
Юрик, которого бабушка называла чистым ангелом, вдруг перешел в отряд бесенят. Что бы ему ни предлагали, малыш отвечал: А воть неть! Трехлетний карапуз нарывался на скандалы, на всех обижался и требовал, чтобы его жалели#8230; Домашним было невдомек, что кроха вступил в период установления границ.
Наблюдая противоречивое поведение малыша, что еще недавно был послушным, некоторые мамы и папы ведут кроху к невропатологу и часто получают диагноз гипервозбудимость и медикаментозное лечение. Но, по сути, ребенка лечат от нормального возрастного развития! Другие семьи идут на прием к психологу и там выслушивают сообщение специалиста о проблемах и задачах текущего возраста. Есть и такие, кто уверен: справимся сами, до нас много поколений воспитывали детей без психологов-невропатологов, и мы воспитаем#8230; Чаще такую позицию занимают отцы с сильным характером просто наказывают ребенка. Малыш не понимает, что можно и чего нельзя? Так я ему понятно объясню! — решает папа и берется за ремень. Ребенок боится наказания и как будто снова становится послушным. Но на деле все не так просто.
1. В период установления границ мы имеем дело с работой биологической программы. Она характерна и для человека, и для детенышей всех высших млекопитающих. Важно понять, что ваш ребенок не сам решил стать непослушным, его к тому подталкивает созревание определенных психобиологических механизмов. Малыш вовсе не хочет доводить родителей капризами. Того требуют от него законы развития. Если этап установления границ не будет пройден успешно, ребенок не сможет перейти к следующему, более сложному этапу (время почемучки).
Но что получается сейчас? Мы наказываем ребенка за то, над чем он не властен?! Кроха и сам испытывает тревогу. Развитые и уже владеющие речью дети в это время иногда говорят: Я не хочу быть плохим! Малыш не понимает, что с ним происходит. Что-то изнутри заставляет его раз за разом нарушать запреты. Увы, ни один психолог не может прояснить для ребенка эту странную ситуацию. И никакие таблетки, назначенные невропатологом, не способны решить стоящую перед крохой задачу. Справиться с ней может только он сам, причем при явном неодобрении самых близких#8230; Бедного ребенка впору пожалеть, а тут — папа с ремнем!
2. Опыт практического психолога показывает, что этап установления границ порой проходит как-то особенно остро, а претензий к малышу предъявляют слишком много. В таком случае важно понять подоплеку происходящего. Вариантов здесь всего два. Либо ребенок действительно неврологически нездоров. Тогда семья, как правило, уже наблюдается у невропатолога. Либо виной всему педагогические ошибки родителей. Самые распространенные ошибки.
- Различная реакция членов семьи на одно и то же действие малыша (мама разрешает, а папа запрещает).
- Временная несогласованность (вчера можно было поиграть маминым телефоном, а сегодня нельзя).
- Накопление раздражения (папа на какое-то одно нарушение три раза отреагировал спокойно, а на четвертый — затопал ногами и выгнал ребенка из комнаты). Малыш не понял, чем четвертый раз отличался от трех предыдущих. Естественно, позже кроха повторит свой эксперимент.
- Избыток сложных, малопонятных ребенку запретов.
- Общая нечеткая воспитательная позиция в семье. Малыша то жалеют и балуют, то, спохватившись, начинают усиленно воспитывать, например после возвращения папы из командировки. Или мама, прочитав очередную модную книжку по психологии, пробует на крохе описанные там методики, а затем, утомившись, бросает#8230; до следующей книжки.
- Четко сформулированные, но неосуществимые надежды, касающиеся развития ребенка или его поведения. От малыша ожидают, что он будет вести себя, как старший брат, или как соседская девочка, или как дети, описанные в книжке. Если малыш не соответствует этим требованиям, его пытаются подогнать под них.
Все перечисленные ошибки, взятые вместе или каждая в отдельности, весьма усложняют ребенку прохождение этапа установления границ. Но деваться-то крохе некуда. И он, бедняга, каждый раз пытается прорваться через путаницу родительских педагогических установок и личных особенностей. Малыш снова и снова задает свои вопросы, характерные именно для данного этапа: Как оно будет?, А что будет, если я#8230;?.
За что же мы в таком случае наказываем ребенка?! За собственную педагогическую некомпетентность или непоследовательность?
3. Дети — прирожденные имитаторы. То, что крохе показали, как приемлемый вариант семейного поведения, он усваивает крепко и надолго. Подражание — один из основных механизмов, с помощью которых дети осваивают мир. В период установления границ малыш почти так же растерян, как подросток, который тоже не в состоянии справиться с идущими изнутри психобиологическими проблемами. Но подросток хотя бы делится своими проблемами с друзьями, если родители его не понимают. А что может 2-3-летний малыш? Он ожидает поддержки, понимания и объяснения происходящего от взрослых. И тут приходит сообщение: Вот — границы, вот — ремень. Нарушишь — получишь. Ясно?
Что ж, в общем-то ясно. Ребенок вздыхает, плачет, но подчиняется. При этом малыш усваивает и способ решения проблемы. Усваивает так же, как учится у мамы подметать пол или пытается писать каракули в тетрадке, сидя рядом с братом-школьником. Насилие в семье — тоже способ добиваться своего. Ребенок рассуждает примерно так: Сейчас я вынужден подчиниться. Но вот когда стану старше и сильнее, условия буду ставить я, и наказания непослушным родителям за нарушения моих правил тоже придумаю#8230; Надо ли говорить, когда и как именно это сыграет? Аналогию с подростковым возрастом здесь можно продолжить. И тогда — увы! — меры наказывающие ребенка ремнем и запретами не только не помогут, но и окончательно навредят#8230;