Михаил Лабковский: Из детей, с которыми делали уроки, вырастают взрослые, которые ни за что не отвечают
— Михаил, вы в своих статьях и интервью часто повторяете: с детьми уроки делать не надо. Многие возмущаются: ребенком надо заниматься!
— Помогать ребенку надо только тогда, когда он тебя об этом просит. Если не просит — считайте, что у него все в порядке. Со мной уроки никто не делал, как и со многими советскими детьми. Став взрослым, я работал учителем и в начальной, и в средней школе. И оставался после уроков бесплатно делать с учениками домашнее задание — за те же 69 рублей месячной учительской зарплаты. Сидел и долбил с детьми эти уроки, а не звонил мамам и не говорил: «Вы знаете, у нас такая сложная программа!» Но с тех пор учителя испортились. Ведь домашнее задание учеников – это работа учителей, они за это зарплату получают. Отец и мать на другой работе работают.
— Пока учителя с родителями спорят, кто должен, страдают интересы ребенка.
— Когда родитель с ребенком делает уроки, для ребенка это засада. Ребенок снимает с себя всякую ответственность за эти уроки, не умеет распределять свое время, не учится решать проблемы, принимать решения, за себя отвечать. Оно вам надо?
— Многие родители счастливы, если ребенок занят каждую минуту, думая, что свободное время – зло: дети попадают в плохие компании, учатся пить-курить и чего похлеще.
— На самом деле наоборот: из-за того, что у ребенка нет свободного времени, он пытается где-то его найти. Потому и ищет компанию, где его, в отличие от родителей, нормально принимают, дают относительную свободу, ничего не хотят. Если вы дадите ему это дома – он будет расти свободным и точно будет знать, чего делать не надо.
У ребенка должно быть минимум два часа в сутки, когда он ничем не занят. Они нужны ему для личностного роста. Если человека все время заорганизовывать, он никогда не поймет, чего хочет сам. В эти два часа он думает, чем ему заняться, и в этот момент он становится взрослым, сам строит свою жизнь. Когда вы его все время куда -то пихаете, он не понимает, что хочет, в чем его интерес — поэтому и делает всякие глупости.
Проблема в том, что многие взрослые, которые не умеют ничего не делать, — очень жесткие невротики, им надо все время чем-то заниматься, иначе у них крыша едет. Это те люди, которые не могут на море поехать и два часа полежать на пляже, они все время должны быть чем-то заняты. Такому взрослому надо вначале разобраться со своей головой и тревожностью.
«Благополучие любого человека заключается не в оценках, а в самочувствии»
— Для многих родителей ориентир успешности ребенка – максимальные оценки. Вы же утверждаете, что у отличников не меньше психологических проблем, а тревожность выше, чем у двоечников. Помню, в наше время двоечников пугали: мол, вырастете пофигистами!
— А пофигисты – это плохо, что ли?
— Начнем с того, что родители заинтересованы в благополучии своих детей. Благополучие любого человека заключается не в оценках, а в его состоянии и самочувствии: настроении, психологии. Насколько он счастлив и доволен жизнью. Это единственный критерий для родителей, которые любят своих детей. Зачем им удачливые дети в смысле бизнеса, зарабатывания денег, карьеры, если они при этом глубоко несчастные люди? Вряд ли родители скажут, что это никак не связано. Большие деньги, карьера никакого отношения к самочувствию в хорошем смысле точно не имеют. Поэтому надо менять приоритеты.
— Каждый родитель изначально мечтает о счастье ребенка: мол, я же так и хочу!
— Нет, ты хочешь для себя и своего самолюбия, чтобы ребенок был не хуже, чем у других. Эта такая мещанская позиция: мы так можем и вот так умеем, и вот это сделаем. Что никакого отношения к благополучию ребенка вообще не имеет, но удовлетворяет амбиции родителей.
— «А твой как учится?» — первый вопрос, который многие мамы задают при встрече.
— Я плохо учился в школе, но как показала практика, это никак не повлияло на мою жизнь. Многие родители, и в Беларуси тоже, хотят дать ребенку лучшее образование, посылают, например, учиться в Лондон . Так вот, когда я читал в Лондоне лекции, русскоговорящие студенты сидели в первом ряду и записывали. Я – двоечник, они – отличники. Они ко мне пришли, не я к ним – как с этим-то быть? Они хорошо учились, из них выбивали оценки, дошло до того, что они даже смогли попасть в Лондонский университет, поступить и учиться. И к ним приезжает какой-то двоечник из России и читает им лекции.
— А еще есть великие примеры — с Дарвином , с Нильсом Бором, с Томасом Эдисоном , которого вообще из школы выгнали. Знаменитая история: он принес маме письмо от директора школы. Мать читала, рыдала и говорила сыну, что в письме написано – ваш сын настолько гениальный, что школа не имеет возможности его учить, не хватает мощности. Объяснила, что сыну надо учиться в другом заведении, соответствующему его гению. Когда мать умерла, ставший знаменитым изобретатель прочел то письмо, где говорилось — ваш сын дебил и учиться у нас он не будет…
Есть другая категория родителей, у которых оценки на первом месте. Во время экзаменов у их детей едет крыша. Начинаются непонимание, скандалы, в итоге это приведет к тому, что когда ребенок вырастет, между ним и родителем возникнет отчуждение, близких отношений не будет. Можно получить хорошую отметку, но потерять ребенка.
«У исполнительных детей подавлены эмоции»
— Но родителям хочется ребенка, как у соседки: чтобы без напоминаний и принуждения делал уроки, учился на отлично, убирал за собой. Как стимулировать детей?
— Есть понятие «исполнительные дети». Это дети с очень подавленными эмоциями, они не креативят, они такие тупые исполнители: им говорят — они делают. Родители счастливы, окружающие восхищаются: «Умничка!» Но на выходе эти дети превращаются во взрослых, которые ничего сами не решают, никаких идей по поводу жизни у них нет, умеют только исполнять. На мой взгляд, пусть лучше у ребенка будет характер — да, с ним, возможно, будет непросто, но это будет личность. Исполнительные дети — это, как правило, подавленные люди.
— Бич сегодняшней школы – гиперактивные дети, их не любят, они неудобны, на них ставят клеймо.
— Гиперактивность идет от возбуждения коры головного мозга, причины разные. Нельзя сказать, что эти дети здоровые, но проблемы с нервной системой благополучно лечатся, есть препараты — от травяных до медикаментозных, в зависимости от степени тяжести и возраста ребенка. В мире этим страдает порядка 25% детей. Гиперактивность корректируется, дети становятся спокойными.
— Думала, что вы скажете, что это самые гениальные дети, которых недооценивают, а вы – лечить…
— Да, все верно, я сам такой (улыбается). Но лечить надо обязательно, гиперактивные дети глубоко несчастны и страдают от этого. Они не могут сидеть на месте, не могут доделать до конца, переживают и не понимают почему. Про них обычно говорят: «Такой умный, мог бы отлично учиться, вот только ленится». Он не ленится, это просто неспособность концентрировать внимание, проблемы с волей, выдержкой. Ребенок не виноват, а страдает от этого больше, чем окружающие.
— Как вести себя, когда твой ребенок повздорил с другим? Родители обычно говорят – «сам виноват» или «тресни в ответ». Как правильнее?
— Вначале всегда надо занять сторону ребенка. Важно его поддерживать, иначе вы его оттолкнете. Вначале спокойно спросить: «Что случилось? Дай я тебя пожалею, где больно?» И только потом разбираться, кто прав.
— В одном из интервью вы рассказываете, что лучшее наказание — отнять гаджет. Многие так и живут: месяц с планшетом, месяц — без. Ребенок привыкает, а родители негодуют: «Что-то мы упустили в его воспитании!»
— У психически стабильных, уравновешенных родителей вообще нет таких проблем. Но легче все спихнуть на ребенка: «Это он такой стрёмный!»
У меня дети уже взрослые, но приведу схожий пример. Я воспитываю кота, однажды пришел ветеринар, посмотрел и говорит: «Ваш кот очень уравновешенный – видно, что у него психически здоровый хозяин!» И это лучший комплимент в моей жизни (улыбается). Не только дети, но и животные перенимают манеру поведения хозяев. Если семья психов – даже животные станут психованными.
Встреча с Михаилом Лабковским — 14 мая, 16.00, Президент-Отель. Билеты: 100 — 135 руб. Т.(044) 500-69-51.
К 2020 году в Беларуси можно будет сдавать пластиковые бутылки за 10-15 копеек
А в Минске построят мусоросжигающий завод
Более 1200 потерпевших, ущерб в 900 тысяч долларов: «Уже не надеемся, что деньги вернут!»
В Минске судят создателей группы в соцсетях «Маргаритка Маргаритка», обвиняемых в мошенничестве
«Простите, что без оркестра»: На Припяти испытали паром, который свяжет Житковичи и Туров
Большой транспортный поток на переправе ждут на Пасху, а в пятницу — делегацию проверяющих из Минска [фото, видео]
Приговор водителю, который насмерть сбил девочку у «Замка»: 5 лет колонии
Бабушке погибшей школьницы выплатят 20 тысяч рублей
Друзья погибшего от выстрела из пулемета солдата: «Говорил, что служить ему нравится…»
Минобороны заявляет, что к трагедии привело нарушение мер безопасности, виновных обещают наказать
Очевидцы о пожаре в ТЦ «Персей для детей»: «Когда сработала сирена, мы думали — снова учения. А потом резко потянуло дымом и мы побежали!»
Во время пожара в ТЦ «Персей для детей» в Москве погиб мужчина, пострадали шестеро пожарных [видео]
Выпрыгнувший из окна горящей «Зимней вишни» 11-летний мальчик скоро сможет ходить
Врачи разрешили Сереже Москаленко самостоятельно сидеть
Март-2018: День Воли в Минске, бесконечный снег и концерт «Би-2»
Астроном-любитель из Витебска сфотографировал, как МКС проходит по диску Луны
Теперь Владислав Воронецкий планирует снять прохождение станции по диску Солнца
В магазинах появились освященные к Пасхе яйца. «Такого не должно быть», — отвечают в Церкви
В епархии проводят разбирательство, чтобы выяснить, освящал ли местный батюшка яйца, или только производственную линию
Возрастная категория сайта 16+