Главная - Средства контрацепции
Водостойкая смазка для подшипников. Силиконовые смазки для автомобилей: виды, назначение, инструкция по применению

Графитовые смазки, первоначально изготавливаемые для смазывания деталей тихоходных механизмов, благодаря своим уникальным свойствам получают всё более широкое распространение в технике.

Характеристики графитовой смазки определяются компонентами, из которых она состоит. Состав графитовой смазки (устаревшее название «графитная УСсА») в советское время устанавливал ГОСТ 3333-80.
Упрощенное описание её изготовления выглядит примерно так: синтетическое или органическое вязкое масло (полученное из нефти) загущается добавлением в него кальциевого мыла и графитового порошка. Если максимально упростить – солидол перемешивается с толчёным графитом.

Толченый графит


Графит (измельченный уголь), составляющий основу графитовой смазки, способен заполнять микроскопические неровности в деталях, снижая при этом трение.

Применение в составе смазки такого материала, как графит, не случайно – его использовали для уменьшения трения между деталями ещё 300 лет назад. Графит, как известно – это не что иное, как углерод (уголь), но в более «рыхлом» состоянии, в результате чего он способен заполнить микроскопические неровности в деталях (царапины, раковины, следы от режущего и обрабатывающего инструмента и т.д.). Такое «заглаживание» поверхностей значительно снижает коэффициент трения.
Солидол же обеспечивает жидкостное трение деталей – в общем, работает, как любая другая смазка, но в сочетании с графитом, позволяет последнему удерживаться в зоне трения деталей – валов, шестерён и т.д.

Плюсы и минусы графитной смазки

Слияние особенностей солидола и графита как смазочных материалов придаёт графитовой смазке следующие свойства:

  1. Температурный интервал использования: — от -20 до + 70 градусов. Для тяжело нагруженных механизмов нижний предел может быть увеличен – там, где потери на трение существенно не снизят КПД машины.
  2. Смазка обладает хорошими водоотталкивающими свойствами.
  3. Отлично .

Современные технологии производства смазок сделали возможным промышленный выпуск высокотемпературной графитовой смазки с расширенным температурным диапазоном её применения – от -40 до +400 градусов.
К недостаткам «графитки» можно отнести ограниченность её применения в узлах с высокой точностью изготовления деталей и высокой скоростью их взаимодействия – твёрдые примеси, которые содержатся в графите, будут способствовать преждевременному износу.

Загустительная основа графитной смазки


Графитовая смазка на основе солидола


Наиболее распространенная графитовая смазка делается на основе солидола, это позволяет снизить её стоимость и сохранить смазывающие свойсвта.

Наиболее распространена графитная смазка в её обычном исполнении – густая консистентная мазь серого цвета. Но сейчас она выпускается и в виде аэрозоля, что делает более удобным её нанесение тонким слоем. В продаже есть также и меднографитная смазка-спрей, с добавлением медной пудры – об использовании её в автомобиле скажем чуть позже.
В зависимости от области применения графитной смазки, в настоящее время можно выбрать подходящую по составу – главное различие видов таких смазок заключается в веществе, играющем роль загустителя масла, который может быть:

  1. Углеводородным.
  2. Органическим.
  3. Неорганическим.
  4. Мыльным.

Изготовление графитной смазки своими руками в настоящее время имеет смысл только в плане удовлетворения любопытства – имеющиеся в продаже смазочные материалы недороги, а добиться чистоты и тонкого помола графита можно лишь, изрядно потрудившись. Впрочем, для приготовления «графитки» для бытовых нужд достаточно тщательно перемешать графитный порошок с любой консистентной смазкой – от литола до ШРУСа.

Назначение и применение графитной смазки в технике


Нанесение медно-графитовой смазки


Графитовая смазка используется повсеместно, где не нужны высокая точность размеров и скорость трущихся поверхностей.

Для чего нужна графитовая смазка? Область применения графитной смазки достаточно широка – её используют в механизмах, работающих с большими нагрузками – в сельскохозяйственной, строительной, автомобильной, нефтедобывающей технике.
Кроме защиты от износа механизмов, «графитка» позволяет избавиться от скрипов, вызванных трением деталей.
Использование её в тихоходных редукторах делает контакт шестерён более «мягким» — консистентная смазка частично поглощает энергию ударного взаимодействия зубьев, чем уберегает их от разрушения.
Для облегчения обслуживания механизмов на производстве применяют пневматический или гидравлический пистолет для графитной (или любой другой консистентной) смазки. Но для обслуживания небольшого числа точек смазки достаточно и обычного тавотного шприца, знакомого многим автовладельцам.

Графитовая смазка в быту

В быту смазка применяется для защиты замков, дверных и гаражных петель – она обладает хорошей водостойкостью и не требует частого пополнения её необходимого количества.
Применение графитной смазки вместо термопасты пока носит экспериментальный характер – теплопроводность графита неодинакова в разных направлениях и для максимальной теплоотдачи требуется каким-то образом сориентировать зёрна графита определённым образом. Да и состав графита тоже влияет на его характеристики.

Графитная смазка в автомобиле


Шприцевание рулевых шарниров графитовой смазкой

Что можно смазывать графитной смазкой у авто? Вот наиболее распространённые варианты её применения:

    В автомобилях графитка используется для смазывания рулевых механизмов, шаровых опор и защиты электрических соединений от коррозии.

  • смазка рулевых шарниров, рулевых механизмов (кроме тех, в которых используются трансмиссионные масла – у последних выше противозадирные свойства);
  • смазка шаровых опор;
  • защита электрических соединений от коррозии;
  • смазка противоскрипных шайб в рессорах.

Также можно смазывать графитной смазкой суппорта, вернее, их направляющие.
Для предотвращения «прикипания» тормозных барабанов и дисков к фланцам ступиц идеально подойдёт меднографитная аэрозольная смазка – только нужно избегать её попадания на рабочие поверхности или сразу смывать обезжиривающим составом.


Аэрозольная графитовая смазка


Нанесение смазки на резьбу во время сборки после ремонта значительно облегчит откручивание болтов и гаек при последующих ремонтах.

Кроме того, нанесение смазки на резьбу во время сборки после ремонта значительно облегчит откручивание болтов и гаек при последующих ремонтах.
Некоторых автолюбителей интересует, можно ли смазывать подшипники графитной смазкой. Вообще, пока «графитку» при изготовлении закрытых подшипников не используют – видимо, в настоящий момент применение графита в смазывании высокоточных деталей ограничено, но утверждать, что так будет и дальше, нельзя – разработки новых смазочных материалов не прекращаются. Но пока в этом случае на вопрос, что лучше: – литол или графитная смазка, можно ответить, что использовать литол более предпочтительно.


Обработка выхлопной трубы графитовой смазкой

Автомобилисты использовали «графитку» даже для защиты деталей выхлопной системы во времена всеобщего дефицита. Наносили смазку на новый глушитель, на котором после выгорания солидола образовывалась прочная защитная корка, не боящаяся воды и устойчивая к появлению глубоких царапин от веток, мелких камней и песка.

Проводит ток или нет графитная смазка

На силовых электрических контактах графитка не создаёт дополнительного сопротивления.

При защите электрических соединений она не создаёт дополнительного сопротивления, в отличие от других смазок, поэтому ею можно защищать даже силовые контакты – например, при подсоединении «плюсового» провода к стартеру. Это очень важный момент – защита контакта плохо проводящим ток покрытием может привести к его нагреву и возгоранию проводки.

Производители графитовой смазки


Графитовая смазка в тюбике

Учитывая возрастающую сферу применения графитовой смазки, её выпуск осуществляют практически все производители масел, в том числе компания Felix, предлагающая как высокотемпературную графитную смазку Felix, так и «графитку» общего назначения.
Также распространены на рынке графитные смазки компании Ойлрайт Oilright, выпускающие свою продукцию в разной фасовке – от 100 г до 180 кг.
Средняя цена графитовой смазки отечественного производства составляет примерно 70 рублей за килограмм (или за литровую ёмкость весом 800 г).

Работоспособность техники и эффективность функционирования зависят от их обеспеченности высокоэффективными смазочными материалами (масла, смазки, смазочно-охлаждающие жидкости).

Основным назначением смазок является обеспечение снижения трения и износа в трущихся деталях механизмов, что позволяет повысить механический КПД двигателя, защитить трущиеся пары от износа и заеданий. Вторая их важная роль – теплоотвод от двигателя и нагревающихся при трении деталей. Кроме того, смазка защищает детали от коррозии, смывает и удаляет загрязнения, обеспечивает уплотнение, а в некоторых случаях – выполняет специальные задачи: например, служит разделяющим слоем между формой и отливкой.

К смазочному материалу предъявляется также ряд требований, не связанных с его рабочими функциями, но необходимых с точки зрения эргономических и экологических свойств. Смазки должны быть нетоксичными, не обладать неприятным запахом, не загрязнять окружающую среду, быть биостойкими, а в определенных условиях и биоразлагаемыми.

Они должны хорошо совмещаться с конструкционными материалами, фильтроваться и прокачиваться, не образовывать пену при контакте с воздухом. Смазки должны удерживаться в узле трения, не высыхать при действии высоких температур, не упрочняться в процессе работы.

Специальные смазочные материалы должны удовлетворять особым требованиям, например, быть стойкими к контакту с агрессивными средами, обладать высоким удельным электрическим сопротивлением, или напротив, хорошей проводимостью.

В наибольшем объеме используются смазочные масла. Этому способствуют их сравнительно невысокая стоимость и удобство применения.

Смазки применяют в таких узлах трения, где использование жидких масел затруднено или нерационально. Наиболее распространены пластичные (консистентные) смазки. Их мировое производство составляет около миллиона тонн в год, что значительно меньше выпуска смазочных масел (около 40 млн т в год).

Пластичные смазки представляют собой густые мази, предназначенные для смазывания подшипников качения различных типов, шарниров, рычажных, кулачково-эксцентриковых систем и др. В отличие от жидких масел, пластичные смазки обладают сдвиговой прочностью.

Пластичные смазки обладают следующими достоинствами:

    Удерживаются на наклонной и вертикальной поверхностях;

    Не выдавливаются из контакта, обладают хорошей смазочной способностью в довольно широком интервале температуры, способны герметизировать узел;

    Обеспечивают малый расход смазки, позволяют упростить конструкцию узла;

    Снизить металлоемкость, сократить затраты на обслуживание.

К числу недостатков относят низкую теплопроводность, накопление продуктов изнашивания и др. Пластичные смазки больше, чем жидкие масла, склонны к окислению и распаду.

Пластичными смазками набиваются полости узлов трения. Замена смазки производится во время техобслуживания. В ряде узлов предусмотрено пополнение запаса смазки с помощью пресс-масленок.

В Украине выпускается около 150 видов смазок. Смазки классифицируют по консистенции, составу и областям применения .

По консистенции смазки разделяют на полужидкие, пластичные и твердые.

Пластичные и полужидкие смазки представляют собой коллоидные системы, состоящие из дисперсионной среды, дисперсной фазы, а также присадок и добавок. Наибольшее применение пластичные смазки получили в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых, винтовых и цепных передачах, многожильных тросах.

Твердые смазки до отвердения являются суспензиями, дисперсионной средой которых служит смола или другое связующее вещество и растворитель, а загустителем – дисульфид молибдена, графит, технический углерод и др. После отвердения (испарения растворителя) твердые смазки представляют собой золи, обладающие всеми свойствами твердых тел и характеризующиеся низким коэффициентом сухого трения.

Наиболее распространенной группой являются пластичные смазки, которые по консистенции занимают промежуточное положение между жидкими маслами и твердыми смазочными материалами.

В состав пластичных смазок входят: базовое масло (70-90%), загуститель и присадки.

Содержание загустителей в смазках составляет, как правило, 10-15%, при низкой загущающей способности – до 20-30% по массе. Именно загуститель в обычных условиях позволяет смазке вести себя как твердому телу, а при приложении нагрузки – течь как жидкости. Собственно говоря, разновидность и количество загустителя определяют эксплуатационные свойства пластичной смазки, поэтому по загустителю устанавливают тип смазки.

Улучшение качества смазок достигается введением различных присадок (0,001-5% по массе), в качестве которых обычно используются органические соединения, растворимые в дисперсионной среде и оказывающие существенное влияние на формирование структуры и реологические свойства смазок. В качестве антиокислительной присадки чаще всего используют ионол, антикоррозионной – нитрованный окисленный петролатум, противоизносной – трикрезилфосфат и т.д.

Кроме присадок, характерных для масел, в пластичную смазку могут добавляться твердые добавки (антифрикционные, герметизирующие) такие, как дисульфид молибдена (MoS2) или графит.

По составу в зависимости от типа дисперсионной среды выделяют смазки на нефтяных (минеральных) и синтетических маслах. Из минеральных масел, используемых при изготовлении пластичных смазок, наибольшее применение нашли индустриальные масла марок 12, 20, 30, 45 и 50 (ГОСТ 1707-51).

При выборе базового масла учитывают область применения смазки. Так, в узлах трения с малыми нагрузками и высокими скоростями целесообразнее применять смазку, в составе которой находится маловязкое минеральное масло.

Наоборот, для узлов трения, несущих большую нагрузку и работающих с низкими скоростями, целесообразно вводить в состав консистентной смазки высоковязкие масла.

В зависимости от входящего в их состав загустителя различают:

1. Мыльные смазки , для получения которых в качестве загустителя применяют соли высших карбоновых кислот (мыла). В зависимости от аниона мыла, смазки одного и того же катиона разделяют на обычные и комплексные (кальциевые, литиевые, бариевые, алюминиевые и натриевые).

В отдельную группу выделяют смазки на смешанных мылах, в которых в качестве загустителя используют смесь мыл (литиево-кальциевые, натриево- кальциевые и др., первым указан катион мыла, доля которого в загустителе большая). Мыльные смазки в зависимости от применяемого для их получения жирового сырья называют условно синтетическими (анион мыла – радикал синтетических жирных кислот) или жировыми (анион мыла – радикал природных жирных кислот). Кальциевые смазки называются солидолами (к солидолам относится также графитная смазка УСА ). Это наиболее распространенные пока у нас в стране смазки благодаря своей дешевизне и удовлетворительным эксплуатационным характеристикам. При нагревании примерно до 80 °С солидолы необратимо распадаются, и это делает невозможным их применение в таких узлах автомобиля, как, например, ступицы передних колес, подшипники водяного насоса, распределитель зажигания.

Комплексные кальциевые смазки по сравнению с солидолами термически стабильны, обладают высокими противозадирными свойствами, но склонны к термоупрочнению и гигроскопичны (хранить их надо в герметичной таре).

К этим смазкам относятся униолы .

Натриевые и натриево-кальциевые смазки (смазка 1-13, жировые консталины ) , обязаны своему распространению довольно высокой температуре плавления. Однако область их применения ограничена, так как они неводостойки – растворяются в воде, хорошо смываются водой с поверхностей и т. д.

По современным меркам перечисленные смазки являются устаревшими, их производство постепенно прекращается. Все большее распространение во всем мире благодаря своим ценным эксплуатационным качествам получают литиевые и комплексные литиевые смазки (литолы, ШРУСы, фиолы, северолы, ЦИАТИМ и др.). Комплексные литиевые смазки, в отличии от литиевых, работоспособны в более широком интервале температур и применяются в оборудовании текстильной, станкостроительной, автомобильной и др. отраслях промышленности.

Бариевые смазки (ШРБ ) несколько уступают литиевым по температурным характеристикам, но превосходят их по водостойкости.

Прогрессивным типом смазок, которые находят применение за рубежом, являются комплексные алюминиевые смазки . Их стоимость не превышает стоимости солидолов, в то же время они имеют высокую механическую и физико-химическую стабильность, высокую адгезию и очень высокую водостойкость. Недостатком является низкая термостойкость (работоспособность при температуре до 70°С). Они применяются в основном в грубых механизмах, работающих в морской воде, а также в резьбовых соединениях.

Неорганические смазки , для получения которых в качестве загустителя используют термостабильные с хорошо развитой удельной поверхностью высокодисперсные неорганические вещества. К ним относят силикагелевые , бентонитовые, графитные, асбестовые и другие смазки.

Органические смазки , для получения которых используют термостабильные, высокодисперсные органические вещества. К ним относят полимерные , пигментные, полимочевинные , сажевые и другие смазки. Новое поколение полиуреатных смазок, приготовленных на нефтяных и синтетических углеводородных маслах, имея верхнюю температуру применения 220°С, по этому показателю вплотную приблизились к высокотемпературным тефлоновым смазкам на основе перфторполиэфиров, выгодно отличаясь от последних значительно меньшей стоимостью.

Углеводородные смазки , для получения которых в качестве загустителей используют высокоплавкие углеводороды. В основном это консервационные и канатные смазки.

По области применения , смазки подразделяются на:

    Антифрикционные (снижение износа и трения сопряженных деталей);

    Смазки узкоспециализированные (отраслевые);

    Консервационные (предотвращение коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировании и эксплуатации). В свою очередь они подразделяются на смазки общего назначения и канатные смазки (предотвращение износа и коррозии стальных канатов);

    Уплотнительные (герметизация зазоров, облегчение сборки и разборки арматуры, сальниковых устройств, резьбовых, разъемных и подвижных соединений, в том числе вакуумных систем).

Самая большая группа смазок по области применения – антифрикционные смазки . Эта группа смазок в свою очередь включает:

- Смазки общего назначения (Солидол С, Солидол Ж, Графитин, Графитная Ж). Солидолы как наиболее дешевые смазки до недавнего времени были наиболее востребованы. В последнее время наметилась тенденция к сокращению выпуска солидолов. Это связано с заменой солидолов на многоцелевые смазки.

- Смазки общего назначения для повышенных температур (наиболее распространенная марка в этой подгруппе смазок – смазка 1-13, Консталин).

- Многоцелевые смазки (наиболее распространенные – Литол-24, Фиол-2).

- Термостойкие смазки (Циатим-221, Циатим-221с, Униол-2М/1, ВНИИНП- 207, ВНИИНП-210, ВНИИНП-214, ВНИИНП-219, ВНИИНП-231, ВНИИНП-233, ВНИИНП-235, ВНИИНП-246, ВНИИНП-247, Графитол, Аэрол, Силикол, Полимол, Маспол, БНЗ-4, БНЗ-5, ПФМС-4С).

- Морозостойкие смазки (Циатим-203, Снарядная ВС, ГОИ-54п, Лита, Зимол).

- Химически стойкие смазки (Циатим-205, ВНИИНП-279, ВНИИНП-280, ВНИИНП-282, ВНИИНП-283, ВНИИНП-294, ВНИИНП-295, ВНИИНП-298, Криогель, №8, Фторуглеродная 10 ОКФ, Фторуглеродная 3 Ф, Фторуглеродная КСТ).

- Приборные смазки (Циатим-201, Циатим-202, ОКБ-127-7, ОКБ-122-7- 5, АЦ-1, АЦ-3, Дельта-I, Дельта-III, СОТ, ВНИИНП-223, ВНИИНП-228, ВНИИНП-257, ВНИИНП-258, ВНИИНП-260, ВНИИНП-270, ВНИИНП-271, ВНИИНП-274, ВНИИНП-286, ВНИИНП-293, ВНИИНП-299, Орион).

- Полужидкие смазки (Циатим-208, Шахтол, Шахтол-К, СТП-Л, СТП-3, ОЗП-1, Трансол-100, Трансол-200, Трансол-300, Трансол-РОМ, Редуктол, Редуктол М, СКП-М, ЛЗ-ПЖЛ-00). - Приработочные пасты (Лимол, ВНИИНП-225, ВНИИНП-232).

К узкоспециализированным смазкам относятся:

    - Смазки для электрических машин (ЛДС-1, ЛДС-3, ВНИИНП-242, ЭШ- 176, СВЭМ).

    - Автомобильные смазки (самые распространенные из них – ШРУС-4, Фиол-2, а также Литин-2, Литол-459/5, АМ карданная, ЛСЦ-15, ШРБ-4, № 58, ЛЗ-31, КСБ, ДТ-1, Дисперсол-1, МЗ-10).

    - Железнодорожные смазки (ЛЗ-ЦНИИ (У), Кулисная ЖК, ЦНИИ-КЗ, ЖТ-72, ЖТ-79Л, ЖА, ЖР, ЖД, Контактная, Буксол, Касетол).

    - Морские смазки (АМС-1, АМС-3, МС-70, МУС-3А, МЗ).

    -Авиационные смазки (Эра, ВНИИНП-254, ВНИИНП-261, ВНИИНП-281, Свинцоль-01, Свинцоль-02, СТ (НК-50), № 9).

    - Индустриальные смазки (Униол-2М/2, ИП-1, ЛКС-2, ЛКС- металлургическая, Прессол-М, КСБ, ЛС-1П, Старт, Сиол, ВНИИНП-273, Ротационная ИР, Термолита и другие).

    - Буровые смазки (Долотол Н, Долотол АУ, Долотол НУ, Геол-1, Пластол).

    - Электроконтактные (ВНИИП-248, ВНИИП-502, Паста 164-39, Электра-1).

консервационных смазок общего назначения является смазка пушечная, среди канатных смазок – Торсиол-35Б.

Наиболее распространенной маркой среди уплотнительных смазок является марка Арматол-238. В группу уплотнительных смазок входят также смазки следующих марок: Р-2, Р-113, Р-402, Р-416, ВНИИП-263, ВНИИП- 291, ВНИИП-292, ВНИИП-300, Вакуумная, Кранол, Резьбол ОМ-2, ЛЗ-162у и др.

Отметим, что обилие наименований отечественных смазок (по различым оценкам несколько тысяч наименований) связано с тем, что в бывшем СССР до 1979г. наименования смазок устанавливали произвольно. В результате одни смазки получили словесное название (Солидол-С), другие – номер (№158), третьи – обозначение создавшего их учреждения (ЦИАТИМ-201, ВНИИНП-242). В 1979 г. был введен ГОСТ 23258-78 (действующий в настоящее время в Украине и в России), согласно которому наименование смазки должно состоять из одного слова и цифры. Сейчас в Украине обязательным требованием к производителям смазок является выпуск продукции в соответствии с Государственными отраслевыми стандартами (ГОСТ), либо в соответствии с Техническими Условиями (ТУ).

За рубежом фирмы-производители вводят наименование смазок произвольно из-за отсутствия единой для всех классификации по эксплуатационным показателям (за исключением классификации по консистенции), что также привело к появлению огромного ассортимента пластичных смазок.

Основными показателями, характеризующими эксплуатационные свойства смазок являются:

консистенция смазки (согласно классификации NLGI – National Lubricating Grease Institute – Национальный институт смазок США, смазки делятся на несколько групп, обозначаемых цифрами от 0 до 6);

    температура каплепадения;

    рабочий диапазон температур;

    механическая стабильность;

    водостойкость, и др.

Совместимость смазки с другими смазками чаще всего определяется типом базового масла и загустителя, входящего в состав смазок.

Состав некоторых смазок, выпускаемых предприятиями и применяемых в различных отраслях промышленности, представлен в таблице 9.1.

Процесс производства пластичных смазок – это сложный физико-химический процесс получения высокостабильных гелей с заданными свойствами. Поэтому технология смазок гораздо сложнее, чем топлив или масел. Даже на предприятиях с большим производственным опытом процент неудачных варок долгое время был очень высок, и это считалось в порядке вещей

Пластичные смазки использовались еще в XIV веке до н.э. египтянами для осей деревянных колесниц. Изготавливали их из оливкового масла, смешивая его с известью. Современные смазки представляют собой многокомпонентные структуры, отвечающие многим, зачастую противоречивым требованиям, которые выдвигает специфика работы различных узлов. Пластичные смазки используют для уменьшения трения и износа узлов, в которых создавать принудительную циркуляцию масла нецелесообразно или невозможно. Легко проникая в зону контакта трущихся деталей, смазки удерживаются на трущихся поверхностях, не стекая с них, как это происходит с маслом. Смазки применяются также в качестве защитных или уплотнительных материалов.

Пластичные смазки использовались еще в XIV веке до н.э. египтянами для осей деревянных колесниц. Изготавливали их из оливкового масла, смешивая его с известью. Современные смазки представляют собой многокомпонентные структуры, отвечающие многим, зачастую противоречивым требованиям, которые выдвигает специфика работы различных узлов.
Пластичные смазки используют для уменьшения трения и износа узлов, в которых создавать принудительную циркуляцию масла нецелесообразно или невозможно. Легко проникая в зону контакта трущихся деталей, смазки удерживаются на трущихся поверхностях, не стекая с них, как это происходит с маслом. Смазки применяются также в качестве защитных или уплотнительных материалов.

Достоинства и недостатки смазок.

К достоинствам следует отнести способность удерживаться, не вытекать и не выдавливаться из негерметизированных узлов трения, более широкий, чем у масел, температурный диапазон применения. Перечисленные достоинства позволяют упростить конструкцию узлов трения, следовательно, уменьшить их металлоемкость и стоимость. Некоторые смазки обладают хорошей герметизирующей способностью и хорошими консервационными свойствами.

Основными недостатками являются удержание продуктов механического и коррозионного износа, которые увеличивают скорость разрушения трущихся поверхностей, и плохой отвод тепла от смазываемых деталей.

Состав пластичных смазок.

Масло является основой смазки, и на него приходится 70–90% от ее массы. Свойства масла определяют основные свойства смазки.

Загуститель создает пространственный каркас смазки. Упрощенно его можно сравнить с поролоном, удерживающим своими ячейками масло. Загуститель составляет 8–20% от массы смазки.

Добавки необходимы для улучшения эксплуатационных свойств. К ним относятся:

  • присадки - преимущественно те же, что используются в товарных маслах (моторных, трансмиссионных и т. п.). Представляют собой маслорастворимые поверхностно-активные вещества и составляют 0,1–5% от массы смазки;
  • наполнители - улучшают антифрикционные и герметизирующие свойства. Представляют собой твердые вещества, как правило, неорганического происхождения, нерастворимые в масле (дисульфид молибдена, графит, слюда и др.), составляют 1–20% от массы смазки;
  • модификаторы структуры - способствуют формированию более прочной и эластичной структуры смазки. Представляют собой поверхностно-активные вещества (кислоты, спирты и др.), составляют 0,1-1% от массы смазки.

Основные показатели качества смазок.

  • Пенетрация (проникновение) – характеризует консистенцию (густоту) смазки по глубине погружения в нее конуса стандартных размеров и массы. Пенетрация измеряется при различных температурах и численно равна количеству миллиметров погружения конуса, умноженному на 10.
  • Температура каплепадения – температура падения первой капли смазки, нагреваемой в специальном измерительном приборе. Практически характеризует температуру плавления загустителя, разрушения структуры смазки и ее вытекания из смазываемых узлов (определяет верхний температурный предел работоспособности не для всех смазок).
  • Предел прочности на сдвиг – минимальная нагрузка, при которой происходит необратимое разрушение каркаса смазки и она ведет себя как жидкость.
  • Водостойкость – применительно к пластичным смазкам обозначает несколько свойств: устойчивость к растворению в воде, способность поглощать влагу, проницаемость смазочного слоя для паров влаги, смываемость водой со смазываемых поверхностей.
  • Механическая стабильность – характеризует тиксотропные свойства, т.е. способность смазок практически мгновенно восстанавливать свою структуру (каркас) послу выхода из зоны непосредственного контакта трущихся деталей. Благодаря этому уникальному свойству смазка легко удерживается в негерметизированных узлах трения.
  • Термическая стабильность – способность смазки сохранять свои свойства при воздействии повышенных температур.
  • Коллоидная стабильность – характеризует выделение масла из смазки в процессе механического или температурного воздействия при хранении, транспортировке и применении.
  • Химическая стабильность – характеризует в основном устойчивость смазок к окислению.
  • Испаряемость – оценивают количество масла, испарившегося из смазки за определенный промежуток времени, при нагреве до максимальной температуры применения.
  • Коррозионная активность – способность компонентов смазки вызывать коррозию металла узлов трения.
  • Защитные свойства – способность смазок защищать трущиеся поверхности металлов от воздействия коррозионно-активной внешней среды (вода, растворы солей и др.).
  • Вязкость – определяется величинами потерь на внутреннее трение в смазке. Фактически определяет пусковые характеристики механизмов, легкость подачи и заправки в узлы трения.

Пластичные смазки по консистенции занимают промежуточное положение между маслами и твердыми смазочными материалами (графитами).

Несмотря на отсутствие в качестве критериев разбивки на классы других характеристик смазок, эта классификация признана основополагающей во всех странах. Некоторые производители указывают в документации не только класс смазки, но и уровень пенетрации.

Классификация пластичных смазок.

Следует отметить, что не все нижеперечисленные классификации являются общепринятыми для отечественных и зарубежных производителей.

Классификация по типу масла (основы)

  • На нефтяных маслах (полученных переработкой нефти).
  • На синтетических маслах (искусственно синтезированных).
  • На растительных маслах.
  • На смеси вышеперечисленных масел (в основном нефтяных и синтетических).

Классификация по природе загустителя

  • Мыльные - это смазки, для производства которых в качестве загустителя применяют мыла (соли высших карбоновых кислот). В свою очередь, их подразделяют на натриевые (созданы в 1872 г.), кальциевые и алюминиевые (созданы в 1882 г.), литиевые (созданы в 1942 г.), комплексные (например, комплексные кальциевые, комплексные литиевые) и др. На мыльные приходится более 80% всего производства смазок.
  • Углеводородные - смазки, для производства которых в качестве загустителя используются парафины, церезины, петролатумы и др.
  • Неорганические - смазки, для производства которых в качестве загустителя используются силикагели, бентониты и др.
  • Органические - смазки, для производства которых в качестве загустителя используются сажа, полимочевина, полимеры и др.

Классификация по области применения .В соответствии с ГОСТом 23258-78 смазки делятся на следующие группы.

  • Антифрикционные - снижают силу трения и износ различных трущихся поверхностей.
  • Консервационные - предотвращают коррозию металлических поверхностей механизмов при их хранении и эксплуатации.
  • Уплотнительные - герметизируют и предотвращают износ резьбовых соединений и запорной арматуры (вентили, задвижки, краны).
  • Канатные - предотвращают износ и коррозию стальных канатов.

В свою очередь, антифрикционная группа делится на подгруппы: смазки общего назначения, многоцелевые смазки, термостойкие, низкотемпературные, химически стойкие, приборные, автомобильные, авиационные и т.д.

В автомобилях наибольшее распространение получили антифрикционные смазки многоцелевые (Литол-24, Фиол-2М, Зимол, Лита) и антифрикционные смазки автомобильные (ЛСЦ-15, Фиол-2У, ШРБ-4, ШРУС-4, КСБ, ДТ-1, № 158, ЛЗ-31).

Классификация смазок по консистенции (густоте).

Разработана NLGI (Национальный институт смазочных материалов США). Согласно этой классификации смазки делят на классы в зависимости от уровня пенетрации (см. выше) - чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка. Классификация NLGI пластичных смазок по консистенции приведена в табл. 8.1 (соответствует сортам по DIN 51818. DIN - Институт стандартов Германии).

Наименование смазок.

В бывшем СССР до 1979 г. наименования смазок устанавливали произвольно. В результате одни смазки получили словесное название (Солидол-С), другие - номер (№ 158), третьи - обозначение создавшего их учреждения (ЦИАТИМ-201, ВНИИНП-242). В 1979 г. был введен ГОСТ 23258-78 (действующий в настоящее время в России), согласно которому наименование смазки должно состоять из одного слова и цифры.

За рубежом фирмы-производители вводят наименование смазок произвольно из-за отсутствия единой для всех классификации по эксплуатационным показателям (за исключением классификации по консистенции). Это привело к появлению огромного ассортимента пластичных смазок (по различным оценкам несколько тысяч наименований).

В последнее время все чаще автомобилистами используются силиконовые смазки. Для автомобилей создано множество видов автокосметики и средств ухода. Силиконовая смазка тоже входит в этот список. Что же, давайте рассмотрим, для чего она используется, в чем ее преимущества, и какие бывают разновидности данных продуктов.

Характеристика

Что это такое? Силиконовые смазки, для автомобилей предназначенные, являют собой смесь кремнийорганического высокомолекулярного соединения. Другими словами, в основе лежит силиконовое масло и загуститель. Дополнительно производители используют наполнители, которые позволяют изменить цвет и запах продукта. Вне зависимости от типа силиконовые смазки для автомобилей являются полностью водонепроницаемыми. Они хорошо отталкивают влагу. После обработки трущихся деталей такими средствами срок их службы существенно увеличивается. Дополнительные присадки не позволяют резине рассохнуться и растрескаться. Жидкий силикон придает покрытию глянцевый, блестящий оттенок.

Назначение

В каких только сферах ни используется силиконовая смазка - для дверей автомобиля, уплотнителей, замков, петель. Но помимо этого продукт широко применяется для восстановления пластиковых бамперов. Где еще может понадобиться силиконовая смазка для автомобиля? Применение данного состава на пластиковых деталях в салоне позволяет снизить уровень шумности и исключить надоедливые скрипы. Также силиконовые смазки для автомобилей используются при хранении шин. Они предотвращают растрескивание резины и максимально сохраняют ее свойства. Не так давно для этих целей использовали минеральные масла, однако из-за них резина могла набухать, растрескиваться или усаживаться. Естественно, это мало кому нравилось, поэтому на смену маслам пришло новое поколение смазок. Еще благодаря водоотталкивающим свойствам продукт используется для автомобильных ковриков. Особенно это актуально в осенний период. Ведь приевшуюся грязь очистить трудно даже мойкой высокого давления.

Разновидности силиконовых смазок для автомобилей

Давайте рассмотрим, каких типов бывают данные продукты. Итак, силиконовая смазка для автомобиля бывает следующих типов:

  • Жидкая.
  • Аэрозольная.
  • Густая (в виде геля).

Также автомобилистами используются продукты в виде пластичной смеси или пасты. Про особенности каждого из вышеперечисленных видов - далее в нашей статье.

Жидкая

Продается зачастую в пластиковых бутылках. Инструкция по применению довольно проста - достаточно нанести состав на ветошь и обработать места, требующие смазки. Используется такая силиконовая смазка для резиновых уплотнителей автомобиля и других каучуковых изделий. Продукт, благодаря своей текучести, легко попадает в труднодоступные места.

Аэрозольная

Такая смазка выпускается в виде спрея. Инструкция по применению не требует использования ветоши и других приспособлений. Достаточно направить кончик спрея на необходимую поверхность и нажать на колпачок.

Смазка попадет под давлением и хорошо растекается. Но при этом часто загрязняет объекты, которые находятся вблизи нужного элемента. Еще один недостаток - за счет масляного состава продукт оставляет жировые пятна. Поэтому подойдет такая силиконовая смазка для замков автомобиля и обработки покрышек с целью длительного хранения.

Гель

Наносится данный состав так же, как и жидкий, - при помощи куска ветоши. Смазывающие свойства у него достаточно хорошие, однако есть небольшой минус. Из-за густой консистенции он сложно попадает в труднодоступные места. Поэтому гелевая не самая лучшая силиконовая смазка для автомобиля. Она не походит для дверных замков и петель.

Паста

Наносится ветошью. Отлично подходит для обработки уплотнителей. Но так же как и предыдущий вариант, не попадает в труднодоступные места. Это существенно сокращает круг её применения.

Какой тип лучше всего?

Ответить на этот вопрос достаточно трудно. Ведь свойства каждого типа практически одинаковы. Разница лишь в консистенции. Поэтому нужно отталкиваться от того, где именно будет использоваться силиконовая смазка для автомобиля. Цена не сильно отличается у всех вышеперечисленных видов. Но наиболее универсальной, по мнению автомобилистов, считается жидкая. Именно эта смазка хорошо проникает в труднодоступные места и не попадает на другие объекты, как аэрозоль.

Жидким составом можно обрабатывать и автомобильные покрышки (правда, процесс займет немного больше времени). Продукты работают в широких температурных диапазонах - от минус 50 до плюс 200 градусов Цельсия.

Почему они так популярны?

Такая смазка имеется у каждого второго автомобилиста в багажнике. Ее часто советуют покупать перед зимним сезоном. В чем ее преимущества? Главные плюсы состава заключаются в следующем:

  • Продукт химически инертный. Это означает, что смазка вовсе не ухудшает характеристики резины. Продукт обладает восстанавливающими свойствами.
  • Смазка способна держаться на любой поверхности, будь то металл, пластик или резиновый уплотнитель.
  • При попадании влаги состав не растекается.
  • Предотвращает разрыхление резины, что положительно влияет на ее срок службы.
  • Способна работать при любых температурах. Ее свойства не меняются в зависимости от сезона, погоды и влажности воздуха. Эффект от смазки останется прежним.
  • Продукт абсолютно безопасен для организма, не вызывает аллергию.

Ниже рассмотрим популярные модели смазок, которые рекомендуют автолюбители.

CAR-REP (Германия)

Представляет собой антикоррозийное водонепроницаемое средство. Работает в диапазоне от -50 до +250 градусов Цельсия. Предназначена для защиты резиновых, пластиковых и металлических соединений (дверных петель и замков в том числе). Предотвращает растрескивание панели приборов и залипание резиновых уплотнителей. Восстанавливает цвет пластиковых бамперов. Продается в аэрозольном баллончике объемом в 520 миллилитров. Сколько стоит такая силиконовая смазка для автомобиля? Цена продукта - 350 рублей за единицу.

«Силикот» (Россия)

Это смазка широкого применения. Используется для обработки трущихся узлов и деталей. Также предотвращает износ резиновых поверхностей. Наносится на любые типы поверхностей - пластик, кожу, дерево и металл. Термо- и морозостойкая. Защищает от набухания и коррозии, образуя водоотталкивающую пленку. Не раздражает кожу рук и не содержит химических добавок. Абсолютно безвредна для организма. Отзывы отмечают, что «Силикот» отлично защищает дверные замки от коррозии. А после мойки в зимнее время не прилипают резиновые уплотнители. Инструкция по применению гласит, что состав необходимо выдавить из емкости и распределить нужное количество продукта тонким слоем по поверхности. Продается в тюбике объемом 30 грамм. Какова цена на силиконовую смазку для автомобиля «Силикот»? Продукт можно купить за 125 рублей.

«МС Спорт» (Россия)

Продукт являет собой пластинчатую силиконовую смазку. Используется не только в автомобильной сфере. Также применяется для обработки легконагруженных подшипников, задвижек и различных направляющих. Так же как и предыдущие, образует плотную водоотталкивающую пленку и надежно защищает обработанные места от коррозии. В зимнее время препятствует обмерзанию. Состав прозрачный, инертный, не пачкается и трудно испаряется. Характеристики не зависят от температуры воздуха. Продукт компании «МС Спорт» надежно защищает резинотехнические изделия от рассыхания, не смывается, а на пластиковых деталях способен устранить скрипы. Взаимодействует с разными поверхностями:

  • Металл.
  • Кожа.
  • Пластик.
  • Резина.

С деревом, к сожалению, не работает. Продается силиконовая смазка для автомобилей «МС Спорт» в пластиковых банках объемом 400 грамм. Стоимость продукта - 730 рублей за штуку. Отзывы автомобилистов говорят, что этого объема достаточно для нескольких сезонов эксплуатации в отличие от 30-гамового тюбика "Силикот". Срок годности продукта - до пяти лет.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляют силиконовые смазки. Как видите, это весьма нужный для автомобилиста продукт, особенно в зимнее время, когда замерзают замки и с трудом открываются двери. Согласитесь, ситуация не из приятных - гнуть ключ и буквально отрывать рамку двери от уплотнителей. Силиконовая смазка направлена на защиту деталей от обмерзания и коррозии.

Литол 24 – одна из самых распространенных универсальных смазок. Это минеральное масло, которое имеет густую консистенцию благодаря литиевому мылу, а также других присадок. Мыло, загущая смазку, позволяет не вытекать Литолу 24 из места нанесения.

Смазку применяют для обслуживания подшипников, шарниров и других механизмов, в частности автомобилисты. Фото: Ruprom.ru

Характеристики смазки Литол 24

  • Структура – вязкая;
  • Цвет – желто-коричневый;
  • Запах – нефтяной;
  • Температурный режим от -40 до +120-130 градусов по Цельсию;
  • Испаряемость – незначительна;
  • Стойкость к воде и работа в трущихся механизмах;
  • Обеспечение долговечности деталей.

Стоимость данной смазки зависит от объема. Цена 100 г Литола 24 – от 70 рублей; 1 кг – от 150 рублей; 10 кг – от 950 рублей; 30 кг – 2600 рублей. Найти его можно в любом магазине автомобильных запчастей.

Согласно прилагаемым инструкциям, Литол 24 пригоден к эксплуатации на протяжении 5 лет. Однако на деле, это не так: в гаражах автомобилистов имеется Литол 24, который многие годы успешно справляется с обслуживанием транспортных средств. В случае, если смазка спустя 5 лет не потеряла свои основные свойства, то ее можно смело использовать.



Что такое и как его отремонтировать — смотрите в материале Прокроссовер.

вы узнаете, как заменить сцепление на ВАЗ 2110 и других отечественных авто.

Особенности применения

Универсальность Литола 24 позволяет использовать его в обслуживании машиностроительной промышленности, морских судах, строительных агрегатах. Но самой большей популярностью смазка пользуется среди автолюбителей. Данное смазочное вещество используется преимущественно в подшипниках и других важных соединениях автомобиля. Литолом наполняют ступицы колес в ходе сборки, а также под подшипники. Он обеспечивает постоянное смазывание до полного износа подшипника. Смазка водяной помпы также не обходится без применения Литола 24.

В автомобилях с передним приводом данной смазкой наполняются пыльники. В заднеприводных автомобилях Литол 24 применяется для смазки крестовины карданного вала.

Еще одна сфера применения смазки – шарнирные соединения. В частности – шаровые рулевого управления, пыльники. Литол 24 не обходит стороной и резьбовые соединения. Он обеспечивает долгий срок их службы, сохраняя их от окисления и развития коррозии.

Важно учитывать, что состав смазки не несет никакого вреда и опасности человеческому организму.

Однако, при применении важно учитывать его пожароопасность. Достижение в ходе работы 250 градусов по Цельсию может привести к возгоранию.

Кроме того, важно обеспечить заземление агрегата, в котором используется Литол 24.

Конкуренты и аналоги Литол 24

Несмотря на свою доступность и надежность, Литол 24 имеет ряд аналогичных смазочных веществ, которые так же имеют свои особенности.

«Фиол» (1,2,3)

Выпускается в трех видах.


«Фиол-1» имеет наименьшую вязкость. Фото: Melitopol.prom.ua

«Фиол-2» – усредненный вариант смазки. «Фиол-3» является наиболее приближенным к Литолу 24. В ее состав входит различные нефтяные масла, а также специальные загустители. Применяют для смазывания сложных узлов трения. Смазка проникает в них через масленки или специальную систему, которая подает ее в определенный узел. Использование «Фиола» распространено для обработки редукторов, мелких подшипников, тросов, а также гибких валов.

Стоимость 800 г «Фиола» в банке – от 200 рублей.

Солидол

Главное отличие данной смазки от других заключается в применении ее при температуре от -30 до +65 градусов по Цельсию. При более высокой температуре солидол начинает распадаться. Используется для смазки сложных механизмов и деталей автомобилей – подшипников, шарниров и блоков. Еще одной функцией смазки является обеспечение долгосрочной консервации запчастей автомобилей. Кроме достаточно качественных свойств смазывания, стоит отметить сохранение и стабильность на протяжении длительного срока, а также стойкость к воде.

Солидол не следует соединять и использовать вместе с другими смазочными веществами. Это объясняется его чрезмерным уплотнением, что приведет к усложнению процесса его удаления из места нанесения.

Стоимость 1 кг солидола – 200 рублей.

ЦИАТИМ-201


Данное смазочное вещество используется в различных узлах, где происходит постоянное трение, в условиях незначительной нагрузки. Фото: Piteroils.ru

Особенность смазки заключается в стойкости к низким температурам. Стабильная эксплуатация обеспечивается при температуре от -50 до +120 градусов по Цельсию. Как и другие аналогичные смазочные материалы, ЦИАТИМ-201 – водостойкий, а также способен качественно защитить детали от возникновения ржавчины. Использование смазки данного типа увеличивает срок службы смазываемых элементов, предохраняя их от износа.

Стоимость 800 г смазки – 160 рублей; ведро (17 кг) – от 2500 рублей.

Mobil Unirex EP2

Благодаря основному компоненту данной смазки – минеральному маслу, обеспечивается долгий срок службы узлов и агрегатов. Mobil Unirex EP2 применяют в местах, на которые осуществляется значительная нагрузка. Сфера применения не ограничивается лишь автомобилями. Широко распространена данная смазка и на промышленных предприятиях, где задействованы сложные технические механизмы. Данная смазка имеет такие характеристики как: антикоррозийная обработка, стойкость к воздействиям воды, долгий срок эксплуатации, температурный режим использования – от -50 до +140 градусов по Цельсию.

Цена 400 г смазки Mobil Unirex EP2 составляет 200 рублей.

Shell Gadus S2 V220AD 2

Применяется для смазки подшипников, работающих в условиях значительной нагрузки, а также повышенной влажности. Основным компонентом также является минеральное масло, а также специальное литиевое мыло-загуститель. Помимо этого, данное смазочное вещество имеет ряд присадок, которые обладают свойствами от износа, окисления и коррозии.

Выделяется Shell Gadus S2 V220AD 2 из других рассматриваемых литиевых смазок благодаря своей непереносимости холодных температур. Рабочая температура – от -10 до +120 градусов по Цельсию.

Цена 400 г – 300 рублей.

Аэрозольные литиевые смазки

Данный тип литиевой смазки является самой удобной. Аэрозоль способна обеспечить более глубокое проникновение и соответственно качественную смазку трущихся элементов.

WD-40 SPECIALIST


Неподражаемая WD40 нашла свое применение и в этой области. Фото: www.bautechnikshop.de

Применяется на механизмах с чрезмерной нагрузкой и работой. WD-40 способна уберечь от раннего возникновения коррозии на той или иной детали. Использование данной смазки позволяет снизить трение деталей и обеспечить плавность их движения. Температурный режим использования — -18 до +140 градусов по Цельсию.

Стоимость данной белой литиевой смазки в аэрозоли 400 мл – 400 рублей.

RUNWAY

Используется для защиты от износа различных механических деталей: тросы, подшипники и другие механизмы. Отталкивает воду, качественно защищает трущиеся элементы от ржавчины. Рабочий температурный режим – от -20 до +100 градусов по Цельсию.

Цена 400 мл – 250 рублей.

Итог

Литол 24 – один из самых важных смазочных материалов, который должен находиться у любого автовладельца в гараже. Благодаря своей универсальности, он обрел славу. Кроме того, на российском рынке существует множество аналогичных литиевых смазок, в том числе в виде аэрозолей.

Увидеть реальный тест смазок на термоустойчивость вы можете в этом видео:

 


Читайте:



Почему новорожденный не спит после кормления

Почему новорожденный не спит после кормления

Как новорождённого уложить спать, если он всем своим видом показывает, что не хочет отдыхать? Или же он ночью бодрствует, а днём дремлет, что...

Менструальная капа: выбор, способы применения и хранения

Менструальная капа: выбор, способы применения и хранения

Менструальная чаша — это новинка в сфере интимной гигиены, которая считается приемлемой альтернативой прокладкам и тампонам. О последних мы...

Определение цвета эякулята

Определение цвета эякулята

В 3 мл эякулята здорового мужчины с хорошей спермограммой содержится 120-600 млн сперматозоидов. Однако для успешного оплодотворения большее...

Что можно давать ребенку в 8 месяцев

Что можно давать ребенку в 8 месяцев

Для того чтобы полностью удовлетворить потребности растущего детского организма в ценных питательных веществах, его меню должно быть...

feed-image RSS