Не пропусти
Главная » Я мама » Возрастной кризис у ребенка? Бывает и такое!

Возрастной кризис у ребенка? Бывает и такое!

Возрастной кризис у ребенка? Бывает и такое!

Многие родители к развитию своего ребенка относятся как к поступательному процессу, в ходе которого происходят исключительно позитивные изменения: малыш взрослеет, приобретает новые навыки, становится умнее и совершеннее. Поэтому, когда они сталкиваются с тем, что карапуз, еще совсем недавно демонстрировавший признаки зарождающегося интеллекта и социальной зрелости, начинает вести себя невыносимо, повергает их в шок. Они начинают размышлять о том, воспитывают ли они ребенка правильно , не избаловали ли они его и не пора ли поставить чадо на место.

Между тем им было бы намного проще осмыслить этот феномен, если бы они знали о том, что на протяжении первых лет жизни дети переживают особые кризисные периоды в своем развитии. Психологи относят их к категории возрастных кризисов. Может ли младенец столкнуться с этим? − с сомнением спросят некоторые из вас. Не только может! Как уверяют специалисты в области детской психологии , именно в первые годы жизни кризисы, связанные с возрастными изменениями, возникают чаще всего и протекают наиболее остро.

Как и отчего возникают возрастные кризисы у ребенка? Связаны они с очень интенсивным физическим, интеллектуальным и эмоциональным развитием малыша. Если попытаться обрисовать этот процесс очень упрощенно, то изменения, которые возникают в ребенке в периоды стабильного развития, постепенно накапливаются и внезапно вступают в противоречие с существующим опытом малыша, с теми представлениями о нем, которые бытуют в семье и с требованиями, выдвигаемыми социумом. Выливается это в кризис, который может длиться от нескольких месяцев до года, протекает с большей или меньшей интенсивностью. Стабилизация состояния ребенка наступает после того, как в созревающей личности произойдут определенные изменения, которые временно гармонизируют его самоощущение.

Часто мамам и папам кажется, что кризис проявляется только в изменении поведения ребенка: он становится менее управляемым, более капризным, часто агрессивным. Тем не менее эти периоды тяжело переживаются и самим карапузом, даже малыш, не достигший года, уже прекрасно чувствует недовольство родителей, и разлад с ними причиняет ему эмоциональный дискомфорт. Так что если вы столкнулись с некоторыми проявлениями неадекватности малыша, которые связываете с возрастными кризисом, имейте в виду, что они не направлены на то, чтобы причинить вам неудобства, более того, ребенок сам растерян и ждет вашей помощи. При умном включении взрослого кризис у ребенка протекает слабее и завершается быстрее, особенно, если к этому взрослому у ребенка сформировалась стойкая привязанность.

Можно ли вообще избежать возрастные кризисы у ребенка? У психологов нет единой точки зрения на этот вопрос. Одни (их меньшинство) считают, что теоретически развитие ребенка может быть достаточно стабильным, и кризисные явления можно свести к минимуму правильным воспитанием и созданием ребенку максимально комфортной среды. Другие специалисты, в их числе знаменитые психологи − Выготский, Эриксон, утверждают, что кризис − необходимый этап в формировании личности , который дает возможность появиться новым структурам и разрушиться старым.

Кризис новорожденности. Специалисты связывают его с тем, что из привычных условий, в которых он развивался в течение 9 месяцев, ребенок впервые попадает в новую для себя и часто дискомфортную среду. Выражаться это может в частом плаче, а также в психосоматических симптомах − коликах, аллергических реакциях. Благополучно преодолеть этот кризис поможет правильный подход к адаптации новорожденного .

Кризисы 3, 6, 9 месяцев. Своеобразные подкризисы, которые выделяются некоторыми психологами. Связаны с развитием мышления ребенка , изменением его восприятия себя и окружающей среды, в том числе, отделением от мамы, и овладением новыми навыками: малыш учится держать головку и переворачиваться, сидеть, ползать.

Кризис 1 года. Часто проявляется очень остро − у многих карапузов именно этот период связан с началом массовых детских истерик. Т ак ребенок реагирует на непонимание со стороны родителей. Ребенок в достаточной степени осознает себя как автономную от родителей единицу с собственными потребностями и возможностями. С точки зрения Выготского, основное достижение ребенка, пережившего этот кризис, − так называемая автономная речь (многозначные ситуативные слова-слоги). Ее появление знаменует, что малыш внутренне ощущает потребность в установлении более качественного контакта с родителями.

Как помочь ребенку преодолеть кризис первого года? Главное − не поддавайтесь собственному негативному настрою и желанию устроить ему взбучку за постоянные сопли и слезы. На данный момент его поведение не имеет ничего общего с детской манипуляцией ; плач и истерики это единственная доступная ему форма выражения своих негативных эмоций. С одной стороны, сейчас вам важно сохранять хороший эмоциональный контакт с ребенком, чтобы снизить его напряженность, с другой стимулируйте развитие его речевых навыков. Чем раньше вы научите ребенка говорить , тем быстрее ваше общение станет более продуктивным.

Это достаточно известное явление, о специфике которого родителям могут рассказать и воспитатели в садике, и педиатр в детской больнице. В целом оно выражается в том, что ребенок становится непослушным, трудноуправляемым, начинает перечить родителям, делать все наоборот. Он начинает проявлять принципиальность и упрямство в отстаивании своей позиции и достижении своих целей, иногда становится очень обидчивым. Выготский выделяет основные характеристики поведения ребенка, переживающего этот кризис: негативизм, упрямство, строптивость, самостоятельность, обесценивание, изменение мотивации.

За всеми этими весьма тягостными для родителей проявлениями скрываются весьма болезненные для ребенка процессы: он осознает себя как полноценную личность, имеющую не только сиюминутные потребности, но и наделенную определенными обязанностями. Он начинает ценить признание своих успехов близкими людьми, в то же время осознавая, что это признание нужно заслужить, а для этого зачастую следует поступать вопреки своим желаниям. С ростом самосознания увеличивается его дистанция с родителями, в то же время сохраняется его потребность в безусловной любви и принятии. Поэтому для преодоления этого кризиса специалисты рекомендуют продолжать сохранять теплые, доверительные отношения с ребенком, при этом предоставляя ему больше самостоятельности и выдерживая четкие дисциплинарные рамки. Будьте осторожны в применении запретов и наказаний (здесь читайте интервью психолога о том, как наказывать ребенка правильно).

Следующий и последний кризис детского возраста связан, во многом, с формированием самооценки, развитием рефлексии и переосмыслением ребенком своей роли в социуме. Ребенок может стать нервным, неуравновешенным, неконтактным, обидчивым. Он очень болезненно относится к тому, как окружающие воспринимают его взрослый статус, и расстраивается или раздражается, если подозревает, что его считают маленьким. Игра как инструмент познания мира отходит на второй план; сейчас предпочтение отдается взрослым способам получения информации. У ребенка четко проявляется потребность в признании со стороны взрослых и сверстников, поэтому критика часто воспринимается в штыки.

Родители помогут перенести ребенку этот кризис с минимальными потерями, если будут демонстрировать уважение к его личности и ее индивидуальным особенностям (не стоит критиковать его слабые стороны, сравнивать его с другими детьми и т. д.) и если дадут ему возможность как можно быстрее освоиться в новом взрослом статусе (помогут ему сформировать вокруг себя новую предметную среду, отвечающую его требованиям, будут способствовать развитию его коммуникативных навыков и умения конструктивно решать конфликты, помогут выбрать оптимальную сферу приложения его способностей).

О admin

x

Check Also

Как научить ребенка алфавиту: знакомим детей с буквами и учим читать

Как доступно и быстро научить ребенка алфавиту учим буквы в игре Современные родители порой впадают в крайности в вопросах развития и обучения ребенка. Одни занимаются с малышом буквально с пеленок, другие считают, что нужно оставить чадо в покое и не лишать его счастливого и беззаботного детства.

Как научить ребенка говорить

Обычно первые слова в речи ребенка появляются после года жизни. Примерно к двум годам малыши начинают разговаривать очень активно, с каждым днем пополняя свой словарный запас.

Как научить ребенка говорить, Блог 4brain

Детей надо учить тому, что пригодится им, Умение облачать свои чувства, мысли, переживания в слова – один из важных социальных навыков человека, который во многом определяет не только качество его жизни, но и демонстрирует широту кругозора, интеллектуальную развитость.

Учим ребенка ползать: практические упражнения

Тем более, что из положения стоя на четвереньках ребенку намного легче будет учиться садиться и вставать. Польза ползания заключается и в том, что оно тренирует руки, устанавливает связь между правым и левым полушариями мозга (а значит, улучшает координацию, помогает лучше управлять телом, избежать дисграфии и дислексии) и способствует ускоренному нервно-психическому развитию ведь чем больше ребенок двигается, тем больше он познает мир.

Развитие ребенка 6 лет

Если вашему ребенку уже исполнилось шесть лет – то вы должны знать, что это отличный возраст, который подарит вашей семье еще много сюрпризов и открытий. В возрасте шести лет, малыш находиться уже сознательно сформировавшейся личностью, так как у него появляются свои собственные взгляды на жизнь и на весь окружающий мир.

Как научить ребенка цифрам

7 занятий-игр, чтоб научить ребенка цифрам до 3 лет. Наш опыт Не буду длинно и подробно рассказывать о том, как важно научить ребенка цифрам: о раннем развитии сегодня не говорит только ленивый.

13 способов научить ребенка говорить в 1, 5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь.

Развитие ребенка по возрасту: как не упустить важное

Физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка в разном возрасте, начиная с первых дней жизни, и заканчивая совершеннолетием, имеет свои особенности. О них эксперты пишут в разделе Развитие ребенка. Рубрика 0–1 год создана для родителей с детьми в возрасте до одного года.

Как научить ребенка читать в 5 лет: быстро и правильно?

Как правильно научить ребенка быстро читать в 5 лет? Начиная с пятилетнего возраста у ребенка зарождается естественная потребность к самостоятельному чтению. Это очень важный момент в личностном и интеллектуальном развитии ребенка.

Как научить ребенка считать правильно: пошаговые инструкции

Разумеется, взрослым кажется, что в счете нет ничего сложного. Но их малыши часто испытывают затруднения в процессе обучения счету, в силу возраста они не могут понять, что от них требуют родители и зачем при счете нужно соблюдать строгую последовательность.

Как быстро научить ребенка ползать

Как научить ребенка ползать: развиваем полезный навык Ползание можно назвать революционным событием в развитии ребенка на первом году жизни. Встав на четвереньки, научившись управлять своим телом и перемещать его в пространстве, малыш начинает видеть мир по-новому.

10 правил как научить ребенка читать по слогам

Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили. И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать. Дело в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть М - это буква Эм, Б - это буква Бэ и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? Только все испортили, – сказала я. Поэтому в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.

Как научить ребенка есть и пить самостоятельно: основные рекомендации

Учим ребенка самостоятельно кушать и пить – основные приемы Принимаясь за воспитание ребенка, родители должны учесть массу нюансов. В том числе и возможность его питаться самостоятельно.

Как научить ребенка играть самостоятельно: нужно или важно?

6 простых шагов научить ребенка играть самостоятельно Рада новой встрече с вами, дорогие друзья! У любой мамы ежедневно образуются срочные, важные и не очень, дела и домашние заботы.

Со скольких лет и как учить ребенка английскому языку – Инглекс

Со скольких лет и как учить ребенка английскому языку Любой родитель хочет лучшего для своего ребенка. И многие взрослые считают, что детям обязательно нужно изучать иностранные языки — это принесет огромную пользу.

Как научить ребенка читать по слогам в 5-6 лет в домашних условиях: секретные методы, игры и реальный опыт от мамочки первоклассника

Как научить ребенка читать по слогам в 5-6 лет в домашних условиях: секретные методы, игры и реальный опыт от мамочки первоклассника Будьте готовы, что в школе вам скажут, не надо ничему учить, всему научим в школе сами.

Развитие ребенка в 2

Ребенок в 2.5 года – развитие и особенности воспитания После 2 лет ребенок становится настоящим членом общества со своими чувствами и эмоциями, собственным характером и чувством самостоятельности.

Как быстро научить ребенка говорить в 2 года, Детский мир

Как научить ребенка быстро говорить звуки, буквы, слова Мама и Папа, этим вопросом задается каждый родитель. Развитие устной речи ребёнка является важнейшей составляющей общего развития его личности.

Когда учить ребенка сидеть: сроки для девочек и мальчиков, упражнения от Комаровского, cроки усаживания

Как и когда учить ребенка сидеть самостоятельно? Стимулирующие упражнения Спустя несколько месяцев после рождения кроха начинает открывать для себя новые возможности.

Методика Глена Домана: как быстро научить ребенка читать и считать

Методика Глена Домана: как быстро научить ребенка читать и считать Глен Доман американский врач-нейрофизиолог, автор программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей.

Как научить ребенка цветам: учим различать и запоминать

Согласно авторитетному мнению специалистов, уже в 3 года ребенок должен знать основные цвета. Однако это вовсе не говорит о том, что ровно в три года и один день родители должны впадать в панику, подозревая задержку в развитии, в случае, если он все еще их путает.

Как развивать ребенка в 6 месяцев: рекомендации

Как развивать ребенка в 6 месяцев: секреты в помощь маме Здравствуйте, уважаемые читатели! Тема нашего сегодняшнего разговора как развивать ребенка в 6 месяцев. Как играть с малышом, как помочь ему правильно развиваться, чем мама может заняться дома с полугодовалым карапузом? Согласитесь, такие вопросы волнуют многих любящих мамочек.

Чему нужно учить ребенка в 1 год – Всё о воспитании детей

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать? Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик.

Как научить ребенка играть самостоятельно и освободить время на себя, Мир Успешных Мам

Как научить ребенка играть самостоятельно и освободить время на себя Какая мама не мечтает о том, чтобы ребенок как можно дольше играл самостоятельно, а мама в это время могла переделать все свои хозяйственный дела и уделить время себе.

Рейтинг@Mail.ru