Не пропусти
Главная » Развитие детей » Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей), ТЦ Сфера
Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей) Педагог-психолог МАДОУ № 48 г. Армавира Дорохина О.В. Цель: расширение представлений родителей о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения.

Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей), ТЦ Сфера

Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей)

Педагог-психолог МАДОУ № 48 г. Армавира Дорохина О.В.

Цель: расширение представлений родителей о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения.

Оборудование: листы бумаги, ручки по числу участников собрания, плакаты (см. приложение), планшет или доска для записей (можно использовать готовый напечатанный вариант, но вывешивать по мере предложения подобных высказываний), проанализированные и отобранные ответы детей, диаграмма (по итогам анкеты КП).

  • анкетирование родителей (Анкета КП),
  • опрос детей по вопросам:
    • Самое страшное наказание
    • Наиболее желаемое поощрение

    Ответы анализируются и отбираются наиболее интересные для прочтения родителям. Можно оформить их в виде плаката или газеты.

    Вступление ведущего: каждого из нас беспокоит, если ребенок не слушается. Такое общение заканчивается скандалом, за скандалом следует наказание, за наказанием — взаимные обиды и потеря доверия. Эти проблемы растут, как снежный ком: родители кричат, и ребенок перестает слушать спокойную речь, родители жестоко наказывают, ребенок учится врать и изворачиваться. Устав от такого общения, многие родители занимают крайние позиции: одни стараются ребенка «сломить» любой ценой, другие не обращают каждый шаг (рисунки Приложение 1).

    Сегодня мы поговорим о различных способах воздействия на детей, которые помогут изменить поведение детей. Но прежде следует разобраться в причинах непослушания детей. Основная часть. Как Вы думаете, почему ребенок может не слушаться? (ответы родителей).

    Психологами выделено 4 основные причины (плакат – Приложение 2):

    1. Ребенку не хватает внимания.
    2. Ребенок самоутверждается (отстаивает самостоятельность или протестует против опеки)
    3. Ребенок мстит (например, за не выполненное обещание или за наказание)
    4. Ребенок не верит в себя (поведение подтверждает сложившееся о нем мнение — ничего не может и тд.)

    Поэтому часто, чтобы изменить нежелательное поведение ребенка достаточно выяснись и устранить ее причину. Но бывают и другие случаи. Сейчас мы проведем маленькое соревнование, на листах напишите способы, помогающих изменить поведение ребенка. (родители пишут)

    Кто сколько написал (ответы). На какие две группы можно их разделить? (Способы поощрения и способы наказания). Посчитайте каких способов у вас больше. Назовите самые действенные на ваш взгляд (ответы). На самом деле их безграничное множество. Открывается таблица (либо 2 плаката).

    Способы наказания и изменения поведения

    Словесные наказания (Угроза, Запрет, Приказ, Нотации, Критика)

    Включить задание в игру

    Выразить доверие ребенку, веру в его силы и способности

    Дать творчески самореализоваться (помоги почистить картошку, а потом сам украсишь торт)

    Предупреждение о наказании (лишении развлечения, лакомства, приятной деятельности), о потере доверия и уважения

    Предложение альтернативы нежелательного поведения

    Развлечение (вскоре после задания), приятная деятельность (прогулка с папой, мультфильм . )

    Игнорирование вызывающего поведения

    Проявления уважения, как к взрослому.

    Тайм аут (дать передышку, изолировав в др. комнате или на диване, а потом продолжить разговор. Вы успокоитесь, а ребенок подумает)

    Ведущий озвучивает результаты анкеты КП, оформленной в виде диаграммы или лесенки (набравшие больше всего баллов методы занимают максимальную площадь и, наоборот). Проведенное в нашем детском саду анкетирование среди родителей показало, что самым часто используемым способом воздействия на детей является похвала (далее по схеме)

    1. Похвала, ласка
    2. Совет, проявление доверия и уважения
    3. Просьба, вопросы
    4. Подарок
    5. Предложение альтернативы
    6. Запрет
    7. Поучения, нотации
    8. Анализ поведения
    9. Обращение в шутку
    10. Приказ

    Что на Ваш взгляд эффективнее поощрения или наказания? (ответы)

    На самом деле поощрения обладают большей эффективностью, это было замечено вначале на животных. Раньше при дрессировке использовали болевые воздействия, например, медведя ставили на раскаленную плиту и били в бубен, от боли медведь танцевал. Затем плиту убирали, а бубен оставался и медведь танцевал. Но потом обнаружили, что, давая лакомство (поощрение) можно добиться эффекта во много раз быстрее.

    Но не каждое поощрение будет эффективно. Есть несколько секретов. Как Вы думаете, при каких условиях результат будет достигнут быстрее? (ответы фиксируются на планшете). Ведущий добавляет не озвученные варианты.

  • Поощрение должно быть неожиданно и заслуженно (если ребенок знает, что все равно получит награду, то эффективность снижается)
  • Выполняйте обещанное или ребенок перестанет вам верить
  • Чем разнообразнее поощрения, тем они действеннее

    Параллельно вывешивается плакат: Поощрения эффективны, если они

    Как вы думаете, какое для детей самое лучшее поощрение? (ответы) А Ваши дети наиболее желаемыми поощрениями считают . ( наиболее интересные ответы детей). А самым страшным наказанием для них является . (наиболее интересные ответы детей). А как вы считаете физические наказания можно использовать в воспитании? Исходя из ваших ответов, 80% опрошенных родителей хоть изредка, но используют физические наказания.

    А физические наказания:

  • говорят о бессилии родителей
  • портят взаимоотношения с детьми.

    Для них это жест нелюбви. По статистике после физического воздействия дети продолжают безобразничать, но исподтишка. Закройте глаза. Вернитесь в детство и вспомните ситуацию, когда вас наказали. Обратите внимание на ваши чувства. Что вы чувствуете?( ответы)

    Ребенок, которого ударили:

  • Чувствует оскорбление и унижение
  • Маленький начинает плакать еще громче
  • Появляется неприязнь к обидчикам
  • При частом битье ребенок чувствует ненависть к самому себе и окружающим

    Вы хотите, чтобы Ваш ребенок испытывал подобные чувства? На планшете зачеркиваются все наказания, связанные с физическим воздействием. Существует множество других способов заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону.

    Обращается внимание на следующие способы(при необходимости дописать):

  • Предупреждение о наказании (лишении развлечения, лакомства, приятной деятельности), о потере доверия и уважения
  • Предложение альтернативы нежелательного поведения
  • Личный пример
  • Игнорирование вызывающего поведения
  • Отсутствие наказания (это удивит и заставит задуматься)
  • Тайм аут (дать передышку, изолировав в др. комнате или на диване, а потом продолжить разговор. Вы успокоитесь, а ребенок подумает).

    Надо помнить, что нет универсальных способов воздействия. Для каждого ребенка нужно искать свои меры. Даже в разных ситуациях по отношению к одному ребенку это могут и должны быть разные меры. Если все-таки без наказания не обойтись, то помните несколько правил.

    Наказывая ребенка, помните:

  • Наказание должно быть значимым для ребенка (если он не хотел идти в гости и остался дома – это не наказание)
  • справедливым (по мере тяжести проступка)
  • отдельно хочется сказать о заветном нельзя. Я вас попрошу не думать о белой обезьяне с зеленым хвостом в течение 15 секунд. (отсчет 15 сек). У Вас получилось? Большинство из вас сначала представили то, о чем нельзя думать. Это происходит и с детьми. Они должны понять что ЭТО делать нельзя, подумав или сделав запрещаемое.
  • Наказание и поступок ложны быть максимально сближены во времени (неэффективно наказывать за вазу, разбитую 2 месяца назад, или запрещать запланированную через месяц поездку).
  • Последовательны по отношению к одним и тем же проступкам ( нельзя один раз рассмеяться, а другой наказать – это запутает ребенка)
  • Наказывайте за поступок, а не потому что У Вас плохое настроение.
  • Ведите разговор о проступке наедине с ребенком
  • Не используйте местоимение Я. (не «я запрещаю смотреть», а «на сегодня мультфильмы отменяются»)

    Параллельно вывешивается плакат: Наказания эффективны, если они

  • Значимы для ребенка
  • Справедливы
  • Сближены с проступком
  • Одинаковы за один и тот же проступок
  • После них ребенок прощен
  • Разговор наедине и без «Я»
  • Выполняются

    Т.е. с наказаниями нужно быть очень осторожным, чтобы не ранить ребенка. Чтобы лучше в этом разобраться, давайте потренируемся в определении чувств, которые вызывают у ребенка наши наказания и поощрения. Ведущий передает какой-либо предмет родителю и называет способ воздействия. Родитель должен определить чувства, которые возникнут при этом у ребенка. Предмет передается от родителя к родителю. Важно, чтобы родители прочувствовали и дали приблизительно такие же ответы как в таблице.

    Чувства от лица ребенка

    Я никому ничего не должен, мне кажется, что я плохой, родители мне не доверяют

    Я любим, мне приятно, сделаю все, чтобы испытать это еще

    Поучения и нотации

    Ну и что, ничего не хочу слушать

    Мои чувства не важны, мне не доверяют, я обижаюсь, злюсь и буду сопротивляться

    Я боюсь, покоряюсь. Я проявляю враждебность к вам, ведь вы меня не уважаете. А еще хочу проверить: выполните ли вы свои угрозы или нет.

    Проявление доверия и уважения

    Мне доверяют как взрослому, приятно чувствовать себя большим

    Меня не любят, я плохой, в следующий раз лучше не скажу

    А теперь попробуем определить, к какому типу воздействия относятся фразы: (Родители продолжают передавать предмет)

  • Перестань крутиться вокруг меня Приказ, команда
  • Ты должен всегда уважать старших, а ты . как ты мог Пристыжение
  • Немедленно иди домой Приказ
  • Какой ты сегодня молодец Похвала
  • Посмотри на себя — какой небрежный вид Критика, пристыжение
  • Ты лентяй Обзывание, насмешка

    Далее предлагается найти максимальное количество решений ситуации и найти оптимальное. Ситуация рассматривается коллективно.

  • Ситуация 1. Взрослый в гостях разбивает вазу (к счастью, ничего, купим новую . ).
  • Ситуация 2. Ребенок разбил вазу. (возможные варианты — крик, поставить в угол, объяснение своих чувств . )

    Какой вывод можно сделать? ( Со взрослым мы сдержанней).

    Рекомендация: «Представляйте себя или взрослого на месте ребенка, прежде чем начать разговор о проступке»

    В конце занятия родителям раздаются памятки и проводится анкетирование, результаты которого покажут эффективность проведенного собрания:

    1. Теперь я считаю, что .
    2. В воспитании буду использовать методы .
    3. Сегодня на занятии мне понравилось и не понравилось .

    Плакат для оформления: Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Гипенрейтер

  • Когда веду себя хорошо, меня любят, и даже велик купили Х.Н.
  • В угол поставили, потом отпустили и мяч купили. Л.Ш.
  • Папа бьет ремнем, за то и балуюсь. Мама не самая страшная. П.М.
  • В угол на колени ставят М.С.
  • Не знаю, что такое наказание, просто веду себя хорошо и все. К.Ж.

    Причины нарушения поведения детей

  • Ребенку не хватает внимания.
  • Ребенок самоутверждается
  • Ребенок мстит
  • Ребенок не верит себя

    Достаточно устранить причину и поведение ребенка изменится

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Нужно ли наказывать детей

Наказания за детские проступки – вопрос куда более тонкий, чем весь Восток вместе взятый. В каких случаях нужно наказывать? Как наказывать? Но самое главное, определяющее – что вообще понимается под наказанием? Иные родители против наказания детей в любых видах и формах.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Поощрение и наказание детей

Цели: познакомить родителей с фактами проявления жестокости у детей, причинами, ее вызывающими, формами наказания и поощрения детей. П р е д в а р и т е л ь н а я п о д г о т о в к а к родительскому собранию: 1) Запись на магнитофон ответов детей на вопрос: наказывают ли их дома родители и за что? 2) Анкетирование родителей (письменные ответы родителей на вопрос о своих проблемах с ребенком, о методах их воспитания (анонимные). 3) Оформление класса: плакаты с пословицами и поговорками о воспитании, стенд с литературой по данному вопросу; расстановка столов в круг.

Ночные страхи у детей: как проявляются, причины, как преодолеть

Ночные страхи у детей: как проявляются, причины, как преодолеть «Ночью дочь просыпается с истеричными воплями, не узнает и не слышит никого, успокаивается сама минут через пять, ничего не помнит утром.

Родительское собрание Безопасность детей в сети интернет

Родительское собрание "Безопасность детей в сети интернет" Родительское собрание Безопасность детей в сети интернет Бурова Любовь Александровна, 12.03.2017 Родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет.

Ночные страхи у детей — симптомы, лечение

Каждая мама хоть раз в жизни сталкивалась с ночными страхами у детей. Больше всего малыши боятся темноты, плохих снов, одиночества, отсутствия мамы рядом.

Родительский контроль — как уберечь детей от опасностей интернета, Портал о компьютерах и бытовой технике

Родительский контроль как уберечь детей от опасностей интернета Всем привет. На сегодняшний день решение проблемы времяпровождения ребенка у компьютера и в сети интернет становиться достаточно сложным.

Родители, у которых изъяли девять детей, о детях и системе наказаний

Мама из Радошковичей, у которой изъяли девять детей: "Я обещаю, что больше наказывать не буду" 2 апреля в 13:59 Мамочка, привет! Прости меня, я осознаю теперь, что я наделал.

Несколько вещей, которыми мы обижаем своих детей

Несколько вещей, которыми мы обижаем своих детей Всё, что мы делаем в жизни наших детей, возвращается сторицей. Если ребёнок растёт в доверии он тоже учится доверять другим, если малыша любят и поддерживают, он сам становится внимательным и заботливым.

Родители, которые воспитывают «хороших» детей, делают эти 5 вещей — Мудрые советы

Родители, которые воспитывают «хороших» детей, делают эти 5 вещей Вероятно, вы знаете множество хороших родителей, которые могут воспитывать всех своих детей одинаково.

Родители, которые воспитывают «хороших» детей, делают эти 5 вещей — Женский веб журнал

Родители, которые воспитывают «хороших» детей, делают эти 5 вещей Вероятно, вы знаете множество хороших родителей, которые могут воспитывать всех своих детей одинаково.

Родители копируют фотопозы своих детей в соцсетях

Теперь вы сто раз подумаете, прежде чем добавить кого-нибудь из близких родственников в друзья 15. Лишняя возможность посмотреть на себя со стороны.

Родители выбирают необычных детей

Готовы ли россияне усыновить «особенного ребенка» и почему растет интерес к малышам с синдромом Дауна, рассуждает эксперт по усыновлению Галина Семья. 16:56, 21.07.2016 // Росбалт, Москва О том, как изменилась ситуация с усыновлением детей-инвалидов за последние годы в рамках проекта Все включены! Росбалту рассказала доктор психологических наук, эксперт в вопросах усыновления, сопредседатель экспертного совета комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, член Координационного совета при президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 2017 годы , руководитель рабочей группы Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Галина Семья.

Родители – наглядный пример для своих детей

Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении. Иоганн Вольфганг Гёте Родительский пример один из самых важных аспектов в воспитании ребенка.

Родителей приглашают на бесплатную лекцию — Как контролировать детей в интернете

Родителей приглашают на бесплатную лекцию "Как контролировать детей в интернете" -AA+ 81% современных детей пользуется интернетом и смартфонами ежедневно, свидетельствуют данные SKDS.

Рефераты: Коррекция психики детей переживших развод родителей

Коррекция психики детей переживших развод родителей 1. 1. Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме______________________________________8 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по нравственной коррекции пси­хики детей, переживших развод родителей.

Реферат: Учебный материал по ознакомлению детей с природными явлениями

Реферат: Учебный материал по ознакомлению детей с природными явлениями Тип: реферат Добавлен 16:58:00 10 октября 2011 Похожие работы Просмотров: 698 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать Учебный материал по ознакомлению детей с природными явлениями Koostajad: Kohtla-J auml;rve otilde;petajad Ljudmila Kurilova ja Olga Grigorjeva Lasteaiast Muinasjutt, Jelena Beloba ja Tatjana Ikohhainen lasteaiast Mesimumm ning Sevetlana Mikerina ja Natalja Voronina lasteaiast Kakuke Свет и его роль в жизни растений и животных.

Реферат: Тревожность у детей — БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Реферат: Тревожность у детей

Просмотров: 7147 Комментариев: 4 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Реферат: Психологическая готовность детей к школе

Синицына Ольга ФМФ 21 группа Московский Государственный Областной Университет. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Реферат: Можно ли наказывать детей?

Четырехлетний Миша - конфликтный ребенок. Взрослые жалуются на его плаксивость, раздражительность, постоянное сопротивление их требованиям, на то, что мальчик часто ссорится и дерется со сверстниками.

Реферат: Курсовая работа: Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей

Курсовая работа: Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей Глава I. Теоретические основы проблемы коррекции психики детей, пере­живших развод родителей 1.1. Влияние психологического климата семьи на формирование пси­хики детей (до развода, в процессе развода родителей и после него) 1.2.Специфика психических проявлений у детей в условиях депривациии (вследствие развода родителей) Глава II. Социальная работа с детьми разведенных родителей в современной России.

Реферат: Коррекция психики детей переживших развод родителей

Реферат: Коррекция психики детей переживших развод родителей: Глава I. Теоретические основы проблемыкоррекции психики детей, пере­живших развод родителей 1.1 . Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме______________________________________8 1.2 . Влияние психологического климата семьи на формирование пси­хики детей (до развода, в процессе развода родителей и после него)__________________________________________19 1.3 . Специфика психических проявлений у детей в условиях деприва­ции (вследствие развода родителей)________________36 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по нравственной коррекции пси­хики детей, переживших развод родителей.

Ненавижу детей: причины такого состояния со стороны женщин

Ненавижу детей: почему у взрослых возникает такое чувство «Ненавижу детей! Ненавижу! Маленькие, сопливые засранцы, которые только и могут, что кричать да испражняться! Они отнимают свободу женщины, ее красоту и молодость!». На самом деле такие мысли посещают каждую третью женщину.

Реферат: Дипломная работа: Психологические особенности готовности к школьному обучению гиперактивных детей

Дипломная работа: Психологические особенности готовности к школьному обучению гиперактивных детей Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет» ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ» к. псх.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->