Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Социально-психологические особенности семейного воспитательного воздействия – ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ – Педагогическая психология: учебное-методическое пособие
4 ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 4.2. Социально-психологические особенности семейного воспитательного воздействия Существенное значение для прогноза эффективности семейных влияний на развитие личности ребенка в современной психологической науке приобретает исследование социально-психологических особенностей семьи как малой контактной группы.

Социально-психологические особенности семейного воспитательного воздействия – ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ – Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

4 ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

4.2. Социально-психологические особенности семейного воспитательного воздействия

Существенное значение для прогноза эффективности семейных влияний на развитие личности ребенка в современной психологической науке приобретает исследование социально-психологических особенностей семьи как малой контактной группы. С точки зрения социальной психологии семья является социальной группой (что соответствует определенным нормам и ценностям конкретного общества), объединенной формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений супругов между собой, детей к родителям, родителей к детям и детей между собой), которые проявляются в любви, привязанности и интимности ее членов.

В современной психологической науке с целью выяснить особенности организации в семье воспитательного процесса принято выделять такие направления ее психологического анализа:

Состав семьи. По этому признаку выделяют полные семьи, в которых дети проживают с обоими родителями, неполные, если нет одного из родителей, и формально полные, когда в семье есть оба родителя, но один из них по каким-то причинам не принимает участия в воспитании ребенка. Понятно, что самые благоприятные психологические условия для полноценной семейной социализации вероятнее всего ожидать от полных семей.

Характеризуя полную семью, необходимо учитывать взаимоотношения, что в ней складываются по типам:

Эти структурные характеристики, имея относительную автономность, представляют собой социально-психологическое единство. Полной считается такая семья, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений. Реально, однако, семья может быть и неполной. Наиболее распространенной современной формой неполной семьи является семья без супруги, когда только один из родителей (чаще всего мать) воспитывает детей.

Характеристика семьи определяется по критерию: гармоничное или проблемная. Полная семья, что имеет в наличии все типы взаимоотношений, называется полноценной. В большинстве случаев такие семьи в педагогической психологии характеризуются как гармоничные, если внутрисемейные отношения в них соответствуют принципиальные гуманности – формированию и проявлению отношений к другому, как к себе, и к себе, как к другому; предусматривают взаимную щедрость и доброту, уважение и требовательность. Все это обеспечивает благоприятный социально-психологический климат в семье. Следовательно, полнота социально-психологической структуры семьи и существования в ней активных взаимоотношений между всеми элементами такой структуры, строящиеся на принципах взаимозаинтересованности и положительной взаємоприв’язаності, создают психологический фундамент гармоничных отношений в семье. Понятно, что всю полноту таких отношений трудно воспроизвести в условиях неполной или фор-мально полной семьи. Именно поэтому по результатам психологических обследований неполные и формально полные семьи гораздо чаще попадают в разряд проблемных (конфликтных, антипедагогічних, асоциальных).

Типичное состояние (микроклимат семьи) в психологии понимается как характерный для всех членов семьи способ самочувствие в ней, который определяет их отношение к семье. Здесь различают эмоционально комфортные семьи, где дети в основном переживают эмоционально комфортные ощущения защищенности, уюта и дружелюбия их членов, которые, в свою очередь, выступают как внутренний эквивалент гармоничных отношений; тревожные семьи, микроклимат которых чаще всего является проекцией личностных характеристик родителей, и семьи, которым присущ эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение. Как правило, такой микроклимат характерен для проблемных семей с существенными отклонениями общения родителей от норм эффективной педагогической коммуникации.

Стиль семейного воспитания. Как правило, сам стиль определяет в семье систему воспитания, сочетающий объективно существующую и не всегда осознанную конфигурацию целей и задач воспитательной работы с детьми, более-менее цілеспрямова-не применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить по отношению к детям. Своеобразие сочетания родителями в отношении ребенка социальных ожиданий (ожиданий) требований и контролирующих санкций в психологии принято определять как стиль семейного воспитания. По этому признаку выделяются пять стилей или тактик воспитания в семье:

• Авторитарный воспитательный стиль имеет в основе тактику диктата, которая проявляется в систематическом пригнічуванні одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей, которая сопровождается систематическим игнорированием интересов и отношение ребенка, лишением ее права голоса при вирішуванні вопросам, которые имеют к ней непосредственное отношение, жесткий приказ, принуждение и произвол родителей – все это гарантия серьезных неудач в формировании личности ребенка. Родители, которые отдают предпочтение таким видам воздействия на ребенка, как приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением дить-ны, которая отвечает на нажим, принуждение и угрозы контрмерами: вспышками агрессивности, грубости, ложью, лицемерием, а иногда и откровенной ненавистью. И даже, если сопротивление ребенка сломлено, то вместе с ним ломаются и такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, вера в собственные силы и возможности, чувство собственного достоинства, на которые при определенных условиях просто не может быть запроса, а значит и невозможно их развитие.

Демократический стиль семейных отношений (тактика сотрудничества) в основе имеет опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и моральными ценностями. Понимание сотрудничества как тактики воспитания не сводится лишь к ориентации родителей на помощь и поддержку детей в их делах (обучение, осложнения во взаимодействии с окружением, приобретение трудовых или спортивных навыков) и участие детей в домашней труда (посильные уборка, походы за покупками, ухаживание младших детей), хоть это и существенный сторону совместной деятельности детей и взрослых. Такая тактика предполагает взаимопонимание и взаимоуважение взрослых и детей, установление между ними паритетных, партнерских отношений, которые базируются прежде всего на соучастии, т.е. эмоционально действенном включении в дела другого человека, на сострадании, сопереживании и активной помощи ей. Формирование способности к такой соучастия, ответственности за последствия собственной активности ребенка для любящих и уважающих ее родителей является специальным заданием семейного сотрудничества.

Либеральный стиль (тактика невмешательства) предусматривает систему межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. Чаще всего такой тип взаимоотношений имеет за основу пассивность родителей как вы-хователів, что уклоняются от активного положительного вмешательства в жизнь и судьбу ребенка, отдавая предпочтение комфортному сосуществованию с ними, не требующее душевных затрат. При таких условиях ребенок чаще всего становится индивидуалистом, эмоционально безразличным к проблемам других, для которого семья как эмоциональный магнит является фикцией, а проблемы жизни и переживания родных просто не существуют.

Потуральний воспитательный стиль (тактика опеки и безоглядной любви) предусматривает систему отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и жизненных трудностей, принимая их на себя. При таких условиях искусственного дистанцирования от усилий и ответственности ребенок вырастает вялой и безразличной ко всему, что не касается ее личных интересов. У нее отсутствуют самостоятельность и инициатива, собственный опыт преодоления трудностей. Она так и остается некомпетентной и беспомощной в решении вопросов, которые касаются непосредственного удовлетворения ее потребностей, а тем более общих проблем семьи. Интегральным итогом такой тактики семейного воспитания является инфантилизм детей, их стремление избегать ответственных решений и видов активности, которые требуют от человека мобилизации физических и личностных усилий. В ее сознании прочно укореняется эгоцентрична доминанта, формулой которой выступает такая установка в отношении к людям, которые ее окружают: эгоист каждый, кто не ставит целью своей активности удовлетворения моих потребностей.

• Неустойчивый стиль воспитания предполагает тактику не прогнозируемого перехода родителей от одного стиля отношения к ребенку в другой. Такой подход в воспитании порождает у ребенка двойственное отношение к взрослым, прорастает в ее душе недоверием и отстраненностью от родителей, формирует установки реагировать на форму, а не на содержание их обращения, тенденцию ориентироваться на свои потребности вопреки изменчивым и неустойчивым требованиям родителей, использовать ситуативно-благоприятный эмоциональный фон отношений с отцом или матерью с целью удовлетворить свои индивидуалистические потребности.

Таким образом, только демократический стиль родительского отношения к детям признается ныне безоговорочно педагогически продуктивной тактикой семейного воспитания. Все остальные стили приводят к определенным нарушений семейного воспитания и рассматриваются как предпосылка возникновения различных проблем развития личности ребенка в семье.

В обобщенном виде влияние некоторых особенностей стиля семейного воспитания (слов, предписаний, инструкций и образцов поведения) на формирование психологической позиции ребенка представлены в табл.

Влияние факторов семейного воспитания на формирование психологической позиции ребенка

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Типичные педагогические ошибки родителей в семейном воспитании детей: основные проблемы с установлением границ – Век живи

Типичные педагогические ошибки родителей в семейном воспитании детей: основные проблемы с установлением границ С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения.

Типичные педагогические ошибки родителей в семейном воспитании детей: основные проблемы с установлением границ

С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения. И даже обладая знаниями в сфере психологии и педагогическими навыками, не исключены промахи и перекосы.

Типичные ошибки родителей в воспитании одаренных детей – Информационное агентство МАНГАЗЕЯ

Типичные ошибки родителей в воспитании одаренных детей Воспитание одарённого ребенка в семье – задача, требующая особенного подхода и корректных действий. Неправильная родительская позиция в воспитании такого ребенка может нанести вред не только его развитию, но и становлению личности.

Типичные ошибки родителей в воспитании одарённых детей

Типичные ошибки родителей в воспитании одарённых детей Воспитание одарённого ребенка в семье – задача, требующая особенного подхода и корректных действий. Неправильная родительская позиция в воспитании такого ребенка может нанести вред не только его развитию, но и становлению личности.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей, Статья

Большинство людей слишком эмоциональны, чтобы всегда поступать правильно и обдуманно, а потому ошибки бывают даже у самых любящих и ответственных родителей. К тому же в значительной степени мы «копируем» стиль воспитания, который применялся когда-то к нам.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей реферат

Необычная ручка в виде шприца. Состоит из пластикового корпуса с нанесением мерной шкалы. Внутри находится жидкость желтого цвета, Изготовлены из влагостойкого и грязестойкого материала, сохраняющего свои свойства в любых погодных условиях.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей (главные проблемы)

Семейное воспитание: самые распространенные ошибки родителей Семейное воспитание – основополагающая часть воспитания ребенка в целом и та база, на которой будет выстроена его взрослая личность.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей – Студопедия

Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь – детей.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей – Спорт видео

Youtube Типичные ошибки родителей в воспитании детей Ирина Ковалева, семейный психолог, тренер-мотиватор с 20-летним опытом работы рассказывает о том, как преодолеть сложности в общении со своим ребенком.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей – YouTube видео смотреть

Ирина Ковалева, семейный психолог, тренер-мотиватор с 20-летним опытом работы рассказывает о том, как преодолеть сложности в общении со своим ребенком. Советы психолога родителям.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей – Woman s Day

Родители делают все, чтобы их детки росли счастливыми и умными. Как же так получается, что из радостных пупсиков вырастают несчастные люди, неспособные устроить свою жизнь? Что мы, родители, делаем не так? Как избежать ошибок в воспитании детей? Для чего вам ребенок? Он родился не для того, чтобы сделать жизнь родителей счастливой.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей

Типичные ошибки родителей в воспитании детей имеют далеко идущие последствия и могут серьезно повлиять на формирование характера и дальнейшую жизнь вашего чада. Давайте договоримся понимать под самоуважением личную (и зачастую ; эмоциональную) оценку человека своей ценности в мире.

Типичные ошибки отцов в воспитании детей

Еще 13 статей на тему: Папа и сын: чему научить и научиться Еще 19 статей на тему: Отцовский взгляд на родительство Мужской журнал Maxim, специализирующийся на более легковесных материалах, решил зайти на территорию темы родительства и опубликовал текст, посвященный основным ошибкам, которые допускают мужчины в воспитании детей.

Типичные ошибки и трудности родителей в воспитании детей

Типичные ошибки и трудности родителей в воспитании детей Тип работы: реферат Специальность «Дошкольная педагогика и психология» студентки заочного отделения педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Реферат по курсу “Типичные ошибки и трудности родителей в воспитании детей” Фортуна Надежды Валерьевны Курс 5, группа 65 «Д», 3009 Воспитательный потенциал семьи………………………………………………………4 «Типичные ошибки в семейном воспитании»…………………………………..8 Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями…..11 воспитания Родительские директивы как проявление ошибок в семейном……….12 воспитании Список использованной литературы………………………………………………… 20 Возможные причины типичных ошибок и трудностей, возникающих у родителей в воспитании детей, раскрываются в вопросе о том какова же цель семейного воспитания, в какой среде и при каких условиях воспитывается ребенок в семье, как реализуется воспитательный потенциал семьи.

Типичные ошибки в воспитании детей, Образовательный портал – библиотека учебно-методических материалов

в воспитании детей Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.

Типичные ошибки в воспитании детей, МАДОУ – Детский сад № 69 – уст

Игра ; ключ к умственному и физическому развитию ребёнка, она помогает ему всесторонне и гармонично развиваться. Но современным детям трудно придумать сюжет, у них проблемы с фантазией и воображением, они пассивны, несамостоятельны и не заинтересованы в игре.

Типичные ошибки в воспитании детей – Здоровье моих детей

Что делать? Этот риторический вопрос задают родители, когда ребенок вышел из-под контроля. А ведь все так замечательно начиналось! Свою очаровательную крошку родители назвали ласковым именем Настенька, не сомневаясь, что вырастет она нежной, доброй и отзывчивой девочкой.

Типичные ошибки в воспитании детей – @vp-papamama

В каждой семье рождение ребёнка — это важное событие. Пока он маленький, то требует большого внимания и заботы. Он не может показать и сказать, что его беспокоит.

Типичные ошибки в воспитании детей

Каждый родитель воспитывает своего ребенка по-своему, зачастую допуская серьезные ошибки, которые могут привести к проблемам в дальнейших взаимоотношениях с ним, ухудшению здоровья ребенка и другим негативным последствиям.

Тематическое собрание для родителей на тему: Наши ошибки в воспитании детей

Тематическое собрание для родителей на тему: Наши ошибки в воспитании детей Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.

Телесные наказания в воспитании детей

Надо ли наказывать ребенка? Возможно ли воспитать его хорошим и успешным человеком и при этом совсем обойтись без наказаний? И какие последствия могут иметь телесные наказания в воспитании детей? Эти вопросы волнуют практически всех родителей, а поскольку сама жизнь отвечает на них весьма противоречиво, мы решили довериться аргументированному мнению педагогов и психологов.

Стоит ли, молодым родителям, прислушиваться к советам старших в воспитании своих детей, Lola Kids

Стоит ли, молодым родителям, прислушиваться к советам старших в воспитании своих детей? К этому вопросу, нужно подходить очень индивидуально. Само собой, каждый из нас, выбирает свои принципы для воспитания детей.

Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей: Диплом: Семейное право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г. Р. ДЕРЖАВИНА ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Кафедра социальной педагогики Максимова Алена Владимировна Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей «Допущена к защите» Заведующий кафедрой, к.п.н., Студентка 5 курса (51 группы) Макарова Л.Н., д.п.н., профессор I. Теоретические аспекты процесса воспитания в неполных семьях ……. §1 Влияние стилей родительского отношения в неполной семье на формирование личности ребенка …………………………………….. §2 Особенности характера детей из неполных семей ……………… §3 Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях …………………………………………………………………. II. Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей …………………………………………………………….. §1 Анализ существующей социально-педагогической помощи не полным семьям ………………………………………………………… §2 Программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье" …………………………………………….. §3 Обработка и анализ результатов опытной работы ………………………………………………………………….. Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок.

Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей: Диплом по Гражданское право

Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г. Р. ДЕРЖАВИНА ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Кафедра социальной педагогики Максимова Алена Владимировна Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей «Допущена к защите» Заведующий кафедрой, к.п.н., Студентка 5 курса (51 группы) Макарова Л.Н., д.п.н., профессор I. Теоретические аспекты процесса воспитания в неполных семьях ……. §1 Влияние стилей родительского отношения в неполной семье на формирование личности ребенка …………………………………….. §2 Особенности характера детей из неполных семей ……………… §3 Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях …………………………………………………………………. II. Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей …………………………………………………………….. §1 Анализ существующей социально-педагогической помощи не полным семьям ………………………………………………………… §2 Программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям Семейное счастье …………………………………………….. §3 Обработка и анализ результатов опытной работы ………………………………………………………………….. Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок.

Рейтинг@Mail.ru