Не пропусти
Главная » Воспитание ребенка » Ребенок плохо учится: что делать? Системные Семейные Расстановки
Очень часто на телефон доверия обращаются родители, жалуясь на то, что ребенок плохо учится, ленится. Причин снижения учебной мотивации и "лени" может быть много.

Ребенок плохо учится: что делать? Системные Семейные Расстановки

Очень часто на телефон доверия обращаются родители, жалуясь на то, что ребенок плохо учится, ленится. Причин снижения учебной мотивации и “лени” может быть много. Рекомендации родителям будут зависеть от причины этого явления. Очень часто причины плохой учебы ребенка заключаются не в ребенке, а в напряженной семейной ситуации, в педагогической некомпетентности родителей, в их чрезмерной амбициозности. Очень часто родители к ребенку относятся как к проекту, в который они вкладывают инвестиции, и он должен соответствовать этим вложениям. При этом они забывают, что самые важные инвестиции, которые всегда дают положительный результат – это любовь и принятие ребенка таким, какой он есть.

За жалобой “ребенок в школе плохо учится” только в 20% случаев стоит задержка психического развития, требующая специальных коррекционных мер или посещения ребенком специальной школы. В данной статье это рассматриваться не будет.

Также редко за этой жалобой стоит лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно и уклоняется от всего прочего. Первоначальной причиной, как правило, является избалованность.

Причиной неуспеваемости ребенка могут быть нарушенные отношения с учителем. Причины нарушения этих отношений могут быть разные, и в каждом случае их стоит рассматривать отдельно.

Часто за жалобой “ребенок в школе плохо учится, ленится” стоят завышенные требования родителей. У детей, как правило, в норме развит познавательный интерес. Они с удовольствием идут в школу, в первый класс. Но, часто, к концу первого года обучения, познавательный интерес снижается, учебная мотивация падает. С чем это связано?

В начале учебы ребенка в школе обычно возникают трудности – нелегко адаптироваться к новому образу жизни, к новым требованиям. Эти трудности могут проявляться в плохих оценках. Дальнейшее отношение к учебе будет зависеть от реакции родителей. Если родители считали своего ребенка “вундеркиндом”, а он получает в школе четверки или тройки – реакция у них может быть негативной. Ребенку и так трудно, а родители недооценивают его старания. Он старается, но все время не оправдывает их ожидания, он все время чувствует себя плохим. В итоге у него падает уверенность в себе, повышается тревожность, которая приводит к дезорганизации учебной деятельности. Ребенок очень медленно делает домашние задания, уходя в детали и отвлекаясь от смысла. Он все время боится совершить ошибку и поэтому все проверяет и перепроверяет. Стремление сделать работу как можно лучше лишь ухудшает дело. Ему трудно отвечать у доски. Если какое-то задание кажется ему сложным, он не будет его делать, так как боится ошибиться. От важности заданий его тревожность возрастает – контрольные он пишет гораздо хуже. Здесь формируется замкнутый круг – неоправданные ожидания родителей вызывают тревожность. Тревожность мешает нормально учиться и получать от учебы удовольствие. Тревога понижает результативность учебной деятельности – ребенок из-за нее не может полноценно усваивать материал. Ребенок в школе старается, боится ошибиться, но при этом получает низкие оценки, что вызывает негативную реакцию родителей и повышает тревожность. Родители хотят “подтянуть” своего “нерадивого” ученика и устраивают ему дополнительные занятия. Дополнительная нагрузка плохо сказывается на физическом и психическом состоянии ребенка, вызывая астенизацию. В итоге ситуация только ухудшается – ребенок много занимается, устает, а его оценки остаются на том же уровне. У ребенка складывается о себе негативное представление – представление о себе как о безнадежно неуспешном. И, понятно, это представление вовсе не способствует улучшению ситуации. Что же делать?

Прежде всего, родителям необходимо понять, что если продолжать действовать по тому же сценарию – результат может оказаться плачевным. К подростковому возрасту у ребенка сформируется резко отрицательное отношение к учебе, и он может стать законченным хулиганом, и это в лучшем случае.

Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии характерны для давно начавшейся хронической неуспешности. Как правило, они появляются к концу начальной школы. В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Подросток отказывается от каких-либо проявлений активности, от общения, как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ окружающие отворачиваются от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности. Такие подростки отказываются от учебы и каких-либо контактов с внешним миром. Все прежние увлечения, которые у них были, перестают их интересовать. И такое состояние уже требует серьезного лечения.

Из любой ситуации есть выход и он не так сложен. Самое главное – не считать свою воспитательную позицию единственно верной и учиться, – учиться любить, учиться принимать, учиться поддерживать, а не требовать, критиковать, наказывать. Дети нас тоже учат – и многому!

Главная задача родителей при подозрении, что ребенок считает себя неудачником, – это развить в нем ощущение возможности успеха. Для этого ребенка можно сравнивать только с ним самим и ни в коем случае с кем-то, более успешным. Не нужно определять соответствие ребенка эталонам школьной программы. Важно хвалить ребенка за любой минимальный успех: если вчера он в диктанте сделал десять ошибок, а сегодня девять – это успех, достойный похвалы. А если завтра он сделает двенадцать ошибок, нужно выразить твердую уверенность, что он справится и послезавтра будет лучше. Вашему ребенку нужна поддержка, ему нужно ощущение, что он хороший, что он может, что он справится. Дайте ему это ощущение! Отношение вашего ребенка к себе напрямую зависит от вашего отношения к нему, его самооценка зависит от ваших оценок.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, где ребенок будет успешным, сможет реализовать себя. Этой сфере нужно придать высокую ценность в его глазах. Может быть, это будут домашние дела. Иногда родители не могут найти у ребенка каких-либо способностей. Такого не бывает. Хоть что-то ваш ребенок делает хорошо – может быть быстро бегает, плавает, рисует, играет на компьютере. Отдайте его в секцию или кружок, где у него что-то будет хорошо получаться, и это ему будет нравиться. Эта деятельность должна стать предметом живого интереса родителей и их поддержки. Не переживайте, что из-за этого ваш ребенок не будет успевать делать уроки. Успех в одной деятельности со временем перейдет и на другие виды деятельности. А если ваш ребенок останется в позиции хронического неудачника, то через некоторое время вас будут уже интересовать не его оценки, а его психическое состояние.

Ни в коем случае ребенку нельзя ставить в вину его неуспехи в школе. Следует снизить ценность школьных оценок (но не знаний). Необходимо выражать уверенность, что если что-то он научился делать хорошо, то научится и всему остальному. Расспрашивая ребенка о школе, смещайте акценты на взаимоотношения с детьми, на школьные экскурсии, развлекательные мероприятия и т.д. Не говорите про оценки! Не стоит ожидать быстрого улучшения успеваемости – это длительный процесс, нужно запастись терпением. Снижение тревожности происходит медленно. Постепенно у ребенка повысится уверенность в себе, снизится школьная тревога и начнут накапливаться достижения.

Все вышеуказанные рекомендации подходят и для детей с повышенной тревожностью, но с еще не сложившимся ощущением хронической неуспешности. Но чтобы это ощущение не стало синдромом, нужно проводить профилактические меры, описанные выше.

Бывает, что ребенок в школе плохо учится потому, что у него просто нет интереса к учебе. Этому могут быть две причины. Либо родители не вели с ним совместных познавательных занятий и познавательный интерес у ребенка просто не сформирован; либо родители “напичкивали” ребенка с раннего возраста различными знаниями, что вызвало у него отторжение. И в том, и в другом случае можно рекомендовать разнообразные совместные занятия с ребенком, включающие в себя познавательные элементы. Например, совместное наблюдение за ростом растений, фиксация изменений в природе, ведение дневника погоды, изучение различных видов растений, наблюдение за домашними животными. Набор “Юный химик” тоже может быть здесь очень полезен. Если у родителя есть какой-то свой, личный познавательный интерес, он может приобщить к нему ребенка в доступной для него форме. Можно порекомендовать также какой-либо кружок с познавательной направленностью. Любые совместные познавательные занятия с ребенком должны проводиться с позиции “на равных” – мы вместе познаем мир, и учитывать интересы ребенка. Позиция “сверху вниз”, – учительская позиция вдалбливания знаний нерадивому ученику, может здесь только навредить. Ваша цель – вызвать у ребенка самостоятельный интерес к познанию мира.

Еще одной причиной плохой успеваемости может быть уход ребенка в мир фантазий. Ребенок в школе как бы отсутствует на уроке, все пропускает мимо ушей, “витает в облаках”. Он не сосредоточен на чем-то постороннем, он погружен в себя, в свой внутренний мир, в фантазии и мечты. Естественно, учеба от этого страдает. Развитие ребенка по этому типу происходит у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться неблагополучием в семье или повышенной потребностью ребенка во внимании к себе. Ребенок хочет внимания, но у него повышенная тревожность, которая мешает ему развернуть те формы поведения, которые бы привлекли к нему внимание взрослых. В итоге ребенок уходит во внутренний мир, в мир фантазии и мечты. Фантазирование позволяет ему восполнить недостаток внимания. Ребенок отключается от внешней активности, он пассивен, его поведение ифантильно. Вся его активность проходит на внутренних планах. Реакция социального окружения, пытающегося “вернуть” ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающее фантазирование.

Причиной возникновения и поддержания повышенного уровня тревожности является конфликт между стремлением получать реальное (а не только воображаемое) внимание и его отсутствием. Так порождается замкнутый круг причин и следствий: неудовлетворенность потребности во внимании порождает тревогу, блокирующую те формы поведения, с помощью которых ребенок мог бы привлечь к себе внимание. Это, в свою очередь, поддерживает неудовлетворенность.

Если вовремя не скорректировать это состояние, в подростковом возрасте у такого ребенка возникает самосознание одиночки, непонятого окружающими и далекого от их интересов и устремлений. Социальное окружение воспринимает подростка как “странного”, поддерживая тем самым его специфическое самосознание. Происходит смещение акцентов: если раньше ребенок был пассивен в учебе, то теперь к этому добавляется пассивность в сфере общения. Для подростков межличностное общение со сверстниками – их центральная и чрезвычайно важная деятельность.

И у подростка, склонного к фантазированию, потребность в общении со сверстниками столь же высока, что и у любого другого подростка. Неудовлетворенность этой потребности приводит к развитию депрессивных тенденций. Защитную роль продолжает играть компенсаторное фантазирование, которое, разумеется, не может заменить собой реального удовлетворения потребности, но, тем не менее, существенно снижает психотравмирующий эффект.

Тревожность, в сочетании с высокой потребностью в эмоциональном общении и во внимании окружающих приводит к таким последствиям.

При таком типе развития важно развернуть активное воображение ребенка во внешний мир, направить его на решение реальных творческих задач. В этой деятельности ему нужно сразу обеспечить положительное эмоциональное подкрепление, ощущение успеха, внимание – ведь это именно то, что ребенку не хватает, из-за чего произошел уход от деятельности во внутренний мир. При выборе деятельности нужно найти такую сферу, где ребенок сможет насытить свою неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Можно порекомендовать занятия живописью, причем абстрактной. Рисование “абстракций” обречено на успех. Потом его картины стоит развешивать на стенах и “хвастаться” перед гостями. В общем, родителю стоит потрудиться в поиске сферы деятельности для своего ребенка, удовлетворяющей этим требованиям. Ощущение успеха, внимание, эмоциональная поддержка – необходимые условия “лечебного” воздействия творческой деятельности, которую вы должны помочь найти свому ребенку. И не надо бояться, что ощущение успеха приведет к “самомнению”. Ощущение успеха приводит к устойчивой позитивной самооценке, побуждающей ребенка в школе стойко преодолевать трудности и неудачи и добиваться реальных успехов, а не воображаемых.

Часто причиной плохой успеваемости может быть астенизированность ребенка (нервное истощение). Дети психастенического склада личности (повышенная тревожность и высокая чувствительность) легко астенизируются. Родители, желающие развивать ребенка в разных направлениях, перегружают его различными занятиями. В результате повышается утомляемость ребенка в школе и снижается успеваемость. Ребенок может подолгу валяться в кровати, часами ничего не делать, т.к. у него нет сил что-либо делать. Родителям же может казаться, что ребенок ленится. Если у вас есть подозрение на астенизацию вашего ребенка, то необходимо строго дозировать нагрузки. Ослабленному ребенку необходимы частые перерывы в учебных занятиях, заполненные активными движениями либо релаксацией. Полезны активные игры на свежем воздухе, занятия гимнастикой, бассейн и все, что способствует укреплению здоровья. В особо тяжелых случаях ребенку нужно предоставить дополнительный выходной день, желательно посреди недели. Стоит пересмотреть нагрузку ребенка, возможно от каких-то дополнительных занятий стоит отказаться, а ввести другие – укрепляющие здоровье, например, занятия спортом.

Замедленность темпа деятельности ребенка может выглядеть как “лень”. Ребенок трудится совершенно добросовестно и целенаправленно, но так медленно, что окружающим кажется, что ему лень пальцем шевельнуть. И, конечно, он не успевает сделать хорошо все домашнее задание. На самом деле, замедленность темпа деятельности имеет физиологическую природу – медленное протекание нервных процессов, и никак не может рассматриваться как лень. Эти особенности необходимо просто учитывать. Нельзя осуждать ребенка за медлительность. Важно определить его темповые характеристики и регулировать объем работы в зависимости от его возможностей. Объем домашнего задания стоит сократить и лучше выполнить хорошо меньший объем, чем плохо, но все. Важно принять ребенка таким, какой он есть!

Статья написана по материалам книги А.Л. Венгера “На что жалуетесь?” и на основании консультативного опыта автора.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Совместный сон с ребенком: за и против, Любящая мама

Наверно, каждая опытная мама имеет свою точку зрения на вопрос совместного сна с ребенком: от абсолютного «за» (спать вместе – базовая потребность малыша или, по крайней мере, неизбежное явление) до категорического «против» (негигиенично, непедагогично и вообще опасно). Детскую кроватку приобретают почти все родители первенцев, но по факту у многих она со временем превращается в склад пеленок и игрушек, потому что малыш совершенно не хочет там спать! Новоиспеченные мамы через несколько недель или месяцев пересматривают свои первоначальные взгляды на уход за младенцем.

Дет сад до 8 лет – Форум

Форум. Дети как дети, только с синдромом Дауна: Дет сад до 8 лет - Форум. Дети как дети, только с синдромом Дауна Форум. Дети как дети, только с синдромом Дауна gt; Педагогика, детсады, школы, специалисты gt; Детский сад Просмотр новых публикаций 2 Страниц 1 2 rarr; Вы не можете создать новую тему Вы не можете ответить в тему Дет сад до 8 лет Имеет ли право ребенок-инвалид находиться в ДДУ до 8 лет 1 marinaM Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 1 385 Регистрация: 02 Июль 09 Пол: Женщина Город: Николаев Имя ребёнка: Маша Дата рождения ребенка: 21-02-2002 Спасибо Сергею Курьянову за текст закона, где написано, что ребенок может находиться в спецгруппе до 7 (8) лет.

Совместный сон с ребенком: за и против, до какого возраста продолжать

Совместный сон новорожденного (грудничка) с родителями Будущие родители вряд ли задумываются о том, чтобы спать вместе с ребенком. Но когда он рождается, молодой мамочке приходится вставать каждые два часа, кормить, качать кроху.

Где работать в 16 лет летом или в период учебы

В современном обществе увеличилось количество работающих подростков. Согласно закону, запрещено эксплуатировать детей, а трудовой договор разрешено заключать с 16 лет, иногда с 14-15, при этом предлагать подростку можно только ту работу, которая не причинит вреда.

Где можно работать летом в 14 лет: выгодные варианты, Финансовый базис

Где можно подработать подростку 14 лет на летних каникулах В наше время многие школьники, и их родители, в том числе, считают, что во время каникул или в выходные работа и просто подработка является хорошей идеей.

Совместный сон с ребенком: за и против, до какого возраста возможен

Можно ли приучать младенца засыпать самостоятельно в его кроватке или желательно отдавать предпочтение совместному сну? Не существует ли опасности, что родители ночью могут случайно придушить ребёнка, если он будет всё время спать вместе с ними? Верно ли, что для него в первые месяцы очень важным является непосредственный контакт с родителями? О том, насколько правилен метод совместного сна, каковы все его «за» и «против», мы и поговорим в этой статье.

Все возрастные кризисы жизни: от 1 до 40-60 лет – Зожник

Объективное взросление нашего организма сказывается и на нашем психологическом самочувствии. Но возрастные кризисы – это не только страдания и опасности, но и отличная возможность апгрейда.

Совместный сон с ребенком: за и против (мнение Комаровского, психологов)

Совместный сон родителей с новорожденным ребенком и грудничком: взвешиваем все ;за и против ; Красивая кроватка или люлька – приданое, которое родители спешат купить незадолго до рождения малыша.

Воспитание мальчика 10 лет: советы психолога

Советы психолога для воспитания 10 летнего мальчика Наверное, самая главная функция родителей – воспитание детей. Разные возрастные категории имеют свои особенности.

Совместный сон с ребенком: за и против

Совместный сон с новорожденным может принести как пользу, так и вред. Однако в первые два-три месяца жизни постоянный телесный контакт с мамой, в том числе и ночью, просто необходим для полноценного развития новорожденного.

Воспитание мальчика 6 лет: психология

Воспитывать сыновей считалось раньше не женским занятием. Еще в древней Спарте мальчиков разлучали с матерями и отдавали на воспитание мужчинам. Пару веков назад, в России за парнем ухаживал дядька, впоследствии, воспитание мальчика 6 лет доверяли гувернеру.

Совместный сон с ребенком: взвесим за и против

Как правильно организовать совместный сон с ребенком Еще во время беременности родители покупают для будущего малыша красивую кроватку, постельные принадлежности, устанавливают балдахин.

Совместный сон с ребенком: быть или не быть?

Вы не помните, когда в последний раз высыпались? Подъемы к малышу по десять раз за ночь стали для вас вполне привычными? Может быть, не стоит так себя изнурять? Ведь, в конце концов, есть выход из сложившейся ситуации.

Воспитание мальчика 5 лет: психология

Родители хотят вырастить сыновей настоящими мужчинами, сильными и мужественными. Однако, психология воспитания мальчика 5 лет – настоящее искусство. Возраст идеален для впитывания важных, полезных для жизни, вещей.

Совместный сон с ребенком: блажь или благо

Будучи в "интересном" положении, я не раз задумывалась о том, где будет спать малыш после рождения: в своей ли кроватке или рядом со мной, так сказать, на супружеском ложе.

ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКА 2, 3, 4 и 5 лет

ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКА 2, 3, 4 и 5 лет. Как правильно воспитать из сына настоящего мужчину даже без отца Как воспитывать мальчика, нормального пацана? Тема этой статьи навеяна предыдущей: Как воспитать мальчика-гея.

Совместный сон с ребенком: 8 главных правил и мнения экспертов

Совместный сон с ребёнком: плюсы, минусы, полезные рекомендации детского психолога В настоящее время особой популярностью пользуется идея совместного сна мамы (а часто сюда добавляют ещё и отца) с ребёнком.

Совместный сон с ребенком: «за» и «против», как правильно организовать, советы доктора Комаровского

Каждая молодая мама решает для себя, где и с кем должен спать её малыш. Но делая свой выбор, она должна помнить, что основная задача сна — отдых. Независимо от того выберет девушка совместный или раздельный сон с ребёнком, каждый член семьи должен просыпаться выспавшимся и отдохнувшим.

Возрастные метаморфозы: кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет, подростковый кризис, OurBoys

Возрастные метаморфозы: кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет, подростковый кризис C вашим ребенком происходят метаморфозы, которые кажутся вам неприемлемыми? Он ведет себя совсем не так, как раньше без каких-либо объективных причин? Он стал чаще задерживаться с прогулок? Не волнуйтесь, с ним все в порядке.

Совместный сон с ребенком: «за» и «против», как правильно организовать советы доктора Комаровского

Совместный сон с ребёнком: взвешиваем за и против и практикуем его правильно Какая мечта объединяет всех новоиспечённых родителей? Конечно, кроме той, что касается здоровья и счастья ребёнка — это желание не зависит от родительского стажа и возраста дитяти.

Возрастные кризисы – кризис 13 лет

Ваш ребенок уже почти взрослый. Ему 13 лет. Начинается подростковый возраст, а вместе с ним и новый возрастной кризис. Рамки его достаточно размыты, он может начаться и в 10 лет, и в 15. Длится в среднем от трёх до пяти лет.

Совместный сон с ребенком, Я лечу сама

Наконец-то настал долгожданный момент, и мама с ребенком вернулись домой из родильного дома. Для малыша уже давно приготовлена удобная кроватка, куплена красивая детская одежда, припасены забавные игрушки Но надо ли сразу же укладывать младенца в новую постельку? Прежде всего, начнем с истоков.

Совместный сон с ребенком, Семья и мама

Воспитание, здоровье, развитие детей. Тайм-менеджмент для мам Здравствуйте, дорогие друзья, читатели блога «Семья и мама». Сегодня хочу затронуть тему совместного сна с ребенком.

Возрастные кризисы – кризис 7 лет

Ваш ребенок подрастает. Ему уже 7 лет. Этот возраст называют возрастом смены зубов. Скоро начнется школьная пора, а значит, совсем не за горами очередной переходный период.

Рейтинг@Mail.ru