кроватка-манеж – спокойствие родителей и безопасность ребенка Главная Советы родителям Детские вещи Кроватка-манеж – спокойствие родителей и безопасность ребенка Здоровый и крепкий сон дарит хорошее настроение ребенку и спокойствие маме и папе.

Детская замкнутость и ее коррекция

В наше время, когда технический прогресс часто заменяет людям общение в реальной жизни, все острее встает проблема замкнутости у детей. Малыши видят, что их родителям достаточно непродолжительного телефонного разговора, а по вечерам все члены семьи расходятся по своим углам и сидят перед телевизором, с планшетом в руках или за компьютером.

Особенности воспитания в приемной семье: При усыновлении ребенка приемным родителям понадобится умение создать

При усыновлении ребенка приемным родителям понадобится умение создать для него благоприятную семейную обстановку. Это значит, что они должны не только помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи.

Детская замкнутость – причины и последствия, советы психолога

Не у каждого ребенка выход во двор или поход в гости проходит успешно. Иногда ребенок долго пытается найти подход к другим деткам и не всегда находит его. Может, ребенок самодостаточная личность и ему скучно со сверстниками? Чем грозит детская замкнутость? Первое, с чем необходимо разобраться – это симптомы замкнутости: ребенок редко говорит, а если говорит, то это короткие фразы, шепот; держится дальше от коллектива, с трудом общается с новыми людьми; отсутствие друзей; не выражает свое мнение; не контактирует с взрослыми, утаивает свои чувства; уклоняется от ответов в разговоре фразой я не знаю; излишняя осторожность в поступках; различные проявления в психосоматике (боли в животе); часто держит руки в карманах, за спиной, прижимает к себе, отсутствует живая жестикуляция.

Особенности воспитания приемного ребенка

На сегодняшний день проблема воспитания приемных детей становится крайне актуальной. Это связано с тем, что в последние годы количество семей, желающих усыновить ребенка, значительно увеличилось.

MedWeb – Наказание как элемент воспитания ребенка: быть или не быть

Наказание как элемент воспитания ребенка: быть или не быть Наказание как элемент воспитания ребенка: быть или не быть Родители делятся на две основные категории: практикующие наказание детей и полностью отказавшиеся от такой меры воздействия.

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Физическое наказание ребенка, как метод воспитания – быть или не быть – Блог Юлии

Физическое наказание ребенка, как метод воспитания ; быть или не быть? Каждый родитель имеет собственное мнение по поводу воспитания ребенка с применением физического наказания.

Как правильно наказывать ребенка: методы воспитания

Нужно ли наказывать ребенка и как это делать правильно? Читайте в этой статье: Рано или поздно каждый родитель сталкивается с непослушанием своего чада и тут встает вопрос: как правильно наказывать ребенка и стоит ли это делать?. Конечно, с возрастом малыш не всегда ведет себя так, как хотелось бы его родителям, тем самым выводя их из себя и подводя к неадекватной реакции на его поведение.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ БИТЬ РЕБЕНКА, ИЛИ О ПРЕИМУЩЕСТВАХ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ – Системно Векторная Психология

Вы спрашиваете, почему нельзя бить ребенка ? Обратимся к статистике. По данным Детского фонда ООН в 2010 году в России 100227 детей пострадало от насилия в семье. Убиты 1684 ребенка, покалечены – 3161 , причинен тяжкий вред 2386 . Около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет бьют родители.

Детская замкнутость

Бывает, что родители, со временем взросления своего ребёнка, начинают замечать, что их чадо ни с кем не общается, у него нет друзей. Такое бывает, когда он замыкается в себе.

Можно ли бить ребенка по попе в целях воспитания?

Когда в семье появляется ребенок, родители обещают себе заботиться о нем и никогда не обижать. Но это непросто реализовать, ведь подрастая, дети начинают испытывать терпение взрослых непослушанием и шалостями.

Особенности и формы воспитания ребенка в семье

В семье закладываются основы личности ребенка, ведь маленький человечек получает свой первый жизненный опыт именно в семейном кругу. Отношение к окружающему миру, нравственные основы, манеры поведения и привычки, которые человек приобретает в детские годы, могут сопровождать его в течение всей жизни.

Что мы знаем о китайцах? Особенности воспитания мальчиков в Китае, OurBoys

Что мы знаем о китайцах? Особенности воспитания мальчиков в Китае. Что мы знаем о китайцах? Что это трудолюбивые тихие люди, способные работать целыми сутками в самых нечеловеческих условиях.

Детская зависть: польза или вред?

В религии и народном фольклоре понятие зависть, как правило, имеет негативный оттенок, является пороком человеческим и осуждается окружающими. Обратившись к толковому словарю, можно обнаружить определения зависти как досады о чужом благе, неудовольствии при виде чужого счастья или желании иметь то, что есть у другого.

Читать книгу 100 ошибок воспитания, которых легко избежать Ольги Маховской: онлайн чтение – страница 5

Текст книги 100 ошибок воспитания, которых легко избежать - Ольга Маховская Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Детская зависть

Детская зависть – явление частое. В отличие от взрослых, умеющих скрывать эмоции, дети проявляют зависть открыто. Если малышу нравится игрушка в руках другого ребенка, то для него совершенно естественно попытаться игрушку забрать.

Рейтинг@Mail.ru