Поощрение – не дрессировка или как с пользой уделить внимание ребенку
Статью подготовила специалист по социально-бытовой абилитации «Елизаветинского сада» (АНО ММДЦ) Ирина Юрьевна Образова для Ресурсного центра в рамках реализации проекта «Счастливая семья. Комплексная социальная поддержка и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами с ДЦП».
На первом вебинаре мы вскользь упоминали о различных видах поощрений. Сегодня разберем каждый вид в отдельности и попробуем вместе ответить на самые распространенные вопросы, возникающие при использование данного метода. Стоит или нет применять в обучении данный метод? Как он работает? Не подумают ли, что это больше походит на дрессировку? И что вообще такое «поощрение»?
Если Вы попробуете набрать в интернете «правила поощрения», то, вероятнее всего, поисковик выдаст Вам список, состоящий примерно из 7-8 пунктов.
1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка.
2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.
3. Не хвалите ребенка за естественные вещи.
4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте
5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды.
6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой.
7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться за-ранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…». Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды.
8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, про-явленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
Вам может показаться, что метод поощрений немного похож на дрессировку, особенно, когда дело касается поощрений в виде сладостей. Давайте посмотрим на это с другой стороны.
— Какой ты молодец! Справился сам! – Марина одобрительно дотронулась до плеча мальчика и он радостно повторил хлопок ладошкой. – Теперь, как мы и договорились, ты можешь первый выбрать игру.
У пятилетнего Миши К. гиперкинетическая форма ДЦП. Ему очень тяжело захватывать и удерживать предметы, но мы (педагоги и родители) усиленно работаем над этим. На групповом занятии КРУГ дети по очереди хлопают пластмассовой ладошкой, передавая её по кругу. Мише совсем не давалось это, казалось бы несложное, действие и изначально педагог делал это Мишиной рукой. Мальчику совсем не хотелось брать в руки ладошку, потому что он знал, что в очередной раз потерпит поражение – его ручка совсем его не слушалась.
Но как именно срабатывает поощрение, делая учебный процесс эффективным? Поведение ребенка на занятии может но¬сить характер, соответствующий, в общем, одному из четырех типов. Он может:
2. Делать не то, что нужно для выполнения задания (кричать «нет», плакать, убегать из комнаты).
3. Делать попытку выполнить задание (не довести дело до конца, но пытаться).
4. Успешно выполнить задание.
Давайте рассмотрим различные типы поощрений и подумаем, как каждое из них может использоваться конкретно в Вашем случае.
И именно потому, что ваше внимание – столь могущественная сила, которая способна закрепить модель предшествующего ей поведения, вы должны пользо-ваться ею особенно разумно. И потом, разве не являются проявлениями Вашего внимания строгий голос, уговоры? Они, конечно, не так приятны как ободрение и улыбка, но и они показывают ребенку, что Вы взаимодействуете с ним, а значит, и они могут быть восприняты как поощрение. И так же как любое поощрение могут стать для него стимулом к повторению того, что он уже сделал, как бы это ни было плохо.
Дальше – больше. Не стоит рассчитывать на то, что Ваш ребенок менее сообразителен, чем Вы. Наши дети довольно быстро понимают, как в короткие сроки добиться нашего усиленного внимания.
Некоторым родителям не нравится идея использо¬вания лакомства в качестве средства поощрения, потому что «это уж очень похоже на дрессировку жи-вотных» или потому что «она (он) может прекрасно обходиться без такого поощрения». Разумеется, для себя Вы будете этот вопрос решать сами.
Однако сначала мы посоветовали бы Вам принять во внимание особенности Вашего ребенка.
Если вы поощряете ребенка его любимым лакомством, давай¬те только ма-ленькие кусочки или глоточки. В качестве угоще¬ния можно взять любимые большинством детей кусочки пече¬нья, фрукта или глоток сока.
Прежде чем перейти к следующей ступеньке, убедитесь, что ребенок уверенно выполняет задание, поощряемый только Ва¬шим вниманием. Оставьте лакомства до более трудного этапа. Не забывайте, что еда – очень сильный стимул и здесь важно не злоупотреблять. Однако старайтесь никогда не приберегать «на потом» похвалу и вообще не переставайте хвалить его.
Одним из способов поощрения может быть предложение по¬заниматься люби-мым делом (подойдет почти все из того, что доставляет ребенку удовольствие). Вспомните себя. На сколько быстрее шло нелюбимое мытье посуды, когда в обмен было обещано посещение зоопарка.
Использование занятий, которые ребенок любит, в качестве побудительного мотива для выполнения чего-то менее прият¬ного, вещь известная.
Вместо того, чтобы каждый раз за выполненное задание поощ¬рять ребенка приятным делом, педагоги нередко растягивают период «зарабатывания» награды. Для того, чтобы в этот пе¬риод поддерживать мотивацию, они используют «накопитель¬ную» систему – жетоны.
Коля М., 8 лет, спастический тетрапарез. Коля начинал с такого вида под-крепления, как внимание, затем поощрение в виде любимых настольных игр, и, наконец, очень хорошо принял систему жетонов.
Как научить ребенка пользоваться жетончиками
Какими бы жетончиками вы ни решили воспользо¬ваться – отметками в таб-лице, фишками для настоль¬ных игр или монетками — ребенку потребуется опре¬деленное время для того, чтобы понять, как важно ему их зарабатывать. Как мы уже отметили, начать вам придется с немедленного обмена жетонов на награ¬ду, которой он будет рад. Сначала делайте это четко и определенно. Похвалите за сделанную работу и дайте жетон. Затем, как только вы вручите ему награду, сра¬зу потребуйте отдать жетон вам. Проделывая все это, объясняйте каждый свой шаг: «Отличная работа, Коля, ты съел весь обед самостоятельно! Вот твоя от¬метка (сделайте отметку в таблице и дайте ее Николаю). За что ты получил отметку? Верно, поел сам. А теперь дай мне свою отметку (побудите Колю передать вам лист с таблицей) и посмотри, что ты по¬лучаешь: стакан сока. Вот как надо!»
Жетонная система поощрения очень эффективна. Она удоб¬на для Вас и занима-тельна для ребенка. Однако, пользуясь ею, важно иметь в виду следующие правила:
По мере усвоения нового навыка ребенок обычно все меньше нуждается в поощрениях, и мы можем постепенно отказаться от большинства из них – жетончиков, лакомств, любимых заня¬тий и т.п. Вероятнее всего, лишь похвала и чувство овладения навыком будут стимулировать его при выполнении необхо-димых действий. Остальные награды можно приберечь для преодоления этапов следующего навыка. Мы отказываемся от наград постепенно, путем увеличения количества заданий, которые нужно выполнить для получения «суперприза». На¬пример, если ребенок научился снимать шапку сам и только что сделал это, мы говорим ему: «Отлично, а сейчас давай снимем варежки, и тогда сможем покачаться в гамаке». И вот, вы переходите к следующему навыку, к следую-щему учебному плану! Теперь снятие шапки станет частью повседневной деятельности ребенка, и умение делать это будет поддерживаться вашей похвалой и совершенствованием его мастерства.
Любите друг друга и своих детей, а мы поможем Вам осваивать новые умения шаг за шагом.
Деятельность ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов, а также при поддержке Комитета общественных связей города Москвы.