Как приучить ребенка ходить на горшок, в каком возрасте это сделать проще
Вопрос о том, как научить ребенка ходить на горшок, когда это следует делать, очень актуален. Каждый родитель задается им рано или поздно, к сожалению, многие слишком рано.
В этой статье мы подробно вам расскажем о том, когда следует начинать приучение к горшку, почему следует делать это именно в это время и в этом возрасте, как следует это делать, как реагировать на неудачи в этом процессе, почему они бывают и другие важные сведения по данному вопросу.
Родители пользуются разными способами, чтобы приучить ребенка к горшку, но часто эти способы оказываются неверными, ведут к стрессам для ребенка и для родителей, тратится масса времени, а результата может так и не быть, а если и будет, но нестойкий и основанный на неверной базе.
Раньше был распространен метод приучения в течение первого года жизни, за него и ратуют многие мамы и бабушки, к сожалению, и некоторые неграмотные в данном вопросе педиатры. Раннее приучение уже давно признано нефизиологичным и неправильным. В данном случае абсолютно не учитывалась ни психологическая готовность ребенка, ни тем более, физическое созревание.
Из-за этого процесс обучения был долгим и малопродуктивным. Более того, так как ребенок в этот период еще на самом деле не готов к приучению, метод основывался на давлении со стороны взрослых. Что не могло повлечь за собой никаких положительных реакций, это вызывало:
- стресс у ребенка
- не редко заканчивалось появлением психосоматических и неврологических заболеваний
- например, запорами, недержанием кала и (или) мочи
- как ни удивительно, но и логоневрозами, нервными тиками
- в более позднем возрасте этот стресс давал нередко такие проблемы, как энурез, энкопрез, гиперактивный мочевой пузырь.
Как часто родителям приходилось сталкиваться с подобными проявлениями, но как редко им удавалось понять истинную причину их.
Эти устаревшие методы были основаны на создании условных рефлексов, но никак не на выработке правильного и осознанного навыка. Таким образом, создавалась неправильная цепочка действий, родители побуждали ребенка к опорожнению мочевого пузыря звуками журчания воды или пись-пись, после чего ребенок мог пописать.

Путем постоянного повторения ребенок мог научиться опорожнять мочевой пузырь после этих звуков, тогда как побуждением к этому должно быть наполнение мочевого пузыря. Приобретенный таким способом навык нестойкий и легко может утратиться, так как основан на абсолютно неверной базе.
Утратиться он может в результате любого стресса (смена места жительства, ссоры родителей, поход в детский сад), а также при достижении ребенка возраста, когда созрела иннервация органом малого таза, когда, действительно надо было только начать процесс приучения. После чего приобрести ребенку правильный навык становится значительно сложнее.
Согласно данным Американской Академии Педиатрии физиологической зрелости дети достигают в возрасте от 18 до 24 месяцев. А значит, любые попытки освоить горшок должны начинаться лишь после 18 месяцев!
А теперь поговорим о том, с помощью какого метода можно научить ребенка данному навыку легко и правильно. Чтобы быстро приучить ребенка пользоваться горшком, нужно использовать метод, который будет ориентирован на ребенка. Это значит, что будет учитываться степень зрелости нервной системы. Ведь именно это определяет готовность ребенка к приобретению данного навыка. При такой модели обучения не требуется давление родителей на ребенка, нет стресса, потому что ребенок физически готов, а также психологически. Он становится центральной фигурой в этом процессе, он хочет и может этому обучиться, он осознает, что делает и что от него хотят.
Физиологический метод приучения к горшку основан на трех основных положениях:
- Физическая зрелость – укрепление мышц сфинктеров прямой кишки и мочеиспускательного канала, развитие иннервации прямой кишки и мочевого пузыря.
- Психологическая зрелость – ребенок готов следовать инструкциям, понимает, зачем и что от него просят.
- Эмоциональная готовность – позитивное отношение к изучению новых навыков.
Чтобы лучше понимать, почему приучение должно начинаться не ранее 1,5 лет, немного коснусь данного раздела. Осознанное хождение на горшок возможно лишь при формировании нервно-мышечных связей между органами малого таза и мозгом. Эти связи формируются именно после 18 месяцев.
Это представляет собой нервные волокна, которые формируют сплетения вокруг мочевого пузыря и прямой кишки, которые подают импульс о наполнении органа сначала в спинной мозг, а затем, сигнал передается в головной мозг, таким образом, это является побуждением к походу в туалет. Правильный навык может сформироваться только при наличии этих связей. И формируются они после 1,5 лет и никак не связаны с тем, как скоро вы начнете знакомить ребенка с горшком.
Вы можете хоть с рождения мучить себя и ребенка попытками приучить к горшку, но нервно-мышечная передача будет сформирована в любом случае после 1,5 лет! Если же вы начнете приучение к горшку тогда, когда организм ребенка уже полностью готов к этому, то все пройдет значительно проще и быстрее.
Наверное, практически любая мамочка, читая эту статью, может вспомнить о рассказах подруг, родственниц или соседок, о том, как их чадо чуть ли не с 7-8 месяцев умеет писать на горшок по команде пись-пись или какать после их надрывного а-а-а-а. Такие истории гуляют на различных форумах, на детских площадках ну и, конечно, среди мам и бабушек, которые часто считают подгузники вселенским злом, а пеленки и горшок с рождения – лучшим, что может быть в жизни ребенка.
Как уже упоминалось, что в таком возрасте и таким способом можно заставить ребенка ходить на горшок, но это будет лишь условный рефлекс, уж не обессудьте, как у собак Павлова. Многократным повторением звуков (или возникновением иного раздражителя, включением воды, например) и удерживанием ребенка на горшке, пока он не сделает вами (!) задуманное дело, вы, конечно, добьетесь возникновения условного рефлекса.
Но вот крах поджидает таких родителей после 1,5 лет. Как раз когда и формируются иннервация органов малого таза. У ребенка мочевой пузырь не наполнен, нет сигнала об этом, определенные центры головного мозга не раздражаются, но ребенка при этом усаживают на горшок и пристают со своим пись-пись. К этому времени он уже может сопротивляться и осознавать свои действия и понимает, что от него хотят. Так вот и получается, что старый метод уже не работает, а новому его никто не обучает, отсюда промахи, мокрые штанишки и недоумение незнающих родителей.
С медицинской точки зрения подобный навык является поверхностным и нестойким.