В каком возрасте ребенок приучается к аккуратности и опрятности
Автор: Пастухова О.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 26» (г. Первоуральск).
Актуальность. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков – это ранний возраст. Дети способны в этом возрасте понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила гигиены, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей с раннего детства.
Вид проекта: познавательно-игровой.
Тип проекта: долгосрочный (сентябрь-май).
Проблема: Несформированные культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста.
Участники проекта: дети в возрасте от 1,6 до 2 лет, педагоги, родители.
Цель: формирование у детей культурно-гигиенических навыков в игровой форме, используя различные виды деятельности.
1. Побуждать детей мыть руки и лицо по мере загрязнения и перед едой, вытирать их полотенцем.
2. Развивать у детей умение правильно вести себя за столом во время еды, кушать аккуратно, не проливая пищи на стол, благодарить, выходя из-за стола.
3. Способствовать умению пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком).
4. Обучать детей навыкам самообслуживания.
5. Формировать навыки опрятности.
6. Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы умывания, одевания, приёма пищи).
Дети: Овладевают умениями самостоятельно умыться, мыть руки и лицо. Благодарить взрослых, выходя из-за стола. Умеют правильно держать ложку, задвигать стульчик. С помощью взрослого пользуются носовым платком, салфеткой, приводят в порядок одежду, прическу. Бережно относятся к вещам. Приобретают навыки опрятности. Под контролем взрослого выполняют отдельные действия: снимать и надевать (шапку, валенки, носки, расстегнутые туфли, шорты, колготки). Способны в игре отражать игровые умения по формированию культурно-гигиенических навыков.
Педагоги: Создают условия для формирования культурно-гигиенических навыков. Используют устное народное творчество (потешки, песенки, прибаутки) в процессе умывания, одевания, во время еды. Осуществляют индивидуальную деятельность с ребенком. Сотрудничают с родителями, совместно решая с ними задачи по формированию культурно-гигиенических навыков. Используют индивидуальные рекомендации и советы для родителей.
Родители: Проявляют интерес к формированию культурно-гигиенических навыков у их детей. Стремятся помочь использовать предложенные методы и приемы в домашних условиях. Предоставляют ребенку возможность включаться в гигиенический процесс.
Оборудование и материалы:
Обучающий материал: познавательная литература по данной теме, дидактические игры, картотеки потешек, стихов по формированию культурно-гигиенических навыков.
Демонстрационный материал: сюжетные картинки, предметные картинки, используемые при умывании (мыло, мыльница, полотенце, расческа, тазик для мытья), одевании (комплекты одежды), во время еды (посуда), схемы-алгоритмы, иллюстрации из книг, фото и видео материалы.
Игровые атрибуты: набор детской посуды (чашки, блюдца, тарелки, чайник, ложки, кастрюля, сахарница и др.), кукла в зимней одежде, комплект одежды для кукол, предметы-заместители, набор детской мебели, игровой персонаж для сюрпризных моментов и т.д.
2 этап. Организация и предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, книг с изображениями культурно-гигиенических навыков людей.
Показ и рассматривание сюжетных картинок по теме.
Введение схемы-алгоритма последовательности одевания, а также мытья рук.
Использование потешек, песенок, стихов в разные режимные моменты.
Обыгрывание игровых ситуаций по формированию к.г.н. на темы: «Домик для моей одежды», «Надо, надо умываться!», «У меня в шкафу порядок», «Катя моет руки», «Помоем куклу Катю» и другие.
Чтение художественной литературы (стихов, сказок) по воспитанию культурного поведения за столом.
Общение на темы: «Научим Хрюшу умываться», «Давайте никогда не ссориться», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Вечная слава воде», «Когда необходимо мыть руки» и др.
Использование дидактических игр по данной теме.
Родителям даются рекомендации и советы по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Индивидуальная работа по закреплению культурно-гигиенических навыков у детей.
Показ-инсценировка «Хлюп, хлюп, хлюп», «Отчего болят зубы» и др.
Наблюдение за трудом няни (моет посуду, протирает пыль, пылесосит ковер, моет полы) и т.д.
Проведение сюжетно-ролевых игр «Покормим Катю обедом», «Приходите в гости», «Научим Катю одеваться» и другие.
Игры на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, расстегивании, шнуровании.
3 этап. Практическая деятельность.
Для эффективного достижения поставленных целей и задач мы подобрали разные формы и способы работы с детьми. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, вовлечь в процесс, нами создается игровая проблемная ситуация «Как научить куклу Катю мыть руки, правильно сидеть за столом, одеваться и раздеваться».
В процессе умывания, кормления, одевания, укладывания ребенка спать мы использовали различные потешки, песенки, прибаутки. Чтобы побуждать малышей мыть руки, мы предварительно рассматривали с ними сюжетные картинки, где изображены люди в процессе разных режимных моментов; а также рассматривали предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой), одевания (одежда), во время еды (посуда) и другие.
Для успешного развития к.г.н. мы разработали перспективный план игровых занятий с куклой Катей. Наша задача была, используя сюрпризный момент в доступной для малышей форме, научить детей умываться, закреплять навыки самообслуживания. В играх с куклами у маленьких дошкольников формируются не только культурно-гигиенические навыки, но и нравственные качества – это заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.
При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку мы целенаправленно направляли детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять сандалики, носки, надеть колготки) до целостного процесса. Старались детей побуждать обращаться за помощью к взрослому, так как в этом возрасте важно доверительное отношение малыша со взрослыми. Использовали дидактические игры на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. В совместной деятельности проводили игровые упражнения «Купание куклы Кати», «Оденем куклу на прогулку», «Накроем стол к обеду», «Наведем порядок» и многие другие.
Особое внимание уделяли индивидуальной работе по формированию культурно-гигиенических навыков, приучали малышей быть опрятными, следить за своим внешним видом. Поэтому использовали обыгрывание игровых ситуаций: «Угостим Хрюшу обедом», «Хрюша моется» и др. Наблюдая за действиями героев-игрушек, дети быстрее овладевают самостоятельными действиями, при этом испытывают радость от показа.
При формировании культурно-гигиенических навыков нами были привлечены родители с целью закрепления полученных знаний и умений в повседневной жизни. Были даны советы и рекомендации по формированию культуры еды, привитию малышам навыков самообслуживания, что необходимо знать о подгузниках (так как многие родители используют их до сих пор) и многие другие рекомендации. Некоторые из родителей поделились личным опытом.
Таким образом, в результате проведенной работы к концу года дети раннего возраста постепенно овладели культурно-гигиеническими навыками, как частью неотъемлемой культуры поведения. Они научились умываться, вытирать лицо и руки самостоятельно. Способны правильно держать ложку, стараются кушать аккуратно. Благодарить взрослых, выходя из-за стола, пользоваться салфеткой. С помощью взрослого пользуются носовым платком, обращают внимание на опрятность в одежде. Малыши стали бережно относиться к вещам. А также способны применять полученные умения в игровой деятельности.
Поэтому, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки в раннем возрасте обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Приложение №1. Перспективное планирование игровых занятий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.