Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Психологический тренинг для родителей: Радость воспитания
Психологический тренинг для родителей: Радость воспитания - Научиться разрешать конфликты мирным путем, не оказывая влияния с позиции силы; - Найти пути, ведущие к развитию у ребенка правильной оценки своих поступков; - Осознать конечные цели, которые преследует ребенок своим поведением; amp;8232; - Стать счастливым и спокойным родителем.

Психологический тренинг для родителей: Радость воспитания

Психологический тренинг для родителей: Радость воспитания

– Научиться разрешать конфликты мирным путем, не оказывая влияния с позиции силы;

– Найти пути, ведущие к развитию у ребенка правильной оценки своих поступков;

– Осознать конечные цели, которые преследует ребенок своим поведением; amp;8232;

– Стать счастливым и спокойным родителем. amp;8232;

Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги на каждого участника, флипчарт, скотч, карандаши цветные и простые, маркеры, фломастеры, спектрокарты У. Халкола, А. И. Копытина, смайлик мячик, широкая лента или платочек – 6 шт.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменить взрослое отношение к особенностям детского поведения и проблемам детства. О том, как строить общение и сотрудничество между взрослыми и детьми. Обсудим, как можно научиться быть успешным родителем, педагогом.

1. Приветствие «Передай пакет»

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.

Ведущий: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка. Предлагаю вам бумажный пакет, в котором написаны задания. Пакет передаете по кругу или бросаете друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет открывает его и берет первый, попавший в руки листок, читает и выполняет задание. Игра будет продолжаться пока все листочки в пакете не закончатся.

(Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?)

Сообщение психолога о правилах работы группы (под¬готовить на отдельном плакате).

Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждым участником группы. Перечень правил:

Активность. Старайтесь участвовать во всех упражнениях.

На занятии может говорить только один человек. Не перебивайте! Уважайте друг друга! Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом

Правило поднятой руки. Не выкрикиваем, если что-то очень хочется сказать, поднимите руки.

Обсуждаем только то, что происходит здесь и сейчас.

Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.

Правило «стоп». Если Вы не готовы обсуждать эту тему, то можно пропустить ход.

3. Презентация «Давайте познакомимся» (работа в дневниках)

Ведущий: Уважаемые родители! Наша встреча будет необычная. Все что будет происходить, предлагаю оставить в своей памяти. Предлагаю каждому из Вас дневник для работы на сегодняшней встрече. Рекомендую быть откровенными, искренними, открытыми в своих ответах, потому что это позволит помочь найти пробелы в воспитании вашего ребенка и проанализировать их. Ваши ответы будут конфиденциальными, поэтому надеюсь на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания.

Откройте дневники и заполните первую страницу.

Ваши семейные ценности__________________________________________________________

Для эффективности работы предлагаю вам заполнить визитки со своим именем.

4. Беседа «Вспомним своих родителей»

Ваш ребенок стал взрослеть. Вы видите в нем много перемен, стараетесь изменить подходы в общении с ним. Ищете новые приемы воздействия на него, «входите в роль» строгого или, наоборот, доброго родителя. Вы можете даже не догадываться, что усвоили представления о родительской роли задолго до того, как обзавелись детьми. Разумеется, вы усвоили это представление, наблюдая за поведением собственных родителей (или других людей, заботившихся о вас) и оценивая их отношение к вам и друг к другу. Вспомните поведение ваших родителей, когда вы были подростками. Насколько сильное влияние могло оказать поведение ваших родителей в тот период на ваше нынешнее отношение к собственным детям.

Какими были ваши родители? Были ли они любящими, жестокими, нежными, бесстрастными, строгими, снисходительными, честными?

– Каким было преобладающее выражение их лиц? Улыбались ли они, хмурились или избегали смотреть в глаза?

– Как они обращались с вами, когда сердились? Кричали они на вас, бранили или наказывали вас, и если да, то, каким образом?

– Отдавали ли они предпочтение кому-либо из детей, если у вас были братья или сестры?

– Вспомните самое плохое и самое хорошее, что вам приходилось слышать от них. Как они выражали свой гнев, страх, любовь, печаль?

– Пытались ли они манипулировать вами? Если пытались, то, каким образом, — заставляя вас испытывать чувство вины, пугая вас, подкупая вас, расточая вам фальшивые комплименты?

– Какими были их жизненные девизы или семейные пословицы (Например, «Тише едешь – дальше будешь».) Полезными или сковывающими оказались для вас эти изречения?

– Доверяли ли вы своим родителям? Лгали ли они вам?

– Соревновались ли они с вами или друг с другом?

– Было ли у вас ощущение, что, в общем и целом, они находятся на вашей стороне?

– Что вам особенно не нравилось в них? Почему?

– Что вам особенно нравилось в них? Почему?

Ваши ответы дадут вам возможность больше узнать о том, какими были ваши родители. Воспользуйтесь этой информацией для более полного осознания своего сходства с ними или отличия от них.

Просмотрите свои ответы и спросите себя: «В чем я могу копировать их?». Какие ваши манеры, жесты или тон голоса напоминают родительские. Спросите себя также: «В чем я сознательно стараюсь быть непохожим на них?».

Это упражнение является примером того, как решения, принятые нами на основе раннего опыта, становятся частью нашего мира и оказывают сильное влияние на развитие нашей личности.

5. Упражнение «Что я возьму из опыта своих родителей».

Цель: проанализировать опыт собственного воспитания и определить позитивные и негативные стороны влияния семейного воспитания.

(Вначале выполнения упражнения ведущий просит группу вспомнить истории из своего детства, методы воспитания родителей, которые применяли к ним родители в детстве).

Ведущий: Предлагаю вам разделить лист на две части. В одной половинке листа запишите, положительный опыт, который вы возьмете из опыта своих родителей (не менее 3 пунктов), в другой половине листа напишите отрицательный опыт, который вы никогда не будете использовать в своем родительстве.

Вывод: опыт собственного родительства формируется на основе моделей семейного воспитания.

6. Упражнение «Карта родительских ролей»

Цель: повышение уровня родительской компетентности.

Ведущий: Быть родителем – очень сложная и многосторонняя задача. Нам известно, что ребенку нужны любовь, забота и ограничения. А что это обозначает в действительности? Быть родителем – это роль человека на всю жизнь. Умение быть родителем рождается в результате взаимоотношений с ребенком, но каждый родитель получает начальные навыки для этого процесса из своего родного дома и из окружающей среды, в которой он вырос. Быть ответственным родителем – это необходимость для нормального развития ребенка, а также немаловажная задача с позиций общества, может быть, самая важная с точки зрения жизни.

Рассмотрим с вами «Карту родительских ролей». Отметьте, пожалуйста, какие роли, по Вашему мнению, выполняет родитель в воспитании ребенка? Распределите круг на сектора и отметьте эти роли. Пронумеруйте их в порядке значимости для вас.

Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура – треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а у кого в руках окажется круг – будет мамой. Мать ребенка очень о нем заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим все выше перечисленное на конкретном примере.

Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок

– Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.

– Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!

Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)

Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваюсь с последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:

– Мама, а кто такой дядя Юра?

– Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)

Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.

– Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…

– Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)

Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:

– Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)

Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.

– Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)

Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:

– Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).

Ведущий: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуац ий:

– Не завязывать глаза или уши – разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

– Не завязывать рта – выслушать ребенка;

– Не завязывать руки – помыть руки после прогулки;

– Не завязывать ноги – обуть резиновые сапоги;

– Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.

Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

8. Игровое упражнение «Запрещаем – разрешаем»

На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.

• зеленый символизирует зону «Полная свобода»;

• желтый – зону «Относительная свобода»;

• красный – зону «Запрещено».

Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.

Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

9. Работа с набором «Спектро-граффити» («Спектрокарты» У. Халкола, А. И. Копытин)

Ведущий: вашему вниманию представлены фотографии. В течение 5-10 минут внимательно рассмотрите фотографии и выберите из них одну или две, которые отвечают на вопрос «Что является для вас наиболее важным в жизни в настоящий момент?» после выбора член группы садится на свое место, показывает и комментирует свою фотографию. Просьба не прерывать рассказ вопросами и обсуждениями, каждый лишь по очереди рассказывает про свою фотографию. После того, как все участники расскажут про выбранные фотографии, мы можем перейти к вопросам и комментариям.

10. Завершающее упражнение «Пожелания по кругу»

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Частые ошибки в воспитании детей

В каждой семье свои правила воспитания детей. Родители воспитывают детей согласно своим представлениям, опираясь на свой жизненный опыт и навыки. Но специалисты выделяют 10 самых распространённых ошибок, которые допускают родители в воспитании своих детей: Нельзя говорить детям, что вы их больше не будете любить Обычно такая тактика действует очень эффективно, но дети рано или поздно поймут, что вы их дурачили, и будут воспринимать вас как лживых людей, которым не стоит верить.

Цитаты о воспитании детей, афоризмы о семье и детях

Интересные и познавательные цитаты о семье и детях. Дети – это самое дорогое из развлечений. У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать и нет ничего глупее, чем пытаться подменить это его умение нашим.

Участие бабушек и дедушек в воспитании детей в современной семье – Участие бабушек и дедушек в воспитании детей

Участие бабушек и дедушек в воспитании детей в современной семье Современная семья меняется: все меньше и меньше семей, где бабушки и дедушки живут под одной крышей со своими взрослыми детьми и их потомством.

Участие бабушек и дедушек в воспитании детей

Самые родные и близкие люди для ребенка после родителей, это конечно же бабушка и дедушка. Их отношение к внукам имеет эмоциональную основу, оно подлинно и бескорыстно.

Три фатальных ошибки в воспитании детей

К сожалению, в наше перенасыщенное информацией время с взвинченными скоростями и постоянным цейтнотом мало кто из родителей успевает осознать, осмыслить и оценить свои действия, когда воспитывает свое чадо.

Традиции в воспитании детей, Babyphotostar

В современном прогрессивном обществе народные традиции при воспитании детей все чаще отходят на второй план. Тем не менее, некоторые родители задают себе вопрос, а нужно ли воспитывать ребенка в соответствии с ними? Пойдет ли малышу на пользу знакомство с обрядами и праздниками? Как уверяют психологи и педагоги, некоторые способы народного воспитания детей все же следует перенять и применять.

Топ-20 самых частых ошибок родителей в воспитании детей

Топ-20 самых частых ошибок родителей в воспитании детей Даже самые хорошие родители часто совершают ошибки в воспитании детей, которые впоследствии могут негативно сказываться на ребенке и его взаимоотношениях с родными и близкими.

ТОП-8 книг, чтобы узнать о воспитании детей все

Пишем о том, что интересно и важно для сознательных родителей (особенно мам). Естественное родительство, ЗОЖ, психология, интервью с успешными мамами. Подписка на дайджест самого интересного за неделю — внизу статьи.

Топ-5 типичных ошибок в воспитании детей, Чадо мое

Родители делают все, чтобы их детки росли счастливыми и умными. Как же так получается, что из радостных пупсиков вырастают несчастные люди, неспособные устроить свою жизнь? Что мы, родители, делаем не так? Как избежать ошибок в воспитании детей? 5 типичных ошибок в воспитании детей: Для чего вам ребенок? Он родился не для того, чтобы сделать жизнь родителей счастливой.

Топ-5 типичных ошибок в воспитании детей, Сімейна психологія

Порой мы можем совершать ошибки в воспитании своих детей, а они впоследствии могут платить за это слишком высокую цену, расплачиваясь своей самооценкой, замкнутостью. Мы же, в свою очередь, даже не подозреваем, чем наша халатность и неграмотность в вопросах воспитания может обернуться детям.

ТОП-5 типичных ошибок в воспитании детей

Родители делают все, чтобы их детки росли счастливыми и умными. Как же так получается, что из радостных пупсиков вырастают несчастные люди, неспособные устроить свою жизнь? Что мы, родители, делаем не так? Как избежать ошибок в воспитании детей? 1. Не сбивайтесь с цели Для чего вам ребенок? Он родился не для того, чтобы сделать жизнь родителей счастливой.

ТОП-5 ошибок родителей в воспитании детей

Ошибки воспитания детей, допущенные в детстве, иногда приводят к возникновению у ребенка нервозности, которая может препятствовать его дальнейшему нормальному развитию.

Топ из 10 ошибок родителей в воспитании детей

Любой из родителей мечтает хорошо воспитать своего малыша. Что лично вы вкладываете в это «хорошо»? Являются ли ваши методы воспитания правильными? Молодые родители допускают множество ошибок, которые негативно сказываются на физических возможностях вашего чада, его психическом состоянии.

Топ 10 ошибок родителей в воспитании детей

Все родители хотят хорошо воспитать своего ребенка, но что для вас означает слово «хорошо»? Как вы считаете, правильно ли вы воспитываете своих малышей? Большинство родителей допускает массу ошибок, отрицательно сказывающихся на психике их детей.

Топ 10 ошибок в воспитании детей

С рождением ребенка мы обретаем важную социальную роль – роль матери или отца, то есть в какой-то степени становимся педагогами. Нам кажется, что никто так хорошо не справляется со своими родительскими обязанностями, как мы, потому что мы все знаем и понимаем о своём чаде.

Типичные трудности и ошибки родителей в воспитании детей

Типичные трудности и ошибки родителей в воспитании детей 1. Наиболее часто встречающийся тип неправильного семейного воспитания – гиперопека. Гиперопека – это неестественный, повышенный уровень заботы.

Типичные педагогические ошибки родителей в семейном воспитании детей: основные проблемы с установлением границ – Век живи

Типичные педагогические ошибки родителей в семейном воспитании детей: основные проблемы с установлением границ С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения.

Типичные педагогические ошибки родителей в семейном воспитании детей: основные проблемы с установлением границ

С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения. И даже обладая знаниями в сфере психологии и педагогическими навыками, не исключены промахи и перекосы.

Типичные ошибки родителей в воспитании одаренных детей – Информационное агентство МАНГАЗЕЯ

Типичные ошибки родителей в воспитании одаренных детей Воспитание одарённого ребенка в семье – задача, требующая особенного подхода и корректных действий. Неправильная родительская позиция в воспитании такого ребенка может нанести вред не только его развитию, но и становлению личности.

Типичные ошибки родителей в воспитании одарённых детей

Типичные ошибки родителей в воспитании одарённых детей Воспитание одарённого ребенка в семье – задача, требующая особенного подхода и корректных действий. Неправильная родительская позиция в воспитании такого ребенка может нанести вред не только его развитию, но и становлению личности.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей, Статья

Большинство людей слишком эмоциональны, чтобы всегда поступать правильно и обдуманно, а потому ошибки бывают даже у самых любящих и ответственных родителей. К тому же в значительной степени мы «копируем» стиль воспитания, который применялся когда-то к нам.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей реферат

Необычная ручка в виде шприца. Состоит из пластикового корпуса с нанесением мерной шкалы. Внутри находится жидкость желтого цвета, Изготовлены из влагостойкого и грязестойкого материала, сохраняющего свои свойства в любых погодных условиях.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей (главные проблемы)

Семейное воспитание: самые распространенные ошибки родителей Семейное воспитание – основополагающая часть воспитания ребенка в целом и та база, на которой будет выстроена его взрослая личность.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей – Студопедия

Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь – детей.

Рейтинг@Mail.ru