Счастливая семья: секреты взаимопонимания. Журнал Мир счастливых семей. Семейные консультации по скайпу
Мы пошли в ясли. Пока ребенка вожу я, но так исторически сложилось что на неделе поведет супруг. Ладно, говорит, отведу. А как его там сдавать? Ну как… приводишь, переодеваешь, снимаешь памперс и сдаешь воспитателю. Как, просто сдаешь и всё? А какую-нибудь НАКЛАДНУЮ надо заполнять?
Если с ребенком никто не дружит#8230; или Как научить ребенка дружить

Ваш ребенок изгой в своем классе (или в детском саду, во дворе), и вы не знаете, что делать? А может, таким ребенком когда-то были вы сами, но тяжкий след в душе до сих пор не зажил#8230;
Как быть и что делать? Давайте разбираться вместе.
Всё начинается вот с этой простой мысли. Которая приходит в голову либо вам, либо вашему ребенку.
Если вас беспокоит, что ребенок не умеет дружить но сам он не жалуется
На самом деле, если она пришла в голову ВАМ а сам ребенок не демонстрирует никаких переживаний по этому поводу (то есть ему хорошо одному, или с кем-то конкретным братом-сестрой, малышами, только девочками у мальчиков и наоборот, и т.д.) вполне вероятно, что сейчас вы проецируете на него свои детские переживания. Которые у ВАС были. И были проблемы, с ними связанные. И вы боитесь повторения этих проблем у него.
Но он не вы. Он другой, и судьба у него другая. Быть может, его внутренняя природа созерцательная, он вырастет человеком искусства. Или он интроверт, и ему не нужно столько общения и друзей, сколько было нужно вам, ему вообще хватает вполне одного товарища#8230;
Это не значит, конечно, что на низкую общительность ребенка можно махнуть рукой нет, держите руку на пульсе, следите за его внутренним состоянием, будьте внимательны к жалобам.
Просто учтите склонность человеческой природы резонировать своей прошлой болью со сходными на ваш взгляд ситуациями у ваших детей (и потому опасными по мнению вашего подсознания). И делайте поправку на это.
Если сам ребенок говорит, что с ним никто не дружит
то внимание его словам, безусловно, уделить нужно. Хотя и здесь ситуации могут быть очень разные, и об этом первое видео:
Аутсайдерство ребенка является проблемой настолько,
насколько велики его собственные переживания по этому поводу
Например, есть много детей, которым на все школьные годы хватает общения всего с одним другом. И они не испытывают чрезмерных переживаний по поводу того, что остальные 25 детей их не замечают. Так, небольшой дискомфорт, и только.
А есть и другие дети. С которыми общается почти весь класс, и есть друзья, и много смеха и общения#8230; НО! Не обращают внимания мальчики (на девочку). И/или кучка лидеров хоть и принимает в свою компанию, но как-то без восторга (а некоторые могут откровенно недолюбливать). Так вот если ребенок скрытый лидер, если он жаждет быть в центре внимания, а у него не получается он может испытывать страдания гораздо большие, чем дети из примера выше. И ему очень нужна ваша помощь.
Ребенка-аутсайдера не обижают. А если и обижают, то крайне редко. Бессистемно. С таким ребенком просто не очень дружат. Как правило, потому что он сам не умеет дружить. Или имеет какие-то страхи относительно того, как его воспринимают (на его взгляд!) другие дети и взрослые. И комплексует. А окружающие его дети и взрослые просто считывают такое его мышление как если бы эти его мысли были написаны на его лбу или футболке и ведут себя с ним именно так, как он хочет. Впрочем, об этом я рассказала уже в ролике выше.
Но быть аутсайдером (точнее думать как аутсайдер, вот это самое дети со мной не хотят дружить, я не такой как все, я не вписываюсь в класс и т.д.) ОЧЕНЬ ОПАСНО.
Потому что от таких мыслей и отсутствия отношений с классом до изгойства (то есть открытой травли) один шаг.
Есть такое мнение, что изгоями становятся дети, отличные от остального коллектива:
- с неблагозвучной фамилией, которую легко превратить в обидную кличку,
- с существенным дефектом внешности или здоровья,
- бедные среди богатых,
- дети из неблагополучных семей
- и т.д.
На самом деле в большинстве случаев все эти фишки всего лишь крючки, УЖЕ больные темы для данного ребенка (то есть он их мучительно стесняется сам). И они становятся ФОРМАЛЬНЫМ поводом для задеваний ребенка другими детьми.
Первая, и самая распространенная причина это легкий способ поднять свою самооценку, свой рейтинг в классе за счет опускания другого.
Вторая причина возможность слить негатив, накопленное раздражение на легально одобряемого козла отпущения.
И если очаг конфликта не погасить оперативно, обе причины сливаются в единое целое и начинают активно использоваться детьми, стремящимися выбиться в лидеры или примкнуть к лидерам.
Идеальные мишени для такого отношения и группа риска это:
- дети другой национальности (плохо знающие язык и совершающие ошибки даже там, где их не делают двоечники),
- и гиперактивные дети, очень эмоционально реагирующие на задевания и не способные себя контролировать (это развлекает обидчиков на скучных уроках и вообще).
Мой опыт и ответ: поднимать ребенку самооценку.
В первую очередь между кнутом и пряником почаще выбирать пряник, и учиться хвалить его сперва даже за малые успехи (сменку не забыл сам, если часто забывает). И вдохновлять. И поддерживать, когда у него трудности (а двойки это трудности тоже!) То есть не ругать, а сочувствовать и выражать УВЕРЕННОСТЬ, что он сможет осилить эту трудную тему, и что вы готовы помочь ему разобраться с ней, если что.
Еще конечно же, искать снова и снова области, где он может раскрыться как человек творческий и успешный, где у него что-то будет отлично получаться. Это кружки и секции в первую очередь. Умения компьютерные и любые иные современные навыки. Это буквально всё, на что его сверстники скажут ему: Ух ты!
Кроме, конечно же, купленных родителями вещей и гаджетов, которые дают лишь иллюзию самооценки в глазах детей но оставляющих пустоту в душе самого ребенка. А ведь к нас уважают и ценят в итоге ровно настолько, насколько мы сами уважаем и ценим себя#8230;
Что еще можно сделать? Конечно же, отвести в театральную секцию (которая отлично развивает коммуникабельность и умение выражать себя смело). Так же влияет на самооценку ребенка занятие любым видом спорта, и не обязательно в ДЮСШ.
Любые молодежные тренинги коммуникабельности и лидерства, коих сейчас всё больше появляется в Домах Молодежи (для подростков) тоже отлично#8230;
Так что ищите. Это то, чем мы с вилах помочь нашим детям и то, что зачастую они не способны найти для себя сами.
Ищите, пока не найдете то, что придется по сердцу вашим детям.
И пусть они растут у вас счастливыми!
Подпишитесь на статьи и видео»фишки» проекта