Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Типичные ошибки воспитания подростков в семье, Статья в сборнике международной научной конференции

Типичные ошибки воспитания подростков в семье, Статья в сборнике международной научной конференции

Типичные ошибки воспитания подростков в семье, Статья в сборнике международной научной конференции

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Дата публикации: 05.11.2017

Статья просмотрена: 6 раз

Мясоедов А. И., Беляева В. С., Панкова Н. М. Типичные ошибки воспитания подростков в семье [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь г.). СПб.: Свое издательство,. 151; С. 79-82. 151; URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13253/ (дата обращения: 06.04.2018).

Решение проблемы преодоления типичных ошибок воспитания подростков в семье имеет важное теоретическое и практическое значение. Такое утверждение относится особенно к семьям детей-преступников [1].

Специалисты ищут причины недостатков семейного воспитания преимущественно в условиях жизнедеятельности семьи. Правонарушения подростков рассматриваются прежде всего как социальное и социально обусловленное явление. Учеными отмечаются и психологические особенности правонарушителей. По отношению к условиям жизни и воспитания они рассматриваются как их следствие.

Большинство ученых влияние социальной среды в широком плане в основном не изучают, ограничиваясь исследованием микросреды. В их работах преобладает позиция абсолютизации роли семьи. Они рассматривают семью как «закрытую систему взаимодействия», как социально-психический комплекс». Склонность детей к преступлениям проявляется при наличии таких эмоциональных факторов в семье, как нервозность, недостаток любви, чувство собственной неполноценности, заброшенности, виновности, неуверенности, разочарования, страха, тревоги и т. д. Как важный фактор подчеркивается эмоциональное напряжение в семье, а также нарушение эмоциональных связей между родителями и детьми. Названные факторы чаще всего вызывают агрессивность и различного рода нервные расстройства, сопротивление детей воспитанию и преступления, рассматриваемые как протест или «выход» из создавшегося положения [2].

Ученые, изучая недостатки семейного воспитания и причины правонарушений несовершеннолетних, большое внимание уделяют анализу непосредственных воздействий родителей на ребенка и его ответных реакций. Воспитание понимается прежде всего не как целенаправленное руководство, а как прямые воздействия родителей на свое потомство (воспитание преимущественно сводится к воздействию) [3].

Воспитание и перевоспитание личности понимается как приспособление (адаптацию) последней к условиям данной среды.

Таким образом, многие ученые причины плохого воспитания детей в семье и преступлений подростков ищут преимущественно в психологической (эмоциональной) сфере жизни ребенка и родителей, тем самым умаляя социальную природу правонарушении.

Ряд факторов социального характера создает возможности для появления дополнительных причин, ведущих к правонарушениям подростков — типичных ошибок воспитания. Некоторые факторы социального характера и их влияние на воспитание детей в семье [4].

Среди семей подростков-правонарушителей мы находим группы семей, различающиеся как по своей структуре, так и по занятости родителей. Изучение семьи с этой точки зрения представляли собой следующее:

  1. правонарушения подростков встречаются в семьях различной структуры;
  2. нельзя утверждать, как это иногда делается, что больше всего ошибок в воспитании допускается в семьях, где родители работают и не могут уделять достаточного внимания ребенку, или в семьях, где есть только отец или только мать;
  3. ошибки в воспитании детей могут быть допущены в любой семье.

Данные о социальном положении родителей позволяют сделать следующие выводы:

  1. правонарушения совершают дети родителей различного социального положения;
  2. утверждения, что дети рабочих совершают правонарушения и что только их родители делают ошибки в воспитании, не подтверждаются;
  3. источники детских правонарушений в каждой семье могут быть разными (но в то же время и едиными для всех социальных групп общества);
  4. различное соотношение социального положения родителей в семье не может быть признано единственной или главной причиной правонарушений детей.

Социальное положение и занятость родителей, количество детей (по совокупности) в семьях подростков-правонарушителей являются различными.

Количество детей в семье не может рассматриваться как единственный фактор, ведущий подростков на путь правонарушения [5].

Уровень образования родителей в семьях различный. Большинство родителей подростков-правонарушителей не имеют высшего образования.

Средний образовательный уровень у таких семей ниже по сравнению со средним уровнем по региону или стране [6].

Из сказанного выше о степени образования родителей семей подростков-правонарушителей можно сделать следующие выводы:

  1. правонарушения подростков совершаются при любом (различном) уровне образования их родителей;
  2. однако ввиду того, что во многих семьях подростков-правонарушителей родители имеют сравнительно низкую степень образования, это дает основание предполагать, что низкое образование родителей может явиться все-таки одним из многих факторов детских правонарушений и типичных ошибок воспитания.

От уровня образования родителей во многом зависит и их заработок. Статистические наблюдения говорят о следующих фактах:

  1. дети-правонарушители встречаются как в высокооплачиваемых, так и в тех семьях, где заработки невелики, зарплата родителей может явиться только предпосылкой для создания условий соответствующего воспитания детей;
  2. зарплата родителей не может рассматриваться как единственный фактор, ведущий детей к правонарушениям, а родителей к типичным ошибкам воспитания.

Доминирующими обстоятельствами совершения проступков несовершеннолетними в семьях выступают следующие:

1) Подросток какое-то время предоставлен самому себе, и родители при всем своем желании не могут за ним присмотреть.

2) Родители стараются хорошо воспитывать своего сына, но не умеют.

3) Отец редко бывает в семье, и воспитанием ребенка занимается только мать.

4) Родители пьянствуют, ссорятся и воспитанию сына не уделяют внимания.

5) В семье хорошие материально-бытовые условия, но родители не следят за воспитанием ребенка.

6) Из-за трудных материально-бытовых условий родители не успевают уделять должного внимания ребенку.

7) Материально-бытовые условия семьи, хорошие и родители балуют ребенка, покупают все, что он захочет.

8) В семье много детей, тяжелые материально-бытовые условия, отец пьянствует, воспитанием детей не занимается.

9) Родители преклонного возраста, неустойчивы в эмоциональном отношении, не понимают стремлений детей, не умеют их воспитывать, хотя и стараются.

Значимость каждой отдельно взятой причины правонарушений несовершеннолетних, встречаемой в семьях подростков-правонарушителей, может быть установлена только в цепи многих других общих причин, ведущих подростка на путь правонарушения. Тем не менее это не исключает целесообразности выявления доминирующих причин, встречаемых в семьях подростков-правонарушителей, послуживших поводом для проступков несовершеннолетних. Выявление этих причин поможет найти непосредственные причины, ведущие подростков на путь правонарушений [7].

В различных семьях обнаруживаются различные, только им присущие доминирующие причины, ставшие в числе других поводом или причиной для совершения правонарушений несовершеннолетними. Поэтому ни одна из них не может быть возведена в абсолют как единственная, приведшая подростка к правонарушению, ибо для других групп семей она не является доминирующей. Доминирующая причина правонарушения является ярким выражением социально-психологических факторов. Определенная совокупность социально-психологических факторов в тесном их взаимодействии создает основу для возникновения и проявления действия нового фактора, ведущего подростков на путь правонарушения — типичных ошибок — недостатков воспитания [8].

Типичными ошибками воспитания называют такие ошибки, которые возникли под воздействием соответствующей совокупности социально-психологических факторов и ими обусловленных психологических факторов, под непосредственным и опосредованным воздействием которых создались соответствующие, конкретные семейные условия для воспитания детей, сформировалось определенное отношение родителей к этим условиям и стали постоянно действующим недостатком в воспитании.

Ошибки воспитания имеют закрытый характер. Они обнаруживаются обычно тогда, когда мальчик становится подростком и родители получают «обратную информацию» о том, что их воспитательная работа дала плохие результаты. 90 % родителей подростков-правонарушителей утверждают обычно, что они своего сына воспитывали хорошо, но его испортили: школа, друзья, взрослые или те и другие [9].

В семьях детей-правонарушителей существуют четыре типичные ошибки воспитания, которые появляются при действии определенных социально-психологических факторов.

  1. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
  2. Доминирующими факторами, породившими эту ошибку, были: большая занятость родителей на работе и сосредоточение их внимания на улучшении материальных условий жизни, чрезмерное внимание к собственной личной жизни; неполадки в семье, пьянство и т. п., отсутствие больших общественных интересов, отсутствие хороших традиций и обычаев в семье, появление в семье отчима или мачехи.
  3. Предоставление детям с малых лет свободы, к которой они не подготовлены, и недостаточное руководство подростками. Эти явления порождены следующими факторами: родители на первый план ставили свои личные интересы и развлечения, забывая о детях; отсутствовали педагогическое руководство и внимание к детям; внимание одного из родителей или обоих было направлено только на работу; отсутствовало желание или умение родителей высвободить время для общения с детьми; неполадки в семейной жизни; преувеличение значения возрастных особенностей детей и их возможностей, слепая любовь к детям; большое несоответствие между возрастом родителей и их детей и отсутствие, вследствие этого, взаимопонимания; жилищная теснота; примеры отрицательного поведения некоторых матерей, особенно после ухода отца из семьи; отсутствие у подростков общесемейных интересов [10].
  4. Чрезмерная строгость родителей при воспитании малолетнего сына или дочери и перенос этих средств воспитания и грубой родительской власти на подростков, которые уже этому сопротивляются или совсем не поддаются. Такая ошибка не исключает хороших намерений родителей, но эти намерения сопровождаются либо полным подавлением свободы и самостоятельности детей, назойливым контролированием каждого шага ребенка, бесконечным морализированием, либо суровым отношением к детям, чаще всего отца, предъявлявшего непосильные для них требования, применявшего строгие наказания; использованием одних и тех же методов воздействия на ребенка, превышающих меру их возможного положительного влияния; ложным представлением родителей, что их дети еще маленькие; сопротивлением со стороны подростков чрезмерному воспитательному воздействию родителей и создавшейся атмосфере в семье; плохими отношениями между ребенком и родителями.
  5. Несогласованные между родителями (а также старшими членами семьи) воспитательные усилия: то завышение требования, запугивание, то слишком большое попустительство. Такие крайности выводят ребенка из равновесия и вызывают нервозность, отрицательно сказывающуюся на его поведении.

Эта ошибка в большей или меньшей степени встречается среди других ошибок воспитания и имеет место во многих семьях. Настоящая ошибка выводит подростков из психологического равновесия, вызывает нервные реакции, чаще всего оканчивающиеся бегством детей из дому. Основные факторы, приведшие к этим последствиям, следующие: беспорядочный уклад самой жизни семьи; неустойчивость эмоций и настроений родителей, постоянные домашние конфликты, отсутствие режима в семье как для взрослых, так и для детей, поспешность в принятии педагогических решений, несправедливость, жестокость, лицемерие, болезненность, низкий образовательный и культурный уровень родителей, мещанские нормы жизни, неточная информация других людей о поступках сына в школе, на улице и т. п.

Из вышесказанного о типичных ошибках (недостатках) воспитания и факторах, их порождающих, следует:

  1. Отдельно взятая типичная ошибка воспитания вызывается воздействием соответствующей совокупности социально-психологических факторов;
  2. Совокупность социально-психологических факторов не имеет строго закрытого характера, ибо при наличии того же самого, но отдельно взятого фактора, входящего в другую совокупность факторов, может создаться совсем иная типичная ошибка воспитания. Этот качественный переход факторов в те или иные причины носит преимущественно субъективный характер, зависящий прежде всего от отношения родителей;
  3. Ввиду того, что определенная система социально-психологических факторов не имеет строго закрытого характера, типичные ошибки воспитания не могут считаться фатальным явлением. При сложившихся других (новых) обстоятельствах жизни семьи может возникнуть иное содержание и характер типичных ошибок воспитания. Более того, они сами же не исключают возможного переплетения и взаимодействия с другими ошибками воспитания. Следовательно, профилактика типичных ошибок воспитания связана прежде всего не столько с обучением родителей новым педагогическим приемам, направленным на ребенка, сколько с указанием родителям направления реорганизации конкретно сложившихся обстоятельств жизни семьи, чтобы избежать соответствующей типичной ошибки, усложняющей воспитание подростков.

Типичные ошибки воспитания в семье — социально-психологическое явление педагогического характера. Среди социально-психологических факторов нет таких, которые сами по себе, без взаимодействия с другими, могли бы привести к типичным ошибкам воспитания и толкнуть подростка на путь правонарушений.

Тот или иной социально-психологический фактор может быть в одних условиях решающим, в других — второстепенным, это зависит от ряда специфических особенностей каждой конкретной семьи. Ведущее место в данном случае занимает отношение родителей и детей к имеющимся условиям жизни в семье [11].

Значимость той или иной типичной ошибки воспитания зависит от места, которое она занимает во всей совокупности факторов, приведших подростка к правонарушению. Типичные ошибки (недостатки) воспитания есть явление, характерное только для семей подростков-правонарушителей. Ошибки воспитания являются одним из важных факторов, ведущих подростка на путь правонарушения.

  1. Антонян Ю. М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности / Ю. М. Антонян, Е. Г. Саличев. — М., 1983.
  2. Добрунова М. Н. Коррекция девиантного поведения подростков в условиях оздоровительно-образовательных центров: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ярославль, 2008.
  3. Гурьев М. Е. Типологические характеристики проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста с гендерными особенностями // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 392. — С. 164–175.
  4. Девятова И. Е. Гендерные детерминанты поведения старших подростков в межличностном конфликте // Система ценностей современного общества, 2008, № 4–1, С. 146–152.
  5. Сухарева Н. Ф. Гендерные особенности проявления агрессии участниками образовательного процесса // Система ценностей современного общества.- 2011.-№ 18. — с. 234–239.
  6. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993. 109 с.
  7. Кирсанов А. И., Петрошенко А. И., Правовое воспитание старших школьников: состояние и проблемы совершенствования // Право и образование. 2014. № 5. С. 33–46.
  8. Савченко И. А., деятельность органов социальной защиты по поддержке социально незащищенных слоев населения в г. Москве // В сборнике: Управление социальными изменениями в нестабильных условиях материалы Всероссийской научной конференции. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. 2016. С. 156–159.
  9. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель-Пресс, 2009. 512 с.
  10. Ковалева Н. И., Пряжникова Е. Ю., Юрченко Л. Г., Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательных учреждениях, монография / Н. И. Ковалева, Е. Ю. Пряжникова, Л. Г. Юрченко; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Славянский-на-Кубани гос. пед. ин-т. Славянск-на-Кубани, 2009.
  11. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2009. 668 с.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Трудности воспитания приемного ребенка

Зачастую при воспитании приемного ребенка родители сталкиваются с такими же проблемами, как при воспитании родных детей, только приемные дети нуждаются в более осторожном и внимательном отношении, так как они являются более уязвимыми, ведь им пришлось уже многое испытать за свою маленькую жизнь.

Детская кроватка-манеж: советы по выбору

Кроватка-манеж – спокойствие родителей и безопасность ребенка Главная Советы родителям Детские вещи Кроватка-манеж – спокойствие родителей и безопасность ребенка Здоровый и крепкий сон дарит хорошее настроение ребенку и спокойствие маме и папе.

Детская замкнутость и ее коррекция

В наше время, когда технический прогресс часто заменяет людям общение в реальной жизни, все острее встает проблема замкнутости у детей. Малыши видят, что их родителям достаточно непродолжительного телефонного разговора, а по вечерам все члены семьи расходятся по своим углам и сидят перед телевизором, с планшетом в руках или за компьютером.

Особенности воспитания в приемной семье: При усыновлении ребенка приемным родителям понадобится умение создать

При усыновлении ребенка приемным родителям понадобится умение создать для него благоприятную семейную обстановку. Это значит, что они должны не только помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи.

Детская замкнутость – причины и последствия, советы психолога

Не у каждого ребенка выход во двор или поход в гости проходит успешно. Иногда ребенок долго пытается найти подход к другим деткам и не всегда находит его. Может, ребенок самодостаточная личность и ему скучно со сверстниками? Чем грозит детская замкнутость? Первое, с чем необходимо разобраться – это симптомы замкнутости: ребенок редко говорит, а если говорит, то это короткие фразы, шепот; держится дальше от коллектива, с трудом общается с новыми людьми; отсутствие друзей; не выражает свое мнение; не контактирует с взрослыми, утаивает свои чувства; уклоняется от ответов в разговоре фразой я не знаю; излишняя осторожность в поступках; различные проявления в психосоматике (боли в животе); часто держит руки в карманах, за спиной, прижимает к себе, отсутствует живая жестикуляция.

Особенности воспитания приемного ребенка

На сегодняшний день проблема воспитания приемных детей становится крайне актуальной. Это связано с тем, что в последние годы количество семей, желающих усыновить ребенка, значительно увеличилось.

MedWeb – Наказание как элемент воспитания ребенка: быть или не быть

Наказание как элемент воспитания ребенка: быть или не быть Наказание как элемент воспитания ребенка: быть или не быть Родители делятся на две основные категории: практикующие наказание детей и полностью отказавшиеся от такой меры воздействия.

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Физическое наказание ребенка, как метод воспитания – быть или не быть – Блог Юлии

Физическое наказание ребенка, как метод воспитания ; быть или не быть? Каждый родитель имеет собственное мнение по поводу воспитания ребенка с применением физического наказания.

Как правильно наказывать ребенка: методы воспитания

Нужно ли наказывать ребенка и как это делать правильно? Читайте в этой статье: Рано или поздно каждый родитель сталкивается с непослушанием своего чада и тут встает вопрос: как правильно наказывать ребенка и стоит ли это делать?. Конечно, с возрастом малыш не всегда ведет себя так, как хотелось бы его родителям, тем самым выводя их из себя и подводя к неадекватной реакции на его поведение.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ БИТЬ РЕБЕНКА, ИЛИ О ПРЕИМУЩЕСТВАХ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ – Системно Векторная Психология

Вы спрашиваете, почему нельзя бить ребенка ? Обратимся к статистике. По данным Детского фонда ООН в 2010 году в России 100227 детей пострадало от насилия в семье. Убиты 1684 ребенка, покалечены – 3161 , причинен тяжкий вред 2386 . Около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет бьют родители.

Детская замкнутость

Бывает, что родители, со временем взросления своего ребёнка, начинают замечать, что их чадо ни с кем не общается, у него нет друзей. Такое бывает, когда он замыкается в себе.

Можно ли бить ребенка по попе в целях воспитания?

Когда в семье появляется ребенок, родители обещают себе заботиться о нем и никогда не обижать. Но это непросто реализовать, ведь подрастая, дети начинают испытывать терпение взрослых непослушанием и шалостями.

Особенности и формы воспитания ребенка в семье

В семье закладываются основы личности ребенка, ведь маленький человечек получает свой первый жизненный опыт именно в семейном кругу. Отношение к окружающему миру, нравственные основы, манеры поведения и привычки, которые человек приобретает в детские годы, могут сопровождать его в течение всей жизни.

Что мы знаем о китайцах? Особенности воспитания мальчиков в Китае, OurBoys

Что мы знаем о китайцах? Особенности воспитания мальчиков в Китае. Что мы знаем о китайцах? Что это трудолюбивые тихие люди, способные работать целыми сутками в самых нечеловеческих условиях.

Детская зависть: польза или вред?

В религии и народном фольклоре понятие зависть, как правило, имеет негативный оттенок, является пороком человеческим и осуждается окружающими. Обратившись к толковому словарю, можно обнаружить определения зависти как досады о чужом благе, неудовольствии при виде чужого счастья или желании иметь то, что есть у другого.

Читать книгу 100 ошибок воспитания, которых легко избежать Ольги Маховской: онлайн чтение – страница 5

Текст книги 100 ошибок воспитания, которых легко избежать - Ольга Маховская Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Детская зависть

Детская зависть – явление частое. В отличие от взрослых, умеющих скрывать эмоции, дети проявляют зависть открыто. Если малышу нравится игрушка в руках другого ребенка, то для него совершенно естественно попытаться игрушку забрать.

Четыре типа семейного воспитания – выбор за вами

Ни для кого не секрет, что воспитание детей в семье закладывает основной фундамент характера и серьезно влияет на будущее ребенка По своей сути этот процесс можно смело назвать творением человека.

Детская жадность: причины и рекомендации, Женская планета

Практически все родители чувствуют себя неловко, сталкиваясь с вредными привычками и проблемой жадности своего малыша. Ведь он может отобрать понравившуюся игрушку у другого ребенка или же начинает лить слезы после того, как кто-то из малышей возьмёт его мяч или заговорит с любимой мамочкой.

ЧЕМУ УЧАТ В СЕМЬЕ» или 10 правил семейного воспитания

«ЧЕМУ УЧАТ В СЕМЬЕ» или 10 правил семейного воспитания 1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится…(ненавидеть). 2. Если ребенок живет во вражде, он учится…(быть агрессивным). 3. Если ребенок растет в упреках, он учится…(жить с чувством вины). 4. Если ребенок растет в терпимости, он учится …(понимать других). 5. Если ребенка хвалят, он учится…(быть благородным). 6. Если ребенок растет в честности, он учится быть …(справедливым). 7. Если ребенок растет в безопасности, он учится…(верить в людей). 8. Если ребенка поддерживают, он учится…(ценить себя). 9. Если ребенка высмеивают, он учится…(быть замкнутым). 10. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится…(находить любовь в этом мире). Чему надо научить своего ребенка? В жизни есть многое, чему должен научиться ребенок, пока вырастет.

Характеристика стилей семейного воспитания

Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн.. № 9(39). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5113 (дата обращения: 06.04.2018). Статья посвящена теме семейного воспитания.

Формы организации полового воспитания

Автор работы: i**********@mail.ru Тип работы: реферат Мужчина и женщина биологически и психологически различаются по своему месту и роли в сложнейшей природосообразной системе продления человеческого рода.

Детская жадность, Живая Удмуртия

Что делать с детской жадностью? Как поступать родителям, если на площадке, в очередной раз, их малыш отказался поделиться машинкой, или совочком с товарищем по песочнице.

Рейтинг@Mail.ru