Гиперактивность у детей встречается нередко. О таких малышах обычно говорят «у него шило в попе». Ребенок не сидит на месте, все время бегает, привлечь его внимание бывает нелегко? У такого малыша есть все шансы называться гиперативным. Медициинский диагноз звучит так: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Мальчики страдают им чаще, чем девочки. Но как различить когда гиперативность это просто проявление характера, а когда это уже болезнь.
Гиперативность у детей нередко бывает вызвана проблемами во время беременности и во время родов. Если у крохи после рождения стоит диагноз: перинатальная энцефалопатия (ПЭП) или минимальная мозговая дисфункция (ММД), а так же если имеется гипертонус мышц, то такой малыш в последствии может превратится в ребенка «с моторчиком». Обычно на первом году жизни такие младенцы плохо засыпают, мало спят, легко перевозбуждаются. Так же у таких малышей отмечаются частые срыгивания, запоры, проблемы с аппетитом.
Существует так же теория , гласящая, что причиной гиперактивности у ребенка является дефицит опредленных гормонов в организме. А так как эти гормоны вырабатываются во время мышечных сокращений, то ребенок плохо себя чувствует, если не двигается.
Чтобы выяснить, когда гиперактивность бывает особенностью характера, а когда болезнью, необходимо установить — мешает ли гиперактивность развитию ребенка. Если это особенность характера, то нарушений в развитии малыша быть не должно. А вот если ребенок не проявляет способности к обучению, не может общаться со сверстниками, устраивает конфликты, то без помощи специалиста уже не оойтись. Проблемами гиперактивности занимаются детские психиатры и психологи.
Чрезмерная активность ребенка, которая слабо регулируется может привести к задержке моторного и речевого развития. В последствии это приведет к трудностям в обучении в детском саду и школе.
Когда можно говорить о гиперактивности? У специалистов существует тест. Если из 5 признаков у ребенка отмечается хотя бы 3, то можно говорить о гиперактивности:
1. Активность крохи гораздо выше , чем требует конкретная ситуация. Такие дети карабкаются на шкафы, забираются на мебель. Подвижность таких детей отличается от поведения сверстников.
2. Ребенок суетлив , извивается, корчится.
3. Начатые дела кроха редко доводит до конца , переходит от одного дела к другому, не заканчивая ни одно из них. Малыш делает все с шумом, роняет, бьет предметы.
4. Ребенок чаще бегает, чем просто ходит . Не останавливает «свой бег» ни на минуту, несмотря на призывы и окрики родителей.
5. Малыш всегда должен что-нибудь делать . Такой ребенок не сидит на месте, уговорить его передохнуть невозможно.
Отдельно стоит отметить, что у родителей бывает ложная тревога , когда на стрессовую ситуацию (развод родителей, смерть близких родственников, отрыв от семьи, переезд и т.п.) у ребенка возникает поведение, схожее с поведением при гиперактивности. Дети в отличие от взрослых реагируют на стресс именно перевозбуждением и чрезмерной активностью (в то время как взрослые ведут себя заторможенно).
Гиперактивные дети из-за своей чрезмерной подвижности и импульсивности часто попадают в разные ситуации и получают постоянные замечания и упреки со стороны родителей и педагогов. Взрослым следует знать, что ребенок не может управлять собой и у него нет цели досадить и расстроить вас. Все ситуации складываются сами по себе. Если ребенка постоянно окрикивать и угрожать, то он вскоре привыкнет к этому, и перестанет обращать внимание на вас.
Постоянное возбуждение малыша утомляет его так же, как и всех окружающих. Ребенок не может самостоятельно справится с ним, ему нужна помощь со стороны взрослых.
1. Установить контакт . Не стоит говорить с ребенком если он занят, подойдите к нему, прикосниесь, поверните к себе, уберите отвлекающие факторы — только тогда он услышит вас. Физические наказания детям с гиперактивностью противопоказаны!
2. Закон постоянства правил . Если вы что-то запрещаете, то это должно быть всегда. Никаких исключений из правил «на сегодня» быть не должно. Правила для ребенка должны быть понятны, выполнимы и конкретны. Он не сможет воспринять просьбу навести порядок, разложите ему все «по полочкам».
3. Чтобы уберечь детку от травм, в вашем доме должен порядок и безопасность. Уберите провода, закройте розетки, отодвиньте подальше от каря предметы, которые могут упасть.
4. Режим во всем . Ребенку необходим строгий распорядок дня (есть негласное правило — чем активнее ребенок, тем строже режим).
5. Поощрения малыша за выполнения действия, которое требует концентрации внимания. Постоянно хвалите ребенка, и не только словами. «Олимпийский принцип» — хвалите за достижения даже если они не выполнены до конца.
7. Найдите что-нибудь, что получается у ребенка лучше всего (это может быть чтение книжек, складывание сортеров и т.п.). Поддерживайте ребенка в том, что у него хорошо получается .
8. Закон траты энергии . Обеспечьте ребенку активные физические игры, он должен «выплеснуть» свою энергию.
9. Обеспечьте безопасность когда вы куда то собираетесь. Любой «выход в свет» с гиперактивных ребенком должен быть заранее спланирован и подготовлен. Вам необходимо тщательно собираться, провести беседу с малышом о его поведении. Если вы не уверены, что ребенок будет адекватно себя вести, то лучше остаться дома.
10. Помните, что мама с папой тоже люди — отдыхайте от малыша. Для этих целей используйте бабушек, дедушек, и других членов семьи. Вы должны отдыхать, чтобы быть спокойными и адекватно оценивать ситуацию.
Если вы самостоятельно не можете справится с гиперактивностью у ребенка, то вам следует обратится за помощью к специалистам. Психолог расскажет вам, как следует поступать в тех или иных ситуациях и будет заниматься с ребенком. В медикаментозном лечении нуждается около 7 % детей с гиперактивностью. Не стоит начинать борьбу с этим синдромом сразу с лекарственных препаратов.