Не пропусти
Главная » Воспитание ребенка » Ребенок плохо учится: что делать? Системные Семейные Расстановки
Очень часто на телефон доверия обращаются родители, жалуясь на то, что ребенок плохо учится, ленится. Причин снижения учебной мотивации и "лени" может быть много.

Ребенок плохо учится: что делать? Системные Семейные Расстановки

Очень часто на телефон доверия обращаются родители, жалуясь на то, что ребенок плохо учится, ленится. Причин снижения учебной мотивации и “лени” может быть много. Рекомендации родителям будут зависеть от причины этого явления. Очень часто причины плохой учебы ребенка заключаются не в ребенке, а в напряженной семейной ситуации, в педагогической некомпетентности родителей, в их чрезмерной амбициозности. Очень часто родители к ребенку относятся как к проекту, в который они вкладывают инвестиции, и он должен соответствовать этим вложениям. При этом они забывают, что самые важные инвестиции, которые всегда дают положительный результат – это любовь и принятие ребенка таким, какой он есть.

За жалобой “ребенок в школе плохо учится” только в 20% случаев стоит задержка психического развития, требующая специальных коррекционных мер или посещения ребенком специальной школы. В данной статье это рассматриваться не будет.

Также редко за этой жалобой стоит лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно и уклоняется от всего прочего. Первоначальной причиной, как правило, является избалованность.

Причиной неуспеваемости ребенка могут быть нарушенные отношения с учителем. Причины нарушения этих отношений могут быть разные, и в каждом случае их стоит рассматривать отдельно.

Часто за жалобой “ребенок в школе плохо учится, ленится” стоят завышенные требования родителей. У детей, как правило, в норме развит познавательный интерес. Они с удовольствием идут в школу, в первый класс. Но, часто, к концу первого года обучения, познавательный интерес снижается, учебная мотивация падает. С чем это связано?

В начале учебы ребенка в школе обычно возникают трудности – нелегко адаптироваться к новому образу жизни, к новым требованиям. Эти трудности могут проявляться в плохих оценках. Дальнейшее отношение к учебе будет зависеть от реакции родителей. Если родители считали своего ребенка “вундеркиндом”, а он получает в школе четверки или тройки – реакция у них может быть негативной. Ребенку и так трудно, а родители недооценивают его старания. Он старается, но все время не оправдывает их ожидания, он все время чувствует себя плохим. В итоге у него падает уверенность в себе, повышается тревожность, которая приводит к дезорганизации учебной деятельности. Ребенок очень медленно делает домашние задания, уходя в детали и отвлекаясь от смысла. Он все время боится совершить ошибку и поэтому все проверяет и перепроверяет. Стремление сделать работу как можно лучше лишь ухудшает дело. Ему трудно отвечать у доски. Если какое-то задание кажется ему сложным, он не будет его делать, так как боится ошибиться. От важности заданий его тревожность возрастает – контрольные он пишет гораздо хуже. Здесь формируется замкнутый круг – неоправданные ожидания родителей вызывают тревожность. Тревожность мешает нормально учиться и получать от учебы удовольствие. Тревога понижает результативность учебной деятельности – ребенок из-за нее не может полноценно усваивать материал. Ребенок в школе старается, боится ошибиться, но при этом получает низкие оценки, что вызывает негативную реакцию родителей и повышает тревожность. Родители хотят “подтянуть” своего “нерадивого” ученика и устраивают ему дополнительные занятия. Дополнительная нагрузка плохо сказывается на физическом и психическом состоянии ребенка, вызывая астенизацию. В итоге ситуация только ухудшается – ребенок много занимается, устает, а его оценки остаются на том же уровне. У ребенка складывается о себе негативное представление – представление о себе как о безнадежно неуспешном. И, понятно, это представление вовсе не способствует улучшению ситуации. Что же делать?

Прежде всего, родителям необходимо понять, что если продолжать действовать по тому же сценарию – результат может оказаться плачевным. К подростковому возрасту у ребенка сформируется резко отрицательное отношение к учебе, и он может стать законченным хулиганом, и это в лучшем случае.

Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии характерны для давно начавшейся хронической неуспешности. Как правило, они появляются к концу начальной школы. В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Подросток отказывается от каких-либо проявлений активности, от общения, как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ окружающие отворачиваются от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности. Такие подростки отказываются от учебы и каких-либо контактов с внешним миром. Все прежние увлечения, которые у них были, перестают их интересовать. И такое состояние уже требует серьезного лечения.

Из любой ситуации есть выход и он не так сложен. Самое главное – не считать свою воспитательную позицию единственно верной и учиться, – учиться любить, учиться принимать, учиться поддерживать, а не требовать, критиковать, наказывать. Дети нас тоже учат – и многому!

Главная задача родителей при подозрении, что ребенок считает себя неудачником, – это развить в нем ощущение возможности успеха. Для этого ребенка можно сравнивать только с ним самим и ни в коем случае с кем-то, более успешным. Не нужно определять соответствие ребенка эталонам школьной программы. Важно хвалить ребенка за любой минимальный успех: если вчера он в диктанте сделал десять ошибок, а сегодня девять – это успех, достойный похвалы. А если завтра он сделает двенадцать ошибок, нужно выразить твердую уверенность, что он справится и послезавтра будет лучше. Вашему ребенку нужна поддержка, ему нужно ощущение, что он хороший, что он может, что он справится. Дайте ему это ощущение! Отношение вашего ребенка к себе напрямую зависит от вашего отношения к нему, его самооценка зависит от ваших оценок.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, где ребенок будет успешным, сможет реализовать себя. Этой сфере нужно придать высокую ценность в его глазах. Может быть, это будут домашние дела. Иногда родители не могут найти у ребенка каких-либо способностей. Такого не бывает. Хоть что-то ваш ребенок делает хорошо – может быть быстро бегает, плавает, рисует, играет на компьютере. Отдайте его в секцию или кружок, где у него что-то будет хорошо получаться, и это ему будет нравиться. Эта деятельность должна стать предметом живого интереса родителей и их поддержки. Не переживайте, что из-за этого ваш ребенок не будет успевать делать уроки. Успех в одной деятельности со временем перейдет и на другие виды деятельности. А если ваш ребенок останется в позиции хронического неудачника, то через некоторое время вас будут уже интересовать не его оценки, а его психическое состояние.

Ни в коем случае ребенку нельзя ставить в вину его неуспехи в школе. Следует снизить ценность школьных оценок (но не знаний). Необходимо выражать уверенность, что если что-то он научился делать хорошо, то научится и всему остальному. Расспрашивая ребенка о школе, смещайте акценты на взаимоотношения с детьми, на школьные экскурсии, развлекательные мероприятия и т.д. Не говорите про оценки! Не стоит ожидать быстрого улучшения успеваемости – это длительный процесс, нужно запастись терпением. Снижение тревожности происходит медленно. Постепенно у ребенка повысится уверенность в себе, снизится школьная тревога и начнут накапливаться достижения.

Все вышеуказанные рекомендации подходят и для детей с повышенной тревожностью, но с еще не сложившимся ощущением хронической неуспешности. Но чтобы это ощущение не стало синдромом, нужно проводить профилактические меры, описанные выше.

Бывает, что ребенок в школе плохо учится потому, что у него просто нет интереса к учебе. Этому могут быть две причины. Либо родители не вели с ним совместных познавательных занятий и познавательный интерес у ребенка просто не сформирован; либо родители “напичкивали” ребенка с раннего возраста различными знаниями, что вызвало у него отторжение. И в том, и в другом случае можно рекомендовать разнообразные совместные занятия с ребенком, включающие в себя познавательные элементы. Например, совместное наблюдение за ростом растений, фиксация изменений в природе, ведение дневника погоды, изучение различных видов растений, наблюдение за домашними животными. Набор “Юный химик” тоже может быть здесь очень полезен. Если у родителя есть какой-то свой, личный познавательный интерес, он может приобщить к нему ребенка в доступной для него форме. Можно порекомендовать также какой-либо кружок с познавательной направленностью. Любые совместные познавательные занятия с ребенком должны проводиться с позиции “на равных” – мы вместе познаем мир, и учитывать интересы ребенка. Позиция “сверху вниз”, – учительская позиция вдалбливания знаний нерадивому ученику, может здесь только навредить. Ваша цель – вызвать у ребенка самостоятельный интерес к познанию мира.

Еще одной причиной плохой успеваемости может быть уход ребенка в мир фантазий. Ребенок в школе как бы отсутствует на уроке, все пропускает мимо ушей, “витает в облаках”. Он не сосредоточен на чем-то постороннем, он погружен в себя, в свой внутренний мир, в фантазии и мечты. Естественно, учеба от этого страдает. Развитие ребенка по этому типу происходит у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться неблагополучием в семье или повышенной потребностью ребенка во внимании к себе. Ребенок хочет внимания, но у него повышенная тревожность, которая мешает ему развернуть те формы поведения, которые бы привлекли к нему внимание взрослых. В итоге ребенок уходит во внутренний мир, в мир фантазии и мечты. Фантазирование позволяет ему восполнить недостаток внимания. Ребенок отключается от внешней активности, он пассивен, его поведение ифантильно. Вся его активность проходит на внутренних планах. Реакция социального окружения, пытающегося “вернуть” ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающее фантазирование.

Причиной возникновения и поддержания повышенного уровня тревожности является конфликт между стремлением получать реальное (а не только воображаемое) внимание и его отсутствием. Так порождается замкнутый круг причин и следствий: неудовлетворенность потребности во внимании порождает тревогу, блокирующую те формы поведения, с помощью которых ребенок мог бы привлечь к себе внимание. Это, в свою очередь, поддерживает неудовлетворенность.

Если вовремя не скорректировать это состояние, в подростковом возрасте у такого ребенка возникает самосознание одиночки, непонятого окружающими и далекого от их интересов и устремлений. Социальное окружение воспринимает подростка как “странного”, поддерживая тем самым его специфическое самосознание. Происходит смещение акцентов: если раньше ребенок был пассивен в учебе, то теперь к этому добавляется пассивность в сфере общения. Для подростков межличностное общение со сверстниками – их центральная и чрезвычайно важная деятельность.

И у подростка, склонного к фантазированию, потребность в общении со сверстниками столь же высока, что и у любого другого подростка. Неудовлетворенность этой потребности приводит к развитию депрессивных тенденций. Защитную роль продолжает играть компенсаторное фантазирование, которое, разумеется, не может заменить собой реального удовлетворения потребности, но, тем не менее, существенно снижает психотравмирующий эффект.

Тревожность, в сочетании с высокой потребностью в эмоциональном общении и во внимании окружающих приводит к таким последствиям.

При таком типе развития важно развернуть активное воображение ребенка во внешний мир, направить его на решение реальных творческих задач. В этой деятельности ему нужно сразу обеспечить положительное эмоциональное подкрепление, ощущение успеха, внимание – ведь это именно то, что ребенку не хватает, из-за чего произошел уход от деятельности во внутренний мир. При выборе деятельности нужно найти такую сферу, где ребенок сможет насытить свою неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Можно порекомендовать занятия живописью, причем абстрактной. Рисование “абстракций” обречено на успех. Потом его картины стоит развешивать на стенах и “хвастаться” перед гостями. В общем, родителю стоит потрудиться в поиске сферы деятельности для своего ребенка, удовлетворяющей этим требованиям. Ощущение успеха, внимание, эмоциональная поддержка – необходимые условия “лечебного” воздействия творческой деятельности, которую вы должны помочь найти свому ребенку. И не надо бояться, что ощущение успеха приведет к “самомнению”. Ощущение успеха приводит к устойчивой позитивной самооценке, побуждающей ребенка в школе стойко преодолевать трудности и неудачи и добиваться реальных успехов, а не воображаемых.

Часто причиной плохой успеваемости может быть астенизированность ребенка (нервное истощение). Дети психастенического склада личности (повышенная тревожность и высокая чувствительность) легко астенизируются. Родители, желающие развивать ребенка в разных направлениях, перегружают его различными занятиями. В результате повышается утомляемость ребенка в школе и снижается успеваемость. Ребенок может подолгу валяться в кровати, часами ничего не делать, т.к. у него нет сил что-либо делать. Родителям же может казаться, что ребенок ленится. Если у вас есть подозрение на астенизацию вашего ребенка, то необходимо строго дозировать нагрузки. Ослабленному ребенку необходимы частые перерывы в учебных занятиях, заполненные активными движениями либо релаксацией. Полезны активные игры на свежем воздухе, занятия гимнастикой, бассейн и все, что способствует укреплению здоровья. В особо тяжелых случаях ребенку нужно предоставить дополнительный выходной день, желательно посреди недели. Стоит пересмотреть нагрузку ребенка, возможно от каких-то дополнительных занятий стоит отказаться, а ввести другие – укрепляющие здоровье, например, занятия спортом.

Замедленность темпа деятельности ребенка может выглядеть как “лень”. Ребенок трудится совершенно добросовестно и целенаправленно, но так медленно, что окружающим кажется, что ему лень пальцем шевельнуть. И, конечно, он не успевает сделать хорошо все домашнее задание. На самом деле, замедленность темпа деятельности имеет физиологическую природу – медленное протекание нервных процессов, и никак не может рассматриваться как лень. Эти особенности необходимо просто учитывать. Нельзя осуждать ребенка за медлительность. Важно определить его темповые характеристики и регулировать объем работы в зависимости от его возможностей. Объем домашнего задания стоит сократить и лучше выполнить хорошо меньший объем, чем плохо, но все. Важно принять ребенка таким, какой он есть!

Статья написана по материалам книги А.Л. Венгера “На что жалуетесь?” и на основании консультативного опыта автора.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Школа и стресс: когда ребенок не учится, а мучается

С самого начала августа мы видим на билбордах и в витринах изображения детей с рюкзаками и цветами, весело шагающих в школу. Однако многие ученики и их родители не разделяют радости рекламных школьников.

Шесть правил общения с гиперактивным ребенком – Отцовский клуб

Нежелание сидеть на месте дольше двух минут, постоянная болтовня или беготня по классу – раньше таких детей наказывали. Теперь – лечат. Гиперактивные дети есть в каждой школе.

Шарль Перро: биография и сказки для детей

; биографию Шарля Перро ; краткую, понятную, доступную и интересную для взрослых и детей, ; занимательные и удивительные факты и историю создания сказок Шарля Перро, ; познавательные видеофильм для детей о биографии Шарля Перро, ; оригинальные тексты автора и в чем их отличие от известных нам современных детских текстов, ; список литературы о жизни и творчестве Шарля Перро для взрослых и детей, ; список сказок Шарля Перро в алфавитном порядке, Рассказ о Шарле Перро… Наверное, Вы ждете в начале этой статьи повествования о том, как Шарль Перро с детства мечтал стать сказочником и как он сознательно пришел к решению написать сказки для детей, которые известные уже более 300 лет? Но всё в его жизни было совсем не так.

Чудо-ребенок с пеленок

Вместе с нами за 3 недели Вы составите индивидуальный план развития Вашего ребенка, создадите дома развивающую среду и так организуете свой день, чтобы все успевать.

Чтобы ребенок спал спокойно

У детей, которые плохо спят часто возникают определенные проблемы: они часто плачут; имеют плохое настроение (ребенок сам не знает чего хочет, капризничает); очень зависимы от внимания родителей (дедушек, бабушек); имеют плохой аппетит; могут быть задержки в развитии и росте.

Чтобы ребенок спал всю ночь

Молодых мам часто интересует, почему малыш беспокойно спит ночью. Удастся ли приучить деток к спокойному крепкому сну? Когда младший член семьи начнет давать родителям отдыхать по ночам? Бывает, особо впечатлительные мамы объясняют плохой сон крохи сглазом и прочими суевериями.

Чтобы ребенок любил учиться, Ребенок и Мама

Маша к записи Печем кексы для детей рецепты Ольга к записи Как правильно держать ребенка столбиком WomenNews к записи Как сделать педикюр в домашних условиях Черри к записи Ребенок ударился головой: что делать Наталия к записи Тонзиллит у ребенка: симптомы, лечение Каждый родитель имеет заветное желание чтобы его ребёнок любил учится.

Чтобы ребенок был счастливым

Чтобы ребенок был счастливым Отпустите меня в свободное плавание! Почему нет отношений с противоположным полом? Ревность Частые ссоры в паре между мужчиной и женщиной Что важно знать родителям, чтобы их ребенок был счастливым? PSYCHOL-OK : В каждой семье родители открывают дверь ребенку в мир.

Что это такое – инфекционный мононуклеоз у детей и взрослых? Симптомы, лечение, анализ на

О том, что это за болезнь, как она протекает и лечится и посвящена данная статья. Мононуклеоз – это острое вирусное расстройство (Код по МКБ 10: B27), которое сопровождается увеличением селезенки и печени, нарушением работы ретикулоэндотелиальной системы, изменением лейкоцитов и лимфаденопатией.

Что это значит – тревожный ребенок?

Разговор о тревожном ребенке необходимо начать с рассмотрения основных понятий — страх, тревога, тревожность. Страх — это сильная эмоциональная реакция на объект, который воспринимается человеком как опасный.

Что чувствует ребенок при разводе родителей? Первый информационно-познавательный портал для женщин

Ваша корзина пуста Многие люди особо не заморачиваются над тем, чем отличается пост от диеты. Многим кажется, что разницы особой нет, зато есть повод скинуть лишние килограммы перед наступлением теплых деньков.

Что читать ребенку 3-4 лет? Список книг для детей 3-4 лет – Kids Russian Books

Что читать ребенку 3-4 лет? Список книг для детей 3-4 лет Когда ребенку исполняется 3-4 года, самое время перейти от чтения коротких сказок и стихотворных произведений к более сложным и длинным историям.

Что умеет ребенок в 1 год?

Чему успел научиться малыш за первые 12 месяцев своей жизни? Ребенок в 1 год скорее всего уже умеет стоять и ходить с поддержкой мамы или без помощи (это сейчас редкость). И если он встал на ножки, то уже не желает постоянно находиться в кроватке или манеже, ему нужны приключения, проснулся исследователь Сегодня мы поговорим о том какой он ребенок 1 год, что умеет и чему его еще нужно научить.

Что такое опекунство над ребенком? Процесс оформления опекунства

Многие люди в современный век лишены радости материнства. Не каждой женщине, к сожалению, суждено почувствовать, что значит быть матерью и стать родительницей.

Что такое лидер: как развить лидерские качества в себе и своем ребенке?

Что такое лидерство в психологии? Определение лидерства представляет собой задачу, которая решается посредством выявления психологических моментов, влияющих на формирование у человека качеств, присущих лидеру.

Что такое детский каприз? Как найти общий язык с ребенком?

Детские капризы способны свести с ума даже терпеливого родителя. Особенно паникуют молодые и неопытные мамы. Топот детских ножек, пронзительные крики и море слез – родительский кошмар.

Что такое «несадиковый ребенок&raquo

По-настоящему несадиковыми является не более 5% детей, все остальные всего лишь неадаптированные Нередко мне приходится в своей практике слышать определение несадиковый ребенок так говорят родители, чьи дети часто болеют, плачут, капризничают и не хотят идти в детский сад.

Что расскажет о ребенке его любимый цвет? Красный или черный? Женский сайт о самом главном

Что расскажет о ребенке его любимый цвет? Красный или черный? Довольно часто дети очень рано начинают демонстрировать свои цветовые предпочтения, которые родители не всегда понимают и редко стремятся удовлетворить.

Что расскажет о ребенке его любимый цвет

Детские психологи считают рисунки детей одним из самых надежных методов психодиагностики. Как и любой другой вид творчества, рисование позволяет ребенку полностью «раскрыться», обозначить волнующие темы, излить на бумагу свои впечатления и эмоции по тому или иному поводу.

Что происходит с ребенком?

Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации.

Что предпринять, если ребенок ворует и врет?

Что делать, если ребенок ворует? Такой вопрос с ужасом задают некоторые родители, сталкиваясь с этой проблемой впервые. Психологи и педагоги, часто контактирующие с большими группами детей, подтверждают тот факт, что практически каждый ребенок хотя бы однажды присвоил себе чужое.

Что означает если ребенку нравится зеленый цвет

Что означает если ребенку нравится зеленый цвет. Психология цвета. Какими цветами рисует ваш ребенок С древних времен человечество придавало цвету символическое значение.

Что нужно сделать, чтобы ребенок родился гением

В наш век научного прогресса и всё большего интеллектуального подъема, каждый родитель задумывается о будущем своего ребенка и мечтает вырастить настоящего вундеркинда.

Что нужно ребенку до года – Ваше здоровье

Что нужно ребенку до года Рассказывает доцент кафедры педиатрии ГУМФ им. Николае Тестемицану, доктор медицины Алла Донос. Новорожденному необходимо выделить отдельную светлую комнату, если позволяют условия, или самый солнечный уголок жилого помещения.

Рейтинг@Mail.ru