Не пропусти
-->
Главная » Воспитание поведения » Статья по теме: как воспитать самостоятельность, скачать бесплатно, Социальная сеть работников образования
-->
как воспитать самостоятельность? Как воспитать самостоятельность у ребенка дошкольного возраста. Рекомендации, пожелания. как воспитать самостоятельность? Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу.

Статья по теме: как воспитать самостоятельность, скачать бесплатно, Социальная сеть работников образования

как воспитать самостоятельность?

Как воспитать самостоятельность у ребенка дошкольного возраста. Рекомендации, пожелания.

как воспитать самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

• умение переносить известные способы действий в новые условия.

ЕСЛИ ВАМ ДО 3 лет

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Уже в 1—2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

КАК ВЫГЛЯДИТ НЕ-САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его “глупым” затеям. Итог один – отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности. Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью – просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок “мается”, не знает, чем себя занять – то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится. Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя – короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.

Синдром беспомощности – это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей – инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны.

1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

ЕСЛИ ВАМ ОТ 3 до 6 лет…

1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

Воспитание самостоятельности тесно связано с формированием умений и навыков, с овладением деятельностью. Научите ребенка, как правильно держать ложку, в какой последовательности раздеваться, застегивать пуговицы и дайте ему возможность действовать.

Повторяя, он усвоит эти умения, важно лишь не спешить. Понукания и обзывания: «Ну, быстрее», «Копуша», Кляча не способствуют развитию самостоятельности.

Постепенно надо развивать у детей самостоятельность и в других видах деятельности. Начинаться эта работа должна с воспитания потребности действовать. Известно, что такая потребность возникает тогда, когда дети наблюдают за деятельностью взрослых; других детей. Поэтому для воспитания у ребенка желания трудиться родители должны показывать, как трудятся взрослые, поддерживать интерес к наблюдениям за домашним трудом. Дети обычно любят смотреть, как папа чинит утюг, копает грядки, как мама стирает белье, делает винегрет, печет пироги. Пусть ваш ребенок будет с вами, когда вы делаете уборку в квартире, трудитесь на участке. Не отгоняйте детей от себя, а, наоборот, привлекайте внимание к некоторым действиям.

Наблюдения вызовут потребность подражать. Чтобы удовлетворить ее, предложите ребенку участвовать в вашем труде, но предварительно покажите, как надо делать. Он с готовностью будет оказывать вам некоторую помощь: подержит, принесет, подаст. Хорошо, если родители создадут условия для более активного участия ребенка в труде: дадут тесто — пусть сделает булочку, или тазик с водой — пусть постирает мелкие вещи. Необходимость применения того или иного трудового действия следует обосновывать, чтобы обеспечить осознанность трудовой деятельности. Если родители не будут объяснять ребенку целесообразность того или иного трудового действия, а ограничатся лишь указанием «так надо», то у ребенка может пропасть интерес к труду, он будет действовать по своему усмотрению.

Если непосредственно к труду вы не можете вызвать желания, то используйте интерес ребенка к другим видам деятельности: игре, рисованию, слушанию сказок. Предложите ему сделать уборку в игровом уголке, постирать белье для куклы, подклеить любимую книжку, посеять овес для канарейки — и ребенок захочет выполнить трудовое задание.

ЕСЛИ ВАМ ОТ 6 лет и старше…

У детей старшего дошкольного возраста надо воспитывать способность самостоятельно познавать и решать познавательные задачи. В школе ребенку с первых дней будут давать учебные задания на дом, которые он должен выполнять самостоятельно. Родители, не воспитавшие у ребенка самостоятельности в познавательной деятельности, вынуждены будут в первом классе вместе с ребенком заниматься подготовкой уроков .

Интерес к познавательной деятельности легче всего воспитать на материале явлений природы. Для ребенка природа всегда загадочна, полна чудес и тайн. Можно давать ребенку задание по выяснению интересующих его сведений путем длительных наблюдений. Например, узнать, как образуются яблоки на яблоне, как замерзает вода в луже, вырастают листья на каштане, рассмотреть и зарисовать формы снежинок, узоры на стекле, выяснить, как синички достают из щелей насекомых. Можно предложить ребенку проверить достоверность народных примет, увидеть то, о чем вы прочитали ему в книжке, и т. д.

В любом виде деятельности надо постепенно переводить ребенка на самостоятельную основу. Уровень самостоятельности должен повышаться в связи с возрастающими возможностями. Пусть вначале ребенок самостоятельно получает только результат, а цель, способы и план деятельности определяются и выполняются с помощью родителей. Потом можно требовать от ребенка самостоятельного выполнения задания, предложив ему самому спланировать свою деятельность, наметить способы решения поставленной задачи. По мере усвоения умений и навыков следует повышать требования к качеству выполнения, учить ребенка самостоятельно намечать цель своей деятельности (замечать необходимость уборки, устранения неполадок в одежде и др.).

Выполнение родителями данных рекомендаций поможет воспитать самостоятельность у детей в дошкольном детстве.

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра — это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

-->

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

-->
x

Check Also

Как воспитать у ребенка ответственность: 3 главных принципа

Как воспитать у ребенка ответственность: 3 главных принципа В широком смысле под ответственностью мы понимаем готовность отвечать за что-либо: за отношения, за порядок в прихожей, за домашнего питомца, за свои поступки, слова и обещания.

Как воспитать в себе лидера, как стать лидером

Лидер, это не обязательно человек с выдающимися природными способностями, сверхвысоким IQ. Это в первую очередь человек, обладающий интуицией, проницательностью и коммуникабельностью.

Как воспитать дисциплинированного ребенка? Планета Детства

В современном обществе, предъявляющем к человеку жесткие требования, воздвигающем на его пути множество препятствий и вызывающим массу стрессов, дисциплина становится крайне необходимой для человека, и её основы закладываются в детстве.

Как воспитать в ребёнке уверенность? Как вырастить счастливого человека?

Как воспитать в ребёнке уверенность? Как вырастить счастливого человека? Проанализировав отношения в семье, невольно сталкиваешься с огромным количеством предрассудков.

Можно ли наказывать, бить ребенка ремнем в целях воспитания? Как воспитать ребенка без ремня?

Можно ли воспитать ребенка без ремня? Людмила Петрановская Осознанно, не в момент нервного срыва, а в целях «воспитания» родитель может бить своего ребёнка в случае отсутствия у него эмпатии, способности напрямую воспринимать чувства другого человека, сопереживать ему.

Эйнштейн в семье: как воспитать гения?

Психологи утверждают, что 90% успешности человека зависят не от его судьбы или генетики, а от воспитания. Родителям, которые хотят вырастить гения и/или преуспевающего человека, следует тщательно заниматься своим ребенком.

Как воспитать в мальчике мужчину

Зачастую будущие родители ждут результатов УЗИ как приговора: мальчик или девочка? Услышав резолюция врача, они с облегчением вздыхают: ура, это именно то, что мы хотели.

Читать онлайн — Как правильно воспитать сына без отца — Владимир Леонов

Если вы читаете эти строки – значит у вас есть вопросы. И вопросы эти определенного толка. Действительно, эта книга предназначена для женщин, которые воспитывают сына без отца.

Читать книгу Как правильно воспитать сына без отца Владимира Леонова: онлайн чтение — страница 1

Текст книги Как правильно воспитать сына без отца - Владимир Леонов Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Читать книгу Как воспитать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной Б

Текст книги Как воспитать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной - Борис Волков Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Читать книгу «Как правильно воспитать сына без отца» онлайн полностью — Владимир Леонов — Страница 2

«Как правильно воспитать сына без отца» — Владимир Леонов, Страница 2 Правильное воспитание сына начинается с вашего отношения к нему. Когда ребенок чувствует и знает, что мама его любит только потому, что он ее сын, многих проблем можно легко избежать.

Читать бесплатно книгу Как правильно воспитать сына без отца, Владимир Леонов

Если вы читаете эти строки – значит у вас есть вопросы. И вопросы эти определенного толка. Действительно, эта книга предназначена для женщин, которые воспитывают сына без отца.

Читать бесплатно книгу Как воспитать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной, Борис Волков

Как воспитать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной © ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016 © Волков Б.С, текст, 2016 Данное пособие написано в связи с необходимостью помочь родителям в воспитании мальчика как будущего мужчины, активного труженика, создающего материальные и духовные ценности, и защитника своей Родины.

Хочу воспитать гения

Хочу воспитать гения Итак, первый шаг - это не запрещать ребенку контакт с внешним миром. Убирая предметы, опасные для его жизни, дай возможность исследовать мир вокруг.

Феномен еврейского воспитания: 8 секретов от еврейских мам о том, как воспитать гения, Her Beauty

Феномен еврейского воспитания: 8 секретов от еврейских мам о том, как воспитать гения Нередко с ухмылкой говорят про еврейское воспитание, но часто в людях говорит зависть, ведь статистика приводит совершенно ошеломительные данные.

Тема «Как воспитать гражданина своей страны? », Авторская платформа

Методическая разработка родительского собрания для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Этякова Ольга Михайловна, воспитатель I квалификационной категории.

Талант или трудолюбие: Как воспитать гения, The Steppe

Автор, соведущая и редактор подкаста Один процент Жанара Рахметова рассказала Степи о том, как на самом деле появляется талант. Существует мнение, что талант это врожденное качество.

Сын без отца: как вырастить и правильно воспитать сына одинокой маме?

Неполная семья может быть вполне уютной для ребенка, всесторонне развивающей и полноценной ; главное, с умом организовать воспитательные моменты. Как правило, семья ;мама и дочка ; испытывает меньше проблем, потому что мама с дочерью всегда могут найти общие темы для разговоров, общие занятия и интересы.

Статья на тему: Как воспитать маленького помощника, Образовательный портал — учебно-методические материалы для учителей

Как воспитать маленького помощника. Практически все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок был отзывчивым, добрым и рос будущим помощником. Очевидно, что формирование такого ценного качество, как трудолюбие, необходимо начинать как можно раньше.

Статья на тему: Как воспитать маленького помощника

Как воспитать маленького помощника. Практически все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок был отзывчивым, добрым и рос будущим помощником. Очевидно, что формирование такого ценного качество, как трудолюбие, необходимо начинать как можно раньше.

Семинар для родителей «Как воспитать ребёнка счастливым&raquo

Семинар для родителей «Как воспитать ребёнка счастливым» Семинар для родителей «Как воспитать ребёнка счастливым» • сформировать представление о потребностях детей, об необходимости удовлетворения их родителями, • сформировать представление о «зоне ближайшего развития» ребенка.

Психология как воспитать себя книга

Иногда достаточно сделать только шаг навстречу счастливым переменам. Полная уверенность в себе дана не всем и не каждому. К мальчикам и девочкам нужен разный подход, ведь и психология у них разная.

Правильно воспитать сына

Мой муж вырос без родителей.Бабушка им занималась.И довольно неплохо.Но есть пробелы в мужском воспитании.Ухаживать не умеет,что-то починить в доме-проблема,поиграть с ребенком-тоже не особо.

Переходный возраст: как пережить его и воспитать гения, Психология на

Переходный возраст: как пережить его и воспитать гения Подростковый возраст, когда человек находится в промежуточном состоянии между детством и взрослостью недаром считается самым сложным периодом в жизни человека.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->